Об этих своих старых машинках я периодически вспоминал. Но почему-то мне всегда казалось, что они сделаны в СССР. К счастью, сохранились не только они сами, но и коробочка от одной из них. И через столько лет, вчитавшись в немецкие надписи на ней, я вдруг понял, что сделаны они вовсе не в Союзе, да и масштаб у них имеется. Значит, вполне себе модели!
[700x525]
Когда начинаешь копаться в древностях, выясняется, что информацию о них найти бывает довольно трудно. В данном случае мне повезло - хотя бы Википедия об этой фирме что-то знает.
VEB Plasticart была основана в 1958-м году в восточногерманском городке Цшопау. VEB расшифровывается как Volkseigener Betrieb - народное предприятие. Основная продукция, по которой фирму знают большинство моделистов Советского Союза - сборные пластиковые модели самолётов и вертолётов. Многие модели являются уникальными, так как никто и никогда больше не выпускал таких. Поэтому они являются предметом охоты коллекционеров.
[700x525]
По картинкам выяснил, что парочка моделей авиатехники этой фирмы, оказывается, есть и у меня. Давным-давно мы с папой вместе собирали вертолёт Ми-2 и самолёт Ан-24, и оклеивали его декалями с логотипами восточногерманской авиакомпании. Стоят до сих пор на полочке в квартире родителей.
Что же до самой компании, то она, как выяснилось, несколько раз меняла названия. Поэтому по коробочке можно определить примерную дату выпуска моделей. "VEB Plasticart Zschopau" - это с 1973-го по 1989-й годы. О готовых моделях легковых автомобилей в масштабе 1:30 Википедия не знает, но, как видите, они существуют.
[700x525]
Одновременно с распадом Союза в 1991-м году компания закрылась. Временно. Через два года её выкупил предприниматель Манфред Вадер. В соседнем городке Эльтерлайне он открыл филиал компании, увеличив количество персонала в три раза. Но масштабных моделей фирма больше не производила, сосредоточившись на выпуске игрушек для дошколят.
В 2014-м году выпуск некоторых прежних моделей фирмы VEB Plasticart был возобновлён фирмой Reifra, которая делала пресс-формы для Plasticart.
[700x525]
[700x525]
Это - Феррари! Какая именно модель - не знаю, даже не искал, если честно. Просто Феррари и всё.
[700x525]
Надпись на трёх языках на обратной стороне коробочки можно перевести как "Игрушки ведут в мир техники".
[700x525]
В комплект модели входили и наклейки: белые полосы и кругляши с номером "1". Всё в точности как нарисовано на коробочке. И они даже были наклеены. Но со временем истрепались и отвалились. Лишь на левой двери осталась еле заметная серая полоска грязи, собранной клеем по контуру кругляша...
[700x525]
"Mit Schiebebild" означает "с наклейками". Шикарная в общем моделька была для своего времени.
[700x525]
Ни на днище, ни где-либо ещё на модели не оттиснено ни единой буковки или циферки. Догадаться о том, что это за модель и кто её выпустил, можно лишь по коробочке.
"Schwung laufwerk" означает по всей видимости "инерционный моторчик".
[700x525]
Модель и была им оснащена. Но позднее я этот моторчик "дезактивировал" - вынул из него маховик и лишние шестерёнки. Чтобы машинка лучше каталась. Ведь колёса из твёрдой пластмассы почти совсем не цеплялись за поверхность стола, и разогнать маховик можно было лишь по ковру или по поверхности дивана...
[700x525]
Капот и багажник у модели открывающиеся! Под капотом можно увидеть двигатель V8. Зелёный, правда. Зато очень красиво и чётко выполненный.
[700x525]
Петли со временем сломались, и крышки капота и багажника перестали держаться на машине. Как я сожалел об этом! Как пытался отремонтировать! И крючки из медной проволоки клеем "Момент" приклеивал, и чуть ли не спички изолентой прилеплял - ничего не помогало. Так крышки и жили, не на машине, а рядом с ней. А сейчас, взяв в руки паяльник и ненужный хеллеровский литник, я отремонтировал их буквально за полчаса! Повзрослел, опыта набрался, что говорить...
[700x525]
Шкода-100.
Более простая модель в техническом плане, ничего не открывается. Но уголок переднего бампера отломан, и на кузове кое-где присутствуют тёмные следы клея "Момент". Значит, игралась, и активно. Но не так активно, как Феррари, у которой блестящие колёсные диски местами затёрты до зелёной пластмассы...
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
На настоящую Шкоду-100 модель похожа не очень...
[700x350]
... но всё же более симпатична, чем
Шкода-100 от DeAgostini.
[700x525]
[700x525]
Решётка выпуска тёплого воздуха из моторного отсека и номерной знак сделаны одной белой деталью.
[700x525]
[700x525]
Инерционный мотор также дезактивирован.
[700x525]
В отличие от Феррари, Шкода имеет надписи на кузове. Шильдик "Skoda" на передней стенке и цифры-буквы на номерном знаке.
[700x525]
А на крышке капота воспроизведена даже эмблема Шкоды! Без лупы, правда, не разглядишь...
[700x525]