Пока писал последний пост про машинки Hot Wheels и им подобные, вспомнил вдруг, что где-то у меня есть залежь старых машинок-моделек такого же формата, которые я катал по столу где-то в середине 90-х. А что если попробовать их найти?
[700x525]
Эти машинки пришли ко мне разными путями. Что-то отдали знакомые, что-то сам нашёл на улице, что-то покупали мне родители ещё в конце 80-х, кое-что я даже купил сам, когда стали появляться первые карманные деньги. Но всё это было очень задолго до того, как я начал собирать модельки осознанно. Просто играл я в эти машинки, любовался на них, а потом сложил в долгий ящик, где они, собственно, и проживают в данный момент. Только для фотосессии вот "выдернул" их на время.
Начнём с отечественных игрушек.
Танки. Т-34(-76) и Т-34-85. Когда-то был у меня ещё один 85-й, но куда делся - не припомнить уже. А у друга видел ажурный БТ-7 из этой же "серии". Скорее всего, это была именно серия, которая наверняка включала в себя и ещё какие-нибудь интересные танки.
[700x525]
У 76-го был слишком тонким ствол орудия, который, конечно же, не смог долго прожить в детских руках. Ремонт был незатейливым: от обычной швейной иглы было отломано ушко, сама она была нагрета на газовой конфорке и вплавлена острым концом в башню. И держится ведь до сих пор!
[700x525]
Как здорово, что на некоторые машинки у меня сохранились и коробочки! Иначе как бы я сейчас узнал, что выпускались эти танки в Белоруссии? А отраслевой стандарт (ОСТ) 84-го года говорит о том, что выпущен он по крайней мере не раньше.
[700x525]
У 85-го орудие сохранилось в оригинале, однако потерялся навесной бак с правого борта.
[700x525]
А на его коробочке уже нет никакой информации о производителе. Только артикульный номер.
[700x525]
Проработка деталей очень высокая. Показаны даже болты на крышках подшипников катков. Однако всё это великолепие, естественно, неподвижно. Разнообразием цветовой гаммы модель тоже не радует - пластик окрашен в массе в один цвет - и этого достаточно. Масштаб нигде не указан. Думаю, что 1:87 или что-то близкое к нему.
[700x525]
Чтобы танк хоть как-то мог катиться по поверхности, он оснащён колёсами. Гайка М3 с шайбой - это уже кустарная доработка. Изначально здесь была "одноразовая" пружинная шайба, которая при снятии снимает стружку с пластикового стержня и после этого уже не держит половинки корпуса.
[700x525]
Джип. Несмотря на все несуразности и даже отсутствие второй пары дверей, УАЗик в нём узнаётся стопрцентно!
[700x525]
[700x525]
Любопытно, что двухдверная модификация 469-го действительно существует. Такую машину с укороченным шасси и кузовом выпустили для военных, она мелькнула где-то в 2000-х на страницах журнала "За Рулём", и с тех пор я о ней ничего не слышал. Игрушечная же машинка опередила свой прототип как минимум лет на десять.
[700x525]
Кто её выпустил - уже наверное и не узнать. Блеклая эмблема неизвестного производителя на донышке - всё, что осталось потомкам.
[700x525]
Просто машинка. Скорее всего, даже протоипа не имеющая. Но отливка сделана отлично, все линии и контуры очень чёткие. Приятно посмотреть. Колёса вращаются туговато, но не заедают и ни за что не задевают.
[700x525]
[700x525]
Машинка состоит всего из трёх деталей.
[700x525]
Снова логотип неизвестного производителя. Стоит напомнить, что в Советском Союзе часто игрушки выпускались на заводах, как побочная продукция, "товары народного потребления". В том числе и на заводах тяжёлого машиностроения, и даже на оборонных предприятиях. Так что вполне возможно, что эта машинка - "привет" от какого-нибудь "почтового ящика №...".
[700x525]
Любопытна она тем, что целиком резиновая! Кузов мягкий, мосты чуть жёстче, но тоже мягкие.
Качественная отливка, качественная резина, которая не "высохла" и не "потекла" за столько лет - какова же была профильная продукция завода?
[700x525]
Таллинская Norma - один из лучших заводов игрушек на территории бывшего СССР. Причём игрушки были профильной продукцией завода. А кроме игрушек там выпускались ремни безопасности для АвтоВАЗа. Эти ремни ставились на всю ВАЗовскую "классику", возможно, и на переднеприводные машины тоже какое-то время.
Информации об этой фирме в Интернете не густо. На рубеже веков, будучи одним из самых успешных предприятий в Эстонии, Norma перешла на выпуск систем безопасности для АвтоВАЗа и Volvo и, похоже, от производства игрушек отказалась. С тех пор мне о ней ничего не известно. Обанкротилась и закрылась? Вошла в состав (была куплена) некоего международного концерна, переименована, потом перепродана и сейчас занимается непонятно чем? Или тихо-мирно работает, по-прежнему выпуская ремни безопасности? Не знаю...
[700x525]
Машинки серии "Виру" появились в производственной гамме перед самым распадом СССР. Одни из первых с новым и непривычным пружинным мотором, с футуристическим дизайном, эти машинки очень быстро стали предметом гордости их счастливых обладателей. Их можно было легко принести в школу в кармане и хвастаться ими перед одноклассниками на переменах. Или же "гоняться" - прямо на школьном столе...
[700x525]
ОСТ 84-го года. Технические условия 86-го. Дата упаковки - 88-й.
[700x525]
Меня всегда интересовала необычная конструкция этой коробочки. Особенно надпись "Start", которая была внутри. Коробочку можно было как-то использовать для игры?
[700x525]
На машинке более раннего выпуска надписи на колёсах жёлтые. На более поздней - белые.
[700x525]
Со временем с машинками что-то случалось... Они переставали ехать прямо, а начинали закручиваться в хорошем таком заносе. Мне почему-то казалось, что виновата в этом выработка крепления передней оси. А сейчас посмотрел, пощупал - пришёл к выводу, что перекашивается пружинный мотор вместе с задним мостом, отрывая одно из задних колёс от земли.
[700x525]
Машинка разбирается, как автомат Калашникова - без единого болта.
[700x525]
Пружинный мотор - не китайский пластиковый ширпотреб, а собственная разработка. Пластиковые здесь лишь барабан с пружиной и маленькая шестерня, служащая для заводки пружины.
[700x525]
Конструкция больше напоминает часовой механизм, чем стандартный пружинный мотор. А латунные шестерёнки, стоящие на заднем мосту, кажется, имеют даже встроенные обгонные муфты.
[700x525]
"Виру-10" - упрощённая и удешевлённая копия машинки "Виру". Пружинный мотор заменён пластиковой деталью, имитирующей двигатель, задние колёса такие же маленькие, как передние, на кузове отсутствуют рисунки и надписи.
[700x525]
Особой востребованности у этой машинки не было. Поэтому она и сохранилась почти что в первозданном состоянии.
[700x525]
Разница в цене была, конечно, ощутимой.
[700x525]
Название завода отформовано на "козырьках" в корме кузова...
[700x525]
... и нанесено краской на боковины покрышек.
[700x525]
Перейдём к импортным машинкам. Китайские безымянные. Они стали появляться где-то с середины 90-х. "Челноки"-бизнесмены после распада СССР и открытия границ вдоволь завезли джинсов и других импортных тряпок, и потихоньку стали переходить на менее ходовые товары. В том числе и игрушки.
[700x525]
Таких достаточно много. Никаких ссылок на производителя, "made in china" и всё. Иногда ещё некий серийный номер на донышке. С неизвестными прототипами, или вполне узнаваемые. В разной степени убитости. Вот эта, например, вполне "жива", несмотря на трудные испытания в прошлой жизни. Способна катиться на своих колёсах, причём даже довольно прямо, и подвеска ещё пружинит.
[700x525]
Днище когда-то было покрыто зеркальным напылением, но на открытых поверхностях оно стёрто до чёрного пластика. Скорее всего, виновата в этом песочница.
[700x525]
Автобус.
[700x525]
Несмотря на несколько сколов, краска на нём в хорошем состоянии. А вот подвеска просажена до того, что колёса упираются в арки и не крутятся.
[700x525]
[700x525]
Американский пикап на здоровенных колёсах. Скорее всего Ford.
[700x525]
Простенькая вроде бы машинка, однако салон более-менее есть, а на заднем борту отформованы здоровенные петли.
[700x525]
[700x525]
Фольксваген-Жук. Неплохая форма, но совершенно идиотская раскраска. Состояние - "почти новый". Небольшие потёртости заметны только на колёсах.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Следующие модели - тоже безымянные китайцы, но проработка и окраска их значительно лучше. Колёса, оси, мягкая подвеска выполнены более качественно, и в общем играть в такие машинки куда приятнее и интереснее.
Вот эта машинка, думаю, имеет вполне реального прототипа. Что-то похожее на Chevrolet Celebrity или Cavalier 1985-го года, но, возможно, и не они совсем.
[700x525]
Лакокрасочное покрытие имеет многочисленные мелкие царапины и потёртости, но ходовая часть в полном порядке - машинка катится легко, свободно и прямо.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
А это - однозначно Pontiac Firebird второго поколения (1970-1981). Машинка затёрта куда сильнее предыдущей, от серебрянки на колёсных дисках не осталось и следа, при езде забирает слегка влево, что говорит об износе колёс или изгибе одной из осей. Но всё равно выглядит вполне неплохо.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Этот набор пожарных машин я купил сам. Очень уже мне захотелось маленький яйцеобразный вертолётик, мелькавший во множестве появившихся на экранах американских боевиков. Да и фургон оказался Chevy Van - как в сериале "A-team", который я смотрел иногда по ночам на английском языке с эстонскими субтитрами...
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Некая американская пожарная машина с коленчатым подъёмником.
[700x525]
[700x525]
В люльке подъёмника имеется фигура пожарного - слишком большая, чтобы влезть даже в кабину этой самой машины.
[700x525]
Подпружинен только передний мост, задний установлен жёстко.
[700x525]
Подъёмник вполне функциональный.
[700x525]
Вертолёт Hughes-500 (Хьюз-500). Его миниатюрная модель получилась настолько удачной, что выпускается и продаётся до сих пор, входя в различные комплекты спецтехники.
[700x525]
А вот с развесовкой у него не всё ладно. Чтобы вертолётик не заваливался на хвост, мне пришлось его аккуратно разобрать и положить в кабину стальной ролик от подшипника.
[700x525]
[700x525]
Лопасти ротора могут складываться - чтобы не занимал слишком много места в упаковке.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Тоже безымянный и совсем примитивный фургон, примечателен лишь надписью на днище - "made in hong kong".
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Далее пойдут машинки с именем. С именем Majorette.
Некий американский пикап, скорее всего, тоже Ford.
[700x525]
Интересно, на бортах и капоте изображены брызги грязи, или это такая своеобразная аэрография?
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Попробовал забить код в Гугл. Chevrolet Extended Cab Pickup.
[700x525]
Что-то смутно знакомое, но никак не вспомнить, что за прототип у этой модели?
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Американский тягач. International S-серии?
[700x525]
Правый передний угол здорово вмят, на рамке радиатора куча сколов, в остальном же машинка более-менее в порядке. Такое ощущенеие, что в прошлой жизни его долго "долбили" о какое-то препятствие носом.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Здесь указан масштаб - 1:100. Модель!
[700x525]
А в этой яркой машинке безошибочно узнаётся Ford Escort.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Хоть на донышке и написано Novacar, но...
[700x525]
...по его конфигурации...
[700x525]
... и по колёсным дискам можно смело сказать, что это тот же Majorette.
Интересно, что по запросу "Novacar" я этого форда не нашёл. Зато нашёл голубую машинку. Это Nissan 300ZX!
[700x525]
Ferrari GTO. Масштаб 1:56.
[700x525]
Эта машинка ко мне попала и так уже изрядно попользованной, и я сам ещё добавил ей кучку сколов краски. Насколько я помню, изначально у неё на капоте была даже миниатюрная жёлто-чёрная наклеечка с эмблемой Феррари.
[700x525]
Но несмотря на все перипетии и потерю товарного вида, в плане техническом она осталась в полном порядке.
[700x525]
И конечно сохранила свою выдающуюся грациозность форм.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Капот двигателя открывается, под ним - сплетение трубок и шлангов.
[700x525]
[700x525]
Рессора держит машину так, как-будто и не было в её жизни нескольких владельцев и нескольких десятков лет жизни.
[700x525]
Но правдоподобно модель выглядит только если прожать подвеску до конца.
[700x525]
И последняя модель - Volkswagen Transporter T3.
[700x525]
Появился он у меня под самый конец периода увлечения этими машинками, поэтому в играх практически не участвовал, и сохранился в том состоянии, в котором попал ко мне.
[700x525]
Стёртая краска на кромках - скорее всего, свидетельство часов, проведённых в песочнице. Пластилин, оставшийся в углах фар и днища говорит о том, что машинка активно игралась и дома, а также о творческой личности прошлого владельца. Длинные цветные волосы, намотанные на переднюю ось - о том, что где-то рядом была женщина.
[700x525]
Кормовая дверь открывается. Внутри видны носилки, шкафчики и стульчики, характерные для "скорой помощи".
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Это - Matchbox! 1987-го года. В этом году машинка празднует юбилей - 30 лет!
Мягкая подвеска, открывающиеся дверцы - то, чего Мэтчбокс лишился за эти годы...
[700x525]