Конечно, здесь у меня представлены далеко не все модификации. Нету, например, полугусеничного ЗиС-42, модель которого, насколько мне известно, массово пока никто не выпустил. Да что говорить - нету даже базовой модели - ЗиС-5. Вместо него выступает упрощённый ЗиС-5В военного времени. Но это пока всё, до чего дотянулись мои ручонки))).
[700x525]
АМО-2.
Первая модель Автомобильного Московского Общества - АМО-Ф-15, разработанная на базе итальянского грузовика Fiat-15ter и выпускающаяся с осени 1924-го года, к началу 1930-х изрядно устарела, и было принято решение о выпуске новой машины с лучшими эксплуатационными характеристиками. Завод начал было договариваться о сотрудничестве с немецким Мерседесом, но молодое руководство Страны Советов приняло другое решение - и заключило договор с американцами. Автомобиль Autocar Dispatch SA в виде машинокомплектов был завезён в СССР, и на заводе началась его сборка под маркой АМО-2.
[700x525]
Автомобиль собирали два года, с 1931-го по 1932-й. И собрали в общей сложности 1715 машин.
[700x525]
Он обладал грузоподъёмностью 2,5 тонны при собственной массе 2,8 тонны. Впервые в СССР на нём появилась гидравлическая тормозная система, система зажигания от аккумуляторной батареи и воздушный компрессор с приводом от КПП.
[700x525]
Матовые серые крыша и оконные проёмы дверей очевидно должны символизировать детали из брезента.
[700x525]
Средний расход бензина АМО-2 - 33 литра на 100 км. Таким образом 60-литрового бака ему хватало менее чем на 200 км. Бензобак находится под кабиной, заправочная горловина выведена на правую стенку кабины позади двери.
[700x525]
[700x525]
Производитель модели разместил инструментальный ящик слева под кузовом и запасное колесо - на раме в заднем свесе.
[700x525]
На решётке радиатора АМО-2 красовалась оригинальная эмблема с расположением букв друг над другом.
[700x525]
АМО-3.
По сути это тот же АМО-2, только все его комплектующие были уже советского производства. Начал производиться на заводе АМО с ноября 1931-го года параллельно с АМО-2 и закончил в конце 1933-го уже под маркой ЗиС-3.
[700x525]
Машина отличалась от своей предшественницы конструкцией заднего моста, а внешне - передними крыльями и кронштейнами фар. Модели же от Хонгвелла не имеют даже этих отличий. Возможно, в целях экономии, а может быть китайцы просто не нашли, в чём эти отличия заключаются. Чтобы хоть как-то различить машины, они сделали в дверях полноценные, а не "брезентовые" оконные проёмы, а также оснастили АМО-3 блестящим передним бампером и противосолнечным козырьком над ветровым стеклом. Заправочная горловина бензобака исчезла.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Эмблема на решётке радиатора АМО-3 также оригинальная - овальной формы, буквы АМО вписаны в пятиконечную звезду.
[700x525]
ЗиС-5.
Легендарная "трёхтонка", которая на пару с "полуторкой" ГАЗ-АА "вывезла" на себе победу в Великой Отечественной войне.
Этой машине обязан своим рождением Ульяновский автозавоз и Уральский автозавод - своим превращением из авиабомбового "завода №316" в автомобильный.
[700x525]
АМО-3 был полностью переработан с целью усиления и в то же время упрощения конструкции, увеличения проходимости и ремонтопригодности. От гидравлических тормозов избавились в пользу более простых механических. Усилили раму и задний мост, фактически создали заново большинство компонентов трансмиссии. Американскому двигателю Hercules увеличили рабочий объём с 4,9 до 5,5 литра, в результате мощность увеличилась с 66 до 73 л.с.
[700x525]
Заднеприводный ЗиС-5 обладал фантастической проходимостью. Её оценили и немцы во время войны: за захват трёхтонки в исправном состоянии солдат получал отпуск втрое больший, чем за захват танка.
[700x525]
ЗиС-5В (военного времени) отличался упрощённой кабиной из дерева, которая к тому же оказалась легче базовой аж на 120 кг. Упрощено было и оперение - в целях экономии металла и улучшения ремонтопригодности. На модели хорошо показаны стенки кабины, набранные из вагонки, и подножки из досок с выступающими головками болтов, правда, без фактуры дерева.
[700x525]
Лишился он и передних тормозов, а на машинах, выпущенных в начале войны, стояла всего одна фара.
[700x525]
ЗиС-5В было выпущено в общей сложности около 145 тысяч на трёх заводах (московский ЗиС, УльЗиС и УралЗиС), а всего ЗиС-5 с модификациями и автобусами было произведено с 1933-го по 1948-й годы почти 600 тысяч экземпляров.
[700x525]
Запасное колесо переехало под кузов на правую сторону (очевидно, с целью увеличения угла съезда), инструментальный ящик остался там же, где и у АМО - слева.
[700x525]
[700x525]
УралЗиС-5В - практически копия ЗиС-5В. Производился с 1944-го по 1947-й годы на заводе в городе Миассе. Выпущено около 8,5 тысяч штук.
[700x525]
[700x525]
Модель отличается от ЗиС-5В внешним видом дверей кабины. Они не набраны из реек, а сделаны из цельного листа (жесть или фанера?).
[700x525]
На решётке радиатора - собственная незамысловатая эмблема.
[700x525]
А ещё модель отличается оттенком краски. Если ЗиС-5В окрашен в военный хаки, то УралЗиС - в почти такой же, но более "гражданский" зелёный цвет. Хотя, может быть, это особенность лишь данного экземпляра.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Слева - УралЗиС-5В, справа - ЗиС-5В.
[700x525]
[700x525]
ЗиС-6.
Машины повышенной проходимости требовались всегда. Реализовывается это увеличением количества ведущих мостов. Очень хотели конструкторы оснастить приводом передний управляемый мост, но необходимые для этого ШРУСы только-только начинали появляться в массовом автомобилестроении, и были непомерно дороги. Временным выходом из положения в 1930-е виделась замена одного ведущего заднего моста на два. По этой причине на свет появилась трёхоска ГАЗ-ААА, по этой же - и ЗиС-6.
[700x525]
Дополнительный мост добавил машине одну тонну грузоподъёмности - по хорошей дороге она могла везти 4 тонны, по плохой - 2,5.
[700x525]
Разрабатывать машину начали одновременно с ЗиС-5, и опытные образцы назывались АМО-6. В серию же машина пошла уже под маркой ЗиС.
[700x525]
К началу Великой Отечественной войны ЗиС-6 оказался практически безальтернативной машиной для установки гвардейского миномёта БМ-13-16 - знаменитой "Катюши". Машины были настолько нужны, что для них объявили специальную мобилизацию - все, которые могли реквизироваться где бы то ни было, шли под переделку. Однако осенью 1941 года производство ЗиС-6 было свёрнуто - завод эвакуировали на восток, большую часть оборудования демонтировали. Всего было выпущено чуть более 21 000 машин.
[700x525]
Пару лет назад в канун Дня Победы журналисты из Авторевю организовали масштабные поиски "правильного" ЗиС-6 с "Катюшей". Единственную на всю страну полностью аутентичную машину нашли в Санкт-Петербурге, в артиллерийском музее в Кронверке.
[700x525]
Модель окрашена в "гражданский" синий цвет, оснащена хромированными бампером и решёткой радиатора.
[700x525]
Инструментальный ящик из-под кузова исчез. Бензобак из-под кабины переехал под кузов - видимо, его вытеснила раздаточная коробка.
[700x525]
Запасное колесо закрепили наклонно слева под кузовом.
[700x525]
А длиннющую горловину бензобака вывели из-под кузова к правой двери кабины.
[700x525]
[700x525]
ЗиС-32.
Перед самой войной советским конструкторам всё же удалось сделать грузовик со всеми ведущими колёсами - с колёсной формулой 4х4.
[700x525]
Это был тот же ЗиС-5 с передним ведущим мостом. За основу моста взяли задний мост от ГАЗ-АА и снабдили его шарнирами равных угловых скоростей типа Рцеппа. Добавили к трансмиссии двухступенчатую раздаточную коробку и приподняли раму над мостами - надо думать, чтобы картер переднего моста не соприкасался с поддоном картера двигателя.
[700x525]
В 1941-м году успели выпустить небольшую партию из 197 таких грузовиков, дальнейшее их производство было прекращено из-за войны.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Расположение топливного бака и запасного колеса - как у ЗиС-6.
[700x525]
Слева - ЗиС-32, справа - ЗиС-5В.
[700x525]
[700x525]
ЗиС-36 - полноприводный грузовик с колёсной формулой 6х6, с передним ведущим мостом как у ЗиС-32.
[700x525]
Машина была выпущена, видимо, в одном или двух опытных экземплярах.
[700x525]
Фактически это - ЗиС-6 с передним ведущим мостом.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
ЗиС-36 и ЗиС-6
[700x525]