Это цитата сообщения
Rybaren Оригинальное сообщениеЗаводной рисовальщик
Итак, пришло время поделиться своими впечатлениями о Гюставе Доре, одном из "китов" искусства графики. Тут придётся набрать полный стакан воды, а лучше чего покрепче... Ладно, шучу:-)
Родился он в Страсбурге (Франция) в 1832г. в семье строителя мостов. Есть его студийная фотография - на ней молодой щёголь с бакенбардами и претензионным клетчатым шарфом. С раннего детства рисовал, в десятилетнем возрасте проиллюстрировал "Божественную комедию" Данте, в 15 лет выполнил серию литографий "Подвиги Геркулеса", изданную Обером. У Доре не было никакого художественного образования, он был "самородком" и самоучкой, вдохновлялся старыми мастерами, гравюрами Рембрандта и Дюрера, фламандскими, итальянскими, испанскими и французскими живописцами. Многие часы он проводил в Лувре и Национальной библиотеке, занимаясь самообразованием. В 1848г. Доре становится постоянным участником выставок официального Салона, представляя вниманию публики свои живописные, скульптурные и графические произведения. Среди них серии иллюстраций "Новый Велизарий", "Союз - сила" и "Из жизни пьяниц" (любопытная тема:-)). Поражает "плодовитость" автора - честно говоря, не укладывается в голове, как можно за такое короткое время сделать так много гравюр и литографий. Такое чувство, что Доре умел останавливать время или переселяться в какой-то "временной карман", когда работал. Есть у меня крамольная мысля, что сами формы для гравюр, так же, как и рисунок на литографском камне выполнял штат "рабов"-исполнителей с рисунка Доре.
Иллюстрации к "Гаргантюа и Пантагрюэлю", сделанные в 1852 году, послужили своеобразным "прорывом" в книжной иллюстрации, потому что Доре впервые стал использовать оформление страницы, в которой текст обтекал картинку. При этом сама картинка могла быть в любой части листа (даже на сгибе разворота) и любого размера (формы).
В 1854 году выпускается альбом литографий Доре «Парижский зверинец», в 1855 «Озорные рассказы» Бальзака. В этом же году Доре возвращается к Данте, которого иллюстрировал в раннем детстве. Гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году. Необычное разделение, я бы сказал, причём, "Ад" был проиллюстрирован намного раньше и, видимо, с большей охотой и вдохновением:-)
Закройте шторы, мне мешает солнце. Вот так... я продолжу, с вашего позволения.
С начала 60х годов в Париже начался "бум" различных иллюстрированных изданий. Газеты наперебой расхваливали Доре, восхищаясь и превознося его непревзойдённое мастерство и талант, он стал настолько популярен, что само слово "иллюстрация" отожествлялось с его именем. К этому времени, согласно свидетельствам биографа и друга Доре, количество его рисунков приближалось к сорока пяти тысячам. Звучит как-то, мягко говоря, нереально... Когда я это прочитал, сразу решил, что неправильно посчитал нули:-) Даже если бы он занимался только этим, всё равно просто невозможно, а ведь у него ещё были живописные и скульптурные работы! А может, это имеется ввиду авторские тиражи? Кто его знает. Прочитал, как описывал один из современников быт Доре. Утром он просыпался и, как механический чёрт, лихо набрасывал одновременно 20 рисунков, как гроссмейстер, играющий одновременно с двадцатью "нубами". Потом говорил что-то типа: "неплохо размялся, пора что-нибудь съесть". Таким образом за утро он зарабатывал несколько тысяч франков. Может, во мне говорит сейчас зависть, но я считаю, что эта механическая гонка принижает искусство, мягко говоря, низводит до чего-то прикладного и мануфактурного. Доре к этому времени превратился в механический станок. Его популярность вовсю работала на него, и спрос диктовал предложение - больше и больше (а энергии у него было через край), не заботясь о духовном содержании. Зачем? Потребитель "съест" всё, что нарисует Доре, главное, успевать удовлетворять его растущий аппетит.
В 1862 году Доре создает иллюстрации к сказкам Шарля Перро, издание которых называли "подарком для короля", в 1863 - к «Приключениям барона Мюнхгаузена» Распе и большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса.
Здесь представлены иллюстрации Доре в основном к "Ветхому Завету" - первое, что я увидел из его вещей, что меня сильно поразило и вдохновило в раннем детстве. Значительно позже я купил "Новый Завет" с его иллюстрациями и понял. что Доре в нём совсем не тот - пропала живость, непосредственность, восхищение, иллюстрации стали вычерченными, механическими, правильными и плоскими, как разукрашка (лично моё мнение, чур не кидаться объедками). Добавил ещё парочку из "Сказок" и других изданий.
[556x700]
И сказал Бог...
[555x700]
Сотворение Евы
[554x700]
Изгнание из рая
[549x700]
Жертвоприношение Каина и Авеля
[552x700]
Убийство Авеля Каином
[597x700]
Во время Потопа
[561x700]
Ной отпускает голубя из ковчега
[556x700]
Ной проклинает Хама
[557x700]
Вавилонская башня
[555x700]
Явление Господа Аврааму
[580x700]
Истребление Содома и спасение Лота
[593x700]
Агарь и Измаил в пустыне
[613x700]
Авраам и исак, несущий дрова для всесожжения
[608x700]
Погребение Сарры
[565x700]
Елиезер и Ревекка
[606x700]
Исаак встречает Ревекку
[552x700]
Исаак благославляет Иакова
[596x700]
Молитва Иакова
[601x700]
Борьба Иакова с Богом
[556x700]
Братья продают Иосифа измаильтянам
[562x700]
Иосиф открывается братьям
Другие иллюстрации:
[544x700]
[555x700]
[558x700]
[562x700]
[561x700]
[700x561]
[622x509]
[622x496]
[553x700]
[561x700]
[543x700]