Это цитата сообщения
Galyshenka Оригинальное сообщениеСтарая ручная вышивка. Национальный костюм.
Вышивка - один из древнейших способов украшения не только костюма, но и ткани вообще. В старину слово "шить" означало "вышивать".
Вышивка крестьянского костюма не только красочна, но и разнообразна: в ней использовались различные техники шитья, множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания. Но если внимательно всмотреться, то обнаруживается, что при всем этом многообразии в декоре одежды есть нечто общее: вышивальщицы руководствовались определенными правилами и традициями, за рамки которых не выходили никогда.
Мастерицы украшали вышивкой не только перед, но и спинку одежды, декорировали рубаху и сарафан, даже если поверх них крестьянка надевала нарукавники, к вышивка ими закрывалась полностью.
С современной точки зрения это может показаться странным. Объяснения этому следует искать в глубокой древности. Тогда стихийные бедствия и болезни приписывались действию злых сил, от которых люди пытались уберечься, нанося узоры на свою одежду и жилища. Таким образом, вышивку в ее первоначальном значении нужно рассматривать прежде всего как оберег, и только потом как украшение.
Спина - самое уязвимое место человека, и должна быть хорошо защищена. Именно поэтому вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой одеждой: не важно было, что она не видна: а важно, что она, находясь в нужном месте, предохраняла своих хозяев от злых сил.
На одежде вышивке отводились те места, которые прикрывали органы, наиболее важные для жизни и здоровья людей.
Прежде всего, это голова, олицетворявшая разум. Оберегающая ее вышивка находилась на шее. На женских сборных рубахах вышивка шла по вороту или по борам, либо покрывала то и другое. В мужских рубахах декорировались ворот-стойка, горловина, косой разрез. Орнамент ворота мужских (в частности, свадебных) рубах мог спуститься впереди слева на грудь, как бы защищая очень важный орган человека - сердце. Широко распространена была вышивка на полюсах женских рубах, закрывавшая плечи и как бы оберегавшая их силу.
Декорировался также низ рукава: по древним представлениям, эта вышивка оберегала ловкость руки, без которой невозможен полноценный труд.
Со временем обереговое значение вышитых орнаментов было забыто, но крестьянки, в силу своей приверженности традициям, продолжали наносить на свою одежду старинные узоры.
Автор текста - И. В. Куприянова
Далее представлены национальные костюмы разных народов, украшенные вышивкой из экспозиции Музея Метрополитен.



Date: 1840–70 Culture: Hungarian Mantle (Венгрия)


Date: 1800–1939 Culture: Hungarian(Венгрия)

Date: 1800–1939 Culture: Hungarian(Венгрия)

hungarian blouse 1815

Date: 1800–1938 Culture: Hungarian

Date: 1840–70 Culture: Hungarian

Date: late 19th century Culture: Hungarian

Date: 1840–80 Culture: Slovak (Словакия)



Slovak wedding ensemble ca. 1922 (Свадебный наряд)


Date: 1922 Culture: Slovak

Date: 19th century Culture: Romanian (Румыния)

Date: 19th century Culture: Romanian

Date: 19th century
Culture: Romanian

Date: 19th century
Culture: Romanian

Romanian

Date: 1800–1943 Culture: Chinese (Китай)

Date: 20th century
Culture: Chinese minority (Manchu) (китайские меньшинства манчу)

Ensemble, 20th c., Chinese minority (Manchu peoples),

Date: 1800–1945 Culture: Ukrainian (Украина)

Date: 1850–1925 Culture: Russian (Россия)


Date: 1850–99 Culture: Russian


Date: 20th century Culture: Russian

Date: late 19th century Culture: Russian






Russian, 19th century

19th century Russian

Date: 1800–1939 Culture: Russian

Date: 19th century
Culture: Russian

Date: 20th century Culture: Croatian (Хорватия)

Date: 20th century Culture: Croatian(Хорватия)

Date: 19th century–early 20th century Culture: Croatian(Хорватия)

Date: 20th century Culture: Croatian

Date: 1900–1930 Culture: Spanish (Испания)


Date: 19th–20th century Culture: Spanish


Date: 20th century Culture: Mexican (Zapotec peoples) (мексиканских народов сапотеков)

Date: early 20th century
Culture: Middle Eastern (Palestinian) (Ближний Восток. Палестина)

Date: early 20th century Culture: Middle Eastern (Palestinian)

Dress, 1940s - 50s, Palestinian

Date: mid-19th century Culture: Turkish (Турция)


Date: mid-19th century Culture: Turkish

Date: mid-19th century Culture: Turkish

Date: late 19th–early 20th century Culture: Turkish

Date: 1700–1971 Culture: Iranian (Иран)


Date: 19th century Culture: probably Moroccan (наверное марокканский)

Date: early 20th century Culture: Portuguese (Португалия)


Date: 20th century Culture: European, Eastern (Восточная Европа)

Date: late 19th century Culture: Albanian (Албания)



Date: 19th century Culture: European, Eastern (Восточная Европа)


Date: 1800–1939 Culture: Bulgarian (Болгария)

Date: 19th century Culture: European, Eastern (Восточная Европа)
http://www.narodko.ru/article/ornament/vy6ivka_narodnogo_koctuma.htm
http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search?ft=Ensemble&rpp=30&pg=46
Серия сообщений "Мой взгляд. История одежды":
Часть 1 - Древне-носочно-чулочковое
Часть 2 - Ретро в перчатках
...
Часть 37 - Японское кимоно
Часть 38 - Носовых платочков пост.
Часть 39 - Старая ручная вышивка. Национальный костюм.