[показать]
Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит собственно из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница установлена в воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле и в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни. Страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.
Православная Церковь, предписывая хранить весь Великий пост, издревле установила проводить с особой строгостью первую и Страстную седмицы.
В первые два дня первой недели установлена высшая степень поста – в эти дни предписывается воздержание от пищи. В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания – пища принимается один раз, без масла, в вечернее время.
В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной пищи, с маслом, причем дважды в день.
Последняя, легчайшая степень воздержания, то есть употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он приходится не в Страстную седмицу) и в день Вербного воскресения. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.
В Страстную седмицу предписывается пост второй степени – сухоядения, а в пятницу и субботу – полное воздержание от пищи.
Итак, пост в святую Четыредесятницу, по правилам Церкви, состоит не только в воздержании от мыса и сыра, но даже и от рыбы и от масла; состоит в сухоядении (то есть без масла), а во время первой седмицы первые два дня предписывается проводить вообще без пищи.
Отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную.
«Есть такие хранители Четыредесятницы,- говорит бл. Августин, - которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей ».
|