ЯТБ-3 | |
---|---|
![]() ЯТБ-3 на улице Горького |
|
Завод-изготовитель | Ярославский автомобильный завод |
Проект, г. | 1938 |
Выпускался, гг. | 1938-1939 |
Экземпляры | 10 |
Масса без пассажиров, т | 10,74 |
Макс. скорость, км/ч | 55 |
Вместимость, чел. | |
Мест для сидения | 32+40 |
Номинальная вместимость (5 чел/м²) | 100 |
Габариты | |
Длина, мм | 9470 |
Ширина, мм | 2510 |
Высота по крыше, мм | 4783 |
База, мм | 6305 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 1 |
Двигатель | |
Мощность, кВт | 75 |
Рабочее напряжение, В | 550-600 |
![]() |
ЯТБ-3 — двухэтажный троллейбусЯрославского автомобильного завода, эксплуатировавшийся вМоскве с 1939 по 1953 год.
В начале 1930-х на улицах некоторых европейских городов ездили двухэтажные троллейбусы. Идея размещения в одной машине большего количества пассажиров была оценена по достоинству и московскими транспортниками.
Летом 1937 года из Англии вСССР были импортированы два трёхосных троллейбусаАнглийской электрической компании. Один из них был двухэтажным. Именно на основе этого троллейбуса Ярославский автомобильный завод построил 10 своих двухэтажных машин, получивших название ЯТБ-3.
Первый ЯТБ-3 вышел на линию 26 июля 1938 года. Он проехал по новой линии на нынешнем проспекте Мира.
Высота контактной сети и вопросы устойчивости машины наложили большие ограничения на высоту троллейбуса. Цельнометаллический корпус троллейбуса имел длину 9,4 м, высота — 4,7 м. В отличие от ЯТБ-1, высота салона которого составляла 1915 мм, высота потолка на первом этаже ЯТБ-3 составляла лишь 1795 мм, а второго — 1770 мм. На первом этаже было 40 мест для сидения, на втором — 32, общая пассажирская вместимость троллейбуса составляла 100 человек. Он имел массу 10740 кг и скорость — до 55 км/час.
Всего ярославским автомобильным заводом было выпущено 10 таких машин, последняя — в 1939 году. Поскольку пассажирская дверь была всего одна, то её не хватало для проведения быстрой посадки-высадки пассажиров. Поэтому позже на завод вернули одну машину, для того, чтобы её доукомплектовали второй дверью.
Опыт эксплуатации показал, что они плохо подходят для наших регионов. Более новые троллейбусы делались одноэтажными, рассчитанными на перевозку большого количества пассажиров (главным образом, стоячих). Было решено отказаться от использования двухэтажных троллейбусов в пользу сочленённых. Но такие появились только в конце 50-х годов из ворот завода «СВАРЗ». Все 10 экземпляров ЯТБ-3 эксплуатировались только в Москве и были списаны к 1953 году. Ни один экземпляр троллейбуса ЯТБ-3 до наших дней не сохранился.