Африканские бусины из бутылочного стекла.
[показать]
Те из нас, кто вплотную занимаются созданием украшений, либо предпочитают их носить и разбираются в моде и стиле, знают, насколько ценны уникальные редкие материалы. Признайтесь, вы ведь не один час потратили, рассматривая книги или перебираясь с сайта на сайт в поисках редких бусин, авторских, старинных или этнических.
Сегодня хочу поговорить о некоторых видах стеклянных африканских бусин. Причём, рассказать хочу не об истории их появления, бо тут всё более или менее понятно, а именно о практической стороне.
В первую очередь эти удивительные яркие узорчатые стёклышки необычны тем, что многие из них сделаны из бутылочного стекла!
Под катом - огромное количество фотографий процесса их изготовления, фотографии готовых изделий, а также видео.
На радикале по техническим причинам, извините.
В этом обзоре я не буду касаться африканского аналога миллефиори, свойственного в большей степени кенийским мастерам, а рассмотрю основные техники работы с измельчённым бутылочным стеклом, применяемым в Кробо.
Кробо - область в Гане, довольно крупный центр современного производства бусин со множеством мастерских. Они производят бусины пяти основных видов:
- бусины из пудры (powdered glass beads)
- прозрачные бусины (translucent beads)
- расписные бусины (painted glass beads)
- бисер (seed beads)
- bodum bead (шевроны??? не поняла и не нашла достаточной информации)
При использовании пудры получаются классические мутные узорчатые бусины. Справедливости ради отмечу, что не все они обязательно сделаны из бутылок, но зачастую это именно так. Также используют оконные стёкла, автомобильные фары и т.п., словом, любое стеклянное вторсырьё.
[показать]
[показать]
[показать]
Делается это следующим образом.
Бутылки ощищают и по возможности моют, сортируют по цветам.
[показать]
Затем толкут в высокой ступе.
[показать]
Более мелкая фракция получается при растирании стеклянного песка между двумя камнями. Порошок периодически просеивают и растирают снова, пока пудра не станет как можно более тонкой. Разумеется, всё это делается вручную.
Поскольку при таком уровне измельчения стекло правтически полностью теряет свою цветность, в готовую пудру добавляют небольшое количество минерального красителя.
[показать]
[показать]
[показать]
Делают керамические формы с углублениями.
[показать]
[показать]
Формы сушат, обжигают, а непосредственно перед наполнением ячеек стеклом, всю форму покрывают каолином (сорт глины, основная составная часть фарфора), препятствующим припеканию стекла к форме, и высушивают. Это покрытие периодически возобновляют.
В больших мастерских таких форм множество, разных по размеру и конфигурации.
[показать]
[показать]
В центре форм для бусин из пудры иногда делают небольшое углубление:
[показать]
Для того, чтобы получить бусину с дыркой, в центр формы помещают растительный прутик (черешки маниоки). Термическая обработка происходит довольно быстро и на невысокой температуре, поэтому стеклянная пудра не превращается в однородный кусочек растекающегося расплавленного стекла, песчинки лишь припекаются друг к другу как при фьюзинге.
[показать]
[показать]
Разноцветную пудру засыпают в форму слой за слоем по тому же принципу, что и в египетских сувенирных бутылках, наполненных цветным песком. Узор формируется именно так, холодным способом.
Для наглядности фотографии того, как это происходит, но в стеклянном стакане:
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Именно так происходит заполнение формы для бусины.
[показать]
Затем форму отправляют в печь.
Аццкое сооружение сделано из местной красной глины, топят дровами.
[показать]
[показать]
Заслонки условно предохраняют от прямого жара при работе.
[показать]
Температура там сравнительно невысока (600-800град), поэтому стекло спекается лишь частично, бусинка остаётся мутной и крупинки стекла легко различимы.
Температура определяется мастером на глаз, по цвету плавящегося стекла.
[показать]
Стебель выгорает, оставляя в бусинке ровное отверстие:
[показать]
В печи форма находится в течении 20-45 минут в зависимости от температуры и размера изделия.
По идее после этого неплохо было бы сделать отжиг (выдерживание на температуре плавления стекла (около 550град) для равномерного распределения молекул и снятия напряжения), но, учитывая специфику технологии и места работы, африканские мастера обходятся без него.
В современных больших печах для гуты рядом с тиглем, наполненным расплавленным стеклом, есть место, лер, куда и складывают отформованные изделия для отжига. Возможно, иногда они делают так же, но чаще просто оставляют бусинки медленно остывать в форме.
[показать]
Чтобы сделать вот такие биконические бусины...
[показать]
... сначала из пудры спекают два узорчатых конуса, затем насаживают их на тот же растительный прутик и спекают обе половинки. Надо полагать, на чуть меньшей температуре.
[показать]
[показать]
Однотонные бусинки из пудры расписывают керамическими красками (раствор глины с цветной стеклянной пудрой), сушат, закладывают в те же формочки и снова обжигают.
Рисунок наносят тонкой палочкой или иглой.
[показать]
[показать]
Получаются узнаваемые пёстные яркие бусинки со специфическими узорами.
[показать]
[показать]
Видео, снятое одной из мастерских:
Бусины из более крупных осколков стекла делают из похожих форм, разве что у них нет углубления в центре для прутика маниоки. Ячейки выполняют роль мерного стаканчика для получения более-менее одинаковых по размеру бусин, тигля для плавки стекла и доски для раскатки одновременно.
Для начала форму заполняют одноцветным или пригодным к смешиванию (учитывая коэффициэнт термического расшитерия, узнаваемого на практике) измельчённым стеклом.
[показать]
Затем отправляют в печь на чуть более продолжительное время и более высокую температуру, чем бусины из пудры.
При достижении стеклом нужной степени мягкости, форму извлекают и быстро формуют бусины, работая двумя шилами. Первым придерживают керамическую форму, вторым прокалывают стеклянную массу и очень быстро прокручивают её, прижимая к стекнкам формы, чтобы бусинка стала круглой.
[показать]
[показать]
[показать]
И те, и другие бусины после остывания шлифуют на камне при помощи воды и песка. Как? Руками, конечно :-/
[показать]
После шлифовки бусинки смазывают маслом, машинным или пищевым растительным.
Бусины из простого битого стекла остаются более-менее прозрачными, но частички стекла всё же иногда различимы (в случае недостаточно высокой температуры):
[показать]
[показать]
В бусинах легко узнаются бутылочные цвета, но от этого они не становятся менее прекрасными в своей первобытной наивности и простоте.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Эти бусинки, равно как изделия из них, можно приобрести в инет-магазинах и на e-bay.
Далее - небольшая галерея украшений, сделанных с применением этих удивительных бусин, причём сборка не только этническая, но и европейских и американских авторов.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[625x431]|
|
Следующие 30 |