• Авторизация


Бронепоезда- малоизвестные подвиги. 04-03-2013 10:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 


[показать]


По какой-то неведомой причине широкой общественности почти ничего не известно о бронепоездах времен Великой Отечественной войны. Возможно, это было вызвано тем фактом, что основными видами техники, «вытянувшими на себе» всю войну, были танки и самолеты. А может быть, специфика применения бронепоездов не позволила им завоевать такую же известность, как в ходе Гражданской войны. Но вне зависимости от причин недостаточной известности, бронепоезда более или менее активно использовались практически на всем протяжении войны.


Вопрос матчасти

На 22 июня 1941 года в Красной Армии было свыше полусотни бронепоездов, а в войсках НКВД – две дюжины. Качественный их состав был далеко не однороден. В войсках имелось даже некоторое количество бронепоездов, которым довелось воевать еще в Гражданскую. Естественно, с тех пор материальная часть этих «стариков» была солидно обновлена. Этот факт и стал одной из причин того, что немалое количество бронепоездов Великой Отечественной имело в своем составе паровозы серии О, чья история началась еще в конце XIX века. Современный для начала войны состав бронепоезда сформировался уже к началу 30-х: в него входило один или два паровоза, несколько бронеплощадок, площадки с вооружением для противовоздушной обороны и контрольные платформы. Бронирование на разных бронепоездах отличалось, но в большинстве своем листы металла имели толщину от 10 до 20 миллиметров. Пытались устанавливать и более солидную броню. Однако увеличение массы бронеплощадки напрямую сказывалось на ходовых качествах всего состава, а порой даже требовало его изменения: либо добавить еще один бронированный паровоз, либо убрать «лишнюю» платформу.

Рассмотрим подробнее материальную часть бронепоездов. Основа их – бронепаровоз. По сути, это самый обычный серийный паровоз, на который в заводских или даже кустарных условиях устанавливалась броня. В качестве бронепаровоза мог использоваться локомотив любой модификации, однако чаще всего в СССР для этих нужд приспосабливали паровозы поздних модификаций серии О. Причина проста: в то время это был самый массовый тип подобной техники. Бронирование паровозов, как уже говорилось, имело толщину до 20 миллиметров. В период между мировыми войнами считалось достаточным защищать экипаж и агрегаты поезда только от пуль стрелкового оружия и малокалиберных пушек. Бронированный локомотив обычно располагался в середине состава или близко к ней. Благодаря этому бронепоезд имел меньше шансов лишиться паровоза из-за заложенной на путях взрывчатки. Иногда на бронепаровозы устанавливалось оружие. Почти всегда это были пулеметы Максима.

Артиллерийские бронеплощадки представляли собой специально доработанные двух- или четырехосные железнодорожные платформы. На усиленную платформу устанавливался бронированный «короб», на котором монтировались орудийные башни. Чаще всего на одной бронеплощадке имелось две башни. По составу вооружения бронеплощадки разделялись на две основные группы: тяжелые и легкие. На тяжелых устанавливались орудия калибром до 107 мм, а также от пяти пулеметов Максима. Толщина стенок бронекорпуса подобных площадок зачастую превосходила «стандартные» 20 миллиметров. Однако, несмотря на солидную защиту и мощное вооружение, тяжелые бронеплощадки к концу 30-х уже устарели. В качестве основной платформы с вооружением для бронепоезда в то время предлагалась новая легкая площадка модели ПЛ-37. При броне толщиной в два сантиметра она имела две башни, вооруженные 76-миллиметровыми орудиями образца 1902/30 годов. В амбразурах корпуса находилось шесть пулеметов Максима. Общий боезапас оружия составлял 560 снарядов для пушек и без малого тридцать тысяч патронов для пулеметов. Бронекорпус собирался из 20-мм стальных плит. Площадка ПЛ-37 имела систему внутренней связи, паровое отопление и довольно объемные ящики для различного имущества, размещенные под полом боевого отделения.

1.Зенитные бронеплощадки по своей конструкции в некоторой мере напоминали артиллерийские, с той разницей, что имели вооружение для атаки воздушных целей. Вооружение это было самым разнообразным: на различных типах зенитных площадок устанавливались счетверенные пулеметы Максима, крупнокалиберные пулеметы ДШК и 37-мм автоматические пушки. К 1942 году на зенитные площадки также стали устанавливать и 76-мм орудия.

[показать]



В начале и в конце состава устанавливались т.н. контрольные платформы. Это были самые обычные железнодорожные платформы, нагруженные балластом. В качестве последнего использовались мешки с песком или даже запасные рельсы со шпалами. Благодаря наличию контрольных платформ заложенные под путями мины нажимного действия не наносили вреда боевой части бронепоезда. Мина повреждала только платформу с балластом. Разбитые миной пути можно было починить силами экипажа бронепоезда. Наконец, бронепоезда имели т.н. базу. Она состояла из полутора-двух десятков товарных и пассажирских вагонов. В составе базы был штабной вагон, вагон-кухня, вагон-мастерская, вагон с боезапасом и т.д. В «походном положении» бронепоезда база перевозилась в общем составе, а когда поезд шел в бой, базу оставляли в безопасном месте, например, на своей железнодорожной станции в тылу.

[показать]

2.Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными. Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.
Тем не менее, настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка. Дело в том, что на артиллерийские площадки ПЛ-43 устанавливались башни от танков Т-34, вооруженные 76-мм пушками Ф-34 и спаренным пулеметом ДТ. Вдобавок к танковой башне на ПЛ-43 имелось два пулемета ДТ в амбразурах. Боекомплект одной бронеплощадки составлял 168 снарядов и 4500 патронов. Благодаря установке на бронеплощадку танковой башни боевой потенциал поезда увеличился. Это случилось из-за более эффективной пушки, новых прицельных устройств и возможности вести огонь по всем направлениям. Как результат, бронепоезд БП-43 мог успешно бороться с большинством немецких танков того времени. Две зенитные площадки ПВО-4 вооружались двумя автоматическими пушками 61К калибра 37 миллиметров либо двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК. При создании бронеплощадок для БП-43 было применено несколько интересных ноу-хау. Так, ПЛ-43 и ПВО-4 делались на основе двухосных платформ, благодаря чему удалось разместить по одной танковой башне на площадку. Среди прочего, это повышало выживаемость орудийных расчетов – при поражении одной башни соседняя платформа почти не страдала. В случае с установкой двух орудий на одной бронеплатформе почти всегда одним попаданием снаряда достаточного калибра выводились из строя оба расчета. Также вместо привычного бронирования в виде «короба» размером со стандартный вагон на новых площадках защищенным был только необходимый объем, что позволило без потерь в защите понизить массу. Более того, в итоге защита ни капли не ухудшилась – новая конструкция дала возможность устанавливать более толстые листы брони (в некоторых местах до 40 мм).

[показать]

3.Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43


В бою

Основной, а порой и единственной, задачей бронепоездов в ходе всей войны была поддержка подразделений, действовавших вблизи от железнодорожных путей. Также иногда бронепоезда помогали брать станции или даже вести контрбатарейную борьбу. Порой бронепоезда становились и средством перевозки десанта, но подобные задачи ставились не так уж часто. Тем не менее, даже такая «банальная» работа, как огневая поддержка подразделений, наглядно показала эффективность бронепоездов. В октябре 41-го Наркомат обороны СССР приказал до конца следующего года создать 32 дивизиона по два бронепоезда в каждом. Труженики тыла не подвели – за отведенный срок было построено не 64, а 85 поездов!

Экипажи бронепоездов тоже были примером для подражания. За годы войны все бронепоезда в общей сложности уничтожили почти четыре сотни вражеских танков, около 350 орудий, 840 пулеметов, свыше семи сотен автомобилей, 160 мотоциклов, 115 самолетов и два вражеских бронепоезда. И это с учетом того, что бронепоезд может действовать только там, где есть подходящий железнодорожный путь. Тем не менее, потери тоже были немалые. За 41-й год врагу удалось уничтожить 21 наш бронепоезд. В следующем году погибло в два раза больше бронированных составов – 42. В то же время, за 1943 немцы смогли разделаться только с двумя бронепоездами, и с тех пор подобная отечественная техника фатальных повреждений не получала. За 1944-45 годы мы не потеряли ни одного бронепоезда.

Главными причинами больших потерь в начале войны видятся особенности боев того времени. Зачастую бойцы-железнодорожники оставались прикрывать отход красноармейцев и фактически были смертниками. К тому же, немецкие танки и самолеты в первые два года войны представляли собой слишком большую силу, чтобы предвоенные бронепоезда могли с ней бороться на равных. Соответственно, когда появилась возможность строить достаточное количество танков и усиливать вооружение бронепоездов, потери последних значительно сократились. И даже привязанность поездов к железной дороге к этому времени перестала нести опосредованную угрозу для подвижного состава и экипажа.


Победы и поражения

На протяжении всей Великой Отечественной войны бронепоезда активно участвовали в боях и совершали подвиги. К сожалению, для перечисления всех их понадобиться писать довольно объемистую книгу, поэтому ограничимся только несколькими героическими эпизодами.

Украина, Жуляны, август 1941-го. Немцы захватили станцию, на которой находилось несколько вагонов с боеприпасами и оборудованием для авиации. Опасаясь возможной контратаки и потери ценного трофея, немцы разобрали пути и взорвали небольшой мост, ведущий к станции. В это время недалеко от Жулян находился бронепоезд «Литера А» (командир А. Тихоход), которому и было поручено отбить у врага ценный груз. Под покровом ночи отряд красноармейцев восстановил разобранные немцами пути и взорванный мост. В четыре часа утра по свежеуложенным рельсам бронепоезд ворвался на станцию и стал обстреливать все цели, которые только попадали в поле зрения. Захватчики понесли большие потери, но возможности окончательно отбить станцию не было. Поэтому вагоны с грузом для авиации подцепили к бронепоезду и увезли с собой.

4 ноября 41-го из ворот Севастопольского морского завода вышел бронепоезд «Железняков», или более официально, БП №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота. Позже немцы придумают ему прозвище «Зеленый призрак», и не спроста. «Железняков» был в некоторой мере импровизированным бронепоездом. Но это ни капли не ухудшало его боевые качества, ведь бронепоезд №5 имел пять 100-мм орудий, восемь минометов и полтора десятка пулеметов. Кроме того, помимо основного бронепаровоза в составе «Железнякова» был дополнительный локомотив, значительно улучшавший ходовые характеристики. Уже в День Октябрьской революции «Железняков» сделал свой первый «подарок» немцам: обстрелял расположение пехоты рядом с деревней Дуванкой и уничтожил артиллерийскую батарею на склоне Бельбекской долины. К концу 41-го сформировался окончательный облик бронепоезда «Железняков». Одну из 100-миллиметровых пушек заменили на две автоматические зенитные, а половину 82-мм минометов убрали, чтобы освободить место трем 120-миллиметровым. Наконец, поезд получил еще три пулемета. Кроме вооружения, БП №5 получил и новую внешность – экипаж нанес на все поверхности поезда камуфляжную раскраску. По словам очевидцев, бронепоезд сливался с местностью даже на сравнительно небольшом расстоянии. Вероятно, именно поэтому до середины сорок второго немцам так и не удалось обнаружить «Железнякова». Вернее, они предпринимали попытки обстреливать предположительную позицию советского бронепоезда и поднимали авиацию. Да только все попытки были тщетны – командиры «Железнякова» лейтенант Чайковский, а потом инженер-капитан М. Харченко умело продумывали свои атаки, и поезд успевал отстреляться и уйти в укрытие значительно раньше, чем первые немецкие снаряды падали на уже бывшую позицию поезда. За почти полторы сотни выездов «Зеленый призрак», как немцы его прозвали за неуловимость, уничтожил около пяти-семи вражеских танков и броневиков, два с половиной десятка пулеметных гнезд и дотов, полдюжины блиндажей, три самолета, одну тяжелую артиллерийскую батарею и до полутора тысяч солдат и офицеров противника. В июне 42-го «Железняков» даже вступил в бой с колонной немецких танков и вышел из него победителем, уничтожив три бронемашины.

Конец прославленного бронепоезда начался 26 июня 1942 года. «Железняков» стоял в Троицком тоннеле и готовился к очередному выезду на позицию. Немецкое командование откуда-то узнало о его расположении и послало туда больше полусотни бомбардировщиков. Налет оказался отчасти удачным: один вход тоннеля оказался завален, а обрушившиеся конструкции внутри него погребли под собой одну из бронеплощадок поезда. Тем не менее, вторая площадка была выведена из оставшегося выхода тоннеля и начала обстрел вражеской авиации. Возможностей поврежденных паровозов хватило лишь на то, чтобы оттащить площадку обратно в тоннель. Бойцы так и не дождались помощи. Второй налет на следующий день привел к обвалу второго входа. В августе того же года немцы принялись за расчистку тоннеля, через который должны были пройти их поезда. Бронеплощадки «Железнякова» были восстановлены; новый бронепоезд получил имя «Ойген». Немецкой «версии» советского бронепоезда не удалось сравниться с «Железняковым» по результативности, а в мае 44-го «Ойген» был уничтожен отступавшими немцами.

В начале 42-го года муромские и горьковские железнодорожники по собственной инициативе собрали и передали Красной Армии однотипные бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» соответственно. Оба поезда вошли в 31-й отдельный особый Горьковский дивизион. Эти поезда можно с полным правом назвать прямыми предками поездов проекта БП-43, ведь именно на «Муромце» и «Минине» впервые были установлены танковые башни. Надо заметить, в отличие от БП-43, на муромском и горьковском поездах бронеплощадки оснащались двумя башнями и имели по четыре оси. Также бронепоезда 31-го дивизиона имели весьма значительную для начала 42-го толщину брони, местами она доходила до 45 миллиметров. Вскоре после начала эксплуатации «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» стали первыми бронепоездами в мире, которые получили реактивную артиллерию в виде пусковых установок для снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил статус особого.

[показать]

4.Бронепоезд "Илья Муромец"


31-й отдельный особый дивизион успешно действовал на протяжении всей войны, поэтому примечательных боевых эпизодов за это время было великое множество. Пожалуй, самый интересный из них произошел в мае-июне 44-го года. Шли непростые бои за украинский город Ковель, и 31-й дивизион был направлен в помощь наступающим красноармейцам. В последних числах мая-месяца советские позиции подверглись трехминутному артиллерийскому обстрелу. Разведка примерно вычислила расположение вражеской батареи, после чего в район был направлен самолет с целью уточнить расположение вражеских орудий. Полет результата не дал – в указанном районе ничего не было. На следующий день в то же время обстрел повторился. Несколько дней в одно и то же время немцы стреляли по нашим позициям. Анализ карт местности показал, что орудия могут расположиться только рядом с железной дорогой или даже на ней. На следующий день после этого вывода с утра пораньше в предполагаемый район выдвинулись разведчики. На часах было без нескольких минут девять, когда вдалеке показались клубы дыма. Так и есть, наши позиции обстреливал бронепоезд. В сжатые сроки штаб 31-го дивизиона разработал план предстоящей дуэли. Было найдено место, откуда советский бронепоезд мог удачно бить по немецкому. 4 июня в восемь часов утра «Илья Муромец» уже был на этой позиции и приготовился открыть огонь. Немцев во второй раз подвела пунктуальность: они каждый день стреляли с одного и того же места в одно и то же время. Как результат, сразу же после первого выстрела с немецкого бронепоезда стрелять начал и «Илья Муромец». Следует отметить, что артиллерийская дуэль бронепоездов на закрытых позициях – дело интересное, но довольно сложное. Первым залпом уничтожить немецкий поезд не удалось. Немцы успели развернуть башни и попытались ответить «Илье Муромцу». Но они не знали, где именно находятся советские железнодорожники. Через 15-20 минут после начала дуэли «Муромец» ударил реактивными снарядами. Все было кончено. В советский бронепоезд не попало ни одного снаряда, зато немецкий был полностью разбит. По злой (для немцев) иронии судьбы погибший поезд назывался «Адольф Гитлер». Вот такой исторический факт с небольшими нотками былины.

31-й отдельный особый Горьковский дивизион дошел до Франкфурта-на-Одере. Наверное, «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» могли бы дойти и до Берлина, только им помешал разрушенный мост через реку Одер. Паровозы обоих бронепоездов после войны были поставлены на вечную стоянку. Они стали памятниками себе и менее удачным собратьям.

По результатам боевых действий в ходе Великой Отечественной войны два бронепоезда Красной Армии и три бронепоезда войск НКВД были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. Десять дивизионов за свои заслуги получили почетные наименования.
 

[показать]

5.Бронепоезд «Железняков» — бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак»

Конец эпохи бронепоездов

Уже к концу Великой Отечественной войны стало ясно, что артиллерия достигла того уровня развития, при котором даже серьезно защищенные бронепоезда можно условно приравнять к легкобронированной технике. К тому же поезд намертво привязан к железнодорожным путям, что значительно снижает мобильность. Не стояла на месте и авиация, для чьих средств поражения бронепоезда перестали быть сложной целью. Одновременно с этим зенитное вооружение поездов уже не могло обеспечить надежной защиты от атак с воздуха. Становилось понятно, что время бронепоездов прошло. Разработка новых систем и модернизация имеющихся бронепоездов худо-бедно продолжалась почти до середины 50-х годов, а в 1958-м всю подобную технику сняли с вооружения по причине безнадежного устаревания. Но опыт размещения оружия на поездах не пропал. В конце 80-х годов на боевое дежурство заступили т.н. боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). По своему виду они почти неотличимы от гражданских. При этом они перевозили стратегические ракеты и имели возможность их запуска на любом участке маршрута. Но это уже новая техника и совершенно другая история...

    

[398x45]

 

 

 

«Морской» бронепоезд

 

В ноябре 1914 года немецкие части прорвали русский Северо-Западный фронт в районе Лодзи. Для прикрытия железной дороги Варшава - Скарневицы по приказу начальника 6-й Сибирской пехотной дивизии 4-й железнодорожный батальон спешно оборудовал блиндированный поезд. Времени было в обрез, поэтому для его постройки использовали два 4-осных и один 2-осный металлические полувагоны и пассажирский паровоз серии Я. Изнутри вагоны попросту обшили досками, а в бортах прорезали бойницы для винтовок и пулеметов. Паровоз и тендер прикрыли с боков стальными листами для защиты от пуль. Комендантом поезда назначили штабс-капитана 7-го Финляндского стрелкового полка Васильева.

Несмотря на примитивную конструкцию, и слабое вооружение (пулеметы и винтовки), этот блиндированный поезд оказал большую поддержку нашим войскам. Приданный 40-му пехотному полку для усиления обороны Скарневицы, поезд вступил в бой 10 ноября 1914 года у станции Колюшки.

12-13 ноября 1914 года уже под командованием капитана 4-го железнодорожного батальона А. Савельева, бронированный поезд «рассеял неприятельские части, восстановил сообщение, поправляя неоднократно под огнем испорченный путь, и отвел два поезда с огнестрельными припасами и продовольствием, в котором сильно нуждались наши войска в городе Лодзь».

19 ноября состав не только отразил атаку германской пехоты, но, контратаковав, преследовал противника до станции Колюшки, а 23 ноября, во взаимодействии с 6-й Сибирской пехотной дивизией захватил ее. Впоследствии, капитан А. Савельев за мужественные действия в ноябре 1914 года, был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

Впоследствии этот бронепоезд включили в гарнизон русской крепости Иванго-род, где его обслуживала команда из состава морского полка особого назначения, которым командовал генерал-майор Мазуров. Эта часть действовала на Западном фронте и имела особую организацию. 12 июля 1915 года генерал-майор Мазуров докладывал коменданту Ивангорода генерал-майору А. Шварцу:

«Доношу Вашему Превосходительству, что согласно Вашего приказания, сегодня в 6 часов утра закончено оборудование блиндированного поезда. Вооружение поезда состоит из 2 37-мм орудий, 8 пулеметов и 80 стрелков. Снабжение поезда состоит из: 144 снаряженных пулеметных лент по 250 патронов; 5 неснаряженных лент, которые снарядят в вагоне, чтобы они умели снаряжать в тесном месте; 72000 запасных патронов для пулеметов без обойм; 9000 (приблизительно) патронов на руках у стрелков; 19000 запасных патронов в обоймах для стрелков; 2 машины для снаряжения пулеметных лент; 200 снарядов для 37-мм пушек. Кроме того имеются запасные части для пушек и пулеметов, имеется также взрывчатое вещество (четыре 18-фунтовых патрона и восемь 6-фунтовых толовых) и запас провизии (консервы и сухари) на 2 дня».

Через неделю бронепоезд вступил в бой с наступающими австрийским частями, о чем командиру полка 19 июля 1915 года докладывал мичман Флейшер:

Изготовление типового бронепаровоза по проекту 2-й Заамурской железнодорожной бригады. 1915 год, Киевские главные мастерские Юго-Западных железных дорог (ВИМАИВВС).


«Доношу Вашему Превосходительству, что я с прапорщиком Шевяковым и с полуротой вверенной мне роты сего числа находился в бою с 1 часу дня до 7 часов 30 минут вечера на блиндированном поезде под командой поручика Мухина. На поезд была возложена задача помогать отходу наших войск со 2-й линии крепостных позиций на Сехецовские позиции. Отход этот вдоль линии железной дороги совершался под натиском превосходных сил австрийцев и некоторые наши части (1-й батальон Башкадекарского полка) подвергались опасности быть отрезанными.

Поезд шесть раз ходил в атаку на наступавшего врага, каждый раз обращая его в поспешное бегство и выручая, таким образом, свои части. Первый раз поезд ходил в атаку по Радомской ветке в Банковецком лесу. При этом он попал под весьма сильный огонь неприятеля, который, потерь, однако, не причинил, а лишь испортил одну винтовку. Австрийцы, в силах нескольких рот, были отогнаны. Второй, третий, четвертый и пятый раз поезд ходил в атаку в том же лесу по Козеницкой ветке. Здесь действовали силы австрийцев вначале от 2-х батальонов постепенно увеличивающиеся. Каждый раз поезд отгонял австрийцев свыше версты и наносил врагу значительные потери. Австрийцы прямо бежали от поезда. Сам поезд также подвергался все время сильному обстрелу и во время одной из атак в него было брошено несколько ручных бомбочек, разорвавшихся шагах в 15-ти и вреда не причинившие.

Изготовление типовых бронеплощадок по проекту 2-й Заамурской железнодорожной бригады. 1915 год, Киевские главные мастерские Юго-Западных железных дорог. Обратите внимание, что дверь для посадки команды в правом броневагоне еще отсутствует: ее вырезали в уже приклепанном стальном листе (ВИМАИВВС).


Изготовление типовых бронеплощадок по проекту 2-й Заамурской железнодорожной бригады. 1915 год, Киевские главные мастерские Юго-Западных железных дорог. Хорошо видна конструкция бронеказемата для орудийной установки, а также амбразура для стрельбы из переднего пулемета -такие имелись на двух первых бронепоездах. Впоследствии ее конструкцию изменили, и пулемет мог вести огонь не только вперед, но и вбок (ВИМАИВВС).


Огонь большей частью велся на расстоянии 100-150 шагов, но часто с отдельными группами людей поезд сближался на 1012 шагов. Во время одной из атак была нами успешно обстреляна из пулемета колонна неприятельской конницы, переходившая полотно. Попытки неприятельской артиллерии обстрелять поезд не увенчались успехом, ввиду нахождения поезда внутри неприятельского расположения. Попытки разрушить путь сзади поезда были отражены нашим пулеметным огнем. Во время атак на Козеницкой ветке нами было подобрано несколько неприятельских винтовок и один раненый нижний чин Тамбовской дружины...

На наши войска присутствие поезда оказывало прекрасное моральное действие. После 1,5 часового перерыва, во время которого поезд, по распоряжению начальства, стоял в резерве - в зоне лишь слабого шрапнельного огня - он был снова двинут в атаку на опушку леса, уже занятого значительными силами неприятеля. При приближении поезда австрийцы частью убегали, а частью разбежались по халупам, откуда были выбиты огнем наших 37-мм орудий, рассеяны и уничтожены пулеметным и ружейным огнем. После этой атаки, ввиду наступающей темноты, а также успешного окончания поставленной поезду боевой задачи, поезд был выведен из боевой линии и поставлен за Вислу. Доношу, что люди как в моем вагоне, так и в вагоне прапорщика Шевякова вели себя отлично. Работали весело, спокойно и совершенно не суетясь. Не было сделано ни одного выстрела зря. Отличившихся представить не могу, так как все оказались на высоте своего долга. Должен донести, однако, что более трудная работа пришлась на долю комендоров».

После боев под Ивангородом состав был оставлен на ремонт в Брест, где на небольшое время был «приватизирован» 3-м желбатом. В журнале боевых действий 4-й роты этого батальона есть такие записи:

«5 августа 1915 года. Рота прибыла в Брест. 
8 августа 1915 года. Начало работ. Найденный в Брестских мастерских блиндированный поезд взят в роту и ремонтируется».

Первый типовой бронепоезд, изготовленный по проекту 2-й Заамурской железнодорожной бригады. Киевские главные мастерские Юго-Западных железных дорог, 1 сентябр 1915 года. На будке машиниста видна табличка с названием, справа дана ее выкадровка (РГВИА).


Общий вид типового бронепоезда 2-й Заамурской железнодорожной бригады «Хунхуз», построенного 4-й ротой 2-го Заамурского железнодорожного батальона в Киевских мастерских. 1 сентября 1915 года. У состава стоят офицеры 2-й Заамурской бригады и инженеры мастерских, руководившие проектированием и строительством состава (РГВИА).


При отходе от Бреста 16 августа 1915 года поезд у Кобрина отбил три атаки немцев, наступавших на Переяславский пехотный полк у деревни Поляничи и, двинувшись вперед, занял позиции противника.

Но при убытии 3-го железнодорожного батальона с Западного фронта, бронепоезд вновь поступил в Морской полк особого назначения. В составе этой части, с белыми якорями, нарисованными на броне, поезд действовал до лета 1917 года.

10 марта 1916 года, выходя на боевую операцию, поезд № 4 попал в засаду, устроенную немцами, получил серьезные повреждения и потерял два вагона, расстрелянный германской батареей. После этого поезд отвели на ремонт в Гомельские мастерские, где он простоял до ноября 1916 года. После восстановления бронепоезд включал в себя два металлических 4-осных блиндированных полувагона «Фокс-Арбель» и бронепаровоз серии Я.

Весной 1917 года командование Западного фронта возбудило ходатайство о передаче бронепоезда от моряков армии. 26 апреля 1917 года в Ставку было направлено следующее донесение:

«На Западном фронте находится бронепоезд Отдельной морской бригады особого назначения. Состоя в прикомандировании к 10-му железнодорожному батальону, и неся службу под руководством того же батальона, вышеуказанный поезд остается в составе отдельной морской бригады.

Подобное положение создает некоторые неудобства в пользовании поездом, так как личный состав поезд состоит из чинов Морской бригады, причем пополнение и перемена чинов поезда должны происходить с ведома и согласия начальника упомянутой бригады, который начальнику военных сообщений Западного фронта вовсе не подчиняется.

Главком армий Западного фронта ходатайствует о включении этого бронепоезда в состав 10-го железнодорожного батальона».

В июне 1917 года решение о передачи бронепоезда от моряков железнодорожникам было принято, причем командир бригады генерал Мазуров согласился оставить на составе все вооружение — две 37-мм пушки и 8 пулеметов Максима. Но, несмотря на это, до осени 1917 года 10-й железнодорожный батальон так и не смог укомплектовать бронепоезд нормальной командой - в батальоне не было ни артиллеристов, ни пулеметчиков.

Осмотр первого типового бронепоезда 2-й Заамурской железнодорожной бригады «Хунхуз» офицерами штаба Юго - Западного фронта. Киев, 1 сентября 1915 года. В центре стоит главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта Н. Иванов (с бородой) (РГВИА).


Осенью 1917 года солдаты 10-го желбата перешли на сторону советской власти. Бронепоезд получил наименование «Революционный бронепоезд», при этом его вооружение было усилено — вместо пушек Гочкиса в бро-невагонах установили по одному 76,2-мм полевому орудию образца 1902 года. Кроме того, в состав бронепоезда дополнительно включили металлический полувагон «Фокс-Арбель» с двумя 76-мм пушками Лендера из состава 3-й отдельной железнодорожной батареи для стрельбы по воздушному флоту.

В начале 1918 года бронепоезд получил новое наименование - № 1 «Минский коммунистический имени Ленина». В истории этого состава говорилось следующее:

«Бывший бронепоезд 10-го железнодорожного батальона. В Красную Армию перешел в дни октябрьской революции, и поступил в распоряжение ВЦИКа. Первые боевые столкновения были с немцами и гайдамаками под г Жлобин в феврале 1918 года, в боях с которыми площадки были разбиты, и бронепоезд ушел для нового бронирования на Брянский завод в первых числах марта».

Однако одна бронеплощадка и полувагон «Фокс-Арбель» с двумя 76-мм пушками Лендера не были разбиты, а попали в руки польских легионеров, которые включили их в состав бронепоезда «General Konarzewski*.

Бронепаровоз серии Я из состава «Минского коммунистического» после ремонта включили в состав нового бронепоезда № 6 «Путиловцы». Этот состав имел две броне-площадки, построенные на Сормовском заводе, и действовавшего на Юго-Восточном и Южном фронтах, а также под Петроградом в 1919-1920 годах.

Свою службу бронепоезд № 6 «Путиловцы» имени тов. Ленина закончил в 1922 году, когда его расформировали в Украинском военном округе. К этому времени в его составе все еще имелся бронепаровоз серии Я, прежде входивший в бронепоезд Морской бригады особого назначения.

Типовой бронепоезд 2-й Заамурской железнодорожной бригады, обслуживаемый командой Собственного Его Величества железнодорожного полка. 1916 год. Обратите внимание, что в отличие от «Хунхуза» установка переднего пулемета изменена, и позволяет вести огонь не только вперед, но и в сторону (фото из архива С. Ромадина).
 
 
 
 

Бронепоезда на Кавказе

В конце 1914 года в Тифлисских мастерских началось строительство четырех бронепоездов для Кавказской армии. Каждый их них состоял из полубронированного паровоза, двух четырехосных броневагонов и бронированного вагона для боеприпасов. Между собой они имели ряд отличий по типу бронировки. По распоряжению командования, вооружение этих бронепоездов должно было иметь возможность использования в полевых условиях, поэтому пушки и пулеметы устанавливались на обычных станках безо всяких переделок.

В передней части каждого броневого вагона устанавливалось по одной 76,2-мм горной пушке образца 1904 года с углом обстрела по горизонту 110 градусов. Кроме того, имелось по два пулемета Максима (по одному на борт), а при необходимости их число могло быть увеличено до шести. Для повышения огневой мощи в бортах прорезали амбразуры для стрельбы из винтовок. На тендере паровоза установили наблюдательный пост начальника поезда.


Изготовление составов закончилось в начале 1915 года и их распределили по следующим станциям: № 1 - Каре, № 2 - Алексан-дрополь, № 3 - Нахичевань и № 4 - Тифлис. Они обслуживались 1-й Отдельной Кавказской железнодорожной бригадой. Основными их задачами, согласно разработанной «инструкции начальникам бронированных поездов», были следующие:

«а). Охрана железных дорог на участках, подверженным нападениям неприятеля или враждебно расположенного населения.

б) . Для конвоирования поездов на особенно опасных участках.

в) . Для производства вблизи неприятеля небольших ремонтных работ на железной дороге.

г) . Для прикрытия рабочих отрядов, производящих вблизи неприятеля значительные работы на железной дороге.

д) . Для участия в боевых действиях войск по указанию ближайшего начальника отряда.

Бронированные поезда обеспечены броней лишь от действия ружейных и шрапнельных пуль. Против ударного действия артиллерийских снарядов поезда эти не защищены».

Командование Кавказской армии пыталось сформировать постоянные команды для своих бронепоездов, но на это требовалось разрешение Ставки. Поэтому генерал-лейтенант СВ. Вольский (главный начальник Кавказского военного округа. - Прим. автора) 6 июля 1915 года направил в Ставку следующую телеграмму:

«Для Кавказской армии оборудовано 4 бронепоезда, каждый вооружен двумя горными пушками обр. 1904 года, снабженными вращающимися безоткатными установками, и четырьмя пулеметами. При необходимости число пулеметов может быть доведено до 12.

Один из этих поездов необходимо держать в постоянной боевой готовности, для чего он должен быть снабжен особой штатной командой, состоящей из 3 обер-офицеров и 82 нижних чинов для одного бронепоезда выработан и Главкомом одобрен. Прошу согласия Вашего представить штат на утверждение Верховному Главнокомандующему».

Команда бронепоезда № 3 с командой Собственного Его Величества железнодорожного полка у состава. Лето 1916 год. Хорошо видна башня с 76,2-мм горной пушкой образца 1904 года на тендере, а на будке паровоза белый знак полка -совмещенные вензеля императоров Александра III и Николая II с короной сверху (фото из архива С. Ромадина).



Ответ от дежурного генерала при Верховном главнокомандующем генерал-лейтенанта П.К. Кондзеровского был получен довольно оперативно:

«Прошу представить [штат] на утверждение. Принципиальных возражений нет, если все формирования как в отношении матчасти, так и личного состава могут быть осуществлены средствами округа».

Однако в дальнейшем начальник управления ВОСО Ставки Ронжин высказался против постоянной команды на бронепоездах Кавказской армии. 19 августа 1915 года он направил генералу Кондзеровскому записку, в которой писал:

«Возвращая настоящую переписку по принадлежности сообщаю, что на формирование особой команды для Кавказских бронепоездов я согласиться не могу, так как кратковременная служба бронепоездов может нестись прикомандированными для этого частями специальных войск».

Данных о боевом использовании бронепоездов, построенных на Кавказе, автору обнаружить не удалось. Впоследствии бронепоезда использовались национальными армиями Закавказья. В частности, состав № 4 в 1918 году использовался грузинской армией, а № 2 и № 3 - соответственно армянской и азербайджанской.

Трофей Перемышля

При взятии Перемышля весной 1915 года русские войска захватили как минимум два австрийских бронепоезда. Причем никаких данных об этих составах в западных источниках, посвященных истории бронепоездов австро-венгерской армии, автору обнаружить не удалось. По документам Юго-Западного фронта один из бронепоездов представлял собой следующее:

«Под оборудование бронированных вагонов были использованы две австрийские полуплатформы размерами каждая 5,25 х 3 метра. На этой небольшой площади были установлены по одному орудию и по три пулемета. При взятии Перемышля бронепоезд достался нам, и был немного исправлен 6-м железнодорожным батальоном».

Вооружение имело довольно ограниченные углы обстрела: пушка в первом вагоне могла вести огонь вперед и по ходу справа, а во втором вагоне — назад и по ходу слева. Таким образом, обстрел цели, находящейся сбоку от состава одновременно из двух орудий был невозможен. Кроме того, небольшие размеры вагонов и неудачная их бронировка сильно затрудняли работу расчетов. В качестве вооружения использовались 80-мм австрийские полевые пушки М5 на специальных тумбовых установках и 8-мм австрийские пулеметы «Шварцлозе». Кроме двух бронированных вагонов, в составе бронепоезда имелся австрийский бронированный паровоз.

Типовой бронепоезд поручика Крапивникова из состава 1-го Заамурского железнодорожного батальона, разбитый у станции Рудочка в сентябре 1916 года, вид спереди. Снимок сделан летом 1916 года (фото из архива С. Ромадина).

 

Тот же разбитый бронепоезд Крапивникова, вид слева. Лето 1916 года. Заднюю бронеплощадку эвакуировали в январе 1916 года. Хорошо видны многочисленные снарядные пробоины в бронеплощадке и бронепаровозе (фото из архива С. Ромадина).



Однако 6-му железнодорожному батальону не удалось применить бронепоезд в боях -часть была переброшена из Перемышля на другой участок фронта. Но уже 10 мая 1915 года генерал Тихменев направил генералу Ронжину следующую телеграмму:

«Мною уже приказано ввиду ухода 6-го железнодорожного батальона из Перемышля передать бронепоезд 2-му Сибирскому железнодорожному батальону для головных отрядов».

Несмотря на довольно примитивную конструкцию, этот состав действовал весьма успешно уже в первых боях.

Так, в бою у деревни Холупки под Красным, в ночь с 11 на 12 июня 1915 года, командующий бронированным поездом 2-го сибирского железнодорожного батальона штабс-капитан Николай Кандырин, «смело выдвинул его под губительным артиллерийским и ружейным огнем, в тыл противника». Открыв огонь из всех видов оружия, состав обеспечил подготовку атаки пехотного полка «и, производя своим огнем смятение в рядах противника, дал возможность полку почти без потерь занять неприятельские окопы и захватить в плен 6 офицеров и около 600 нижних чинов».

На следующий день командир дивизии генерал Булатов доносил:

«Наступление дивизии в связи с работой бронепоезда идет успешно, поезд действует блестяще».

Осенью 1915 года бронепоезд поставили на ремонт. При этом параллельно с исправлением броневагонов, был изготовлен специальный бронированный вагон-погреб для перевозки снарядов и патронов. Кроме того, бронепаровоз австрийского производства заменили на русский серии Ов, забронированный в Одессе по проекту бронепоездов 2-й Заамурской железнодорожной бригады. Паровоз поступил в состав бронепоезда весной 1916 года.

В 1916 году, в ходе летнего наступления Юго-Западного фронта, бронепоезд находился в составе 9-й армии. К этому времени, в связи с введением нумерации бронепоездов, он получил № 7. Но из-за сильного разрушения железных дорог отступающими австрийцами, действия его в кампанию 1916 года были не слишком активными.

Бронепоезд №3с командой Собственного Его Величества железнодорожного полка на фронте. Лето 1916 года. Хорошо видно, что башня с 76,2-мм горной пушкой на тендере имела сзади броневые двери значительных размеров. Обратите внимание на запасные рельсы, закрепленные в нижней части броневагона (АСКМ).



По своей конструкции бронепоезд 2-го Сибирского желбата был самым неудачным из поездов Юго-Западного фронта. Поэтому его командиры неоднократно поднимали вопросы о модернизации состава. Например, 8 июня 1917 года его начальник капитан Жабоклицкий направил в управление ВОСО Юго-Западного фронта рапорт «О боевом и техническом несовершенстве бронированных вагонов бронепоезда № 7», в котором сообщал следующее:

«Главнейшие дефекты бронированных вагонов следующие:

1). Вследствие небольших размеров, технического несовершенства вагонов и не рационального устройства бойниц, бронепоезд № 7 крайне слабо оборудован пулеметами, имея их всего 6, что является недостатком по сравнению с другими бронепоездами, имеющими по 18-24 пулемета.

Нахождение в небольшом помещении вагона орудия и пулеметов, причем не разграниченных, крайне стесняет работу во время боя, как артиллеристов, так и пулеметчиков.

2) . При сотрясении при каждом орудийном выстреле пулеметы заклиниваются, патроны выпадают из лент, что вызывает ежеминутные задержки в действии пулеметов.

3) . При положении орудия по оси вагона, пулемет № 3 совершенно не может работать вследствие близости к хоботу орудия. Если передвинуть пулемет № 3 к передней бойнице, то в вагоне № 1 пулемет № 1 не сможет стрелять совместно с пулеметов № 3 вследствие небольшого расстояния между ними, и в вагоне № 1 правая, а в вагоне № 2 левая стороны останутся совершенно без пулеметов.

4) . При положении орудия по поперечной оси вагона, действие пулемета № 2 крайне затруднено работой артиллеристов у орудия. Таким образом, благодаря техническому несовершенству вагонов и не рациональному устройству бойниц, совместное действие всех шести пулеметов одновременно является крайне затруднительным.

5) . При неимении особого помещения для артиллерийских снарядов, таковые сложены в задней части вагона № 1 и передней вагона № 2, что крайне затрудняет работу как артиллерии, так и пулеметов.

6) . Расположение орудий обеспечивает угол обстрела только 110 град., причем оба орудия не могут обстреливать одну и ту же цель.

7) . Устройство бойниц таково, что при положении орудий по оси вагона дальность боя достигается 5 верст, а при положении поперек - 2 версты.

8) . Высота вагонов только в средней части 2,25 м, у стен же 1, 25 м, что при крайне небольших размерах вагонов стесняет действие команды.

9) . При настоящем положении орудий вся сила отдачи и все пороховые газы, и сотрясение воздуха получаются внутри вагона, что вредно отражается на здоровье команды, у части людей повреждены барабанные перепонки.

Все указанные дефекты вагонов бронепоезда № 7 с 1915 года побуждали неоднократно начальников поезда ходатайствовать о замене вагонов на более совершенные, но вследствие частой смены начальников поезда и других причин, ходатайства эти до сих пор не удовлетворены».

Вопрос о модернизации бронепоезда 2-го Сибирского желбата поднимался и на прошедшем в июне 1917 года съезде железнодорожников Юго-Западного фронта и обсуждался в секции бронепоездников. В результате, в качестве временной меры было принято решение о передаче бронепоезду № 7 «бронированного вагона от разбитого поезда», который находился в Киеве. Это была площадка типового бронепоезда проекта 2-й Заамурской железнодорожной бригады, погибшего на фронте в октябре 1915 года. Но выполнить это решение не успели.

Типовой бронепоезд № 5 3-го Заамурского желбата на фронте. Зима 1916 года. Несмотря на невысокое качество фото, хорошо виден артиллерийский каземат и передняя пулеметная установка броневагона. Обратите внимание, как тщательно состав замаскирован ветками (фото предоставил С. Залога).



В июне 1917 года бронепоезд № 7 поддерживал свои части в ходе начавшегося наступления Юго-Западного фронта. 22 июня 1917 года командир бронепоезда капитан Жабоклицкий доносил в штаб 7-й железнодорожной бригады (в ее состав входил 2-й Сибирский желбат):

«Согласно полученного распоряжения от Наштакор 41 бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона № 7 был призван к боевому участку 74-й дивизии, и 17 сего месяца вышел на боевую позицию.

18 было [июня] получено приказание начать обстрел указанных начальством 74-й дивизии целей. Обстрел начался в 9.15, кончился в 21.35. Выпущено было 620 снарядов, и во время обстрела был обстрелян неприятельской артиллерией. 19-го поезд выходил, но по создавшейся обстановке участия артиллерией не принимал. 20-го стоял на позиции, и 3 часа обстреливал цели по указанию Начдив 74».

Однако, как известно, наступление провалилось из-за катастрофического падения дисциплины в русских войсках, и 6 июля 1917 года немцы нанесли контрудар. Потерявшие боеспособность русские части стали откатываться назад. Их отход прикрывали отдельные сохранившие боеспособность подразделения, части «смерти», казаки, броневики, бронепоезда. Среди последних был и бронепоезд № 7. Вот что об этом сообщал командир 2-го Сибирского желбата в управление ВОСО Юго-Западного фронта в рапорте от 29 июля 1917 года:

«Доношу, что согласно распоряжение Начальника штаба 41-го корпуса бронепоезд № 7 в ночь на 9 июля с.г. выступил со ст. Слобода на ст. Денисово для выяснения обстановки ввиду наступления неприятеля...

По рекогносцировке выяснилось, что ст. Денисово уже занята неприятелем, и проехать ввиду порчи выходных стрелок не представлялось возможным. По бронепоезду был открыт огонь, и на протяжении 2-х верст поезд подвергался сильному обстрелу. С поезда отвечали пулеметным и орудийным огнем, и благодаря этому наступление противника было несколько задержано.

При продвижении к ст. Слобода на перегоне, вследствие движения поездов пачками, случилось крушение, и проехать на ст. Слобода было нельзя. Ввиду наступления неприятеля паровоз бронепоезда был испорчен, прицелы и замки с орудий, затыльники и некоторые другие части с пулеметов сняты.

Бронепоезд № 3 с командой Собственного Его Величества железнодорожного полка на фронте. Лето 1916 года. Хорошо видна измененная по сравнению с «Хунхузом» конструкция установки передних пулеметов (фото предоставил С. Залога).



Около 3 часов 9 июля бронепоезд был оставлен, и команда пешим порядком отступила в сторону Микулинец».

Бронепоезд достался немцам, о его дальнейшей судьбе автор сведениями не располагает.

Бронепоезд Усть-Двинской крепости

Строительство этого бронепоезда началось в июне 1915 года силами прибывшего на фронт под Ригу 5-го Сибирского железнодорожного батальона. Причем изначально этот состав предназначался для прикрытия ремонтных работ на железной дороге. Так, в отчете о работах 5-го Сибирского желбата есть такая запись:

«4-й ротой начата постройка блиндированного вагона для рабочего поезда. Рабочий поезд в составе: один блиндированный вагон, две платформы с рельсами, три со шпалами, вагон с мостовыми брусьями и четыре вагона с булыжником, предназначенным для заполнения ряжей».

Но уже вскоре был сооружен и полноценный бронепоезд, для изготовления которого использовали три двухосных металлических полувагона и полубронированный паровоз Ов. Состав был включен в гарнизон Усть-Двинской крепости под Ригой, где он и действовал до лета 1917 года.

Кроме входивших в состав бронепоезда, у 1 и 5-й рот батальона имелось по одному двухосному металлическому полувагону с бойницами. Эти вагоны использовались для прикрытия рабочих партий батальона, занимавшихся восстановлением железных дорог на передовой.

О составе и конструкции бронепоезда можно узнать из донесения, направленного начальнику управления военных сообщений Северного фронта:

«Комиссия под председательством командира 5-го Сибирского железнодорожного батальона 28 мая 1917 года осмотрела наст. Старый Кеммерн Риго-Орловской железной дороги бронепоезд в составе паровоза, двух вагонов и одной платформы с возвышающейся на ней площадкой. В каждом из бронированных вагонов находятся три пулемета, причем в одном из вагонов бойницы для пулеметов сделаны так низко, что стрельба из них возможна лежа. На площадке платформы помещается одна 3-дм. пушка.

Польский бронепоезд "General Dowbor», состоящий из типовых бронеплощадок 2-й Заамурской бригады и бронепаровоза бывшего русского бронепоезда № 4 (конструкции инженера Балля). Лето 1919 года. Судя по конструкции передних пулеметных установок, бронеплощадки ранее входили в состав бронепоезда № 2 2-го Заамурского желбата (ЯМ).



Бронировка вагонов и платформ состоит из наружного железного листа — 4 мм, деревянной прокладки толщиною в 4 дюйма и внутреннего железного листа толщиной 5 мм, причем последний обшит досками толщиною в дюйм. Отверстия бойниц для стрельбы из винтовок закрываются железными листами толщиной 5 мм. Буксы защищены железными листами, которые прикрывают несколько более половины диаметра колес. Броня паровоза устроена так же как и у вагонов.

Площадка платформы, на которой имеется пушка, находится примерно на уровне высоты - нормального крытого вагона, имеет 4 борта и совершенна открыта.

По поезду с расстояния в 35 шагов было сделано 10 выстрелов из винтовки в обшивку боковых стенок вагона...

Комиссия пришла к выводу, что боковую обшивку вагона можно считать надежно защищающей от пробивания пуль и осколков снарядов, что же касается до крыш вагонов (дошатые, обитые толем), то таковые необходимо также забронировать или сделать соответствующие козырьки для закрытия от шрапнелей и пуль. Кроме того, листы, прикрывающие буксы, увеличить к низу для предохранения вагонных скатов при случайном попадании в них осколков снарядов.

Имея ввиду, что площадка с орудием совершенна открыта, желательно устрой-

ство над ней сплошного железного покрытия, чтобы предохранить прислугу орудия от шрапнельных пуль и осколков, и снабдить орудие щитом. Установка орудия на лафете полевого типа нецелесообразна, желательна установка орудия на тумбовом лафете с обстрелом 360 градусов.

Для пулеметов, имеющих только боковой обстрел, необходимо прорезать угловые бойницы с углом 90 градусов, что дает полную свободу обстрела как при наступлении, так и при отходе.

Все указанные работы, кроме переустройства орудия, батальон может выполнить своими средствами».

По состоянию на 31 марта 1917 года команда бронепоезда (№ 1с, с — Северный фронт) включала в себя 50 человек, из них стрелков 51-го Сибирского стрелкового полка - 37, артиллеристов Усть-Двинской крепости — 6, паровозная бригада 5-го Сибирского железнодорожного батальона — 7. На его вооружении имелось 6 пулеметов Максима, 76,2-мм противоштурмовое орудие образца 1914 года и винтовки команды.

Неоднократно делались попытки улучшить конструкцию этого состава, которые, впрочем, остались безрезультатными. Например, 4 мая 1917 года специальная комиссия осмотрела бронированный поезд 5-го Сибирского железнодорожного батальона, и составила перечень мероприятий, необходимых для приведения состава в боеспособное состояние. Прежде всего, предполагалось дополнительно защитить броней буксы колес паровоза и тендера, а также котел паровоза с передней части. Затем заменить 1,5-мм броню на вагонах 10-мм, а также установить над артиллерийским вагоном 4-скатную крышу для защиты расчета от осадков.

Польский бронепоезд «General Dowbor» -слева бронепаровоз бывшего русского бронепоезда № 4 (конструкции инженера Балля), справа типовая бронеплощадка 2-й Заамурской бригады. Лето 1919 года (ЯМ).



К лету удалось согласовать все вопросы, связанные с модернизацией состава. 4 июля 1917 года начальник ВОСО на ТВД направил в штаб Северного фронта телеграмму, в которой сообщил следующее:

«Переделка бронепоезда № 1с может быть произведена в Риге в участковых мастерских силами 5-го Сибирского железнодорожного батальона. Время ремонта - 2 недели, ввиду чего поезд может быть снят с линии и отправлен для переделки».

Неизвестно, был ли бронепоезд отправлен на ремонт, но в августе 1917 года во время взятия Риги и Усть-Двинска состав попал в руки к немцам. Возможно, он не имел паровоза, находившегося на ремонте, но может быть был просто оставлен из-за невозможности отхода. В российских архивах автору не удалось найти подробностей о потере это бронепоезда. Также автору неизвестно, использовали ли этот состав немцы или латыши.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бронепоезда- малоизвестные подвиги. | Chief23 - БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ | Лента друзей Chief23 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»