• Авторизация


Бронеавтомобили СССР-России... 03-03-2013 06:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Бронированные автомобили – бронеавтомобили – это тип специальной военной техники, обладающей бронированным кузовом и пулеметным или пушечным вооружением. В период двух мировых войн бронеавтомобили в отличие от колесных бронетранспортеров не были предназначены для перевозки десанта. По комплексу выполняемых задач они во многом были сходны с легкими танками тех лет. Особенно это можно отнести к СССР, где перед войной были созданы бронеавтомобили семейства БА различных типов: легкие (массой до 4 тонн) – БА-20, средние (от 4 до 8 тонн) – БА-3, 6, 10, а также тяжелые (масса более 8 тонн) – БА-11. Уже в военные годы был создан еще один легкий бронеавтомобиль БА-64.

Начнем наш рассказ с легкого бронеавтомобиля БА-20. В 1930-е годы во многих армиях мира достаточно широко применялись обыкновенные легковые автомобили, пусть даже имеющие недостаточную проходимость. Чаще всего они использовались в штабах, для связи и командирской разведки. Оснащение воинских подразделений автомобилями в случае войны увеличивало мобилизационные возможности промышленности. При этом для использования в армейских целях обычные гражданские модели требовалось прикрыть хотя бы легкой противопульной броней. Именно таким образом в СССР поступили, переделав ГАЗ-А, в легкий бронеавтомобиль ФАИ, который выпускался с 1931 по 1936 годы. 

Аналогичным образом решено было поступить и с более мощным автомобилем ГАЗ-М1 «Эмка», который, как и ГАЗ-А, не был полноприводным. В 1936 году на базе ГАЗ-М1 на Выксинском заводе дробильно-размольного оборудования (город Выкса, Горьковская область) был спроектирован бронеавтомобиль БА-20. Данный бронеавтомобиль был принят на вооружение советской армии и находился в серийном производстве с 1936 по 1941 год. Всего за это время было произведено 2114 бронеавтомобилей. БА-20 использовался Красной Армией в боях на Халхин-Голе, советско-финской войне, а также на начальном периоде Великой Отечественной. Уже во время войны на смену БА-20 в войска пришел новый легкий бронеавтомобиль БА-64. 

Бронеавтомобиль БА-20 имел компоновочную схему с передним расположением моторного отделения. Совмещенное боевое отделение и отделение управления располагались в средней и кормовой частях бронеавтомобиля. В кормовой части над боевым отделением располагалась небольшая вращающаяся пулеметная башенка. Посадка и высадка экипажа, который состоял из 2-х человек, осуществлялась через бронированные двери, которые располагались по бортам корпуса БА-20, а также через люк, находящийся в крыше пулеметной башенки. Для кругового обзора из бронеавтомобиля был предназначены специальные смотровые щели в корпусе и башне, прикрываемые изнутри специальными бронезаслонками, а также смотровые лючки в лобовом листе, корме и дверях. Помимо этого в машине имелся еще один люк – десантный, находящийся в днище БА-20. Он предназначался для выхода экипажа из машины в случае ее подбития на поле боя.

Бронеавтомобиль БА-20 обладал противопульным бронированием, его сварной корпус производился из катаных броневых листов, имеющих толщину в 4 и 6 мм. Бронелисты располагались под большими углами наклона. По сравнению со своим предшественником, бронеавтомобилем ФАИ, он обладал увеличенным объемом боевого отделения (для размещения внутри радиостанции), а также сравнительно небольшой массой и размерами. Масса БА-20 составляла 2,52 тонны.

Живучесть в условиях боя бронеавтомобилю обеспечивали пулестойкие шины ГК, а повышенную надежность – усиленные рессоры и полуоси заднего моста. С улучшением ряда эксплуатационных качеств машины возросла и ее боевая масса, правда это практически никак не отразилось на его проходимости и надежности. Хорошие тяговые качества двигателя позволяли бронеавтомобилю БА-20 преодолевать подъему крутизной до 15 градусов, а также труднопроходимые участки местности. 

На бронеавтомобиле устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный двигатель М-1, развивавший мощность в 50 л.с. Двигатель снабжался экономайзером и карбюратором «Зенит». Его пуск осуществлялся при помощи электростартера МАФ-4006 мощность в 0,8 л.с. В батарейной контактной системе зажигания машины применялись распределитель с центробежным регулятором, индукционная катушка (бобина) и свечи зажигания. Емкость топливных баков составляла 70 литров, запас хода по шоссе равнялся 350 км. В состав трансмиссии БА-20 входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, а также трехступенчатая коробка передач (три скорости вперед и одна – назад), главная передача, карданная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа.

Бронеавтомобиль вооружался одним пулеметом ДТ калибра 7,62-мм, который был установлен в шаровой опоре вращающейся башенки. Его боекомплект состоял из 1386 патронов, которые были снаряжены в 22 диска по 63 патрона. Углы его вертикального наведения составляли от -13 до +23 градусов. Для ведения огня применялся простой механический прицел. Вращение башенки производилось при помощи специального спинного упора усилиями стрелка, который сидел на вращающемся сидении, прикрепленном к днищу бронеавтомобиля. Данный стрелок одновременно являлся и командиром экипажа бронеавтомобиля БА-20. 

Электрооборудование БА-20 было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение в сети машины составляло 6 вольт. В качестве источников электроэнергии применялась аккумуляторная батарея ЗСТ-100, имеющая емкость в 100 Ампер-часов, а также генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт. Для осуществления внешней связи часть машин оснащалась коротковолновой приемо-передающей радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну. Радиостанция монтировалась в боевом отделении за местом водителя, для питания радиостанция применялся дополнительный аккумулятор ЗСТ-100. В случае установки на машину радиостанции в состав ее экипажа вводился радист. Для внутренней связи экипаж БА-20 пользовался танкофоном. 

БА-20 обладал хорошей проходимостью и был достаточно надежен. Хорошие тяговые качества его двигателя позволяли без особых проблем преодолевать подъемы до 15 градусов, косогоры до 12 градусов, броды глубиной до полуметра и канавы шириной в 0,35 метров. Как и легковой автомобиль ГАЗ-М1, БА-20 имел привод лишь на заднюю ось. По шоссе автомобиль мог развивать скорость в 90 км/ч, по пересеченной местности средняя скорость составляла 36 км/ч.

В 1938 году подобно другим бронеавтомобилям Красной Армии он прошел процедуру модернизации. Обновленная машина получила обозначение БА-20М. Новая машина отличалась от предыдущей версии новой пулестойкой башенкой конической формы. В состав ее экипажа добавился третий человек – радист. Радист обслуживал усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3, которая оснащалась штыревой антенной и располагалась с левого борта броневика. В состав вооружения БА-20 был введен запасной пулемет ДТ, который размещался в боевом отделении. При этом боекомплект машины остался неизменным. Броневая защита автомобиля был усилена за счет использования лобовых листов башни и корпуса толщиной в 9 мм. Помимо этого удалось увеличить запас хода машины, который составлял теперь 450 км. Увеличение запаса хода произошло за счет установки дополнительного топливного бака на 30 литров. Данная модернизация привела к незначительному увеличению массы бронеавтомобиля. БА-20М стал весить на 100 кг. больше, его масса составила 2,62 тонны. 

В 1936 году был разработан также железнодорожный вариант бронеавтомобиля БА-20ЖД, у которого помимо обычных колес имелись также и замещающие их в случае необходимости стальные диски с ребордами, которые способны были без проблем катиться по рельсам. Смена колес на бронеавтомобиле выполнялась силами экипажа за 30 минут, при этом снятые шины закреплялись по бортам корпуса. Скорость БА-20 по железной дороге составляла до 80 км/ч, а запас хода равнялся 430-540 км. Масса данной модификации бронеавтомобиля достигла 2,78 тонн. Данные машины чаще всего входили в состав бронепоездов или использовались в качестве легких разведывательных бронедрезин. 

Боевое крещение БА-20 прошел во время вооруженного конфликта с Японией на реке Халхин-Гол, где было установлено, что броня БА-20 с легкостью пробивается бронебойными пулями крупнокалиберного 13,2-мм пулемета. Броня бронеавтомобиля держала лишь винтовочные и пулеметные простые и бронебойные пули калибра 7,62-мм. В дальнейшем бронеавтомобиль принял участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов, а также неплохо зарекомендовал себя в боях начального периода Великой Отечественной. Бронеавтомобиль серийно выпускался с 1936 по 1941 года, незначительное количество машин было собрано в 1942 году из остававшихся деталей. До начала Великой Отечественной войны было произведено 1557 БА-20.

Среди трофеев, которые были захвачены финской армией в ходе советско-финской войны 1939 года, среди прочего было и 22 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М. На вооружении финской армии данные бронеавтомобили находились вплоть до 1957 года. Помимо этого в ходе летних боев 1941 года немцы смогли захватить около 100 бронеавтомобилей обеих модификаций. Большинство из них было направленно в войска СС и полицейские части. В немецкой армии данная машина получила обозначение Panzerspaehwagen BA 20 (r), версия БА-20М – Panzerspaehwagen BA 202 (r). Машины Panzerspaehwagen BA 202 (r) состояли на вооружении различных частей, к примеру 7-й горнострелковой добровольческой дивизии СС «Принц Ойген».

Колонна бронетехники РККА пред отправкой на фронт. На фото запечатлены легкие бронеавтомобили БА-20, причем первый ряд составляют машины, оборудованные радиостанциями 71-ТК-1 с поручневой антенной. Справа, у верхнего среза фото, видна часть танковой колонны, состоящей из танков Т-28 и Т-35
 
 

 

 

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

Бронеавтомобиль БА-64 Бронеавтомобиль был принят на вооружение в мае 1942 года и предназначался для решения задач командирской разведки, управления боем и связи, сопровождения автоколонн. БА-64 был первым советским бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, что позволяло ему преодолевать подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 м и косогоры с уклоном до 18 градусов. Бронеавтомобиль имел противопульное бронирование со значительными углами наклона броневых листов. На нем устанавливались пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной ГК.

Водитель располагался впереди по центру машины, а за ним находилось боевое отделение, над которым монтировалась открытого типа башня с пулеметом ДТ. Установка пулемета позволяла вести огонь по зенитным и воздушным целям. Для управления бронеавтомобилем водитель мог использовать сменный блок пуленепробиваемых стекол, два таких же блока монтировались на боковых стенках башни. Большая часть машин оснащалась радиостанциями 12РП. В конце 1942 года была проведена модернизация бронеавтомобиля, в ходе которой его колея была расширена до 144б, а в переднюю подвеску добавлены два амортизатора. Модернизированный бронеавтомобиль БА-64Б производился до 1946 года. В ходе производства были разработаны его варианты со снегоходным и железнодорожным движителями, вариант с крупнокалиберным пулеметом, десантный и штабной варианты.

[500x258]

Учитывая накопленный в 30-х годах опыт создания двухосных и трехосных шасси для бронемашин, горьковчане решили изготовить для действующей армии легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе двухосного полноприводного автомобиля ГАЗ-64. 17 июля 1941 года начались конструкторские работы. Компоновку машины вел инженер Ф. А. Лепендин, ведущим конструктором назначили Г. М Вассермана. Проектируемый бронеавтомобиль и внешне, и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин этого класса. Конструкторам пришлось принять во внимание новые тактико-технические требования к броневикам, возникшие на основе анализа боевого опыта. Машины предстояло применять для разведки, для управления войсками во время боя. в борьбе с авиадесантом, для сопровождении автоколонн, а также для противовоздушной обороны танков на марше. Также определенное влияние на конструкцию новой машины оказало знакомство заводчан с немецким трофейным бронеавтомобилем SdKfz 221, который 7 сентября был доставлен на ГАЗ для детального изучения.

Проектирование и изготовление бронеавтомобиля продолжалось около шести месяцев - с 17 июля 1941 года по 9 января 1942 года. 10 января 1942 года новый бронеавтомобиль осмотрел Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. После успешного завершения заводских и войсковых испытаний бронеавтомобиль 3 марта 1942 года был представлен Членам Политбюро ЦК ВКП(б). и уже летом того же года первая партия серийных бронеавтомобилей была направлена в войска Брянского и Воронежского фронтов. За создание бронеавтомобиля БА-64 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года В.А. Грачев был удостоен Государственной премии СССР.

[500x275]

Бронеавтомобиль БА-64 был выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя, передними управляемыми и всеми ведущими колесами, с неразрезными мостами, подвешенными впереди на четырех четвертьэллиптических, сзади - на двух полуэллиптических рессорах.

Сверху на жесткую стандартную раму от ГАЗ-64 монтировался многогранный цельносварной корпус, изготовленный из листов катаной стали толщиной от 4-мм до 15-мм. Для него были характерны значительные углы наклона броневых листов к горизонтальной плоскости, сравнительно небольшие габаритные размеры и масса. Борта корпуса состояли из двух поясов бронелистов 9-миллиметровой толщины, которые для повышения пулестойкости располагались так, что продольные и поперечные сечения корпуса представляли собой две сложенные основаниями трапеции. Для входа и выхода из машины экипаж располагал двумя открывавшимися назад и вниз дверями, которые находились в нижних частях бортов справа и слева от водителя. В торцевой задней части корпуса навешивалась бронекрышка, защищавшая заливную горловину бензобака.

Корпус БА-64 не имел заклепочных соединений - стыки листов брони были гладкими и ровными. Петли дверей и люков - наружные, приварные или на выступающих заклепках. Доступ к двигателю осуществлялся через верхнюю, открываемую назад бронекрышку моторного отделения. Все люки, двери и крышки запирались снаружи и изнутри. Впоследствии для улучшения условий работы водителя были введены воздухозаборники на верхней крышке капота и в передней части крышки бронекорпуса. На нижнем левом бортовом бронелисте перед дверцей (сразу за крылом) двумя хомутами крепился механический винтовой домкрат.

[510x285]

Водитель бронемашины располагался в отделении управления по центру машины, а за ним, несколько выше, располагался командир. выполнявший обязанности стрелка-пулеметчика. Наблюдать за дорогой и местностью водитель мог через зеркальный прибор наблюдения со сменным блоком пуленепробиваемых стекол типа "триплекс", установленный в открывающемся люке лобового листа корпуса и защищаемый снаружи бронезаслонкой. Кроме того, на некоторых машинах в верхних боковых листах отделения управления устанавливались лючки для бокового обзора, открывавшиеся при необходимости водителем.

В задней части бронеавтомобиля на крыше корпуса была установлена башня кругового вращения, выполненная методом сварки из бронелистов толщиной 10-мм и имевшая форму усеченной восьмигранной пирамиды. В передней части стык башни с корпусом экранировался защитной накладкой - бруствером. Сверху башня была открытой и на первых образцах закрывалась откидном сеткой. Этим обеспечивалась возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Башня устанавливалась в корпусе бронеавтомобиля на конусной колонке. Вращение башни осуществлялось вручную усилием командира-стрелка, который мог повернуть ее и остановить в требуемом положении с помощью тормоза. В лобовой стенке башни имелась амбразура для ведения огня по наземным целям, а в ее боковых стенках были смонтированы два прибора наблюдения, идентичные прибору наблюдения водитепя.

 

БА-64 был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ. В бронеавтомобиле впервые была применена универсальная установка пулемета, которая обеспечивала круговой обстрел из башни наземных целей на дистанции до 1000 м и воздушных целей, летящих на высоте до 500 м. Пулемет мог выдвигаться по стойке вверх из вертикальной амбразуры башни и фиксироваться на любой промежуточной высоте. Для стрельбы по воздушным целям пулемет снабжался кольцевым прицелом. В вертикальной плоскости пулемет наводился на цель в секторе от -36° до +54°. Боекомплект бронеавтомобиля состоял из 1260 патронов, снаряженных в 20 магазинов, и 6 ручных гранат. Большинство бронемашин были оснащены радиостанциями РБ-64 или 12-РП с радиусом действия 8-12 км. Штыревая антенна крепилась вертикально на задней боковой (правой) стенке башни и выступала над ее торцом на 0,85 м.

В моторном отсеке БА-64 был установлен незначительно модифицированный стандартный двигатель ГАЗ-64, способный работать на низкосортных маслах и бензинах, что было крайне важно для эксплуатации бронемашины во фронтовых условиях. Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения развивал мощность 36,8 кВт (50 л. с.), что позволяло бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80 км/ч. Подвеска бронеавтомобиля обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и пересеченной местности с достаточно высокой средней скоростью до 20 км/ч. С полным топливным баком, емкость которого составляла 90 л, БА-64 мог пройти 500 км, что свидетельствовало о достаточной боевой автономности машины.

БА-64 стал первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему успешно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры с уклоном до 18 градусов. Машина не только хорошо ходила по пашне и песку, но и уверенно трогалась с мягких грунтов после остановки. Характерная особенность корпуса - большие свесы впереди и сзади облегчали бронемашине преодоление канав, ям и воронок.

В 1942 году бронеавтомобиль БА-64 подвергся усовершенствованию в связи с проведенной модернизацией базовой машины ГАЗ-64. Модернизированный бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-64Б, имел расширенную до 1446-мм колею, увеличенную габаритную ширину и массу, повышенную до 39,7 кВт (54 л. с.) мощность двигателя, усиленную систему охлаждения двигателя и переднюю подвеску с четырьмя амортизаторами вместо двух.

В конце октября 1942 года модифицированный БА-64Б успешно прошел испытательный пробег подтвердив целесообразность проведенных работ - допустимый крен составлял уже 25°. В остальном величины профильных препятствий, преодолеваемых модернизированным бронеавтомобилем. практически не изменились по сравнению с бронеавтомобилем БА-64.

Начатое весной 1943 года производство БА-64Б продолжалось до 1946 года. В 1944 году производство БА-64Б по отчетности НКО стабильно составляло 250 машин в месяц - 3000 в год (с рацией -1404 единиц). Несмотря на свой основной недостаток - малую огневую мощь - бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведывательных рейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений.

Удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях, где важным фактором была возможность вести стрельбу по верхним этажам зданий. БА-64 и БА-64Б принимали участие во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских городов, в штурме Берлина.

Всего, по данным военных, от заводов-изготовителей было получено 8174 бронеавтомобиля БА-64 и БА-64Б, из них 3390 радиофицированных машин. Последние 62 бронеавтомобиля заводы изготовили в 1946 году. Всего за период с 1942 по 1946гг заводы выпустили 3901 бронеавтомобиль 

 

Средний бронеавтомобиль БА-10

Боевое крещение БА-10 и БА-10М состоялось в 1939 году во время вооруженного конфликта у реки Халхин-Гол. Они составляли основную часть парка броневиков 7,8 и 9-й мотобронебригад. Позднее бронемашины БА-10 принимали участие в "освободительном походе" и советско-финской войне. 
Во время Великой Отечественной войны они использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях вплоть до конца войны. Они хорошо зарекомендовали себя, как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника.

[500x306]

В 1940 году некоторое количество бронеавтомобилей БА-20 и БА-10 было захвачено финнами, и в дальнейшем они активно использовались в финской армии. 22 единицы БА-20 были приняты на вооружение, причем отдельные машины использовались как учебные до начала 1950-х годов. Броневиков БА-10 было меньше, их родные 36,7-киловаттные двигатели финны заменили 62,5-киловаттными (85 л. с.) восьмицилиндровыми V-образными моторами «Форд» V8. Три машины финны продали шведам, которые испытывали их с целью дальнейшего применения в качестве машин управления. В шведской армии БА-10 получили обозначение m/31F.
Немцы также использовали трофейные БА-10: захваченные и восстановленные машины под обозначением Panzerspahwagen BAF 203(r) поступили на вооружение некоторых пехотных частей, сил полиции и учебных подразделений.


[500x365]

 

 

Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11

Бронеавтомобиль БА-11 создавался как средство поддержки и усиления подразделений бронетанковых бригад, вооруженных легкими и средними бронеавтомобилям, а также для оказания боевой поддержки кавалерии и пехоте. Базой для его создания стало шасси от трехосного грузового автомобиля ЗИС-6, которое было специально укорочено. Компоновочная схема БА-11 полностью повторяла схему среднего бронеавтомобиля БА-10. По вооружению и уровню бронезащиты БА-11 превосходил все зарубежные образцы тяжёлых бронеавтомобилей, а его дизельный вариант и вовсе на тот момент не имел аналогов в мире. 


В 1936-37 годах на заводе им. Сталина (ЗИС) шли работы по созданию специального укороченного шасси ЗИС-6К, оснащенного двигателем увеличенной мощности и дополнительным задним рулем. Сборку первого опытного образца тяжелого бронеавтомобиля БА-11 планировалось закончить к 1 декабря 1938 года, но в эти сроки ЗИС не смог подготовить требуемое шасси, работы по нему были закончены лишь к 20 декабря. Конструкция получилась удачной, и уже зимой началось создание первых бронеавтомобилей БА-11 на его основе. За шасси бронеавтомобиля отвечали конструкторы: Б. М. Фиттерман, В. Н. Смолин и Д. В. Саломатин, за компоновку автомобиля отвечал А. С. Айзенберг. В это же время на Ижорском заводе под руководством А. Н. Баранова велись работы над созданием бронекорпуса будущей машины. Для своего времени он был достаточно совершенным, по оценкам специалистов в дизайне БА-11 чувствовалась динамичность и мощь, его смело можно было назвать элегантным и завершенным. 

Компоновочная схема БА-11 повторяла все предыдущие советские наработки в данной области – переднее расположение моторного отделения, два поста управления, две ведущих задних оси. Корпус бронеавтомобиля был полностью закрытым и производился методом сварки катаных броневых листов, имеющих толщину в 10-13 мм. Бронелисты были установлены с рациональными углами наклона. Днище и крыша бронеавтомобиля имели толщину в 4 и 8 мм соответственно. Экипаж машины, включающий в себя 4-х человек, а также наиболее важные узлы и агрегаты были неплохо защищены от бронебойных пуль и осколков малокалиберной снарядов и мин. 


За моторным отделением располагалось отделения управления, где находились рабочие места водителя и командира машины. Командир тяжелого бронеавтомобиля находился с правой стороны, где в лобовом листе корпуса был установлен пулемет ДТ калибра 7,62-мм, водитель соответственно располагался слева. Помимо ведения огня из пулемета командир обеспечивал связь при помощи дуплексной радиостанции 71-ТК-З. На борту корпуса БА-11 располагался шарнирный вывод штыревой антенны, которая могла укладываться вдоль передней части корпуса и поворачивалась вперед. Для внутренней связи экипаж использовал переговорное устройство ТПУ-3. Для наблюдения за местностью использовались пулестойкие приборы наблюдения ПТ-К, которыми были оснащены смотровые щели бронекрышки лобового окна, а также башни и боковых дверей. 

Двери бронеавтомобиля были неправильной формы и имели сильно закругленные углы, они устанавливались в бортах корпуса и предназначались для посадки и высадки экипажа. Двери крепились на внутренние петли, что позволяло избавить боковые поверхности БА-11 от лишних выпирающих элементов. При разработке корпуса тяжелого бронеавтомобиля создатели отошли от предыдущих форм крыши, которая была характерна для БА-6 и БА-10. На БА-11 крыша по-прежнему была разновысокой, но при этом задняя часть крыши отделения управления вместо стандартной ступеньки получила сильный скос. 

Над крышей боевого отделения в задней части корпуса располагалась низкая коническая башня кругового вращения, которая была выполнена из 13-мм листов броневой стали. Углы наклона ее стенок составляли 25 градусов. Сверху башня имели люк полукруглой формы, который оснащался откидывающейся вперед крышкой. С помощью данного люка можно было попасть в бронеавтомобиль или напротив покинуть его, а также вести наблюдение за местностью. 


В башне располагалось основное вооружение бронеавтомобиля – 45-мм пушка 20К, которая была спарена с 7,62-мм пулеметом ДТ. Боекомплект орудия состоял из 104 выстрелов, пулеметов – из 3087 патронов в 49 дисках. Для ведения стрельбы наводчик использовал перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1932 года, а также телескопический прицел ТОП обр. 1930 года. Вращение башни было механическим и имело ручной привод. 

Одним из недостатков БА-11 было признано неудачное размещение снарядов, что существенно снижало скорострельность – до 5 выстрелов в минуту, в то время как у БА-10 данный показатель равнялся 10-12 выстрелам. Снаряды размещались вдоль обоих бортов машины над нишами задних мостов в 4-х вертикальных стеллажах (по 10 штук) и в 2-х горизонтальных (по 32 штуки). 42 пулеметных диска находились возле снарядных укладок, еще 7 помещались в башне. Помимо этого в боекомплект машины включались ручные гранаты Ф-1 в количестве 20 штук. Они были уложены в 4-е сумки и крепились за спинками сидений членов экипажа в башне. 

В переднем несколько удлиненном моторном отсеке тяжелого бронеавтомобиля БА-11 находился рядный шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-16, который был форсирован за счет частоты вращения и улучшения наполнения цилиндров, а также повышения степени сжатия. Его мощность составляла 68,4 кВт, с учетом использования алюминиевой головки блока его мощность доходила до 72,8 кВт или 99 л.с. Надежность работы двигательной установки обеспечивалась дублированным зажиганием (от аккумуляторной батареи и магнето). Помимо этого был предусмотрен и механизм ручного пуска двигателя. Для того чтобы не создавать нежелательных помех радиосвязи, свечи в двигателе были экранированы. 


Двигатель ЗИС-16 был связан с трансмиссией, в состав которой включались: четырехскоростная коробка передач с демультипликатором, двухдисковое сцепление сухого трения, дифференциалы и карданные передачи. Наличие на БА-11 демультипликатора и реверса в сумме давало 9 передач вперед и 6 назад, при этом скорость заднего хода составляла 90% от скорости движения вперед. Имеющаяся силовая установка позволяла бронеавтомобилю весом в 8,13 тонн развивать по шоссе максимальную скорость в 64 км/ч. Запас топлива БА-11 с полными баками равнялся 316 км. 

Ходовая часть бронеавтомобиля была неполноприводной (6x4), она отличалась подвеской на полуэллиптических рессорах и усиленным передним мостом. На БА-11 использовались пулестойкие шины типа ГК. Задние колеса бронеавтомобиля были двускатными и находились в нишах. С боков они частично прикрывались плоскими бронеэкранами, которые смыкались за крыльями. Для увеличения проходимости, как и на БА-10, могли использоваться вездеходные гусеницы типа «оверолл». В походном положении данные гусеницы располагались вокруг задней части корпуса. Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 мог преодолевать рвы шириной до 0,9 м., броды глубиной до 0,65 м. и подъемы крутизной до 22 градусов. Для езды в темное время суток на кронштейнах передних крыльев могли быть установлены фары. 

К существенным недостаткам БА-11 относили большой вес и существенное среднее удельное давление на грунт – 4,25 кг/см² (для сравнения у танка Т-34 данный показатель составлял всего лишь 0,64 кг/см²). Также отмечалось ненадежное крепление корпуса к раме и неудобная заправка бронеавтомобиля горючим. Если же говорить про вооружение, то БА-11 не имел никаких преимуществ перед средними бронеавтомобилями, находящимися на вооружении РККА (БА-6 и БА-10). Всего до войны было выпущено 18 бронеавтомобилей, также была создана версия бронеавтомобиля БА-11Д, оснащенная дизельным двигателем ЗИС-Д-7 (мощность 98 л.с.). Масса бронеавтомобиля БА-11Д достигла 8,65 т, что негативно сказалось на максимальной скорости, которая по результатам испытаний составила 48,8 км/ч. Как бы то ни было, серийно дизельная версия данного бронеавтомобиля никогда не производилась. 


В самом начале Великой Отечественной тяжелые бронеавтомобили БА-11 применялись на Ленинградском фронте. При этом широкое производство данных бронеавтомобилей наладить не получилось. Ижорский завод, где они производились, вместе с Ленинградом оказался в окружении немецких войск. Всего было изготовлено 18 экземпляров, все они приняли участие в боях начального период войны, часть из них в 1942 году все еще оставалась в строю. В начальный период войны была попытка наладить производство БА-11 на Подольском заводе им. Баранова, но она не увенчалась успехом. В целом БА-11 был не самым плохим бронеавтомобилем и даже обладал рядом преимуществ перед легким танком Т-26, имея практически такое же бронирование и огневую мощь, он мог развивать в 2 раза большую скорость. При этом опыт Великой Отечественной ясно показал, что будущее принадлежит полноприводным бронемашинам. 


Современные российские бронеавтомобили.

Основное предназначение бронированной машины – транспортировка личного состава специальных и воинских подразделений. Дополнительные возможности – установка различного вида вооружения и техники. Бронемашина способна выполнять поставленные задачи на любых дорогах и местности. Возможно использование «Булата» как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких пустынных условиях. 

Бронированная машина создана на базе КАМАЗ с использованием агрегатов и узлов от КамАЗ-5350. Бронезащиту получили: периметр салона, крыша, днище, двигательный отсек, кабина (многослойное защитное стекло).
 



Кузов СБА «Булат» спроектирован московскими инженерами ЗАО "Защита" с использованием улучшенной брони, обеспечивающей защиту от 7.62мм пуль, имеющих термоупрочненный сердечник. Класс брони VI по ГОСТу Р 50963–96. Днище машины многослойного типа совместно с особой формой кузова обеспечивают бронированной машине противоминную защиту при подрыве мины со взрывчатым веществом, равным четырем килограммам в тротиловом эквиваленте. 

Для повышения живучести личного состава, находящегося в автомобиле, конструкторы разработали фирменную конструкцию кресел. Принцип работы кресел при подрыве мины отделения сидящего в нем человека от последствий взрыва мины. Десантный модуль вмещает в себя до десяти человек в полной экипировке. 

Задняя балансирная и передняя зависимая подвески - рессорного исполнения. Коробки передач и раздаточная - механического типа. Тормоза барабанные, пневматические с АБС.
 



С начала июня 2012 года один экземпляр СБА-60-К2 "Булат" передан сахалинскому подразделению ОМОН, находящемуся на Северном Кавказе в командировке руководством УМВД РФ Сахалинской области, где он и проходит различные испытания. На данный момент эксплуатация бронированной машины проходит довольно успешно, о чем сообщают сотрудники сахалинского ОМОН.


Основные характеристики бронемашины «Булат»:
- длина – 8 метров;
- ширина – 2.5 метра;
- высота – 2.6 метра;
- клиренс – 38.5 сантиметров;
- формула колес – 6Х6;
- база колес – 3.34 (+1.32) метра;
- колесная колея – 2 метра;
- вес полный/макс – 12.8/15.8 тонны;
- полезная нагрузка до 2-х тонн;
- вместимость – 2 + 8/10;
- турбированный дизельный двигатель с мощностью 260 л.с;
- скорость 90 (до 110) км/ч;
- дальность хода до 800 километров;
- вместимость топливных баков 250 литров;

 

Бронеавтомобиль "Волк"

разработка российских инженеров. Этот автомобиль, один из первых бронеавтомобилей нашей страны, который собран исключительно из комплектующих частей российского производства. А это означает независимость от поставок запасных частей иностранных производителей. На базе бронеавтомобиля "Волк" проектируются и создаются различные модификации для выполнения самых разнообразных боевых задач. Семейство автомобилей предназначено для оснащения воинских формирований и спецподразделений. На выставке ТВМ-2010 была анонсирована гражданская версия автомобилей "Волк", в том числе и небронированной версии.

Модификации:

  • ВПК-3927 "Волк" - модификация с колесной формулой 4х4 рамной конструкции с защищенным модулем управления и функциональным модулем для перевозки личного состава.
  • ВПК-39271 "Волк-1" - модификация с колесной формулой 4х4 рамной конструкции с защищенным однообъемным функциональным модулем.
    ВПК-39272 "Волк-2" - модификация с колесной формулой 4х4 с открытым модулем для перевозки грузов и личного состава с возможностью установки функциональных модулей.
  • ВПК-39273 "Волк-3" - модификация с колесной формулой 6х6 с функциональным модулем для перевозки личного состава.
  • ВПК-39274 "Волк-4" - модификация с колесной формулой 6х6 с противоминной защитой.

 Тактико-технические характеристики 

 

Полная масса 7500-11500 кг
Привод 4×4 или 6×6
Клиренс изменяемый от 250 до 550 мм
Баллистическая защита
Противоминная защита 2 класс защиты по STANAG 4569 (6 кг взрывчатки)
Двигатель ЯМЗ-5347-20 4,4 л
мощность 190, 240 л.с.
Грузоподъемность 1,5-4,5 т
Десант 8-18 чел.
Максимальная скорость 120 км/ч
Запас хода 1000 км
Глубина преод  

 

Первые три варианта бронеавтомобиля имеют колёсную формулу 4х4, а последние - 6х6. В зависимости от оснащения и комплектации автомобиль планируется использовать как для боевого применения, так и для гражданских целей, помимо вышеперечисленных бронированных вариантов в стадии разработки находятся небронированные машины. Основной конструктивной особенностью нового бронеавтомобиля "Волк" является высокая унификация, что упрощает его изготовление и снижает общую стоимость серийного производства. На фоне ведущихся разговоров о том, принимать ли на вооружение российских спецподразделений пока еще недоработанный "Волк" или итальянский бронеавтомобиль "IVECO" аналогичного класса - это немаловажный фактор.

 

[500x330]

Все бронеавтомобили серии "Волк" имеют разнесенную, дифференцированную (усиленную в самых уязвимых и важных местах корпуса) броню, с возможностью монтажа дополнительных композитных навесных броневых пластин в полевых условиях силами экипажа. Многослойная броня способна выдержать попадание 7,62-мм пули с дистанции до 300 метров, защищает экипаж и размещенный в десантном модуле личный состав от огня всех видов ручного стрелкового оружия и от осколков мин и снарядов.

 

[500x295]

 

Высокопрочное пулестойкое стекло толщиной 68 мм, не создающее оптических искажений, выдерживает практически любое попадание из автоматического оружия. Особое внимание уделено противоминной защите бронеавтомобиля, это V-образное двойное днище машины (по заявлениям разработчиков машина выдержит подрыв до 4 кг взрывчатого вещества (ВВ) в тротиловом эквиваленте. Все это без малого вес ВВ 122-мм фугасного снаряда, что вызывает сомнения, учитывая вес бронемашины, который равен 7 тоннам, к примеру, БТР-80 весом более 13 тонн при подрыве на таком фугасе просто переворачивает, подбрасывая его в воздух), специальные подвесные кресла для экипажа и десанта.

 

[500x277]

 

Что касается устанавливаемых кресел, то можно предположить, что они всё-таки будут зарубежного производства, так как российские образцы дороже. Конструкция бронекорпуса машины позволяет устанавливать помимо пулеметного вооружения также лёгкое артиллерийское либо зенитное. В качестве силовой установки на новом "Волке" установлен ярославский 190-сильный мотор ЯМЗ-534, по заверениям производителей, имеющий потенциал модернизации до 300 л.с. Независимая и регулируемая подвеска бронеавтомобиля - одно из необычных конструкторских решений, реализованных в новом проекте. Благодаря чему дорожный просвет может меняться от 25 см до 55 см.

 

 

Новый российский бронеавтомобиль"Урал-63095" стал одним из многих образцов автомобильной спецтехники, показанной 31 января 2012 года на закрытой выставке в Подмосковье, прошедшей в рамках совершенствования гособоронзаказа. Создатели нового бронеавтомобиля предлагают принять "Урал-63095" проекта "Тайфун" на вооружение внутренних войск, однако в МВД еще не могут сказать, будет ли министерство закупать эти  бронемашины.

И, как сообщает РИА Новости, еще на показе перспективной военной техники, проходящей в июне 2011 года, министр обороны Сердюков сказал, что для российской армии новый бронеавтомобиль "Урал-63095" проекта "Тайфун" приобретать будут.

[500x197]

Урал-65095 и Урал-63099

В настоящее время бронеавтомобиль "Урал-63095" проходит испытания. Создатели говорят, что "Тайфун" надежнее БТР и выдерживает подрыв противотанковой мины, что она защищена лучше, чем БТРы, находящиеся на вооружении России; также новый бронеавтомобиль не уступает и образцам НАТО.

Олег Якупов"Броня защищает от всех средств массового поражения - от стрелкового оружия, от противотанковых мин, самодельных взрывчатых устройств. Уровень защиты высок и сравним с НАТОвскими аналогами", - сказал главный конструктор Олег Якупов.

[500x319]

Фото - Урал-63095

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бронеавтомобили СССР-России... | Chief23 - БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ | Лента друзей Chief23 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»