• Авторизация


Древнейшая история Уссурийского края ч-2. 19-06-2012 04:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

«Дом  Киданьский,  мгновенно возникший на берегах Амура, сокрушил счастье и самобытное существование маньчжуров. Тысячи погибли в несчастных сечах с новыми неумолимыми завоевателями. Нюй-чженьский повелитель сам окончил свою жизнь во избежание позорного плена; семейство его погибло; города, облитые кровью, дымящиеся пожарами, остались в руках победителей. Весь восток Маньчжурии превратился в одну провинцию и сделался достоянием Юаньской династии. Опустошенная из края в край,  утратившая большую часть населения, лишившаяся самобытности, Маньчжурия погрузилась в прежнее полудикое состояние, и только одни развалины  напоминали  о  недавнем   величии»11.

 

Это было в начале X столетия. С 912 года владения Бохая простираются от реки Тумень-Улы к югу до порта Лазарева (провинция Гао-ли) и к северу узкою полосою по берегу моря до озера Ханка и далее до реки Сучана. Кидане царили над Маньчжурией под именем династии Ляо. В начале XII столетия царство Ляо силою оружия маньчжурских племен Чжуржей распалось, и на землях его возникла империя Цзинь (Золотая) с границами до устья Амура.

 

«Архимандрит Палладий, - пишет Буссе, - указывает нам путь к разъяснению исторических событий в Уссурийском крае, перечисляя между средствами к узнаванию истины местные памятники древности и монеты. Действительно, надпись, найденная в селении Никольском, дала уже нам одну прочную опорную точку в истории края, засвидетельствовав, что введение здесь всех государственных учреждений Китая совершено при династии Цзинь (1114-1234 годы)»12.

 

К этой последней эпохе и относится сказание о царе Куань-Юне. «Но походы Чингизхановых полчищ разорили страну, и география Юаньской династии (с 1280 по 1386 год) то и дело указывает на разрушенные города. Страны с трудом отдохнули от этого погрома. В начале XVII столетия окрестности Нингуты уже представляли настолько густо населенные округа, что Тайцзу посылал свои войска завоевать Воцзи, как тогда  называлась прибрежная страна от Нингуты к югу. Первый поход совершен в 1607 году, затем нашествия повторялись в 1609, 1610, 1611, 1614 и 1615 годы. За это время, по китайским источникам, уведено в Маньчжурию 200 семей и сверх того 23000 человек. Эти пленники были водворены в Маньчжурии и сохранили до сих пор название новых маньчжуров (Ича-маньчжу), с которыми познакомился лично отец Палладий на пути своем из Пекина в Благовещенск, в Цицикарском фудутунстве (воеводстве). Во время описанных нашествий нынешний Южно-Уссурийский край был совершенно разорен, население его частью уведено в плен, частью перебито; остальная часть бежала, и страна осталась в течение 246 лет в том запустении, в котором ее застали русские в 1861 году»13.

 

Таким образом, древнейшая история Уссурийского края слагается из шести периодов: 1) эпоха первобытного человека - каменный век. Интересно, что бронзовый век у нас отсутствует совершенно; вслед за каменными орудиями сразу на сцену появляется железо. Об этом красноречиво свидетельствуют раскопки. Быть может, между каменным веком и железным в Уссурийском крае был период запустения. Подтверждение этого мы находим в китайской литературе, начинающей историю страны только с VII века; 2) борьба маньчжурских племен с древнейшими обитателями страны Илоу до VII века; 3) царство Бохай с VIII по XII столетие; 4) Цзиньская империя ХШ века до 1386 года; 5) период запустения до начала XIX столетия; 6) жизнь свободных китайцев - манз (Мань-цзы) до 1849 года и далее после присоединения страны к России. Поэтому и все древности, оставленные в Приамурском крае маньчжурскими племенами, также принадлежат к различным эпохам и делятся на четыре группы, сообразно первым четырем периодам истории.

 

Таковы данные научной литературы. Теперь посмотрим, что говорят легенды.

 

Глава вторая

 

Это было очень давно...

 

Много сот лет назад в том месте, где теперь город Нингута, жил могущественный и славный царь Чин-я-тай-цзы14. У него было множество войска, и весь народ любил его. У Чина была жена Хун-лэ-нюй. Молва об ее красоте и слава об ее уме были известны не только в пределах Маньчжурии, но даже и по-ту сторону Ляо-Дуна; все ее знали, все об ней говорили, все ею восторгались... Чин очень любил ее.

 

Там, где теперь Никольск-Уссурийский, в то время было две крепости, отчего эта местность стала называться Шуан-чэн-цзы, что значит двойное укрепление.

 

Здесь жил племянник Чин-я-тай-цзы, принц Вань-Яньский, у которого была жена Лю-лэ-нюй, такая же умная и красивая, как и жена Чина.

 

На реке Сучан15 жил другой царь Куань-Юн, не менее могущественный, чем Чин-я-тай-цзы, но с другими душевными качествами, чем последний. Это был старик жестокий, грозный, властолюбивый и большой развратник. Он много слыхал о Хун-лэ-нюй и страстно хотел иметь ее своею наложницей.

 

В том месте, где Сучан впадает в море, около самого устья реки есть две одинаковых скалы, стоящих рядом; та, что ближе к морю, называлась тогда Да-най-шань (Большая гора наподобие женских грудей), а та, что стоит на берегу реки, - Эр-най-шань (Вторая грудь-гора). У подножья последней была большая каменная кумирня в честь бога небесных стихий Лун-ван-е. Бога этой кумирни были известны тем, что никогда не отказывали просящему их человеку и обладали чудодейственною силою исцелять все недуги.

 

Многие приезжали сюда даже из Китая, чтобы совершить поклонение богам, и всегда получали исполнение своих желаний.

 

Случилось как-то раз, Чин-я-тай-цзы заболел глазами. Никакие врачи не могли ему помочь: болезнь все усиливалась и грозила царю слепотою.

 

Узнав о болезни Чина, коварный Куань-Юн задумал адский план: он решил заманить к себе властителя Нингуты, пленить его, а затем послать к Хун-лэ-нюй ложное письмо, якобы от имени самого Чина, с приглашением приехать навестить его, больного, в доме Куань-Юна.

 

Он послал к Чин-я-тай-цзы своего посла и советника с выражением дружбы и соболезнования, приглашая его на Сучан для совершения обряда поклонения в кумирне, обещал ему свободный пропуск по всем дорогам своего государства и говорил, что окажет ему знаки: внимания и царские почести.

 

Благородный, доверчивый Чин поверил, но он не хотел оставлять дома одну свою жену и потому решился ехать туда с нею. Хун-лэ-нюй долго не соглашалась на это путешествие, но наконец уступила настойчивым просьбам Чина, заявив, что поедет только в том случае, если непременно будут соблюдены следующие условия: 1) чтобы никто не знал, что и она, Хун-лэ-нюй, будет в отряде; 2) чтобы оба они были одеты в совершенно одинаковые одежды, а Куань-Юну дать знать, что будто бы вместе с ним, Чин-я-тай-цзы, едет якобы его молодой брат, только что приехавший из Китая; 3) чтобы ехать не в колесницах, а верхом на конях, чтобы коней не расседлывать и все время держать их около царской ставки; 4) взять с собой охранный отряд из 2000 стрелков и копейщиков и 5) отнюдь не останавливаться во дворце Куань-Юна, а ночевать в палатках под своей охраной и ни одного лишнего дня не задерживаться на реке Сучане.

 

Чин никогда своей жене не противоречил. Он выбрал двух лучших лошадей: белую для себя и рыжую для своей супруги.

 

На другой день посланный Куань-Юна отбыл обратно. Он нес своему повелителю письмо Чин-я-тай-цзы. Последний благодарил за приглашение и писал Куань-Юну, что он приедет на Сучан для поклонения в кумирне.

 

Но обмануть Куань-Юна не удалось, как ни держался отъезд Хун-лэ-нюй в секрете. Посланец, привезший письмо Куань-Юна, скоро узнал об этом и по возвращении на Сучан рассказал обо всем своему повелителю. Куань-Юн страшно обрадовался. Чин-я-тай-цзы шел сам с малочисленным отрядом и вел с собой свою жену.

 

Весной, когда спали снега и появилась зелень, Чин-я-тай-цзы и Хун-лэ-нюй в одинаковых одеждах, верхом на конях и с небольшим отрядом отправились в путешествие. Путь их лежал через Шуан-чэн-цзы16. Здесь Чин остановился у племянника и провел у него несколько суток.

 

Узнав о цели поездки своего дяди, племянник одобрил меры предосторожности, принятые им, дал ему еще 1000 солдат подкрепления, а сам обещал с сильным войском выйти на дорогу к Сучану на тот случай, чтобы своевременно подать помощь, если Куань-Юн сделает нападение.

 

Чину все эти опасения казались преувеличенными и такие меры предосторожности совершенно излишними. Письмо Куань-Юна было написано в таком миролюбивом тоне, что сомнения не должны были иметь места. Такое недоверие могло оскорбить гордого, самолюбивого властителя Сучана, и он решил сам, лично один, навестить Куань-Юна.

 

Он отправился дальше, и скоро дошел до реки Сучана. Здесь он остановился лагерем на правом берегу реки. Тотчас же совершил обряд, поклонения богам и тотчас же получил исцеление от своей болезни.

 

На другой день к ставке Чин-я-тай-цзы прибыл посланный с письмом от Куань-Юна. В этом письме сучанский; властитель в резких выражениях высказывал свое неудовольствие по адресу Чина, требовал, чтобы пришедший отряд положил оружие и сам Чин-я-тай-цзы вместе со своим братом явился бы к нему, Куань-Юну.

 

Чин ответил таким же резким письмом и отказался итти под предлогом своей болезни.

 

Ночь прошла спокойно, а на рассвете Чин-я-тай-цзы увидел себя со всех сторон окруженным войсками Куань-Юна. Оставалось или действительно положить оружие и сдаться на милость победителя или же пробиваться к дороге в надежде на помощь из Шуан-чэн-цзы.

 

Хун-лэ-нюй первая села на лошадь. Это послужило сигналом. Чин-я-тай-цзы подал клич; отряд его бросился на врагов, прорвал окружавшее его кольцо и в ужасной сече проложил себе дорогу. Но это был только временный успех. Взбешенный Куань-Юн, лично предводительствуя своими войсками, бросился на малочисленный отряд Чин-я-тай-цзы. Нингутинцы, прикрывая отступление своего повелителя, мужественно выдерживали натиск вдесятеро сильнейшего неприятеля и сами отступали понемногу на старую дорогу.

 

Но враг был силен, и ряды оборонявшихся все более и более редели. Тогда Чин-я-тай-цзы вместе с женой решили спасаться бегством. Они погнали своих лошадей по дороге. Заметив их бегство, Куань-Юн с несколькими отборными всадниками бросился за ними в погоню. Теперь это зависело от коней, от их выносливости. И у той и другой стороны были отличные лошади.

 

Вдруг Чин-я-тай-цзы с ужасом заметил, что рыжая лошадь, которая была под Хун-лэ-нюй, начала уставать. Расстояние между беглецами и погоней стало сокращаться. Это заметил Куань-Юн. Крик радости вырвался из его груди, и он стал неистово погонять свою лошадь.

 

Видя, что его жена может попасть в руки врагов, Чин-я-тай-цзы решился на хитрость. В сторону вела маленькая тропинка.

 

Заехав в небольшой лесок, они быстро переменились конями и также быстро разъехались в разные стороны. Обман удался. Куань-Юн, зная, что на рыжем коне должна быть Хун-лэ-нюй, а на белом Чин-я-тай-цзы, с большею частью своих людей бросился преследовать рыжую лошадь и только двух латников послал в погоню за другим всадником.

 

Белый могучий конь, казалось, понял всю опасность, которой подвергалась его госпожа, напряг все свои силы, как стрела полетел по дороге, вынес Хун-лэ-нюй из опасности и далеко оставил за собой погоню. Преследовавшие его два латника скоро потеряли следы и потому должны были ни с чем возвратиться обратно.

 

Тем временем Чин-я-тай-цзы, спасаясь от Куань-Юна, старался всячески оттянуть время, чтобы дать возможность Хун-лэ-нюй уйти подальше. Но рыжий конь слабел заметно. Погоня приближалась с каждой минутой. Вдруг он заметил несколько в стороне от дороги старика в рваной грязной одежде. Это был угольщик. Он копошился около ямы, складывал дрова, и разбирал мусор. Чин-я-тай-цзы соскочил с лощади, сбросил с себя дорогую одежду, отдал все свое золото бедному китайцу, а сам быстро накинул на себя его грязное платье, вымазал потное лицо сажей, а китайца спрятал в земляной яме, прикрыв его сверху углем и дровами. Затем он взял нож и ударил им в бок свою лошадь. Бедное животное взвилось на дыбы от боли и, как, вихрь, понеслось по дороге.

 

Через минуту прискакал Куань-Юн со своим отрядом. Увидев грязного угольщика, он быстро спросил его, куда направился беглец с рыжей лошади. Чин-я-тай-цзы притворился, немым. Знаками дал понять, что говорить он не может, и указал тропинку, но не ту, куда убежала его лошадь, а другую, ей, противоположную. Хитрость удалась и на этот раз: Куань-Юн бросился в указанном направлении; за ним понеслись и, все прочие всадники.

 

Когда криков погони не стало уже слышно, Чин-я-тай-цзы бежал лесом в горы и таким образом спасая от плена.

 

В это время, Хун-лэ-нюй пробиралась тропинкой, по опушке леса. Она заблудилась и не знала, куда ее выведет дорожка. Тропинка вывела ее на пригорок. Перед ней снова развернулась широкая долина Сучана. Вдруг до слуха ее долетели крики. Посмотрев в ту сторону, откуда был слышен этот шум, Хун-лэ-нюй совершенно неожиданно для себя увидела свои войска, которые, все еще дрались с превосходным в числе противником и отступали по правому берегу реки Сучана. Она поскакала к ним. Радостный крик огласил долину. Как ураган бросились нингутинцы на неприятеля и принудили его к отступлению за реку.

 

Этим замешательством врага воспользовалась Хун-лэ-нюй и заняла на горе небольшую крепость. Гора имела плоскую вершину, по середине площадки ее была вода, скопившаяся здесь от дождей в небольших ямах.

 

Ничего не зная о судьбе Чин-я-тай-цзы, она все же была уверена, что мужу ее удалось избежать опасности.

 

Куань-Юн, потеряв след всадника на рыжем коне, возвратился обратно и в припадке гнева приказал отрубить головы тем воинам, кои были посланы в погоню за белой лошадью. Узнав, что небольшой отряд нингутинцев еще не пленен и заперся в крепости, он решился; на другой день сам руководить сражением и взять укрепление во что бы то ни стало.

 

Произошла битва. Хун-лэ-нюй умело оборонялась: ее стрельцы ловко пускали стрелы, так что множество вражеских трупов валялось по долине.

 

Куань-Юн потребовал подкреплений и, приказал им взять приступом крепость, никому из обороняющихся не давать пощады и только одного начальника с белым конем привести к нему живого.

 

Хун-лэ-нюй видела, что далее держаться она не может: половина ее солдат была убита; а из остальных большая часть были раненые и больные. Она решилась на последнее средство. Прокусив себе палец и оторвав кусок тряпицы от своей одежды, мужественная женщина кровью написала на этом лоскутке коротенькую записку. В ней она, говоря о своем положении, указывала местонахождение крепости и просила помощи. Ночью была сильная гроза с ливнем. Хун-лэ-нюй тихонько вывела свою белую лошадь из крепости, вплела ей записку в гриву, приласкала и пустила, ее на волю. Умное, благородное животное поняло, какое поручение на него возлагается, и во весь карьер пустилось по дороге к Шуан-чэн-цзы.

 

Между тем Чин-я-тай-цзы в грязной одежде угольщика двое суток пробирался горами, боясь, что его увидят преследователи Куань-Юна. Он страшно тосковал о своей жене. Одна надежда была на крепкие ноги своей белой лошади. На третий день он встретил своего племянника, который, согласно уговору, шел уже к Сучану. Увидев, в каком виде Чин-я-тай-цзы, племянник сразу понял, что случилось что-то очень худое.

 

Печален был рассказ Чина...

 

Как раз в эту ночь прибежал посланец от Хун-лэ-нюй - белая лошадь. Чин-я-тай-цзы стал плакать, начал ласкать лошадь и гладить рукой по ее шее. Вдруг ему что-то попалось под руку, - это была записка.

 

Узнав, что Хун-лэ-нюй еще жива и даже не в плену у Куань-Юна, узнав, что она заперлась в крепости, обороняется, терпит большую нужду и просит помощи, все пришли в страшное возбуждение. Солдаты рвались к бою, и, несмотря на ночное время, весь отряд спешно стал собираться в дорогу.

 

Через несколько минут Чин-я-тай-цзы был уже в походе. Шли без отдыха, шли ночью, ели на ходу, торопились: все думали о том, как бы не опоздать и как бы отомстить Куань-Юну за его вероломный поступок. Наконец, они дошли до Сучана как раз во-время... Чин-я-тай-цзы ударил Куань-Юна с тылу. Хун-лэ-нюй вышла из укрепления и бросилась на врага с фронта. Прибытие подкреплений во главе с Чин-я-тай-цзы до того поразило солдат Куань-Юна, что, обезумев от страха, они побросали оружием обратились в бегство.

 

Далее следует целый ряд сражений. Куань-Юн разбит; отступает вверх по Сучану и под давлением превосходных сил Чин-я-тай-цзы переходит через горный хребет Да-чжан-шань.

 

К той и к другой стороне подходят большие подкрепления.

 

Во время этой войны Хун-лэ-нюй была ранена и умерла. Желая скрыть ее могилу, Чин-я-тай-цзы приказал отнести реку в сторону и похоронил Хун-лэ-нюй под большим водопадом. Когда гроб был замурован в камне, реку снова пустили в прежнее свое русло.

 

Чин-я-тай-цзы поклялся жестоко отомстить Куань-Юну. Характер его резко изменился. Из доброго и ласкового, отзывчивого он стал угрюмым, жестоким.

 

Куань-Юн стянул все свои войска из самых отдаленных округов. К Чин-я-тай-цзы тоже пришли подкрепления по реке Уссури, с запада.

 

Начались страшные битвы. Крепости переходят из рук в руки, люди гибнут тысячами в ужаснейших сечах, отчего и река стала называться Дао-бин-хэ, что значит «Река больших сражений».

 

Пожар войны охватил всю страну, от Уссури и до моря. Сражения происходят не только на главных путях, но и в стороне, всюду, где только были люди, принадлежащие к тому или другому лагерю.

 

Наконец Куань-Юн разбит наголову, он отступает дальше в горы и, перейдя через водораздел, выходит к морю. На самом перевале он строит большое укрепление и думает здесь обороняться, но изменяет своему решению и уходит в прибрежные районы. Дальше итти некуда. Куань-Юн укрепляется на горе Куань-чэ-дин-цзы, что значит «Пик колесницы Куань-Юна».

 

Здесь происходят снова кровопролитные сражения. Осажденные терпят ужаснейший голод, едят трупы убитых товарищей.

 

Узнав, что северные отряды все уничтожены войсками Чин-я-тай-цзы, видя, что далее обороняться невозможно и что пощады от Чин-я-тай-цзы ждать нечего Куань-Юн решается на последнее средство бегство. Он делает большой плот и ночью на нем уходит и море. Судьба его неизвестна.

 

После этой борьбы Чин-я-тай-цзы возвратился и Нингуту, где и окончил дни свои в глубокой старости.

 

На Сучане и в Ното жили еще кое-где люди, но с падением дома Куань-Юна они совершенно утратили свою самостоятельность и находились в зависимости от своих соседей в Шуан-чэн-цзы.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Древнейшая история Уссурийского края ч-2. | Chief23 - БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ | Лента друзей Chief23 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»