• Авторизация


Чудо Славянской Писанки 17-03-2015 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ESTRELLA_ESTRELLA Оригинальное сообщение



СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ ВЗЯТ ЗДЕСЬ

Для светлой [livejournal.com profile] liya_ryzhik  состряпала сегодня небольшой мастер-класс по писанкарству :)
И будем мы расписывать вот такую простую писанку:
[640x480]

Apr13th2011 11:51 pm
dana_history: (Default)
 
Сегодня начала писать писанки :) Первые результаты... 

Тут вам и цветочки, и ягодки :) [показать]Ну и вам захотелось показать :)  )
 
Mar25th2010 08:55 pm
dana_history: (Default)



Писачок своими руками. Если купить в художественном магазине писачок никак нельзя, интернет-магазины не доставляют товары именно в ваш регион, денег нет и вообще все плохо, можно сделать писачок самостоятельно. Для этого понадобится: ненужный механический карандаш с металлическим наконечником, проволока и кусочек дерева (можно карандаш). И инструменты в виде плоскогубцев и бокорезов.
[320x211]

Итак. 
Раскручиваем карандаш – нас интересует именно наконечник. Поскребите наконечник – иногда производители делают наконечник пластиковым, и только сверху металлизируют.  А нам нужен именно металлический наконечник.
[320x206]

 Берем кусочек проволоки и, с помощью плоскогубцев, сворачиваем колечком вокруг наконечника. 
[318x240]

 Концы проволочки свиваем примерно на 4-5 сантиметров.
[320x236]

Наконечник должен сидеть плотно, не выскакивать из проволочного колечка, выдерживать давление (если нажать острым концом, вся конструкция должна держаться). У меня не вышло так плотно свернуть проволочку, у подруги – получилось. Если у вас не получилось – попросите кого-нибудь из сильного пола спаять проволочку и наконечник. Пайка выглядит не очень аккуратно, но выдерживает все то, что должна выжерживать приличная пайка.
[320x240]

Конец проволочки крепко закрепите на деревянной палочке. Я использовала остатки от реконструкции кресла, но можно взять и простой деревянный карандаш. 
Все, ваш основной инструмент готов =)
[320x130]

  •  
 
dana_history: (Default)
Очень много фоток, очень много картинок, очень много текста. Предупреждаю сразу! :)

[320x203]
СРАЗУ ХОЧУ ПРЕДУПРЕДИТЬ: я не скинхед. Я не националист. Я не ура-патриот. Я просто очень люблю славянскую культуру и посвятила свою жизнь (пока что - не особо длинную) изучению и воссозданию старых народных ремесел и полузабытого искусства =) Россия, Украина, Белорусь - для меня, и в отношении периода, который я изучаю - это один этнос. И, собственно, дискуссий и наездов по этому поводу я не поддерживаю.. Просто потому что неинтересно :)
Адекватным людям: милости просим :)

Для начала разберемся с основами... Писанка (классич.) - сырое яйцо с нанесенными на него знаковыми кодами. 
Знаковый код - символ, орнамент, который несет в себе смысловую нагрузку. То есть писанки  "в сердечко" не бывает, потому что рисунок "сердечко" в славянской культуре не несет в себе смысловой нагрузки. 
Яйцо, крашенное в один цвет, называется крашенка.
Яйцо, которое покрасили в один цвет, а потом иголочкой процарапали узоры - дряпанка (какое вкусное украинское слово, не находите? =) )
А яйцо с пластиковой термонаклейкой - это не писанка. Это, господа, декупаж...

Ребята, я буду дальше стараться говорить не очень умными словами, но, блин, классическое образование из меня, зараза, лезет во все стороны... Вопрос просто интересный, и основы нужно рассказать, хоть как-то. А основы искусства писанкарства - они очень глубоко :) 
У племен, давших начало славянской народности, во времена Верхнего палеолита сложился первый крупный культ – культ поклонения Великой Матери, прародительнице всех богов. Возникновение культа Великой Богини приходится на времена матриархата, когда род считался по матери, и роль женщины в жизни общины была доминирующая. Поскольку культ – более высокая ступень развития религии, то возникли другие требования к религиозному поведению. Считается, что именно при культе Великой Матери впервые выделяется такая каста, как священнослужители (волхвы, священники). И именно в верхнем палеолите происходит смена «образа» на знаковый код. При «образном молении» охотники перед охотой изображали на стенах пещер животных, пронзенных стрелой, а позже – танцевали ритуальный танец, в котором инсценировали сцены удачной охоты. При возникновении культов подробное, реалистичное изображение животного отходит на задний план. Возникает система символов, определяющих определенные явления или силы природы. В 1974 году археологической экспедицией под руководством Валентина Даниленко были найдены росписи с элементами знакового кода, относящиеся к временам позднего палеолита. Среди символов – изображения солнца, луны, звезд, символы воды, земли и огня, а так же многочисленные изображения Великой Матери. 
С развитием первобытного общества меняются и религиозные культы. На смену матриархату приходит патриархат, роль мужчины становится главенствующей, и возникает культ поклонения Свету Даждьбожему – культ Небесного Огня (примерно 10 000 лет назад). Основная концепция этого культа заключалась в вере о «гибели и воскресении Небесного Огня – Солнца трисветлого» .
С течением времени происходило развитие сельского хозяйства и ремесел. Территории, на которых жили праславянские племена, идеально подходили для развития земледелия. Праславяне вели оседлый образ жизни, и на юге Восточной Европы стала образовываться мощная земледельческая культура . На смену культу Света Даждьбожего приходит так называемый культ Рода – не столько как языческого божества, сколько как культ почитания, уважения предков, т.н. культ Домашнего Огня. 
С учетом того, что при каждом доминирующем культе не только создавались наборы знаковых кодов, но и использовались предыдущие смысловые символы, нетрудно понять, почему некоторые символы имеют двойное значение. Например, крест, особенно с заломленными концами, во времена культа Света Даждьбожего являлся символом бегущего огня. Когда культ Света Даждьбожего сменился культом Домашнего Огня, крест стал обозначать землю (точка пересечения двух прямых линий – как земля, точка «отсчета», начало начал), и это его значение настолько сохранилось, что вплоть да 17 (!) века славянские города строились в форме креста. 
Язык орнамента наших предков очень стойкий, основные элементы, слегка видоизмененные, дошли до нашего времени в виде узоров традиционной вышивки и орнамента росписи керамики. 
Весь орнамент, который встречается на писанках, можно условно разделить на группы. Это:
- солярисные символы (символы солнца);
- символы воды;
- символы земли (и как подгруппа – символы плодородия);
- символы – обереги;
- символы-пожелания.
В отдельную подгруппу заносят писанки с изображением Матери-Богини (или, как их называют на народе – «богиньки», «берегини»), писанки с тотемными изображениями и писанки с собственными «именами» (такие, как «сорок клиньев» или «ветрячки»).  
Попробуем рассмотреть хотя бы часть уже известных и расшифрованных символов.
Одним из самых древних культов является культ Матери Богини. Символы, связанные с этим культом, безусловно, являются самыми архаичными. Богиню изображали в виде женщины с поднятыми руками

Со временем рисунок упрощался, становился более схематичным. Более поздний знаковый код Богини имел такой вид:
[245x99]
Когда у славянских племен установилась земледельческая культура, Богиня Мать стала носить имя Берегини и ее стали почитать как защитницу домашнего очага. Символ стал еще более схематичным и больше напоминает цветок или растение, чем женскую фигуру. Такая композиция получила народные названия, такие как «княгиня», «кучери», «косицы», «качур», «крылья».
 


На смену культа Матери Богини пришел культ Света Даждьбожего – культ Небесного огня. В это время образовалась большая группа солярисных символов. Солнце изображали в виде круга, в виде трех скрещенных линий с загнутыми в одну сторону концами, восьмиконечной (иногда – шестиконечной звезды)
[320x238]
Символ в виде трех лучей, выходящих из одной точки имеет собственное название «тригвер» («треног», «тригверт»). Тригвер является не только символом солнца, он символически определяет триединость мира по славянской мифологии (Навь, Явь и Правь). Так же этот символ посвящен одному из богов древнеславянского пантеона – Трояну. 
Отдельно следует сказать несколько слов о свастике (крест с заломленными краями). В раннеземледельческой культуре крест был знаком бога земли. В эпоху солнечного культа эта графема стала обозначать солнце – от схематического изображения птицы, летящей по небу. Но свастика не просто символ солнца, свастика отражает представления наших предков о «бегущем небесном огне», солнце, которое «умирает» каждый вечер и «возрождается» каждое утро, совершая свой путь по небу. Особенностью свастики была возможность определять движение по солнцу («осолонь») – хороший, и против солнца («посолонь») – плохой. В земледельческом календаре графема «свастика, вписанная в круг» обозначала год, а графема «крест, вписанный в круг» - сутки . Свастика считалась символом, предвещающим добро, удачу, плодовитость. Очень часто писанки со свастикой дарили молодым супругам – как пожелание иметь много детей.
[320x100]
К солярисным символам относят так же символы коня и оленя. История этой графемы берет свое начало в мифе о том, что олень на своих рогах переносит солнце с востока (от «рождения») на запад (к «смерти»). Видимо, от этого мифа так же пошло предание о том, что олень сопровождает души умерших. 

Символы воды так же очень распространены на славянских писанках. Древнеславянская богиня воды – Дана, которая так же является богиней плодородия. От «небесной воды» (дождя) зависел будущий урожай, и естественно, что на писанках часто встречается символ воды как моление о дожде и, соответственно, хорошем урожае. На Украине такой узор называется "грабельки" (ну похоже ведь!) =)
[320x93]
В основном символ воды изображается в виде, но встречается и более архаичная графема – в идее ломанной кривой или в виде изогнутой линии без начала и конца – «безконечнк» 

Безусловно, для земледельческой культуры земля всегда являлась божеством, предметом поклонения и бесконечного уважения. К графемам, обозначающим землю, относится крест, ромб. Ромб, покрытый штриховкой (то есть разбитый на большее количество ромбов) обозначает не землю, как объект, а вспаханное поле, а если в ромб вписана точка, то эта графема читается как «вспаханное и засеянное поле». Вообще же полностью закрашенная точка на писанке обозначает зерно и является символом плодородия.
[320x133]
По древнеславянской традиции в середине июля наступает Перунов День , когда «Земля с Небом женятся». «Слияние» земли и небесного огня (молнии) во время грозы ассоциировалось у наших предков с зачатием, оплодотворением всего живого. Вероятно поэтому так часто встречается графема, состоящая из креста (символа земли) и свастики (символа небесного огня), графема, обозначающая плодородие.

Вообще же в славянской мифологии символом земного плодородия был Змей. Змея изображали в виде «безконечника», так же широко распространены графемы «сосенка», «смерека», а так же «сигма» - знак, напоминающий вытянутую латинскую букву «S».
[246x104]
Эхом древнеславянских преданий является и наличие на писанке изображений растений. Это отклик древнего верования о триединости мира – Прави, Яви и Нави. Считалось, что эти три мира объединяет Мировое Древо, корни которого находятся в Нави, ствол – в Яви, а ветви и вершина – в Прави. Ученые считают, что цветы и вообще растения (кроме четко определенных – «яблонька», «дубовый лист» и т.п.) – это сильно упрощенное изображения Мирового Древа. Композиция на рисунке носит название «вазон» и представляет собой один (или три) цветка, «растущих» из «вазона». Три цветка символизируют три мира, которые, сливаясь, создают полную картину мира. 
Еще одно толкование этой графемы – «начало начал», бесконечность развития. В этом случае три цветка символизируют семью – мужское начало, женское начало и ребенок - как залог того, что жизнь не прекратится и каждый из нас бессмертен в своих детях.


К древним временам относятся знаки-«обереги». Их названия, такие как «волчий клык», «заячьи ушки», «медвежьи лапы», «волчьи ребра», «кабанье копытце» наводят на мысль о том, что возникли эти знаки в период тотемизма .
[272x114]

Так же к символам-оберегам относят графему, которая в более поздние времена получила название «божья длань». Рука считалась символом власти, подчинения. Изображая на писанке «божью длань», наши предки (хотя это может показаться странным) желали друг другу свободы – «ако не было над тобою иной длани, чем Божьей»
[320x182]
Так же отдельной категорией являются писанки с символами-пожеланиями. Такие композиции как «дубовый лист», «колокольчик», «кукушечка» - это символы здоровья и благополучия
[320x81]
Очень популярны на писанках изображение церкви или храма. Считается, что храм в понятии священного места появился в символике писанки в христианскую эпоху, а до этого существовала графема, означающая дом, хату как модель микрокосмоса.


Вот, в общих чертах то, что я могу вам рассказать про писанки. Переходим от теории к практике? ;)
Для практики нам нужно: собственно яйца (с белой скорлупой), краски, уксус, столовая ложка, свеча, натуральный воск и главный инструмент - писачок. 
Начнем с писакча.
Писачок - это леечка из металла, закрепленная на деревянной (что бы не нагревалась и не обжигала рук) палочке.
[320x110]
Нужен обязательно! Без него писанки не получится. Можно купить в художественных магазинах, можно заказать по интернету, можно сделать самому (я сегодня же выложу Мастер-класс о том, как с помошью наждака, паяльника и такой-то матери подручных материалов можно сделать неплохой писачок).

Краска. Краска нам нужна жидкая, примерно миллилитров по 300 кадого цвета. Для удобства я держу краски в поллитровых баночках. Краску можно использовать ту, которая продается в магазинах к Пасхе - т.н. наборы для крашения яиц.  В наборе 5-6 пакетиков с порошком. Высыпаем порошок в баноку, заливаем горячей водой и хорошо перемешиваем. Когда остынет,  добавляем 1 столовую ложку столового уксуса - и краска готова. Единственное что - я покупаю два набора красок для яиц и сыплю по два пакетика в банку - "что б вернее" )) 
В писанках используется пять цветов: белый (цвет скорлупы, краска не нужна), желтый, оранжевый, красный, черный. Желтый, оранжевый и красный цвета гарантированно есть в наборах красителей. Всегда проблема достать черный цвет - его в наборах нет. Но и тут можно найти выход из положения - я использую анилиновую краску для шерстяных тканей черного цвета. Тоже продается в пакетиках, в виде порошка. Готовится так же. В прошлом году (о, ужас!) я краску не нашла и подошла к проблеме творчески: я налила полбанки воды и добавила в нее...гхм.. черную краску для принтера. Вышло великолепно - все прокрасилось, все сработало, а отмывать от рук ее просто =) Так что пользуйтесь достижениями технического прогресса! :))
Кроме того, вам понадобится уксус - налейте его в поллитровую баночку, тоже примерно 300 миллилитров.
На фотке слева направо: уксус (обычный, 9%), желтая краска, оранжевая, красная, и две черных (одна - суррогат с принетной краской, вторая - сваренная мной на пробу из натуральных ингридиентов по бабушкиному рецепту).
[320x170]

Воск. Воск нужен обязательно - именно им мы будем наносить узоры на яйцо. Парафин не годится - он малоэластичен для этих целей, крошится, осыпается и вообще ведет себя как последний... неподобающе. Воск можно купить на рынке, там же,  где продают домашний мед.
Для удобства пользования я накатываю маленькие шарики из воска (очень медитативный процесс - сидишь, катаешь, подключаешься к космосу...), но это необязательно.
[296x240]

Мелочи жизни. 
- свечка (обычная, парафиновая, главное - что бы долго горела. То есть совсем тоненькие не берите), - ложка столовая (что бы яйцо топить), 
- туалетная бумага (понадобится много!) 
- кусок первой струны от акстической гитары (меня Коля чуть не убил, когда с ужасом обнаружил, что я, ради мастер-класса, покусала бокарезами гитару). Нужен, что бы чистить носик писачка. В воске попадается пыльца, шерстинки, пыль, а носик писачка очень тонкий и легко забивается.
  [320x223]

Вообще писанка - это оберег, великолепный и очень сильный оберег. Ее не рисуют - пишут, вкладывая свою душу, мысли, добрые пожелания. В идеале писанка пишется на сыром, полном яйце. Но это - в идеале. А мы будем писать на пустых, выдутых яйцах. 
Осторожно проколите яйцо с двух сторон. Прокалывать можно шилом, большой цыганской иглой - что есть. Берите яйцо в левую руку и давите шилом на скорлупу. Не стучите, а именно давите. Не бойтесь, яйцо обладает большим запасом прочности. Когда шило проколет скорлупу, получится маленькая дырочка. 
Возьмите у представителя сильного пола самый маленький круглый надфиль (заодно узнаете, что это такое :)) и подпилите дырочку, что бы она была аккуратная. 
Выдуйте яйцо (можно прямо на сковородку). 
Полученную заготовку промойте как внутри, так и снаружи.
Внутри яйцо промывается так: в рот (для особо брезгливых - в медициныский шприц) набирается теплая вода и вдувается в яйцо. Потом поболтайте яйцо и выдуйте воду.
Снаружи яйцо просто помойте теплой водой. Бога ради, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОРОШКИ И МОЮЩИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПОСУДЫ! Дело в том, что слой скорлупы, который воспринимает краску, очень тонкий - буквально микроны. И порошком этот слой легко стирается, так что не рекомендуется даже активно вытирать заготовки полотенцем. Все современные яйца штампуются. НЕ переживайте насчет штампа - его не будет видно. 
Мокрые заготовки выложите на полотенце - и пусть сохнут.

(на фото - редчашее жЫвотное. Кошка-наседка домашняя. Кличка - Мява, хотя охотнее откликается на кличку: "Мява, кушать!"Высиживает Вылеживает будущие писанки. научный мир в панике! :)))
  [320x216]

Домашнее задание:
- твердо принять решение, что писанки вы писать все-таки будете;
- собрать в одном месте все необходимое (читать выше, от начала поста);
- подумать, что такого хорошего вы хотите пожелать близким? кому из самых дорогих людей вы хотите подарить оберег,  сделанный своими руками? 
- завтра почитать продолжение в моем жж.

Записали? )) Завтра буду спрашивать! )))
Как и обещала, сегодня фото писанок этого года :)



Роспись "Слобожаночка". На Слободской Украине, Слобожанщине, представителем которой имеет честь быть ваша покорная слуга, растительный и цветочный орнамент является самым распространённым.

[640x480]

И ещё немного "слобожаночек":
[640x480]

Не совсем каноническая писанка. По крайней мере в сборнике Веры Манько "1464 образцов украинской народной писанки" (Манько Вiра: 1464 взiрцi українських народних писанок / 1464 вида украинских народных писанок Издательство: Львов, Свiчадо Год: 2005 ISBN: 966-8744-81-0) подобной росписи я не нашла. Но, поскольку в жизни всегда есть место фантазии...
[640x480]

А сочетание белого-жёлтого и чёрного цветов - это сочетание, которым люди выражали почтение к душам умерших предков...
[640x480]

Болгарская роспись, малоизвестная, но очень красивая :)
[640x480]

"Ветрячки" - один из моих любимых узоров, символизирующих "воду небесную", а по-простому - дождь:
[640x480]

Геометрический орнамент, более присущ Западу Украины, Карпатам. Расчерченные ромбы - вспаханное, возделанное и засеянное поле. "Паучки" - символ солнца.
[621x480]

Тот же ромбический орнамент, но с вписанном "бесконечником" (волнистая линия типа "меандр")
[640x480]

Воздаланная земля и солнышки-"ружи" (восьмиконечная звезда, символ солнца и, по мнению некоторых исследователей - НЕфизических возможностей человека)
[640x480]

И ещё немножко возделанной земли :)
[640x480]
 

Писанка. Мастер-класс



Заканчиваются новогодние праздники, значит, наступает время домашних рукоделий, которые раньше заканчивались у женщин с наступлением весны. Нет, писанки писались и весной, и летом, и осенью, но особенно - осенью, когда заканчивались последние заготовки на зиму, зимой и ранней весной, до Троицы. Их писали на все случаи жизни - на лад и достаток в семье, на зачатие и рождение, к свадьбе, к праздникам, на списание проблем, на желания. Каждая писанка - это зашифрованое послание высшим силам. Писали их женщины чаще всего ночами, когда никакая суета не отвлекала от сосредоточенности на том желании, которое вкладыаается в писанку. Заранее подготавливали кистки, краски, воск и полотняные салфетки, которыми стирали воск при рождении писанки.

Прежде всего надо подготовить само яйцо. Выбирается ровное, гладкое, без шероховатостей яйцо и на свет проверяется на цельность. Яичная скорлупа может быть очень крепкой и в то же время хрупкой, одно неосторожное движение - и писанка будет безнадежно испорчена. После проверки яйцо на минуту-полторы опускается в уксус (обычный, столовый, до 25%), после чего вытирается бумажной салфеткой. Таким образом скорлупа очищается от грязи и обезжиривается, для лучшего прокрашивания. Яйцо готово к первому этапу - прорисовке крестильной рубашки.

Мастерицы, обладающие твердой рукой и хорошим глазомером, обходятся без прорисовки крестильной рубашки. Мне это до сих пор не удается, поэтому самым-самым мягким простым карандашом, который используется портнихами для черчения по ткани, я размечаю весь рисунок писанки.

Вот крестильная рубашка прорисована, теперь те, у кого обычный писачок, разжигают свечку, а те, кто пользуется электрическим, включают его. В писачке растапливают воск и начинают прописывать те детали писанки, которые должны остаться белыми. При этом движется яйцо, писачок остается неподвижным. Это не сразу получается, яйцо поначалу все время норовит выскочить из рук. Вот тут-то и понимаешь, почему ночью пишется лучше - сосредоточенность на писанке должна быть абсолютной.
Все белые поля прописаны - наступает время для первой краски. Окраска писанки проходит так же, как и батика - от светлых цветов к темным. И в краску всегда надо добавлять немного уксуса (не больше 1 столовой ложки на поллитра).

Когда желтая краска легла красивым слоем, яйцо вынимают, обсушивают (не вытирают! При вытирании краска может поплыть или вообще сойти пятнами) и прописывают те поля, которые должны быть желтыми. Когда с желтыми полями закончено - наступает время прокраски в следующем цвете. Вот тут есть несколько хитростей. Если в писанке присутствует зеленый цвет, то им окрашивают писанку сразу после желтого.

Причем если зеленого цвета немного, то лучше не погружать яйцо полностью в краску, а прокрасить точечно, дать краске высохнуть и прописать зеленые поля воском. Но если яйцо прокрашивалось зеленым цветом полностью, то после прописи зеленых полей его надо аккуратно, но тщательно вымыть, чтоб зеленая краска максимально сошла, а потом снова прокрасить в желтой краске.

Следующий этап - окраска красным. Красная краска наиболее капризная, для прокрашивания красным яйцо должно почти в два раза дольше находиться в краске. И после окраски яйцо надо доставать очень аккуратно, потому что красная краска очень легко скатывается. После того, как прописаны красные поля, писанка опускается в следующую краску. Если в писанке есть синий цвет, то перед прокрашиванием синим надо писанку опять отмыть и прокрасить желтым, иначе вместо синего получится в лучшем случае фиолетовый. Так постепенно, этап за этапом, добираемся до самого темного цвета

Писанка окрашена, теперь надо аккуратно над свечкой растопить воск, стирая его полотняной салфеткой. Краски от этого становятся ярче, писанка начинает блестеть.
И вот новорожденная писанка у вас в руках.

Символы и узоры писанок

[показать]

Писанка - яйцо декорированное с традиционными символами, которые нарисованы с помощью воска и красителей. Изготовления писанок связывалось с дохристианским народным обычаем встречи весны, позже - с Пасхой.

 

Этот вид народного искусства распространен во многих славянских народов, в том числе и украинского.

 Писанка //галунка// - символ Солнца; жизнь, его бессмертие; любви и красоты; весеннего возрождения; добра, счастья, радости.

В мифах многих народов мира именно яйцо есть миротворчим началом. У славян-язычников писанки существовали уже во времена антов - наших прапредков /III - VIII в. н. э./ и были символом солнечного культа. Птицы - это вестники весеннего воскресения, Солнца, а их яички - эмблема солнца - жизни, рождения.

Яйцо птицы вообще - это зародыш жизни, символ бога солнца; оно в древности символизировало - добро, радость, счастье, любовь, богатство, успех, расположение добрых сил, защита человека от злых сил.
Килимник С. Украинский год. - Кн.2. - С.176

Исследователи считают, что украинская писанка имеет более 100 символических рисунков. 

С введением христианства постепенно меняется и символика писанки. Она стала символом радости и веры в воскресение иисуса Христа как символа всепрощения. Писанки использовали как опредмеченный символ любви, даря их юным. В народной медицине ими "выкачивали" болезни. Освященные писанки закапывали в землю /на высокий урожай/, клали в гроб, в ясли для скота. Шелуху с писанки бросали "на счастье" на крышу дома и др. Интересно, что писанкарство было присуще только тем этническим группам, которые стали называться украинцами.

Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница. 
Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы. 

[580x257]

Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.
Сеточка — символ судьбы. Оберегает от злых духов, отделяет зло от добра.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь. 
Точечки — символ плодородия.

[580x421]

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.
Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме. Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц
 

Солнце

[показать]Одним из наиболее распространенных элементов в писанковой орнаменте есть изображение Солнца в виде различных солярных знаков. Солнце - это небесный огонь, о котором люди в разные времена имели свое представление, но всегда уважали и возвеличивали. Его представляли как отверстие, через которое видно настоящее яркое небо, искру, неизвестно как держится на небе, как Глаз Бог свечу, носящие ангелы, как большое колесо, которое можно получить даже рукой, когда оно опускается на землю вечером. Восход Солнца оживляет, пробуждает весь мир, дает тепло, свет и силу всему живому. Весной  [300x205]Солнце уничтожало холод, ломало ледяные мосты, открывали своим лучами (золотыми ключами) небо и землю, выпускало птиц из теплых краев, зеленую траву, яровую пшеницу. На писанках Солнце отмечается знаками в виде круга, круга с точками круга с крестом внутри, круги с лучами, а также в виде шести-и восьмилучевых розеток, звезд.
Писанки с изображением Солнца часто носят названия «розы», «розы», которые могут быть полными, простыми, половинчатыми, вертикальными, в вигдяды "паучков".Под названием «Звезды» также встречаем изображение Солнца как яркой звезды, но в народной поэзии воспет образ утренней и вечерней зари Венеры. Заря - красна девица, что утром открывает ключами небесные ворота и выпускает Солнце, гонится вслед за ней. Заря рассыпается на землю росой, а пчелы собирают божью росу и дают людям мед.Зарю сравнивают с хорошей, красивой девушкой. "Пауки" часто назывались и сейчас называются "рукавами", "бабьими рукавами", "дедовыми рукавами"; звездочки - "розами", "полными розами", "Ружечка".

Христос называют Солнце истины. Спаситель сказал: «I – свет мира. Кто придет после меня, делать не blukatime в темноте, но будет иметь свет жизни" (Yo. 8, 12). Его свет – внутренние, духовные. Бог – Это свет, и правда, Свобода. Так, Солнце является знак Божьего. Солнечный свет – Это символ единства, заказ мира. Это также символ четкого и трезвый видения, Правосудие.

Крест и сварга (свастика)

Крест символизирует сотворение мира. Вертикальная линия креста означает небо, духовность, горизонтальная – землю, ее женское начало. Крест – это вечная жизнь, так как он бесконечен.

К древнейшим знаков, символизирующих мироздания, принадлежит «Крест». Известный еще с каменного века, он является знаком трехмерности Вселенной Полный крест является трехмерным, пространственным символом, поскольку образуется пересечением двух плоскостей. Вертикальная линия креста - линия небесная, духовная активная, мужской. Это - знак Огня. Горизонтальная линия является земной, пассивной, женской. Это - знак Воды. При пересечении (сочетании) этих двух факторов возникает третья сила - сила Любви, Жизни, Творения. Крест способен расширяться бесконечно в любом направлении, следовательно, обозначает вечную жизнь.В древних верованиях каменного века крест был связан с Богом Земли, обозначал 4 стороны света, а позднее, в эпоху бронзы, стал эмблемой Солнца. Графическое обозначение этого знака происходит от схематического обозначения летящей птицы, поскольку в древней мифологии Солнце отождествлялось именно с ним. «Сварга» - одна из разновидностей креста. Другие названия этого знака - «свастика», «чотириниг". Этот графический символ, имеющийся почти во всех древних или первичных культах мира, встречается на древних памятниках индоевропейских народов. [210x54]

Слово «свастика» древнеиндийского происхождения (санскр.) и означает - «небесное вращения».

В основе графического изображения этого знака может быть крест (символ Земли, а позже Солнца в центре), круг (символ неба), квадрат (знак Земли). В эпоху бронзы сварга уже связана с солнечным культом, а закругленные отроги символизируют движение Солнца. Существует две разновидности сварги: прямая (правосторонняя) и обратная (левосторонняя). Прямая сварга с закругленными отрогами в правую сторону, по часовой стрелке, символизирует восход солнца, созидания, движение солнца весной и летом, добро, положительную, мужскую энергию (Ян). Обратная сварга с закругленными отрогами влево, против часовой стрелки, символизирует закат Солнца, разрушение, движение Солнца осенью и зимой, зло, отрицательную, женскую энергию (Инь). Сварга также знаком, способствует рождению детей, символ хорошего пожелания, удачи, долголетия, плодородия, здоровья и жизни. На украинских писанках сваргу еще называют «ломаный» или «крючковый крест», «пиявки», «петушиные гребешки »,« утиные шейки ».

Дерево жизни

Одним из самых распространенных символов на писанках, так же, как и полотенцах, стенных росписях, коврах, посуде, является символ «Дерево жизни» , или как его еще называют - «вазон». Древнейшие украинские колядки донесли до нас древние представления людей о тех временах , когда еще не было ни неба, ни земли, а было только открытое море, и на нем - явор зеленый. Итак, в виде дерева - тополя, ивы, дуба, березы, яблони, груши - представлялся стержень мироздания, вокруг которого устанавливалась равновесие противоположностей. Мировое дерево всегда изображается не натуральные, а стилизован, т.е. упрощенно, обобщенно. В таких изображениях обязательно разделение на три яруса по вертикали и соблюдения четкой системы правой и левой сторон. Нижняя часть - корни, входящий под землю, часто представляется в виде треугольника, горшка. Здесь содержатся змеи, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому часть дерева - не только подземный мир, но и море, река, всякая вода.Также нижняя часть Мирового дерева - это мир подземного бога, повелителя подземного  [показать]огня и несметных богатств воплощение представлений о мире потустороннем, былые времена. Средний ярус олицетворяет землю, реальный мир, мир настоящего. Здесь изображен крупных животных - быков, лошадей, оленей, волков, медведей-и человек. Верхняя часть Мирового дерева поднимается в безграничную высь - к Богу. В верховье селятся птицы,

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чудо Славянской Писанки | EstroHM - Дневник Estro | Лента друзей EstroHM / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»