Россия всегда была государством, в котором уживались представители самых разных народов. И не только национальности тут смешались, но и расы.
Так было всегда.
Ещё в Древней Руси, в гриднице за один стол садились рядом с сероглазыми русичами и голубоглазые блондины, рожденные в скалистых скандинавских фьордах, и черноглазые брюнеты, увидевшие свет в бескрайних степях. В нашу кровь издревле вливалась кровь людей и с Востока и с Запада.
Когда Великая армия Наполеона подошла к русским границам, две армии, ожидавшие вторжение супостата, возглавляли замечательные русские полководцы: Пётр Иванович Багратион и Михаил Богданович Барклай-де-Толли.
И это были именно русские полководцы. Русские. Как же иначе можно сказать про человека, заявившего: «Я, прежде всего русский генерал, а потом уже грузинский князь». И жизнь свою отдавшего за Россию? Неужели ему можно отказать в праве называться русским?
Особенностью нашего народа было не то, что в нем ассимилировались люди самых разных национальностей, но и само отношение к ним.
Русские не просто терпимо относились к инородцам и иноверцами. В отличие от просвещенной Европы их не считали людьми второго сорта.
Европейцы уничтожали негров, индейцев, австралийцев и другие народы, относясь к ним как к диким животным. Впрочем, отношение арабов и турок к неверным тоже не носила даже намека на гуманизм.
А в России их не просто считали людьми. Достаточно вспомнить, что человек, который в нашей стране считается национальным достоянием, имеет репутацию величайшего русского поэта, рассматривается как создатель современного русского литературного языка, и служит примером для подражания многим поколениям, в любой европейской стране, в силу своего происхождения мог бы быть только рабом на плантации. И сегодня не всякий европеец сядет за стол с негром, пусть даже в третьем или четвертом поколении.
Много вы сможете вспомнить представителей высшего общества из числа индусов в Англии или арабов во Франции? Даже и не стоит напрягаться. А в России? Можно перечислять долго.
Но давайте перейдём в день нынешний.
Проблема взаимоотношений между представителями различных наций сегодня стоит очень остро. Причем не только в России, а и во всей Европе. Смешно сказать, но в норвежских школах число представителей не коренной национальности (главным образом мусульман) уже сильно превышает, доходя до двух третей.
А в чем же проблема?
Почему в России, со столь древними традициями вдруг встаёт такой вопрос?
Я, разумеется, не имею в виду тех, отдельных представителей нашего народа, которые считают людей другой нации (выходцев с Кавказа, Средней Азии, евреев и пр.) людьми второго сорта. Об этом вообще стоит говорить в другом месте.
Но ведь проблема стоит. И в неё втянуты люди вполне нормальные, без каких-либо отклонений.
Огромное количество приезжих в наших городах сейчас привело к ситуации, когда откладывать решение этого вопроса уже нельзя.
Собственно постоянная миграция людей из отдаленных регионов в метрополию – это явление нормальное и постоянное. И, что важно, не просто позитивное, но и крайне необходимое.
Ведь и в районный центр, и в столицу, едут самые предприимчивые, самые способные. Именно таким образом идёт естественный отбор самого лучшего человеческого материала.
Но этот процесс носит позитивный характер при одном условии. И вот это и есть, на мой взгляд, самое важное.
Если некий человек, хоть из Средней Азии, хоть с Кавказских гор, а хоть и из деревушки в Вологодской области, решил приехать в Санкт-Петербург, то он обязан. Подчеркиваю - именно обязан. Обязан стать петербуржцем.
Он обязан соблюдать не только все местные законы, но и все обычаи и традиции, пусть негласные.
Он обязан не просто выучить русский язык и на нём разговаривать в общественных местах, но и стараться научиться говорить именно так, как говорят в Санкт-Петербурге.
И он не имеет права даже заикаться о соблюдении любых обычаев и традиций, которые существуют на его Родине, особенно если они хоть в чем-то идут в разрез с принятыми правилами поведения в Санкт-Петербурге.
Он не имеет права предъявлять какие-либо претензии, если из-за того, что он, действуя в рамках своих обычаев, которые расходятся с местными, попал в неприятную ситуацию.
Вот так.
Причем ничего здесь обидного и унизительного для приехавших в Санкт-Петербург нет (я конечно Питер взял для примера, всё тоже самое применимо к любому населенному пункту, району или области). Так как данное правило должно действовать и в обратную сторону.
Любой житель Санкт-Петербурга, приехавший в дагестанский аул должен вести себя в соответствии с принятыми там традициями и обычаями.
Я вот до их пор, если напрягусь, могу вспомнить множество слов и фраз на эстонском языке, потому что детстве летом часто отдыхал в Эстонии, и, находясь там, я всегда старался говорить на их языке.
Подумайте над тем, что я написал, и, уверен, вы согласитесь, что если все будет происходить именно так, то мы вообще забудем само понятие – национальный вопрос.
Но беда в том, что у нас происходит обратное.
Беда в том, что люди, приехавшие в столицу, или другой крупный город, не хотят вести себя так, как там принято. Кстати, это касается не только приезжих других национальностей, но и тех, кто просто приехал в большой город из далекой деревушки.
Мы еще не дошли до того, чтобы у нас появились отдельные кварталы и районы, где живут представители только одной национальности, но вполне имеем шанс к этому прийти.
А это путь к усилению национальной розни. Потому что как только представители какой-то национальности пытаются создать своё «государство в государстве» это путь к раздору.
Ибо это не просто попытка жить по своим обычаям (зачастую неуместным) в чужом городе. Это ещё и попытка навязать свои обычаи другим.
Каждый человек должен уважать чужие традиции и обычаи. Но какое мне дело, до мусульманских обычаев, если я живу в Санкт-Петербурге? Вот приеду в Самарканд и там буду их соблюдать.
Законы гор замечательны, но только в пределах Кавказа. А соблюдение некоторых горских обычаев в пределах Санкт-Петербурга может привести к крайне неприятным последствиям для горячих кавказских парней.
Это конечно замечательно (наверное), что мусульманские женщины обязательно носят хиджаб. И я понимаю, что согласно Корану снять с мусульманки хиджаб – это значит её оскорбить. Но, я с этим согласен опять же в пределах того города, в котором живут мусульмане. А в Санкт-Петербурге такого обычая нет, и она не имеет право требовать соблюдения этого обычая, например, в случае если он пойдет в разрез с выполнением каких-то требований представителей власти. Хотя бы если речь пойдет о школьной форме.
Ну а уж если над ней просто будут насмехаться… Конечно, смеяться над чужими обычаями глупо, и порядочный человек такого не допустит, но с другой стороны, виновата она сама.
Мы, русские, очень терпимы к любым инородцам и иноверцам.
Никто никогда не запрещал строить в наших городах мечети, синагоги и костёлы. Никто не против сохранения национальных обычаев, родного языка, празднования национальных праздников.
Но всё это не должно идти в разрез с соблюдением наших обычаев, это не должно мешать нашей жизни.
И, к сожалению, сейчас получается так, что выходцы из других мест, пытаются не ассимилироваться в наших городах, а наоборот, привнести к нам своё. А вот этого допустить нельзя.
Нельзя выходить с лозунгами «бей кавказцев», «бей азиатов» и пр.
Мы все должны жить в мире и согласии.
Но путь к согласию нам предстоит ещё найти. И надо понимать, что сейчас, у нас, как и во многих других странах, проблема сложилась в том, что представители некоренных национальностей не хотят соблюдать наши обычаи.
То есть делать то, что они делать обязаны.
Я попытался только указать на то, в чём, на мой взгляд, стоит сегодняшняя проблема взаимоотношений между представителями разных национальностей.
Конечно, в короткой статье много не скажешь.
Поэтому буду считать это только началом разговора.