В испанской прозе XVII века большее развитие получил консептизм, наиболее
ярким воплощением которого чаще всего называют произведения Франсиско Гомеса де
Кеведо-и-Вильегаса, а также не менее известного испанского прозаика -
Бальтазара Грасиана-и-Моралиса.
Бальтазар Грасиан (1601-1658) был не только практиком, но и теоретиком
нового стиля. В его трактате "Остроумие, или Искусство изощренного ума"
излагается теория остроумия, в значительной мере повлиявшая на формирование
консептизма в литературе испанского барокко. Грасиан обращает внимание на то,
что древние мыслители разработали теорию мышления (логику) и теорию красноречия
(риторику), но теории остроумия до сих пор нет. Суть остроумия, по Грасиану,
состоит в "изящном сочетании, в гармоническом сопоставлении двух или трех
далеких понятий, связанных единым актом разума". То есть подобно логике
остроумие пользуется понятиями, которые вырабатываются разумом, но подобно
искусству остроумие пользуется сближением далеких понятий, непосредственно, без
всякого логического обоснования сопоставляя их и таким образом открывая истину.
Далее в трактате Грасиан рассматривает виды и приемы "простого" и "сложного"
остроумия: каламбуры, загадки, намеки, аллегории, метаморфозы, параболы, притчи,
эмблемы и мн. др. Историками литературы трактат Грасиана оценивается как
наиболее значительное и программное произведение для эстетики барокко. Нас
сейчас этот трактат интересует как эстетический манифест консептистской прозы
Бальтазара Грасиана.
Грасиан по сути дела спорит с Аристотелем и предлагает новую эстетическую
теорию: доминирующим началом в искусстве является не дискурсивное (т.е.
рассудительное, рассуждающее, разумное), а ассоциативное. Художественное
произведение не подчиняется правилам логики, но вместе с тем не является и
"безумным". Эстетическим "регулятором" в произведении является, по мысли
Грасиана, вкус (gusto), чувство меры и чутье художника. Это было новым шагом в
развитии мировой эстетической мысли. Оригинальные эстетические взгляды
Грасиана практически воплотились в его произведениях.
Наиболее известны два произведения Грасиана - "Карманный оракул" и
"Критикон".
Сама форма афоризмов, которыми написан "Карманный оракул, или Наука
благоразумия", является одним из видов остроумия. Чтение афоризмов предполагает
размышление читателя, но это размышление уже не регулируется автором
произведения, а определяется свободными ассоциациями читателя, которые всегда
глубоко индивидуальны. Однако комбинируя афоризмы, расставляя их в определенном
порядке, Грасиан пытается добиться предсказуемого результата, иначе говоря
надеется, что читатель случайно(!) подумает о том, о чем автору хотелось
заставить его подумать. Афоризмы Грасиана являются не замкнутыми
самодостаточными сентенциями, а содержат в себе намеки, до бесконечности
усложняющие смысл изречения. Эти афоризмы - своеобразные "conceptos
espirituales", "духовные зачатки", "зародыши" мыслей...
Рассмотрим пример, случайно выбранный из текста "Оракула", пусть будут
первых два афоризма. Вот этот фрагмент: "1. Все уже достигло зрелости, и более
всего - личность. Нынче от одного мудреца больше требуется, чем в древности от
семерых, и в обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше
искусства, чем некогда с целым народом. 2. Натура и культура - два стержня, на
коих красуются все достоинства. Одно без другого - полдела. Образования мало,
надобно еще дарование. Но беда невежды в том, что он ошибается насчёт своего
призвания в жизни, в выборе занятий, места в краю родном, в кругу друзей."
Казалось бы, между этими двумя афоризмами прямой связи нет, однако в
размышлениях над первым афоризмом любой читатель рано или поздно сталкивается с
темой второго афоризма, "созревая" до его прочтения и восприятия. Попробуем
поразмышлять. "Все уже достигло зрелости, и более всего - личность..." Конечно,
думаем мы, сегодня у человека гораздо больше проблем, хлопот, обязанностей и они
разнообразнее, чем у человека в древности, современный человек усложнился. "...В
обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда
с целым народом". И всё-таки, соглашаясь с изречением "Все уже достигло
зрелости...", мы испытываем какую-то тень сомнения: а нет ли иронии в этих
словах? "...Нынче от одного мудреца больше требуется, чем в древности от
семерых..." А разве современные мудрецы в семь раз мудрее древних? Вместе с
усложнением человеческой жизни происходит ее измельчание, - думаем мы дальше, -
человеку нужно знать много, он становится образованнее, но это образование
уводит его дальше от мудрости... В этот момент размышления мы попадаем уже под
влияние второго афоризма: "Натура и культура - два стержня... Одно без другого -
полдела. Образования мало, надобно еще дарование. Но беда невежды в том...".
Повторимся: ход размышлений, ассоциации у каждого читателя свои, но их случайный
ход закономерно подводит к ожидаемому результату. В этом суть стиля "консептизм"
- читателю дается лишь "зачаток", концепция, остальное он домысливает
самостоятельно.
Роман "Критикон" состоит из трех частей ("Кризисов"), которые соответствуют
трем периодам человеческой жизни. Потерпевший кораблекрушение Критило,
представитель цивилизованного общества, встречает на острове св. Елены
"природного человека" Андренио, обитателя пещеры, вскормленного животными. Далее
начинается воспитательное путешествие Андренио по цивилизованному миру. Это
аллегорическое путешествие очень напоминает хождение Данте в сопровождении
Вергилия по кругам ада, только у Грасиана показано обратное: хождение по кругам
цивилизованного мира людей. Эта инверсия Дантовой идеи является по терминологии
Грасиана одним из видов "сложного" остроумия и призвана пробудит у читателя
скрытые в нем самом(!) мысли по поводу цивилизации, натуры и культуры,
формирования человека и т.д. Это еще один пример стиля "консептизм".
"Тёмный и трудный стиль" Бальтазара Грасиана рассчитан на избранных
читателей, на аристократию духа - также как и культеранизм. Однако от последнего
консептизм существенно отличается.
ИСТОЧНИК ЗДЕСЬ