Понимание психических потребностей кошки, живущей в одном доме с человеком, — необходимое условие для предотвращения многих проблем поведения.
Постарайтесь запомнить несколько простых, но чрезвычайно важных аспектов правильного воспитания кошки. Правила эти основаны на том, что кошка — животное социальное, но не стайное. Кошки способны жить колониями, но охотятся кошки и передвигаются по территории единолично. (Стайное животное — собака). Для кошки не существует безоговорочного авторитета вожака подобно тому, как существует авторитет вожака (человека) для собаки.
[525x700]
Не наказывайте кошку физически. Кошка, в отличие от собаки, не воспринимает физическое наказание как стимул к послушанию. Физическое наказание для кошки-лишь источник страха.
Кошка не воспринимает прямых запретов. Для того, чтобы отучить кошку от вредных привычек, кошке необходимо предложить альтернативу, т.е. необходимо договариваться с кошкой.
В принятии решения кошке всегда должно быть предоставлено право выбора (пользоваться или нет одной миской с другими животными; идти или нет на контакт с гостями и т.д.).
В кошачьих колониях всегда устанавливается достаточно жесткая иерархия, которая иногда подвергается изменениям в результате естественных процессов в жизни животных. Но никогда не пытайтесь изменить установленный статус членов колонии по собственной инициативе. Если Вы испытываете жалость к парии (кошке самого низкого социального статуса), Вы можете обеспечить ей дополнительную ласку и заботу, но никогда не посягайте при этом на установленные правила (не кормите парию там, где кормятся доминирующие кошки, не вмешивайтесь в ритуально-агрессивные «спектакли» и т.д.). Ваши действия, противоречащие естественному социальному статусу кошки, наверняка вызовут сильный стресс у животного.
Кошка — животное территориальное. У кошек, живущих колониями вблизи человеческого жилья, как и у кошек, живущих в доме вместе с человеком, сохраняется потребность в собственной «мини-территории». Каждой кошке необходимо укрытие, где она могла бы время от времени расслабиться и быть недоступной для окружающего мира. Кошки, живущие бок о бок, способны пользоваться общими укрытиями. Специальные домики для кошек, которые продаются в любом магазине для животных, служат прекрасным укрытием. Если нет возможности приобрести такой домик, пусть его роль выполняет простая картонная коробка, расположенная в укромном месте. Не все домашние кошки стремятся непременно спрятаться. Некоторые предпочитают, сидя под потолком на шкафу, дремать или наблюдать за происходящим внизу. Главное — недоступность и изоляция. Такое поведение характерно для многих животных, которые охотятся из засады.
Если в Вашем доме живут несколько кошек, оборудуйте свой дом горизонтальными полочками, прибитыми к стене выше человеческого роста, или лестницей протяженностью от пола до потолка. Эти нехитрые приспособления помогут Вашим кошкам избежать вынужденных конфликтов за территорию, снизить напряжение в отношениях. Ведь кошки, живущие вместе, постоянно общаются, строят и выясняют отношения между собой, борются за власть, завоевывают и охраняют собственную территорию. В семьях, где живут две и более кошек, между ними складываются весьма непростые отношения, о которых владельцы иногда даже не подозревают. Наличие приватной «мини-территории» — одна из главных психических потребностей домашней кошки.
Что является залогом здоровой психики у млекопитающих (в т.ч. и у человека)? Любовь и забота матери в раннем детстве. Никогда не разлучайте котенка с кошкой-матерью до наступления 8-недельного возраста. 8 недель — это тот минимальный срок, в течение которого котенок успевает социализироваться: усвоить элементарные игровые и охотничьи навыки, обучиться регулярному грумингу, усвоить принципы поведения в кошачьем социуме (за счет общения с однопометниками), а главное — обрести чувство защищенности и уверенности в себе, а значит — сформировать позитивное отношение к окружающему миру. Котята, слишком рано лишившиеся матери, отличаются излишней игровой и охотничьей агрессией, растут недоверчивыми, пугливыми, эмоционально неустойчивыми. В наиболее тяжелых случаях такие котята вырастают агрессивными (не путать агрессивность как разновидность психической конституции с излишней игровой или охотничьей агрессией).
Конечно, любовь и забота человека способны скомпенсировать раннюю разлуку с матерью и однопометниками. Ведь для того, чтобы котенок вырос агрессивным животным, требуются дополнительные неблагоприятные факторы (длительные периоды одиночества, излишняя суровость воспитания, игнорирование потребностей малыша и проч.).
Недостаточность нормальных игровых и охотничьих навыков котенка или подростка часто компенсируется довольно просто — присутствием в доме другой, более старшей кошки, которая обычно берет на себя роль учителя по отношению к невоспитанному малышу. Но устойчивая агрессивность характера взрослой кошки, как по отношению к человеку и другим животным, так и по отношению к окружающему миру вообще, требует длительной, комплексной программы коррекции.
Подверженность стрессам, пугливость, робость, недоверчивость — все эти внешние проявления скрытой агрессивности у взрослой кошки, т.е. агрессивности, скрытой в глубинах психики, к сожалению, практически не поддаются коррекции.
Служение человеку — генетически сформированная основная психическая потребность собаки. На мой взгляд, отсутствие хозяина, «ничейность», невозможность реализовать себя в служении человеку для собаки гораздо страшнее голода и холода. Что касается кошки, то, пожалуй, не служение человеку, а жизнь рядом с человеком, его забота, близкий (или относительно дистанционный — для разных пород по-разному) контакт — именно это является для кошки главной психической потребностью. Таким образом, «ничейность» — такое же зло для кошки, как и для собаки. «Гуляет сама по себе» — не следует понимать это как незаинтересованность кошки в общении с человеком. «Сама по себе» — значит на определенном расстоянии, внутри границ личного пространства, которое человек должен уметь уважать, но все равно рядом с человеком ровно настолько, чтобы чувствовать любовь человека, нужность человеку.
Общение кошки с человеком должно начинаться в самом раннем,неонатальном периоде (с момента рождения до 2-х недель) в виде непродолжительного легкого поглаживания. Т.к. во время неонатального периода социальная активность котят минимальна, не следует активно тискать котят, излишне тревожить их, постоянно вытаскивать из гнезда.
Период ранней социализации (3-8 недель с момента рождения)называют сенситивным (чувствительным) периодом. Сенситивный период — время усвоения социальных навыков, формирования особенностей характера, интеллекта, а также начало становления взаимоотношений с человеком. Котята начинают осваивать объектную игру, охотничье поведение, груминг. В этом возрасте необходимо обеспечить малышей игрушками. Общение с человеком в сенситивном периоде должно быть постоянным и тесным. В этом возрасте можно начинать обучение котят различным командам, приучать к шлейке.
Период поздней социализации (9-16 недель) — пик становления социальной игры. В этом возрасте между малышами случаются конфликты за статус. В возрасте до 16-ти недель у котят формируется характер, стремительно развиваются интеллектуальные способности, физические возможности. По окончании периода поздней социализации окончательно складываются взаимоотношения с человеком. Если до 16 недель котята не привыкают к человеку, приручить их позже бывает очень сложно.
10-12 недель — пик лазания по вертикальным поверхностям. В этом возрасте котята нуждаются в различных столбиках и вертикальных поверхностях для лазания и точки когтей. Для ментального развития малышей в возрасте с 9 до 16 недель разработаны специальные обучающие игры. Первая в мире система ментального стимулирования котят была разработана специалистами Australian Small Animal Veterinary Association . Она называется «учебные классы для котят» ( kitten classes) и с успехом применяется в ветеринарных клиниках Австралии, Великобритании, Новой Зеландии. Учебные классы для котят помогают котятам в полной мере развить интеллектуальные способности, правильно социализироваться (особенно, если котенок воспитывается в одиночестве). Котят приносят на занятия владельцы, сами занятия проходят под наблюдением специалиста. В ходе занятий котята решают различные пищевые и охотничьи задачи, учатся совместно играть в предметные игры. Наиболее способные проходят курс дрессировки по желанию владельца.
Российским котятам, к сожалению, пока недоступны специальные чудесные мини-головоломки и спортивные мини-тренажеры, разработанные специалистами ASAVA. Но придумать самостоятельно, например, простейшие пищевые задачи не составит труда. Прорежьте в обувной коробке круглые отверстия, поставьте коробку на пол, опустите в одно из отверстий лакомство, и пусть Ваш малыш попытается справиться с задачей по добыче лакомства! Также не составит труда соорудить зигзагообразный туннель из подручных средств, в центре которого находится что-нибудь вкусненькое или шевелящаяся игрушка.
Результаты обучения котят на kitten klasses иллюстрируют необходимость ментальной стимуляции для правильного психического развития малышей; котята растут смышлеными, максимально социализированными, а главное — ментальная стимуляция является ключом к снижению стрессовых состояний и агрессии.
Необходимость в предметных играх, а также в интерактивных играх с человеком, сопровождает кошку на протяжении почти всей жизни. Так, в подростковый период, а также в период максимальной социальной активности (от 1 года до 6 лет) необходимо максимально разнообразить жизнь домашней кошки. Ведь очень часто кошки в замкнутом пространстве городских квартир вынуждены вести однообразную, скучную жизнь, которая не способствует реализации естественных умственных способностей. Разнообразьте жизнь Вашей кошки различным игрушками, поверхностями для лазания и прочими необходимыми предметами, способными скрасить жизнь кошки. Если Вы настолько заняты, что у Вас нет возможности уделять достаточно внимания кошке, введите в дом вторую кошку (самый лучший вариант- приобретите сразу двух однопометников).
Кошка — дитя традиций и привычек. Даже самые незначительные перемены, касающиеся сложившегося жизненного уклада, способны вызвать у кошки стресс. Кормление в неустановленное время, появление в доме нового человека или животного, переезд, смена или перестановка мебели, потеря кого-либо из домочадцев, даже исчезновение любимого кресла — все это может стать причиной стресса.
Кошка — животное с достаточно тонкой психической организацией, эмоциональная сфера кошек чрезвычайно развита. Полного отсутствия стрессообразующих факторов в жизни кошки добиться, пожалуй, невозможно, но важно знать, какие факторы являются именно для Вашей кошки особенно губительными.
Инструктор-фелинолог Елена Сорокина, сайт zoopsychology