Включение и выключение света
Подрастающие детишки значителюную часть дня заняты приобретением навыков, которые помогают им стать самостоятельными. Один из навыков, которым они любят пользоваться это включение и выключение света. Если свет в вашем доме включается и выключается с помощью особого шнура, то удлините его таким образом, чтобы ребенок мог до него дотянуться. Убедитесь, что такое удлинение шнура не повредит малышу. Представьте, какое волнение и какую гордость испытает ваш малыш, когда сам включит и выключит свет.
Белочки
Читайте стишок и используйте руки для этой игры: Раз, два, три, четыре, пять Пришли белки поиграть. (выпригивают пять пальцев) Одна кудато подевалась (спрячте руку за спину) Четыре белочки осталось. (выпригивают четыре пальца) А теперь скорей смотри (спячьте руку за спину) Их уже осталось три. (выпригивают три пальца) Ну и ну, какая жалость (спрячьте руку за спину) Только две у нас осталось. (выпригивают два пальца) Эта новость так грустна (спрячьте руку за спину) Осталась белочка одна. (выпригивает одни палец) Затем скажите: Пока мы с тобою считали, Белочки от нас сбежали. Поговорите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки пойти вздремнуть, поискать еду и так далее.
Понятие о двух и паре
Подрастающие малыши еще не умеют ни считать, ни распозновать цифры, но они в состоянии усвоить основной смысл понятия "два". Помогите ребенку осмыслить это, указывая на множество парных предметов: два ботинка два носка две руки две стопы два уха В беседе с ребенком используйте слово "два" везде, где только можно: "Посмотри на эти два цветка" Давайте ребенку по две вещи: "Вот две ложки" или "Вот две игрушки"
В сумке
Эта игра развивает мыслительный процесс. Ребенок слышит слово, у него возникает ассоциация, и он находит нужный предмет Возьмите большую сумку для покупок. Попросите малыша принести вам вещи, чтобы положить их в сумку. Каждый раз называйте лишь один предмет, который ребенок по вашей просьбе будет класть в сумку. Всякий раз говорите ему спасибо. Отберите предметы, принадлежащие самому ребенку, которые он может достать и принести вам: любимую игрушку, серебрянный столовый прибор, одеяло, полотенце, зубную щетку.
Эта игра развивает координацию действий ребенка, его умение сосредоточить внимание. Для игры понадобится палочка длиной около полуметра и диаметром такого размера, который бы позволил охватить палочку детской ручке. Когда малыш лежит на диване, нужно дать ему палочку, чтобы он зацепился за нее ручками. Потом палочку нужно постепенно поднять вверх, так чтобы вместе с ней поднимался и ребенок, пока не встанет на ножки. Те, кто помладше, могут из положения лежа, подняться в сидячее положение. Если потянуть палочку, то ребенок будет на ней подтягиваться. Лучше играть, если ребенок находится на диване.
Эта развивающая игра для лучшей ориентации в пространстве, улучшает работу вестибулярного аппарата, учит преодолевать препятствия. Создайте дорогу, ограничив ее ширину игрушками, кассетами, кастрюлями, кубиками, карандашами, словом, любыми бытовыми предметами, главное, чтобы предметы не были опасными для ребенка. Потом малыша проводят за ручку по этой дороге. Постепенно дорогу можно делать более длинной, извилистой, ее можно делать уже и шире. Для начала такая дорога может иметь в ширину около ?>30 см. Часто малыш желает двигаться по прямой, снося «ограду», но постепенно учится ходить в промежутке «дороги». Неплохим подспорьем в создании дороги может служить обычная бельевая веревка – с ее помощью легче выкладывать изгибы дороги, ее проще складывать, и она менее опасна для малыша. Если ребенку интересно, можно поводить его на пятках, на носочках, прыжками.
[показать]Если есть возможность, можно создать дорогу из шершавой бумаги, в идеале – из песка (устроить на балконе или лоджии) или гладких камушков маленького размера. Такие тропинки массажируют ножки ребенка, приучают его ходить босиком, что, безусловно, полезно. При отсутствии специальной бумаги, используют обои, которые предназначаются для окраски – их поверхность достаточно шершавая. Если не жалко продукта, то можно ставить ножками малыша на гладкую фасоль, насыпанную в какую-нибудь коробку так, чтобы она покрывала только дно. Обычно детям очень нравится такая процедура.
Малыши любят, когда их катают взрослые. Эта игра поможет малышу укрепить мышцы. Во время этой игры взрослый человек ложится на диван или на пол, ноги сгибает в коленях и поднимает вверх так, чтобы они образовывали относительно корпуса прямой угол. Ребенка кладут животом на согнутые голени, при этом придерживают за туловище. Потом малыша покачивают на ногах, приподнимая их вверх и опуская вниз. Если взрослый человек уверен в своей хорошей реакции, то он может уложить ребенка и на поднятые и выпрямленные ноги, расположив малыша животом на своих ступнях. Если взрослый уверен, то можно поставить малыша на подъем ноги взрослого, и шагать тихонько вместе с ним, придерживая за туловище или ручки. Катают детей и сидя на стуле, закинув ноги одна на другую. На ногу, расположенную сверху, кладут малыша животиком вниз, затем покачивают этой ногой вверх-вниз.
Если в доме есть свободное пространство, то можно устроить малышу небольшое спортивное упражнение. Для начала пусть он проползает под установленным препятствием – например, под столом или стулом, конечно под наблюдением взрослых. Если есть большие спортивные надувные шары, то можно огибать его при ползании, или ползти и подталкивать его вперед. Можно также устроить игру с участием взрослых. В таком случае взрослый тоже может встать на четвереньки, а малыш будет проползать под ним. Или сесть на пол, согнуть ноги в коленях, а малыш будет под ними проползать.
Для начала «мостик» располагается на полу горизонтально. В качестве мостика используется гладкая доска шириной не менее 20 сантиметров. Длина такой доски зависит от возможностей вашей комнаты. Взрослый придумывает сказку, где мостик является обязательным местом, которое нужно пройти, не спускаясь с него на пол. Это может быть игра, в которой малыш кого-нибудь спасает (игрушку на другом конце доски), достает маме фрукт, и так далее. Если малыш не боится, обоприте доску на кресло или диван, пусть кто-нибудь держит ее, или укрепите, чтобы доска не упала, поставьте на такой мостик ребенка, придерживая его за руку, и пусть он спускается и поднимается. Такое упражнение совершенствует координацию движений. Можно использовать такую горку для спускания с нее игрушек, и пусть ребенок их ловит внизу доски.
[показать] Можно усложнить игру в дорогу, расположив на полу какие-нибудь плоские предметы, на которые ребенок мог бы перешагивать, не становясь на пол. Это могут быть большие книги, например, или разделочные доски, большие кольца от игры. Малыша нужно держать за руку во время таких переходов с одного «острова» на другой. На балконе можно насыпать маленькие кучки песка, на которые малыш будет перескакивать или перешагивать. Есть еще варианты: если вы опасаетесь, что ребенок может ушибиться, то вместо книг уложите на пол квадратные листы разноцветной бумаги, а при перешагивании с одного на другой называйте их цвет, так малыш постепенно запомнит названия цветов.
Эта игра учит малыша продвигаться между предметами, для этого их нужно расставить таким образом, чтобы было расстояние для прохождения «восьмеркой», то в одну сторону, то в другую. Обычно малышам эта игра нравится. Предметы должны быть легкими и не травмооопасными: это могут быть пластиковые бутылки большого объема, кегли, коробки небольшого размера из картона или бумаги. Малыша во время его движения лучше держать за руку.
Такая игра обычна для детей ясельного возраста, и многие взрослые могут смутно помнить ее по детским впечатления. Эта игра – начальная стадия обучения танцам, она учит координации, приучает слушать ритм, учит различать правую и левую стороны. Малышу показывают, как можно стать на правой ноге, и при этом левую поставить на пятку, на носочек по команде. Затем меняют позицию, и уже стоят на другой ножке, то есть на левой, а правую выставляют последовательно по команде на пятку и носок. Затем топают ножками, и повторяют все сначала. Взрослый должен командовать, на какую ножку стать, а какую выставить на носочек и пятку, а когда топать. Левую и правую ножки нужно сначала показать малышу, а затем подсказывать, если он ошибается. После топания ножками можно ввести еще один элемент: научить ребенка кружиться вокруг себя, поставив руки на пояс или же совершая руками круговые движения, как будто ребенок держит круглый предмет.
[показать]Когда дети становятся постарше, они любят перепрыгивать через скакалку. А в столь нежном возрасте их можно научить пока перешагивать через препятствие. Препятствие можно устроить из резинки, выбирая при этом самую мягкую, чтобы ребенок не пострадал. Или же использовать веревку, растянув ее между стульями или креслами, чтобы малыш перешагивал через них, не цепляясь ножками. Можно также устроить небольшую «баррикаду» из книг, кубиков и предложить малышу перешагнуть через них, не разрушив. Ребенка при перешагивании лучше держать за руку. Более сложная задача –использование обруча, через который малыш будет переходить. Обруч располагают вертикально, а ребенок проходит сквозь него, он может это делать сам, может переносить игрушки, может кидать через него мячик. Если держать обруч у пола, то важно, чтобы малыш заходил внутрь него, а если обруч чуть приподнять, то, чтобы ребенок перешагнул через него, попадая внутрь. Малыша нужно придерживать. Некоторые дети любят становиться ножками на обруч, расположенный вертикально, и пытаются достать руками его верхнюю часть.
Которая из них?
Сядьте на пол вместе с ребенком Найдите три какихнибудь непрозрачных емкости (очень подойдут, например, жестяные банки изпод продуктов и т.п.). На глазах у ребенка положите под одну из банок маленькую игрушку. Медленно передвиньте банки, меняя их расположение на глазах у ребенка Пусть теперь он возьмет одну из банок, под которой, по его мнению, находиться игрушка Если ваш малыш не понял, поднимите банку и покажите ему игрушку. Покажите ему также что под остальными банками ничего не спрятано. Играйте с ребенком и показывайте ему ответ до тех пор, пока он не поймет суть происходящего и не сможет играть без вашей помощи.
Прыгаем через книгу
Положите на пол небольшую книгу Покажите ребенку как перепрыгнуть через нее Напевайте на любой мотив, который покжется вам подходящим: Через книгу, через книгу Перепрыгнул я, ура, ура! Через книгу, через книгу Перепрыгнул я, ура, ура! Возьмите малыша за ручки и снова спойте эту песенку. Дойдя до слов двух последних строчек, поднимите егои пронесите над книгой. "Я" можно заменять именем ребенка. Повторяйте игру вновь и вновь. Когда малыш научится прыгать через книгу самостоятельно, замените ее более крупным предметом. Можно также учить ребенка подпригивать на одной ножке, избражать полет, делать плавательные движения, ходить задом наперед и т.п.
Следуй за лидером
Положите на полу прямую дорожку из газет Покажите дорожку малышу и скажите "По этой длинной дорожке ты можешь гулять" Покажите как можно пройти по дорожке балансируя обоими руками, чтобы сохранять равновесие. Попросите малыша следовать по этой дорожке за вами. Если он не поймет, возьмите его за руки и ведите. Но в этом случае вам понадобится помощь еще одного человека, за которым вы оба будете идти. Если ваш ребенок хорошо справляется с этой задачей, сделайте дорожку более замысловатой формы, с изгибами или ведущую из комнаты в комнату.
Игра в звуки
Положите в несколько коробочек из под фотопленки предметы, которые могут производить разные звуки, например монету, пуговицу, катушку ниток, воздушную кукурузу, песок. Замечание: убедитесь, что крышки коробочекк плотно и надежно закрыты и ваш малыш не сможеть открыть их. Покажите ребенку как трясти коробочки. Не торопите его. Пусть он потрясет все коробочки и услышит все звуки. Возьмите две коробочки, одна из которых издает громкий или резкий звук, а другая тихий, нежный. Потрясите коробочку с мягким звуком и скажите очнь тихим голосом: "Тихий звук шшшшш". Теперь потрясите коробочку с резким или громким звуком и скажите громким голосом: "Громко" Теперь пусть ребенок потрясет сначала коробочку с тихим, а потом с громким звуком Держа коробочки в руках, ребенок обнаружит, что одни из них более легки, другие более тяжелые. Несмотря на то, что он еще слишком мал, чтобы понять смысл этого, он всеже почувствует разницу в весе.
Игра с вращающейся плоскостью
Вырежьте из журналов картинки с изображением знакомых вашему ребенку предметов животных, людей, игрушек и тому подобное Возьмите вращающийся поднос или чтонибудь другое в этом роде, что можно вращать вокруг своей оси. Положите на поднос вырезанные картинки, закрепите их. Покрутите поднос. Пока он крутится, говорите "Раз, два, три кружись" Когда поднос остановится, покажите ребенку те картинки, что оказались прямо перед ним, и поговорите с малышом о них. Продолжайте игру. Если после очередного кружения перед малышом окажутся те же самые картинки, поговорите о них снова. Пусть малыш сам попробует крутить поднос. Это занятие не только пополнит словарный запас ребенка, но и будет способствовать доверительной связи между вами и малышом.
Первая из игр, подготавливающая ребенка к чтению
Вырежте картинки из журналов и каталогов. Наклейте их на картонные карточки Покажите катинки ребенку и поговорите с ним о них. Побеседуйте о цвете нарисованного на них, о форме, о назначении и т.п. Дайте ему картинку и назовите нарисованный предмет. Пусть это будет ботинок. Теперь поросите малыша дать вам картинку, на которой нарисован ботинок. Когда малыш поймет суть игры, введите в нее и другую картинку. Когда вы снова попросите малыша дать вам картинку, у него будет выбор между двумя изображениями.
Прогулки по очертаниям разных фигур
Возьмите широкую плотную ленту (тесьму) и с ее помощью изобразите на полу круги, квадраты, треугольники и зигзаги. Покажите ребенку, как идти по ленте. Начните с круга Возьмите малыша за руку, идите вместе с ним и пойте на любой мотив, который вам нравится, чтонибудь вроде: Мы идем по кругу Траляля траляля Теперь переходите к другой фигуре и пойте: По квдрату мы идем Траляля траляля Когда вы обойдете все фигуры, идите по ним задом наперед или боком, или на цыпочках. Прыгайте на них, перепрыгивайте их, ползайте, маршируйте по ним.