Салинар
[показать]
Керамика культуры Салинар. Музей Ла-Платы
В конце I тысячелетия до н.э. в долинах севера перуанского побережья, от Чикамы до Санты, существовали локальные варианты культуры Салинар. Ее материалы заметно отличаются от микоцик, относящихся к предшествующей эпохе. Своеобразны скульптурная керамика и сосуды, расписанные белой краской по красному фону. Происхождение культуры остается пока неясным.
![]()
Экспозиция музея Гардинер,Торонто,Канада
Культура Салинар — существовала на прибрежной территории, где сейчас находятся департаменты Анкаш и Ла-Либертад.Культура выделена в 1930-х гг. Рафаэлем Ларко Ойле
![]()
![]()
Салинар по культурным характеристикам занимала промежуточное положение между культурами Куписнике и Моче. В это время в сельском хозяйстве всё большее распространение получали системы ирригации. Поселения обычно были небольшими и изолированными
В долине Моче обнаружено большое поселение Серро-Арена, застроенное жилыми домами, культовыми и общественными постройками, зданиями-хранилищами, структура застройки отражает заметную социальную дифференциацию, которая прослеживается и в погребениях.
Ряд укрепленных пунктов и поселений по южному берегу р. Санты обозначает южную границу объединения (возможно,раннегосударственного характера), скрывающегося под археологической культурой Салинар. Ее центр - Серро-Арена - являлся, вероятно, одним из древнейших городских поселений Перу.
Гальинасо
В долинах Виру и Санта культура Салинар сменилась в начале I тысячелетия совершенно отличной от нее культурой Гальинасо, на поселениях которой многокомнатные жилые постройки, стоявшие на специальных террасах, соседствовавших с культовыми сооружениями - пирамидами различной величины. На высотах и горных отрогах находились укрепленные пункты, контролировавшие проходившие рядом ирригационные каналы. В Виру поселения располагаются в низовьях долины, в то время как в Санте наибольшая концентрация памятников приходится на среднюю ее часть, включая узкий каньон, по которому р. Санта вытекает из Кельехон-де-Уайласа.
Материалы Гальинасо имеют много общих черт с древностями этой горной долины. находя близкие параллели в культуре Рекуай, существовавшей в конце I тысячелетия до н.э. - 1-й половине I тысячелетия н.э. Некоторые исследователи даже объединяли эти культуры. Такая близость позволяет предполагать, что создатели культуры Гальинасо вторглись в преддверии нашей эры из горных районов на побережье и подчинили себе его участок между долинами Санта и Виру.
Перуанский исследователь Инасио Альва Менезес обнаружил в археологическом центре Вентаррон департамента Ламбаек погребение таинственной культуры гальинасо. О ней известно очень мало, поэтому исследователи были обрадованы, когда обнаружили богатую могилу трехлетнего мальчика, который погиб около двух с половиной тысяч лет назад. Она расположена в 500 м от храма Пойманного Оленя, который был воздвигнут более четырех тысяч лет назад. Религиозная постройка получила свое название благодаря росписи стен, на которых древние запечатлели охоту на оленя.
Рекуай
[показать]
Сосуды культуры Рекуай. Музей Касинелли (Cassinelli), Трухильо, Перу
Рекуай — доколумбова культура, существовавшая на территории Перу на территории современного департамента Анкаш. Существовала в промежуточную раннюю эпоху южноамериканской хронологии в 200—600 н. э. и занимала почти всё ущелье Уайлас (Huaylas). На востоке достигала реки Мараньон, а на западе — высокогорной части долины Санта.
Сосуд. . Центральные Анды, Перу, Северное побережье. Культура: Рекуай. I в. до н.э. – VI в. н.э.
Поглощена в конце VI — начале VII в. государством Уари.
Сосуды культуры Рекуай. Музей Касинелли
В ареал культуры Рекуай входит Кальехон-де-Уайлас и долина р. Таблачака. Культура известна главным образом по большому количеству своеобразных сосудов и каменных изваяний из музейных коллекцийЕдинственный научно исследованный памятник - городище Пашаш. Здесь на высоком горном отроге обнаружены постройки культового назначения и цитадель. Вокруг на горных склонах, вероятно, располагалась жилая застройки. Среди построек на цитадели находился небольшой храм, воздвигнутый, видимо, в честь знатной персоны, чья могила с незначительными костными останками была обнаружена под алтарной плитой в одном из помещений. Могила сопровождалась ритуальным захоронением многочисленных сосудов. Еще два таких захоронении керамики были найдены поблизости под каменной вымосткой пола храма. Все вместе они включали более сотни сосудов.
Сосуд с музыкальной сценой. Рекуай. 100 г. до н.э. – 300 г. н.э. Музей праздника всех святых , Шафхаузен, Швейцария
[показать]
Бытовая посуда культуры Рекуай - горшки, чаши и т.п. - украшена росписью, часто негативной, когда краской покрывался фон, а орнамент сохранял цвет обожженной глины. Некоторые сосуды сделаны с применением поворотной площадки - прообраза гончарного круга. Много лепных сосудов сложных форм - со стремевидным горлом, с кольцеобразным туловом, "чайники" с горлом и носиком и др.
Многочисленны скульптурные сосуды, где объемные детали дополнены росписью. Часты изображения воина в пышном головном уборе со щитом и палицей, человека с нападающими на него с двух сторон хищниками или фантастическими змеями, погонщика с ламой, а также целые ритуальные сцены с участием жреца и вспомогательных персонажей. Зооморфные сосуды изображают ягуаров, лам, змей и фантастические существа. Одно из таких существ, особенно характерное, - "Зверь Рекуай" с когтистыми лапами, зубастой пастью, круглым глазом, гребнем надо лбом и закрученным хвостом. Часты изображения птиц и антропоморфных личин с отростками.
[показать]
[показать]
С мотивами керамической орнаментики перекликаются и каменные изваяния. Они изображают воинов со щитами и отрубленными головами врагов - трофеями и человеческие фигуры с другими атрибутами. Известны скульптурные головы с выступами сзади. Некогда они были, видимо, вмонтированы в каменную кладку стен. Часто встречаются плиты с рельефными изображениями людей и хищников, очень условных личин.
В витринах подлинные предметы древних цивилизаций. Перу. Культура Рекуай. 1 тысячелетие н.э. Фигура воина-жреца. Нашего Ваньку-встаньку напоминает.Музей им.Пушкина
Создатели культуры Рекуай были неплохими металлургами. В ритуальных захоронениях вещей в Пашаше было найдено более 60 металлических предметов. Из них наиболее выразительны медные литые булавки с золотой обкладкой и инкрустированными изображениями на на вершиях. Мастерам была известна техника литья по восковой модели, характерная для колумбийской металлургической провинции.
Лима
![]()
Храм Пачакамак.Главный вход в храм
Лимская культура, или культура Лима — цивилизация местного происхождения, существовавшая на территории современного Перу с 100 г. до н.э по примерно 650 г. н. э.
![]()
Данная доинкская культура находилась в долинах рек Чильон, Римак и Лурин. Представлена в основном керамическими находками. Люди лимской культуры соорудили множество храмов, в настоящее время известных как «уака», которые до настоящего времени сохранились в городе Лима.
Пачакамакский храм
На центральном участке перуанского побережья в конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. обитало земледельческое население, оставившее нам памятники с керамикой, расписанной белым по красному фону, а позднее покрытой переплетающимся орнаментом, в основе которого лежат сильно геометризованные изображения змей или рыб и чисто геометрические узоры. В долинах рек разбросаны поселения и отдельные жилые постройки этого времени.
На поздних памятниках встречаются небольшие ступенчатые пирамиды с плоскими вершинами. Есть и укрепления, служившие, видимо, убежищами для местного населения в моменты военной опасности. Памятники с керамикой, покрытой переплетающимся орнаментом, относящиеся к раннему этапу культуры Лима, доходят до середины I тысячелетия.
![]()
Какая красавица...
Комплекс культуры Лима заметно изменяется, хотя и сохраняет генетическую преемственность с керамикой предшествующего времени. Появляется ряд новых форм, среди которых уплощенные сосуды с ребром, сосуды с мостовиднои ручкой между двумя горлышками. Одно из них иногда заменяется антропо- или зооморфной скульптурой. Встречаются плоско-выпуклые фляги, разнообразные миски, горшки и кувшины, многие из которых имеют высокое сужающееся горло и круглую ручку.
![]()
Изменяется и орнаментация посуды, хотя и здесь наблюдается преемственность с предшествующим этапом. Широкое распространение получает скульптурная орнаментика - изображение зверей, птиц, людей. Она сочетается с геометрической росписью. Не исключено, что все эти изменения связаны с культурным влиянием населения горных районов.
Носители культуры Лима были умелыми ткачами. Для изготовления тканей использовались хлопок и, реже, шерсть. Мотки хлопковых и шерстяных нитей встречаются на крестообразных культовых предметах, которые находят в могилах.
![]()
Погребальный обряд культуры Лима прост. Покойников хоронили в вытянутом положении, часто лицом вниз. В рядовых погребениях их сопровождают несколько сосудов, плетенки, початки кукурузы. Известны и более богатые захоронения с большим количеством погребального инвентаря, что говорит об определенной имущественной или социальной дифференциации.
При строительстве древнейших культовых сооружений Пачакамака было, видимо, совершено ритуальное массовое захоронение. В раскопанной могиле обнаружено более 100 человеческих костяков и многочисленные сосуды.
![]()
К этому времени в долинах Центрального побережья, наряду с сельскими поселениями, возникают небольшие города с одной или несколькими храмовыми пирамидами. На сырцовых стенах такой пирамиды в Серро-Кулебрасе обнаружены фрески с «переплетающимися» узорами, совпадающими с характерными мотивами керамической орнаментики.
![]()
В IV в. воздвигаются большие пирамиды Уака-Трухильо, Уака-Хулиана, культовые сооружения в Маранге (долина Римак). В это время существуют как ритуальные центры, состоящие из одной или нескольких пирамид с храмовыми постройками, так и крупные города. Таким городом является Кахамаркилья, выросший неподалеку от Уака-Трухильо.
![]()
Особенно больших размеров он достиг в VI в. В это же время строится «Древний храм» и возникает храмовый центр в Пачакамаке (долина Лурин), позднее превратившийся в большой город. Кахамаркилья и Пачакамак продолжают существовать и в VII в., в то время как некоторые, более ранние центры (Уака-Хулиана, Маранга), вероятно, теряют свое значение.
![]()
![]()
![]()
![]()
Пукара
[показать]
На поселении Пукара было раскопано подковообразное храмовое сооружение со стенами из тесаных каменных блоков. Оно состояло из узких коридоров, идущих по периметру здания и многочисленных помещений с алтарными плитами. Открытой стороной храм был обращен на восток, в сторону р. Пукара. Внутри "подковы" располагался квадратный дворик, углубленный на 2 м ниже поверхности, с которой в него вела каменная лестница. В середине каждой стены дворика находилось по небольшому склепу с останками нескольких погребенных.
С культурой Пукара связываются каменные изваяния различных типов. Прежде всего это стоящие, сидящие или коленопреклоненные фигуры людей. В руках они иногда держат человеческие головы-трофеи. Налобные и набедренные повязки украшены схематическими личинами, головами пум и т.п. На спине некоторых скульптур изображены косы в виде змей с головами пум.
Такие же змеи, фантастические животные и лягушки часто вырезаны барельефом на отдельных камнях. Эти же персонажи, в разной степени стилизации, встречаются на высоких стелах с зональным геометрическим орнаментом из спиралей, ломаных и ступенчатых линий, крестов и т.п.
Некоторые мотивы скульптуры повторяются и в орнаментике посуды, хотя репертуар персонажей здесь более разнообразен. Среди них фигуры животных (прежде всего пумы), птиц (кондора) и фантастических существ, в которых часто сочетаются черты и тех и других. Встречаются также антропоморфные персонажи с жезлами, иногда ведущие на поводу ламу. Очень распространенным мотивом являются головы-трофеи. Изображения обычно наносились нарезкой по контуру и раскрашивались. Переданное таким способом профильное туловище животного (особенно пумы) часто сочеталось со скульптурной головой en face.
Среди сосудов встречаются миски, иногда на поддоне, «керо»-кубки с расходящимися стенками, кувшины и т.п. Очень характерны глиняные трубы, обычно украшенные теми же персонажами, что и остальная керамика. Сходные мотивы встречаются и на текстиле.
Варкин А., Зданович Л. Тайны исчезнувших цивилизаций. — М., 2000.
Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с.