… Привела 10-летнего ребенка, чтобы напомнить о вечном, о древнегреческих мифах. Попали на жесткие ужастики с червями в глазах и чудовищами в животах. Фильм для любителей "Чужих"
(Башорг)
Привет всем, меня зовут Сеорл, я фанат «Чужих», и мне очень не нравится фильм «Прометей» (хором: «приивеет, Сеорл»).
Та-ак. С чего бы начать? До моего похода в кинотеатр на новый фильм Ридли Скотта я и предположить не мог, что «Прометей» попадет в эту рубрику моего блога. Нет, безусловно, фильм на голову выше всего того бреда, что я здесь обычно разбираю, но и ожидал я от него гораздо большего. Ничто не предвещало беды – великолепного качества трейлер, Ридли Скотт, Дэвид Гилер и Уолтер Хилл в съемочной группе, Гигер в консультантах. Фильм сделал кассу еще до премьеры, заработав исключительно на предзаказах билетов. И вот, премьера состоялась, Интернет полон восторженных рецензий о том, какой этот фильм красивый, интеллектуальный, философский и научно-фантастичный. Но практически ничего из обещанного я в фильме не увидел. Красивый? Безусловно. Интеллектуальный и философский? Нет, он глупый, не связный и бредовый. Мне получившийся приквел категорически не нравится и как простому зрителю, и как фанату «Чужих».
Пожалуй, не буду по классике устраивать ретроспективу, а просто перейду к сюжету. Заранее вынужден извиниться, но так как копии фильма у меня на руках нет, а выискивать экранки нет ни малейшего желания, я обойдусь почти без скриншотов. Также возможны мелкие ошибки в деталях и хронометраже, так как восстанавливать события фильма приходится по памяти.
Итак, начальная сцена. Камера долго и красиво облетает какой-то природный заповедник, видимо, демонстрируя молодую планету Земля. В какой-то момент она добирается до водопада. Там мы видим трехметрового лысого синего дядьку, который любуется на парящую в воздухе летающую тарелку, после чего выпивает некую черную слизь, от которой ему сильно плохеет вплоть до разложения на молекулы. В таком состоянии бедолага падает в водопад. Э-э. Википедия утверждает, что «Ритуально принося себя в жертву, Создатель дает начало новой жизни на Земле». Ну, как скажете, конечно.
Отвлечемся на минуточку. Итак, видимо, мы наблюдали вживую «Создателя» или «Инженера», если переводить дословно, который ранее неофициально именовался «Космическим Жокеем» (странное название, не спорю). Вспомним первого «Чужого». В частности, вот этот кадр. Или даже вот этот. Итак, Ридли утверждает, что на самом деле здоровенный скелет пугающего вида, который удивительно зловеще сочетает в себе антропоморфность и чуждость (один хобот чего стоит) – это на самом деле костюм, а вообще Инженеры суть просто трехметровые лысые синие дядьки?
Взгляните на этот ранний постер, который кроме всех прочих сопровождал анонс фильма. Обратите внимание на проработку строения Инженера, в частности, на костяной горб, и, по всей видимости, отсутствие ног. Знаете, в чем отличие хорошего дизайна от плохого? Хороший дизайн минимумом выразительных средств сообщает массу информации. В данном случае, видя такое строение существа, мы уже можем предположить, что его образ жизни выглядит иначе, нежели наш. Вероятно, сидение в пилотском кресле корабля, в котором его нашла команда «Ностромо», и есть основное его занятие. Во вселенной Half-Lfie существа, известные как Советники, постепенно развивали телекинез, что в итоге привело к атрофии их конечностей. Возможно, Инженер на этом постере так же постепенно замещал собственные движения техникой. А возможно, в их расе существуют различные биологические касты, одна из которых специально выводит пилотов космических кораблей, чья профессия закреплена генетически и не предполагает иного образа жизни, поэтому ноги им просто не нужны, а спина ориентирована на кресло. Возможно… до хрена всего возможно!
А вместо этого многообразия идей, концепций и сюжетов у нас есть трехметровые синие лысые дядьки?! Вы серьезно, мистер Скотт?!
Но продолжим. Следующая сцена происходит уже в 2089-м году на острове Скай, что в Шотландии. Мы видим группу археологов, в числе которых и наши главные герои – Чарли Холлоуэй и Элизабет Шоу, которые, видимо, еще и супружеская пара. Они находят древние наскальные рисунки, которые изображают, как люди поклоняются высоким существам, указывающим руками на характерную группировку звезд. «Мне кажется», делает вывод Шоу, «они хотят, чтобы мы нашли их». Допустим.
Следующая сцена показывает, как научно-исследовательский корабль «Прометей» с неизвестной целью назначения (так и написано «цель: неизвестна») бороздит космос уже в 2093-м году. Кстати, не самое удачное название для корабля. Прометей, как я помню из школьного курса древнегреческих мифов, провел немало времени прикованным к скале в компании очень голодного и агрессивного орла. По той же логике не стоит нарекать самолет «Икаром», который, как известно, открыл понятия «практический потолок» и «авиационное происшествие». Ибо начали-то за здравие… Но это так, к слову.
Команда дрыхнет в анабиозе, только андроид Дэвид, которому такая мера без надобности, шатается по кораблю и страдает различной фигней: занимается спортом, смотрит старые фильмы, с помощью какого-то нейроинтерфейса подглядывает сны остальной команды (?). Должен отметить, что одно из самых значительных достоинств фильма – Майкл Фассбендер в роли Дэвида. Актерская игра восхитительна, дизайн андроида великолепен (даже блондинистые волосы делают его каким-то искусственным). Настоятельно рекомендую к просмотру ролик с рекламой этой серии андроидов. Интересно, его имя – это отсылка к Дэвиду из фильма «Искусственный разум» Спилберга или просто совпадение?
Корабль достигает планеты LV-223 (именование планет через «LV», пожалуй, первая, но далеко не последняя отсылка к «Чужому». Я очень долго пытался выяснить, что скрывается за характерными для «Чужих» и AvP аббревиатурами LV и BG, и, в конце концов, пришел к выводу, что это просто названия каталогов). Команда выходит из анабиоза. Среди безликих статистов кое-как выделяются: Шарлиз Терон в роли Мередит «стальные яйца» Викерс, видимо, глава экспедиции; уже встречавшиеся нам Шоу и Холлоуэй; капитан корабля Янек, по сравнению с Викерс спокойный и дружелюбный чувак; остальные неведомо кто, экипаж корабля и прочие ученые.
Шоу и Холлоуэй показывают остальному экипажу небольшую презентацию, из которой нам ясно следующее: 1) никто из этих умников не знал, куда и зачем летит. 2) В совершенно разные эпохи различные древние культуры Земли оставили наскальные рисунки, идентичные тем, что главные герои нашли в Шотландии. Им удалось найти указанный участок звездного неба, и, по всей видимости, рисунки указывали на эту… я не знаю, звездную систему. Вот это не слишком похоже на подробную карту, исключающую различные толкования. Герои настаивают на версии, что этот рисунок – откровенное приглашение на поболтать и выпить чаю.
Также экипаж смотрит небольшое сообщение от мистера Вейланда. Да, товарищи, экспедицию спонсирует корпорация «Weyland» (без «Yutani»), глава которой, Питер Вейланд, благословляет наших путешественников на знакомство с создателями и сожалеет, что он в этот момент, скорее всего, уже мертв. И поделом, ты нихрена не каноничен. Впрочем, учитывая время по вселенной, не факт.
После презентации Викерс приглашает героев в свою каюту поговорить наедине. Она высказывает глубочайшую уверенность в том, что вся экспедиция – пустая трата денег выжившего из ума старика, но, на случай, если это не так, предупреждает о недопустимости контактов с инопланетянами без ведома и согласия руководства, то есть, ее. Шоу и Холлоуэй (меня задолбало каждый раз писать его фамилию. Будет просто Хол) ее не особо слушают, а обращают больше внимания на устройство каюты. Она, дескать, и отделяющийся модуль с собственной системой жизнеобеспечения, и даже оборудована какой-то невероятно крутой медицинской штуковиной общего профиля, на весь мир которых выпущено всего десять. Разумеется, это чеховское ружье.
Корабль начинает заходить на посадку. Первый масштабный спецэффект в фильме. Мы, видимо, слишком спешим встретиться с создателями (во всех смыслах), чтобы сделать пару витков по орбите и хорошенько разглядеть планету оттуда. Команде сильно везет: буквально сразу же они обнаруживают группу странных каменных куполообразных строений, и Янек по просьбе Хола сажает корабль аккурат рядом с ними. Анализ воздуха показывает, что атмосфера была бы пригодна для дыхания, если бы не высокое содержание углекислого газа. Команда начинает готовить рейд к одному из строений. Один из участников пытается захватить с собой огнемет, но Шоу насмешливо объясняет, что это научная экспедиция, и они собираются ни с кем воевать.
Вот где-то тут на месте капитана я бы сделал одну вещь: пошел бы в рубку нажать кнопочку «свалить к хренам на орбиту, и пусть эти придурки разбираются, как хотят». По всей видимости, вероятность контакта с иной цивилизацией не навела никого на мысль разработать процедуру, которая прежде всего обеспечит безопасность экспедиции! Будь моя воля, первыми бы на планету спустились рота солдат и один ПТУшник. Он бы отмерил безопасное расстояние от куполов, на котором можно поставить лагерь. После чего солдаты отмерили бы еще километров двадцать, и поставили базу уже там. И только после создания всей необходимой инфраструктуры, обеспечения безопасности, медицинской помощи, карантина, круглосуточной охраны, программы эвакуации на всякий случай, запустил бы туда ученых. Под эскортом, разумеется, толпы мордоворотов с самым совершенным оружием, доступным на данный момент. Процедура, идиоты! Нельзя просто так заявиться и завопить «милая, я дома!»! Ведь каждая мелочь может привести к человеческим жертвам как в масштабе экспедиции, так и всего гребаного человечества! Ладно, себя вам не жалко, подумайте о Земле!
Увы, проектор оставался глух к моим заклинаниям. Погрузившись на транспортер и два неких подобия багги, экспедиция отправляется к ближайшему куполу. Вблизи участники обнаруживают, что под куполом есть вход в подземелья. Они заходят внутрь и начинают исследование. Один из героев, вроде бы, геолог, запускает летучие зонды, которые летают по пещерам и составляют трехмерную карту, которая отправляется на «Прометей».
Точно не помню когда, но в какой-то момент Хол обнаруживает, что воздух здесь, в отличие от поверхности, по уровню кислорода чист и пригоден для дыхания. Что он сделает, как вы думаете? Скажет «хм, интересно»? Попросит остальных ученых забрать пробы воздуха на «Прометей» и тщательно исследовать? Хрен там, он, разумеется, снимет шлем скафандра. Идиот. Что, как вы думаете, сделает остальная команда? Пропишет ему подзатыльник, наорет матом и заставит надеть шлем обратно? Отстранит к хренам от участия в полевых исследованиях за подвергание бессмысленному риску жизни себя и группы? Разумеется, нет, они немного поворчат и последуют его примеру.
Ребята, в Х-1 из Х случаев вы уже мертвы! У вас есть один шанс остаться в живых (воздух чист и пригоден для дыхания) и целая россыпь гарантированных билетов на тот свет (вирусы, аллергены, споры растений…)! Вы можете сдохнуть тут, можете вернуться на корабль, заразить его обитателей, и сдохнуть там, можете вернуться на Землю и вызвать там вспышку инопланетной чумы! Кто вообще пустил вас в космос? Я бы не подпустил вас ни к чему, что стоит дороже двухсот рублей.
Кстати. Так называемые ученые не делают ничего ученого. Они не делают проб почвы и атмосферы, не ведут видео и фотосъемку местности, если не считать наплечных камер, не пытаются делать выводов о назначении и характере сооружения, в котором находятся. Все, что они делают – так это ходят по пещерам, пялятся на стены и изрекают глубокомысленные реплики без цели, смысла и дальнейшего развития. Вы точно ученые, а не старшеклассники общеобразовательной школы на экскурсии? Ничего страшного, в предыдущем фильме, что я обозревал, была снайперша, которая не умела стрелять, так что я не сильно удивлюсь.
Дэвид, напротив, ударился в другую крайность. Он, видимо, задействовал ту часть своего интеллекта, что в «Weyland» написали руками работающих за еду русских программистов, так что теперь он действует по хорошо нам знакомой программе «В первую очередь нажимать кнопку с надписью «не нажимать». Потом – все остальные». Большая часть инопланетных иероглифов, нанесенных на стены пещер, оказывается, суть большие кнопки, и Дэвид, не обращая внимания на оклики и приказы, жмакает их одну за другой. Невольно вспоминается баянистая хохма: «кнопка «самоуничтожение» должна включать пулемет, нацеленный на нажимающего».
Однако его действия приводят к интересным результатам. Сначала он включает некую глобальную голографическую систему, которая показывает, как группа Инженеров спасается бегством от некой напасти. Напасть, разумеется, в кадр не попала. Последовав за одним из призраков прошлого, экспедиция находит и его тело, лежащее перед дверью, которая, по всей видимости, снесла Инженеру башку. В этот момент один из участников группы, кажется, геолог, психует, выдает какую-то истеричную реплику и объявляет, что он уходит. К моему удивлению, к нему присоединился еще один товарищ. Вики утверждает, что их зовут Файфилд и Милберн. Короче, они уходят с целью самостоятельно выбраться наружу.
И вы их просто так отпустили? Молю, скажите, что тут есть какой-то хитрый план, которого я не улавливаю.
Тем временем, Дэвид, не обращая внимания на окрики в духе «не надо, это может быть опасно» (додумались, вы смотрите), жмакает иероглифы возле двери, благодаря чему она открывается. Герои обнаруживают за ней башку Инженера (как мы выясним позже, в шлеме), и комнату из постера: зал, внутри которого стоит здоровенная каменная антропоморфная головень и несколько десятков металлических сосудов неизвестного назначения. По полу, кстати, ползают черви. Обычные черви с мокрицу размером, которые сильно напоминают обычных земных червяков, питающихся листвой растений. Никто не обращает на них внимания. Ученые. А-ага.
Далее обстановка начинает накаляться. Во-первых, сосуды начинают выделять зловещего вида Черную Жижу (увы, не ту, что понемногу заправляет топливный бак корабля в «Космических Рейнджерах»). Группа это замечает и даже делает предположение, что этот процесс как-то спровоцирован появлением людей. Но на изучение времени нет, ибо на связь выходит капитан «Прометея» Янек, который сообщает, что надвигается сильная буря, и, так как костюмы ученых ее явно не переживут, им следует немедленно вернуться на корабль. Шоу, Хол и остальные начинают спешно упаковывать голову Инженера в полиэтилен, а Дэвид, воспользовавшись суматохой, втайне от остальных ныкает в сумку один из сосудов.
Выбравшись на поверхность, экспедиция на транспортере и двух багги отправляется обратно к кораблю, а их по пятам преследует буря. Второй масштабный спецэффект в фильме. Когда они уже почти добрались до корабля, один из багги сильно подбрасывает на ухабе, и голова Инженера падает на землю. Безумная археологиня спрыгивает с транспортного средства и бежит за головой. Отстранить от участия в исследованиях, объявить выговор с занесением в личное дело. Вернуться на корабль она не успевает, так как там кто-то (по-моему, Викерс) закрывает шлюз. Но через несколько напряженных минут ее через какой-то черный ход затаскивает внутрь, опять же, по-моему, Дэвид.
Уже на корабле внезапно обнаруживается, что Файфилда и Милберна (безумный геолог и тот, другой хрен, помните?) среди вернувшихся нет. Они, как оказалось, заблудились в инопланетных казематах и сейчас кукуют там. Да, именно так, обладая связью с кораблем, подробной трехмерной картой местности и одним геологом, они заблудились. Знаете, я всегда считал, что существует определенная положительная корреляция между званием ученого и коэффициентом интеллекта. Очевидно, к 2093-у году ситуация кардинально изменится. Тем не менее, с парочкой все еще есть связь, и капитан передает, что придется им переночевать в инопланетной пещере.
Несколько человек тем временем исследуют голову инопланетянина. Сначала они выясняют, что это шлем, а голова внутри. Сняв шлем, они обнаруживают голову трехметрового лысого синего дядьки. Анализ показывает, что ДНК Инженера идентична ДНК человека. Э-э. То есть, вот я, а вот трехметровый лысый синий дядька. И у нас идентичная ДНК. Знаете, по-моему, вы все-таки не ученые. Кстати, сообщают нам это открытие, показывая маленький приборчик, на котором изображено несколько столбиков. Подозрительно похоже на панель эквалайзера в каком-нибудь Winamp’е. Да-а, сразу видно профессиональный медицинский аппарат для анализа ДНК, sure thing.
Дальше еще страньше и чудесатее. В голову Инженера вводят электрод и начинают подавать на него напряжение. Удивительно, но голова начинает дергать мимическими мышцами и моргать. В какой-то момент идиот оператор подал слишком высокое напряжение (зачем?) и, проигнорировав три раза повторенное «выключи!!11!», добился того, что голова взорвалась. Грандиозно. Поиск истины, колыбель человечества, ответы на вопросы жизни, вселенной и всего такого.
Дэвид тоже занят делом. Он вытащил из рюкзака инопланетный сосуд и продемонстрировал, что явно знает, как им пользоваться – открыл и вытащил из него Странную Биологическую Хрень, которая и генерирует Жижу. Сказав фразу из трейлера («большие вещи начинаются с маленьких»), он берет стакан, наливает туда что-то алкогольное, добавляет туда жижи, и идет бухать с Холлоуэем. Задав ему вопрос «на что вы готовы пойти ради ответа?» и получив ответ на «на все», угощает Хола этим коктейлем.
После принятия живительной инопланетной отравы, Хол идет к Шоу. Дальше идет очень странный разговор: Хол разглагольствует о создании жизни, а Шоу внезапно проводит параллель с возможностью завести детей и расстраивается. Чего-то я не понял, а откуда это вообще взялось? Хол не хочет детей? Шоу бесплодна? Их лишили родительских прав за идиотизм? То есть, налицо какая-то драма, но нам не сообщили никаких предпосылок. Так или иначе, дама расстроена, и Шоу поступает, как настоящий джентльмен – занимается с ней сексом. Сцена, несмотря на рейтинг фильма, разумеется, урезана в ноль. Проще сказать, что ее вообще не было, но она, как вы уже, наверное, догадались, имеет сюжетные последствия.
Далее еще одна странная сцена. Файфилд и Милберн таскаются по пещерам и в какой-то момент находят целую кучу трупов Инженеров. Истеря и паникуя, они сообщают об этом на «Прометей», но Янек, любуясь этой картиной в шикарном Full High Definition, говорит, мол, ничего не знаю, сигнал слабый, картинки нет. Ага, то есть хитрый план все же есть, и капитан явно в курсе.
Следующим утром Хол обнаруживает себя в очень неприглядном состоянии. Выглядит он гриппозно, щеголяет кровавыми белками глаз, снулой мордой и мешками под глазами. Некоторое время потаращившись в зеркало, Хол обнаруживает у себя в глазах каких-то микроскопических червей. Разумеется, он не побежит поднимать панику, а сделает вид, будто с ним все в порядке. Нет, я понимаю, в такой ситуации человек может повести себя глупо и необдуманно, но будем откровенны – это же штамп. Обыкновенный зомби-штамп.
Буря уже улеглась, и команда снова отправляется к загадочным сооружениям, а Милберн и Файвилд пытаются немного подработать на ниве семантики. А именно, расширить рамки такого привычного и знакомого нам понятия, как «смертельная глупость». Скитаясь по пещерам, они возвращаются в комнату с сосудами. Там они обнаруживают, что Черная Жижа затопила определенную часть помещения, и те самые черви под ее воздействием мутировали в аццкое подобие кобры. И Милберн, да упадет орбитальный зонд на его могилу, пытается одну из тварей поймать. Мутант при этом встает в боевую стойку, очень напоминая раздувающую капюшон кобру, и шипит точно как кошка, почуявшая опасность. То есть, Милберн сразу на двух сигнальных системах получает сообщение «не лезь, убью к хренам», причем сигналы обеих систем он вполне может расшифровать подсознательно и без привлечения таких сложных, запутанных и непонятных инструкций, как «не вздумай трогать страшную инопланетную хрень, олигофрен!».
Таки да, он ее трогает, и кобра бросается в атаку. Обхватив Милберну руку, она быстренько организует ему открытый перелом. Я уже не помню, кто там и в какой последовательности огреб, но Милберну хрень забралась в голову, проплавив скафандр кислотой, а Файфилд упал лицом в Черную Жижу. Короче, все умерли. Через некоторое время подоспевает остальной отряд, и пока он любуется на трупы, Дэвид обследует другую часть сооружения.
Один из зондов нашел запертую дверь. Открыв ее, Дэвид находит, видимо, мостик инопланетного корабля, сокрытого под землей. Продолжая давить на разнообразные кнопки, он включает голографическую звездную карту. Третий масштабный спецэффект в фильме. Из полученной информации можно сделать вывод, что корабль собирался на Землю (а возможно, Дэвид просто нашел Землю в карте, но следующие далее события говорят в пользу первой версии). Но что более важно, андроид находит в капсуле анабиоза живого Инженера.
Холлоуэю меж тем окончательно плохеет. На это обращает внимание Шоу. Поднимается паника, и экспедиция мчит назад, к «Прометею». Однако Викерс, узнав о случившемся, берет огнемет, встает на входе и объявляет, что ни один поганый инопланетноспидоносец не ступит на борт ее корабля. Э-э… Вот тут Википедия говорит: «Сам Чарли, понимая, что является угрозой для остальных, просит убить его, что и делает Викерс, сжигая его из огнемёта». Мне почему-то показалось, что Хол впал в истерику, и его вопли «ну давай, жги», обращенные к Викерс, были продиктованы скорее нервным срывом, но им, конечно, виднее. Викерс сжигает Холла, а Шоу от пережитого теряет сознание.
Приходит в себя она уже в медблоке, где ей сообщают радостную весть – она на третьем месяце беременности. Очевидно, сексуальный террорист Чарли подарил «Прометею» пополнение личного состава, которое, судя по динамике роста, случится уже через несколько часов. Шоу впадает в панику и требует немедленно удалить плод, но ее не слушают. Персонал хочет поместить ее в анабиоз, чтобы подробнее исследовать, но Элизабет с таким раскладом явно не согласна: вырубив двух докторов, она кидается в каюту Викерс, чтобы с помощью имеющейся там сумрачной машины сделать аборт.
Машина по первости работать отказалась, заявив, что не предназначена для операций над женским организмом. А за каким хреном она тогда нужна Викерс?.. Ладно, допустим, она только в таких тонкостях косячит. Шоу применяет обманный маневр, скомандовав машине удаление инородного тела из брюшной полости. Дальше идет весьма брутальная, кровавая и вообще классно отснятая сцена. Машина извлекает из Шоу некоего инопланетного осьминога (причем Шоу сама вырывает пуповину. Думаю, сообщество чайлд-фри должно причислить ее к лику святых) и зашивает бедолаге живот некими нанотехнологичными скрепками.
При всех достоинствах этого эпизода, увы, мисс Шоу, лавры Элен Рипли вам не светят. Но хорошая попытка, спасибо за игру.
Некоторое время Шоу страдает, упарываясь обезболивающими. Что странно, никто не пытается ее хотя бы проведать. Видимо, в какой-то момент ей самой это надоедает, и она отправляется на поиски команды. Когда она находит… Эх, давайте с нового абзаца:
Во-первых, никто никак не реагирует и не комментирует произошедшее. Привет, Шоу, мальчик или девочка? Эй, детка, у тебя здоровенная дыра поперек живота, зашитая скрепками! Кстати, Элиз, тут тебя Викерс с огнеметом разыскивает. Всем тотально пофиг, как будто вообще ничего не произошло. Во-вторых, к экспедиции присоединился Вейланд собственной персоной. Все это время он дрых в анабиозе в отдельной капсуле, и теперь, когда Дэвид принес вести о живом Инженере, собирается его навестить. Далее идут три бессмысленных диалога:
1) Шоу пытается убедить Вейланда в безблагодатности его затеи. Вейланд говорит ей, что она потеряла веру. Чувак, ей только что разрезали живот и вытащили оттуда осьминога, а никто вокруг и словом не обмолвился! Если во что-либо и можно верить после такого, так это в наличие в местном воздухе мощных галлюциногенов!
2) Викерс ругается с Вейландом. Как выяснилось, она его дочь, и полетела сюда, чтобы лично зафиксировать, когда папаша отбросит коньки, дабы избежать волокиты с наследованием компании.
3) Шоу общается с капитаном Янеком. Тот высказывает предположение, что планета суть военная база Инженеров, на которой те разрабатывали биологическое оружие, которое их и погубило. Разумеется, ведь, как нам всем известно, что объединяет военные базы по всей галактике независимо от цивилизации? Правильно, полное пренебрежение техникой безопасности по работе с биологически активными материалами! Так или иначе, Янек убежден, что на Землю эту дрянь везти нельзя. Очень своевременное замечание.
Далее идет нечто странное. На пороге шлюза корабля внезапно объявляется отведавший слизи Файфилд. Он начинает носиться по ангару и кромсать статистов. Когда он уже успел существенно сократить в численности экипаж корабля, его общими усилиями таки запинали.
Экспедиция вновь устремляется к инопланетным катакомбам. Дэвид провожает всех (в том числе и присоединившуюся к ним от безнадеги Шоу) к мостику корабля Инженеров. Полюбовавшись на капсулу, Вейланд приказывает открыть ее, чтобы наконец-то увидеться с создателем. Инженер, проснувшись, удивленно таращится на отряд. Никак не привыкну, что это все-таки трехметровый синий лысый дядька. Дэвид, используя свои знания древних языков, обращается к Инженеру с речью. Тот радостно улыбается, отрывает башку Дэвиду, прописывает ею же мощную оплеуху Вейланду, и начинает эффективно и брутально мочить остальной отряд. Да что за день сегодня такой, а?..
Спастись удается только Шоу, которая вовремя сообразила, что надо драпать. Она еле успевает выбраться с корабля, когда Инженер, видимо, заводит его и начинает взлетать. Шоу связывается с «Прометеем» и доносит до Янека ужасные новости, которые вообще взялись не пойми откуда: оказывается, Инженеры уже собирались на Землю, чтобы уничтожить человечество, и данный конкретный представитель как раз собирается продолжить выполнение генеральной линии партии. Нет, серьезно, откуда ей это известно?
Янека это убедило. Когда Викерс потребовала взлетать и драпать на Землю, он сказал, что отстрелит модуль жизнеобеспечения с ее каютой, в котором она сможет прожить еще два года до подхода помощи, а он собирается спасать человечество, протаранив корабль Инженера «Прометеем» (а как же хитрый план?). Далее Янек обращается к двум своим помощникам со следующим диалогом: «Господа, с этой задачей я справлюсь один, предлагаю покинуть корабль», на что те отвечают «простите, сэр, но вы хреновый пилот, вам нужна наша помощь». Кхе-кхе. Эффектно, конечно, но позвольте перевести с пафосного языка на функциональный: «ребята, я собираюсь спасти Землю, убившись об инопланетный корабль, валите». Ответ: «нет-нет, сэр, мы тоже всю жизнь мечтали спасти человечество с кем-нибудь за компанию ценой собственных жизней». Комментариев, как я понимаю, не требуется.
Викерс катапультируется с корабля, а капитан врубает какой-то ускоритель и на полном ходу таранит супостата. Четвертый масштабный спецэффект в фильме. Корабль Инженера падает (несмотря на взрывы и кучу обломков, он остается довольно целым), попутно раздавив Викерс и едва не угробив Шоу. Та в очередной раз теряет сознание.
Когда она приходит в себя, кислорода в скафандре остается совсем немного, и Шоу приходится забраться в отстреленный модуль. Неожиданно с ней на связь выходит Дэвид, голова которого, как выяснилось, вполне может функционировать без тела. «Берегись», говорит андроид, «он идет к тебе». Да, Инженер пришел по душу нашей героини. Некоторое время они увлеченно дерутся (вернее, дерется инопланетянин, а Шоу летает от ударов по помещению), как внезапно Шоу применяет хитрый маневр: открывает дверь в комнату, где стоял сумрачный хирургический агрегат. Осьминог, за это время вымахавший до размеров среднего автомобиля, кидается на Инженера и, обездвижив его щупальцами, запихивает ему в глотку жало. Гигантский фейсхаггер, мы поняли.
Шоу, выбравшаяся наружу, уже собирается впасть в отчаяние, как с ней на связь снова выходит Дэвид. Он сообщает, что тут целая куча кораблей, и если Шоу поможет ему, они смогут выбраться с планеты. Она соглашается, но когда они уже собираются взлетать, объявляет, что летят они не на Землю, а к родному миру Инженеров, чтобы выяснить, почему они создали человечество и зачем теперь хотят его уничтожить.
Финальные кадры: из бессознательного Инженера, вскрыв тушку изнутри едва ли не по всей площади, вылезает неведомая хрень, отдаленно напоминающая Чужого.
Ух… Это было тупо.
Это невероятно бессмысленный, бессвязный и просто глупый фильм. Он ни о чем. В нем нет никакой цельной истории. Сюжетные линии возникают из ниоткуда и растворяются в эфире посреди фильма, который начинается ничем и ничем же и заканчивается. Персонажи ведут себя безо всякой логики, они клинически глупы и начисто лишены здравого смысла, инстинкта самосохранения и естественнонаучного образования. Везде, где можно сделать что-то плохо, они умудряются сделать еще хуже. Они не вызывают ни малейшего сочувствия, их характеры плоски, как графеновый лист. Исследования? Вы не сделали ни единого наблюдения, если не считать эквалайзера, косящего под анализ ДНК и взорванной башки Инженера, которая, кстати, я до сих пор не понял как шевелила мордой из-за подачи напряжения.
В одной из восторженных рецензий сказано: «фильм ставит больше вопросов, чем ответов». О да, это определенно так. Вот лишь некоторые из них:
– Зачем Инженерам создавать жизнь на Земле и затем уничтожать ее?
– Как они умудрились огрести от собственного биологического оружия? Они такие же идиоты, как и главные герои?
– Почему главные герои огребают от всего подряд? Они такие же идиоты, как и Инженеры?
– Как археологи нашли в гребанном огромном космосе надлежащую планету по планиметрическому рисунку из шести точек?
– Почему экспедиция стоимостью в баснословные суммы проводилась столь халатно и безответственно?
– Почему корабль не был оснащен надлежащим медицинским оборудованием для оказания помощи в случае инвазивных контактов с чужеродными организмами?
– Почему корабль, идущий на контакт с потенциально враждебной цивилизацией (все неизвестные цивилизации потенциально враждебны), не был оснащен оружием или укомплектован солдатами?
– Почему поведение Дэвида никого не насторожило?
– Зачем Дэвид заразил Чарли?
– Откуда у Дэвида такой четкий план действий, явно ведущий к какому-то результату?
– Почему поведение капитана явно свидетельствует о зловещих планах, если дальше это вообще никак не раскрывается?
– Почему никого вообще не беспокоит происходящее на планете? Все участники экспедиции шатаются где попало и творят любую хрень, которую захотят. Почему это создает ощущение массовки, набранной для испытания пулемета?
– Во что и почему мутировал Файфилд?
– Почему никто и не попытался выяснить, что произошло с Шоу после того, как она убежала делать аборт? Почему все ведут себя так, будто ничего не произошло? Почему Викерс позволила ей подняться на борт, если по этой же причине сожгла Холлоуэя?
– Что Шоу рассчитывает найти на планете Инженеров кроме залпа из всех пушек прямой наводкой? Она всерьез рассчитывает на хотя бы отсутствие огня после произошедшего?
– Почему Инженер, представитель многократно более древней и развитой расы, уничтожает экипаж «Прометея», тупо швыряя его об стены и раздавая хуки и зуботычины?
– Почему существо, появившееся в результате цепочки «отравление через алкоголь, заражение через половой контакт, рождение фейсхаггера, заражение Инженера» великолепно знает, что ему делать с Инженером?
– Почему утверждается, что у нас и Инженеров идентичная ДНК, хотя ясно видно, что это не так?
– Если у нас все-таки идентичная ДНК, почему Чужой, рожденный человеком, и Протоксеноморф (как его называют) выглядят так различно? У «новенького» нет хвоста и спинных хребтов, а также совершенно иначе устроена выдвижная челюсть. Даже Чужой, рожденный собакой, обладал хвостом и аутентичной челюстью.
– Как это существо может быть предком Чужих, если оно сдохнет от голода на пустой планете?
– Если оно не сдохнет, как оно дойдет до «классических» Чужих за какие-то тридцать лет? События «Прометея» происходят в 2093-м году, события «Чужого» – в 2122-м.
– Если и дойдет, то как образует матку, которая понарожает все те яйца, что команда «Ностромо» видела на LV- 426?
– Если эти два фильма не связаны таким образом, то получается, что в Созвездии Сети в системе двойной звезды Дзета есть газовый гигант, на одном спутнике которого лежит раздолбанный корабль с дохлым Инженером и дохлым ксеноморфом, а буквально на соседнем планетоиде точно так же лежит еще один раздолбанный корабль с дохлым Инженером и тучей яиц «классических» ксеноморфов? А?
– Почему техника в «Прометее» выглядит многократно современнее, чем в «Чужом»? Почему в «Прометее» все активно ведут здоровый образ жизни, а в «Чужом» – дымят в каждом кадре? Zeitgeist?
Красивый фильм? Да. Интересный, научно-фантастичный, интеллектуальный, философский? С точностью до наоборот. Мы могли бы узнать, как Инженеры не «ритуально приносят себя в жертву», а с помощью своих знаний по молекулам собирают цепочки ДНК, вкладывая в своих детищ облик, разум и инстинкты – это было бы научно. Мы могли бы познакомиться с чуждой нам расой, узнать уклад ее жизни, ее сущность, попытаться понять ее и, возможно, потерпеть в этом полное фиаско – это было бы философски. Мы могли бы увидеть, как оснащенный и тщательно проинструктированный отряд шаг за шагом создает условия для изучения руин иной расы, сталкиваясь при этом с самыми разнообразными трудностями от агрессивной фауны и до разнообразных аномалий – это было бы интересно, и, возможно, достоверно. Я могу продолжать очень долго. В конце концов, мы могли бы узнать, как трагичное стечение обстоятельств создало смертельную ловушку для экипажа «Ностромо».
Ничего этого здесь нет. Просто обрывки глупого сценария в красивой обертке. Но пресса захлебывается в восторгах, а кассовые сборы фильма бьют один рекорд за другим. Это означает одно: будет сиквел.
Мистер Скотт. Может, не надо, а?
P.S. Трейлер все же отличный.
P.P.S. У кого-нибудь еще URL'ы наезжают на текст? Вообще, движок сайта чудит все интереснее. Только на следующий день я обнаружил, что он порвал на части целый кусок текста, рандомно распихав его по сообщению. Что это было?..