Я надеюсь, никому тут не надо объяснять разницу между научной фантастикой и фантастическим антуражем? В далеком будущем кто-нибудь откапывает на планете страшную хрень, а потом, вооружившись бластером, насильно закапывает ее обратно, по дороге переспав с милой очкастой ботаничкой? Цэ фантастический антураж. Человечество открыло секрет биологического бессмертия и теперь пытается понять, что делать с существованием человека, смысл жизни которого перевернулся с ног на голову и катится к черту? Вот, это уже научная фантастика. Много мы помним игр с фантастическим антуражем? Хо-хо, вставайте в очередь: Half-Life, Dead Space, Crysis, Mass Effect… Много мы помним научно-фантастических игр? Ну, минимум одну я точно назову. Встречайте: Альфа Центавра.
Недалекое будущее – не самое приятное для жизни место. Размер государственного долга США-таки обогнал вместимость самого емкого типа данных uint64 и к черту обнулился. Нефть кончилась, место на планете тоже. Мы все умрем! Короче говоря, эту планету мы угробили, пора сваливать на другую. И есть даже пригодное для жизни местечко – вымышленная планета Хирон в системе Альфа Центавра. Усилиями всего мира под эгидой ООН строится корабль «Единство», который возьмет на борт лучших представителей человечества и повезет их сквозь четыре с половиной световых года строить новый мир. Все прочие остаются подыхать на Земле. Всем спасибо, чао!
Как, впрочем, оказывается, строить новый мир старыми гвоздями – неблагодарная затея. Выражается это в том, что еще в процессе полета на корабле происходит бунт. Лучшие умы человечества убивают капитана, после чего в увлекательной грызне друг с другом разделяются на восемь фракций, и высаживаются в разные уголки планеты. Добрались до поверхности лишь семь. С того момента, как вы возглавите одну из них, начнется эпоха борьбы и выживания.
Вы закрепитесь на недружелюбной планете, с боем отбивая у природы каждый клочок земли и каждую единицу ресурсов. Вы построите новые города, новые фабрики и новый мир. Вы распространите свое влияние, решите, каким путем пойдет подотчетная вам фракция, будете карать и миловать. Вы встретите других лидеров, и лишь вам решать, как справиться с неизбежными разногласиями – с помощью компромиссов или войны на уничтожение. Вы узнаете тайны мироздания и проникнете в саму суть существования вселенной.
В конечном счете, это не так уже важно. Все перечисленное – не цель, а инструменты, с помощью которых вы выведете человечество на новый этап эволюции. Или неизбежно погибнете, а вместе с вами – и последние представители человеческого рода.
Нагрев кровь до должного уровня пафоса, давайте взглянем, что у нас есть. Начинаем мы, ясен пень, с выбора фракции и ее лидера. Имеет смысл рассмотреть их подробно, ибо кунсткамера подобралась знатная. Каждый лидер имеет свои преимущества и недостатки, отстаивает свои убеждения, да и просто чертовски харизматичная личность.
Начну список, пожалуй, с типа, который мне по многим причинам очень импонирует. Знакомьтесь, ректор («provost» в оригинале) Прохор Захаров родом из некоего Российского Содружества («Russian Commonwealth»), лидер фракции Университет Планеты (о том, что зовется Планета Хироном, здесь вспоминают нечасто) и научный офицер «Единства». Ну, начнем с того, что даже по стандартам 1999-го года ученый русской национальности – это что-то с чем-то. Более того, Захаров не просто ученый – он со своей фракцией ставит знание высшей целью, затмевающей все остальное. Отсюда мощный бонус к науке, минус к морали (напряги с научной этикой) и заметная уязвимость к шпионажу, ведь Университет выступает за свободный обмен информацией. А вот это нам уже близко и понятно, да? Да здравствуют торренты!
Далее, Верующие под предводительством некоей Мириам Годвинсон, капеллана «Единства» родом из Христианских Штатов Америки (?!). Упоротые фундаменталисты, подающие в обморок от слова «эволюция». Странные ребята. Наука развивается медленно и не с начала игры, демократия считается неприличным словом. С другой стороны, мощный бонус к морали, да и мозги им промыть трудновато по той причине, что там давно уже все намыто до нездорового блеска.
Спартанская Федерация. Лидер – полковник Коразон Сантьяго, жгучая во всех смыслах брюнетка из Пуэрто-Рико. Еще более странные ребята. Основная идея – человек должен иметь право на хранение, ношение и в большинстве случаев применение оружия, а милитарист всегда застрелит пацифиста. Если кто-то считает иначе – следует на него напасть, чтобы он понял свою ошибку. «Человек убивал человека с начала времен, и каждый следующий шаг давал нам новые способы умереть. С чего бы будущему выглядеть иначе?» пишет Сантьяго в своей книге «Планета: руководство сурвивалиста» (вообще, тут каждый лидер написал по парочке книг, из которых игра часто цитирует нам очень интересные замечания).
Морган Индастриз. Это нечто среднее между фракцией и корпорацией, управляет которой CEO (Chief Executive Officer, гендир, короче) Нуабудике Морган, помесь Билла Гейтса и Моргана Фримана, малопонятной национальности бриллиантовый магнат из Африки, который в свое время спонсировал немалую часть «Единства». Деньги, промышленность, богатство и полный растрындец экологии.
Кстати об экологии. Фракция Падчерицы Гайи, ведомая шотландкой леди Дейдрой Скай, главного ботаника «Единства», возвела экологию в ранг религии, философии и политики. Воевать не любят и не умеют, рыночная экономика точно не про них, зато мощный бонус к, извините, экологии. Чем это так важно, объясню позже.
Человеческий Улей. Под этим жутковатым названием срывается фракция коммунистов, ведет которых Янг Шеньг-джи из Великого Китая, офицер по безопасности «Единства». Думаю, этих типов лучше всего характеризуют слова самого же Янга: «Учитесь преодолевать тупые требования плоти и кости, ибо они искажают матрицу, через которую мы чувствуем мир. Расширьте своё понимание за пределы своих тел и охватите душу группы и душу человечества. Цели группы и большей расы являются превосходящими, и, поняв их, вы достигнете просвещения» (из его «Эссе о мышлении и материи»).
И, наконец, местное ООН в виде отдельной фракции, Миротворческие Силы, командует которыми бывший старпом «Единства», уполномоченный Правин Лал. Хоть и родился в Индии, видом своим подозрительно напоминает Усаму Бен Ладена… Дипломатия, демократия, свободный обмен информацией – и бомбы на головы тех, кто скажет хоть слово против.
Думаю, нет нужды уточнять, что эта братия поубивает друг друга при первой же возможности. Вдобавок к ограниченным ресурсам, власти и прочей геополитики, личные предпочтения тоже часто оказываются причиной боевых действий. Мириам считает Захарова едва ли не посланником диавола и патетично вопрошает, что же происходит с душой человека во время телепортации. Морган в гробу видел экологические ограничения, что обеспечивает ему крайне холодный прием «зеленых». Ну а милитаристы Спартанцы уж точно не встретят одобрения со стороны Миротворцев.
Но это все потом, сейчас нам надо понять, куда мы попали, кто виноват и что делать. Изначально у вас есть база, одна штука (или, в зависимости от выставленных настроек, модуль с колонистами на колесах) и отряд разведчиков, тоже один. Местность вокруг раскинулась разнообразная и нередко недружелюбная. Помимо рек, гор, лесов и пустынь примерно половина планеты покрыта недружелюбным образцом местной флоры. Красноватого цвета плесень – фунгус (fungus, «грибок») – замедляет ваши войска, не дает ничего строить, да еще и порождает местную фауну. Mindworms, черви разума, или, если угодно, мозгочерви – опасные противники. В бою с ними не имеют значения показатели брони или урона. Черви ведут так называемый пси-бой, на который влияет только показатель боевого духа, который в вашем случае зависит от опыта бойца и многих других показателей.
База же устроена классическим для разнообразных «Цивилизаций» образом. Постепенно растет население, которое можно и нужно отправлять в близлежащие регионы для добычи ресурсов. Ресурсы здесь бывают трех видов: еда (nutrients, язык у игры, кстати, довольно птичий), минералы, необходимые для строительства ништяков, и энергия, использующаяся в денежных операциях. База генерирует лабораторные исследования, которые двигают вашу фракцию по тернистому пути науки, и может производить одновременно одно здание или одного юнита. В случае низкой морали и некоторых «национальных» ограничений, часть населения обращается в «дроны» (по аналогии с пчелами, видимо) – анархисты, хиппари и прочие маргиналы, которые нигде не работают, а в большом количестве обожают поднимать бунты, парализуя работу колонии. В качестве ответной краткосрочной меры можно таких товарищей лоботомировать, но решение очень непопулярное.
Ручное управление базой не только не требуется – оно еще и становится крайне утомительным, когда количество баз перевалит за десяток. Так что разработчики предусмотрели возможность свалить обязанности на так называемого губернатора. Я уже рассказывал про эту фичу в своей заметке про АИ, так что теперь лишь кратко повторю основное. Губернатор автоматически управляет базой. В соответствии с заданными настройками, он будет распределять население по рабочим местам, строить здания, производить юниты атакующие, оборонительные, воздушные, морские, транспорта… В общем, простор для специализации есть. Делать это все он будет в или рамках одного направления (экспансия, наука, строительство и война), или сразу в нескольких, или ни в одном конкретно. Таким образом, у нас есть невероятно гибкая автоматизированная система управления базами. Если губернатор столкнется с ситуацией, которая выходит за рамки его обязанностей, он поставит вас в известность. К примеру, губернаторы регулярно запрашивают разрешение на строительство секретных проектов.
Ах, да секретные проекты. Это местный аналог чудес света из Civilization, строящихся по принципу «кто не успел, тот опоздал». Будучи построенным, такой проект выдает какую-нибудь значимую плюшку базе или всей фракции, а также сопровождается красивым роликом с символичным комментарием (комментарий к постройке суперколлайдера: «Господь не играл в кости», Альберт Эйнштейн. Ха-ха).
Но довольно о базах. Одной из важнейших задач, что требуется выполнить в ходе обустройства, является терраформирование. Занимаются им машинки со специальным модулем, который позволяет удалять фунгус, насаждать леса, поднимать или опускать поверхность, строить дороги, фермы, шахты, заводы, солнечные батареи… Имейте, впрочем, в виду, что активное использование благ цивилизации очень вредит экологии. Чревато это следующим: во-первых, рядом с экологически вредной базой регулярно будет вырастать фунгус, откуда будут ползти десятки червей разума. Во-вторых, начнет подниматься уровень мирового океана. База, до которой добралась вода, в худшем случае утонет, в лучшем, если вы озаботились постройкой некоего Pressure Dome, переквалифицируется в морскую. Морские базы, кстати, можно строить и классическим путем.
Как это скомпенсировать? Во-первых, полегче с заводами. Немало ресурсов можно добыть, грамотно комбинируя производство обычное и экологически чистое, которое проводится путем массовых насаждений лесов. Далее, в какой-то момент вы доберетесь до технологии космических перелетов, что позволит вынести производство на орбиту. Тут свои тонкости. К примеру, орбитальная гидропоническая лаборатория строится лишь в количество одна штука на базу, зато дает прибавку к пище всем вашим базам. Есть аналогичные постройки в промышленных и энергетических областях. Второй способ – грамотная внутренняя политика или, как она здесь называется, социальная инженерия. О ней подробнее.
Социальная инженерия – это четыре шкалы различных сфер общества, в каждой из которых доступны для выбора четыре варианта, постепенно открывающиеся благодаря научному прогрессу. Нечто подобное можно увидеть в Civilization IV. Тут у нас есть политика (пограничная, полицейское государство, демократия, фундаментализм), экономика (простая, рыночная, социалистическая, «зеленая»), культура (выживание, власть, знания, богатство), общество будущего (отсутствует, кибернетическое общество, эвдемонизм, контроль мыслей). Одни названия чего стоят, да? Каждый выбор имеет свои преимущества и свои недостатки. Можно, конечно, собрать такую конфигурацию, при которой минусов не будет, но специализация, как правило, выгоднее.
Мда, объем поста стремительно растет, а я не рассказал и половины того, что хотел. Теперь о взаимоотношениях с другими фракциями. Рано или поздно контакт свершится, и вам придется общаться с другими сильными мира сего. По сути, есть несколько статусов дипломатических отношений. Сразу после встречи в статусе стоит прочерк, который означает, что вы в курсе существования друг друга, но будете стрелять на поражение при первых же признаках недобрых замыслов. Если все идет более-менее неплохо, заключается договор о мире, если нет, то объявляется война, или, как она здесь называется, вендетта. Если вам удалось крепко подружиться, что случается очень редко, то вы можете предложить местный аналог союза, пакт о братстве. Кстати, есть возможность вымотать противника войной и заставить его сдаться и заключить аналогичный пакт, по сути, сделав его государством-сателлитом. Называется так же, но на деле гораздо надежнее – такой вот «брат» будет гораздо охотнее делиться научными достижениями или вступать в вооруженный конфликт на вашей стороне.
Обзаведясь телефонными номерами всех соседей, вы получите возможность созывать совет фракций для принятия глобальных решений. Можно поднимать или опускать уровень мирового океана, организовать экспедицию за ядром «Единства», заключить глобальный торговый пакт или снять ограничения на применение не конвенционного оружия (обязательно пролоббируйте это постановление перед тем, как отправлять бунтовщиков на лоботомию или расшвыриваться ядерными бомбами). Здесь же организуются выборы в губернатора планеты, который обладает большим весом в голосовании, гребет бабки с каждой финансовой сделки на планете и имеет исключительное право наложить вето на каждое принимаемое в совете решение независимо от голосования. Кстати, забавный момент: голоса других лидеров можно внаглую покупать в ходе голосования. Но договориться заранее выйдет дешевле.
В игре есть несколько стандартных способов одержать победу: загасить всех, организовать глобальный энергетических рынок (читай, набрать кучу денег и продержаться энное количество ходов), убедить совет выбрать вас в лидеры всея планеты… Да, вам покажут финальный счет и нарекут победителем, но триумф будет несколько подпорчен осознанием факта, что вы все равно скоро все умрете.
В Alpha Centauri есть сюжет. Вы можете следить за его развитием, читая регулярно предлагаемые тексты из «Книги Планеты», в которой рассказывается о том, как ваша фракция все глубже проникает в суть вещей. Если кратко, фунгус – что-то вроде нейронной сети Планеты (привет, Кэмерон), который, наращивая массу, делает планету все более разумной (привет, Лем). Увы, незадолго до достижения критической массы, происходит адский катаклизм, убивающий все живое на Хироне. Этот цикл повторяется каждую пару миллионов лет, и вы подоспели к самому его концу. Единственный выход – познать непознаваемое, помочь планете завершить рост и перевести род человеческий на новый этап эволюции. Только в этом варианте вам покажут титры.
Как это часто бывает с играми, которые я рассматриваю, удачных продолжений не было. Разработчики выпустили неплохое дополнение Alien Crossfire (я пытался перевести это менее убого, чем «перекрестный огонь чужих», но не преуспел), в котором добавили кучу новых фич, фракций, технологий и секретных проектов, а также две инопланетные расы. Это не более, чем мое мнение, но как только инопланетная жизнь в игре приобрела столь осязаемую форму, половина очарования тут же испарилась. Так что оригинал, на мой взгляд, гораздо предпочтительнее. Sid Meier’s Alpha Centauri – непревзойденная глобальная стратегия с великолепным стилем и внутренним наполнением, совершенство формы и содержания, а также просто чертовски хорошая фантастика.
P.S. Музыка в игре есть. Но представлена она исключительно амбиентовым бренчанием уснувшего на синтезаторе композитора. Хоть она и великолепно подчеркивает стиль игры, слушать ее отдельно смысла нет, так что сегодня у нас будут ролики. Итак, интро, а также ролики к секретным проектам: секрет генома человека, универсальный переводчик и голос планеты.