«Человек – это канат, натянутый
между зверем и сверхчеловеком.
Канат, натянутый над бездной»
Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра»
Вы играли в первый Deus Ex? Нравятся игры, побуждающие игрока к исследованию и поиску альтернативных путей? Которые задают сложные вопросы и рассказывают интересные убедительные истории? Быть может, вы любите жанр стелс? Или просто хотите пострелять из футуристичного оружия по солдатам будущего и боевым роботам? А может, вам нравится черно-золотая цветовая гамма, дополняющая ядреную смесь из хай-тека и стилистики Ренессанса? Если ваш ответ «да», то можете дальше не читать. Покупать/качать/одалживать/отбирать, ставить и проходить. Спустя 11 лет возвращение состоялось. Deus Ex снова с нами, и это тот самый Deus Ex.
На дворе 2027 год. По миру титановыми ботинками лязгает марширующий прогресс. Так называемые технологии улучшения человека дали нам то, о чем мы так давно мечтаем: импланты. Любых размеров, любых задач. Зашейте под череп плеер, замените ампутированную руку искусственной, что будет в разы сильнее, прочнее и надежнее, получите возможность дышать под водой, в непригодной атмосфере и даже в вакууме, научите свои глаза цифровому «зуму» и ночному зрению – мир еще никогда не был миром настолько безграничных возможностей. Вам больше не страшны ранения и увечья, перед вами лишь сотни вариантов, как стать лучше, чем прежде, а на горизонте сверкает, слепя глаза, технологическая сингулярность – грань, после которой окончательно исчезнет разница между естественными и искусственным.
К сожалению, пока что есть сложности. Человеческий организм не одобряет вживление в него разных ништяков, поэтому будет отторжение. Чтобы с этим справиться, вам придется регулярно принимать лекарственное средство нейропозин. Да, оно дорогое, но ведь того стоит, верно? Да, еще момент, не шатайтесь по городу поздно ночью – есть банды, которые ловят таких неудачников и продают на запчасти на черном рынке. Так же не стоит ошиваться возле клиник имплантации – там регулярно случаются массовые беспорядки, устраиваемые про-гуманистами и если вас не раздавит толпа, то загребет полиция. Имейте также в виду, что вас могут уволить с работы за нежелание ставить имплант, который позволит вам лучше справляться с обязанностями, а ваша девушка может вас бросить ради, как это сейчас называется, «натурала». Не задумывайтесь о том, что ваши импланты позволят следить за вами и даже контролировать вас. Так же не стоит думать, какую прибыль имеют корпорации с продажи усилений, и насколько реально правительство может их регулировать. Не советуем задумываться о том, что мы заботимся не об инвалидах и пострадавших, а о военных и их очередных попытках создать непревзойденных солдат. И вообще поменьше думайте о том, что происходит вокруг. Ведь если смотреть слишком внимательно, свет сингулярности окажется отблеском мирового пожара.
Главный герой игры – весьма харизматичный тип по имени Адам Дженсен, начальник службы безопасности «Шариф Индастриз», одной из крупнейших контор по разработке и производству имплантов. Компания в данный переживает небывалый подъем – вот-вот будет завершено революционное исследование, которое сделает возможными импланты нового поколения, что не вызывают отторжения. И уже перед вылетом в Вашингтон, где доктор Меган Рид, бывшая пассия главного героя и руководящая лабораторией, собирается выступить с докладом, на здание корпорации нападает группа неизвестных. Напавшие убивают всех ученых, пускают пулю в лоб Адаму и сжигают лабораторию дотла. Как будет отмечено позже, единственная причина, по которой главный герой не пострадал от пожара, заключается в том, что на него упала несущая стена.
Когда подоспевшая подмога обнаруживает Адама, у них не остается выбора – его раны вот вообще, ну нихрена не совместимы с жизнью. Надо что-то делать. И когда Адам приходит в сознание, то обнаруживает, что уже на три четверти перестал быть человеком. Тут история делает паузу на шесть месяцев и продолжается с момента, где нашего героя вызывают с реабилитационного отпуска. Случилось ЧП – один из заводов захвачен экстремистской группировкой «Чистота прежде всего» («Purity first»), есть заложники. Пока Шариф придерживает полицию, отправляйтесь, товарищ, туда и разведайте обстановку. Ведь, как верно заметил один из персонажей, вам эти клинки в руки вставили не бумажки резать?
Deus Ex: Human Revolution – сложная смесь из стелса, боевика и ролевой игры. Уже в начале вам позволяют расставить приоритеты, как в том самом Deus Ex’е у вас спрашивают, какими методами вы будете проводить разведку, и экипируют соответствующе. Взять в руки автомат и поубивать каждого сукина сына, что встанет на пути, просто. Гораздо интереснее подкрасться со спины и нажать кнопочку Q. Адам треснет супостата по позвоночнику, сломает руку и вырубит ударом, который чем-то напоминает краш-тесты автомобилей. Ну и еще штук пять таких взаимодействий, все прекрасно анимированы и озвучены, особенно удался хруст пресловутой руки. Вообще, эти самые «оглушения» противников заставляют задуматься – не спорю, жить-то враг будет, но вот насколько будет после такого дееспособен?..
Если вы предпочитаете избегать близкого контакта, то к вашим услугам щедрый выбор разнообразной нелетальщины: пистолет-шокер, дротиковая винтовка (стреляет дротиками со снотворным, хотя по действию и его скорости это больше похоже на нейротоксин) и даже электроразрядный дробовик. Имейте в виду – тела очень желательно прятать. Обнаружив сладко спящего товарища по несчастью, враг сначала зовет на помощь всю округу, а затем идет будить бедолагу. Если хотите, чтобы противник не встал уже гарантированно, то тому поспособствуют пистолет, револьвер, винтовка штурмовая, винтовка снайперская, дробовик, гранатомет, ракетница… Ну или, как вариант, подкрадитесь и зажмите кнопочку Q – Адам продемонстрирует умелое обращение с клинками, встроенными в руки.
Каждый уровень, как и полагается в жанре стелс, по сути представляет собой клубок нитей, который надо аккуратно распутать. На вашем пути встанут не только солдаты. Турели, камеры модели «BigBro» (я серьезно, на них это написано), лазерные заграждения и боевые роботы, включающиеся по тревоге, им изо всех сил помогают. Тут вариантов не меньше. Самый почетный – проползти незамеченным по какой-нибудь вентиляции, которая вполне может избавить вас от необходимости проходить пол уровня. С другой стороны, всегда есть возможность прокрасться в центральный пост охраны и взломать компьютер, все это добро контролирующий.
Взломы компьютеров – просто песня. Куда там Fallout 3! Перед вами целая мини-игра, сложная, продуманная и интересная. Для начала вам выдают карту сети. На ней есть порт ввода-вывода, с которого вы начинаете, каталоги, приложения, архивы, файрволлы и центральный узел. До последнего и надо добраться, последовательно захватывая сектора, соединенные одно- и двунаправленными мостами. Это не так просто, как кажется: файрволл не дремлет, и при каждом захвате сектора вы рискуете быть обнаруженным. Когда это произойдет (а это происходит рано или поздно почти всегда), атмосфера стремительно изменится: заиграет тревожная музыка, все начнет мигать красным светом, а файрволл запустит трассировку, которой будет проверять сектора. Когда он доберется до точки вашего входа, а на это у него уйдет от пяти до тридцати секунд, терминал заблокируется на некоторое время и, скорее всего, сволочь такая, поднимет тревогу.
Тут на помощь и приходит остальная сеть. Приложения, к примеру, умеют снижать время, требуемое на доступ к секторам, или замедлят файрволл, забивая его спамом. Архивы же делятся опытом, деньгами и вирусами, которые сильно помогают в трудную минуту. Их тут два – «стоп», останавливающий файрволл на пять секунд и «бомба», захватывающая сектора незаметно (в оригинале «nuke», то бишь, вирус, использующий критическую уязвимость системы. Реальная терминология смотрится тут как родная, не правда ли?). Да, вот еще что. Не увлекайтесь особо. Враги, заставшие Адама за копанием в их терминале, удивляются сильно, но недолго.
Рано или поздно вам сообщат, что вы получили новый уровень – за разнообразные достижения главный герой получает так называемые компоненты программы «Праксис», которые разблокируют разнообразные возможности имплантов. Их также можно получить в награду или найти где-нибудь на уровне. И вот тут игра, доселе лицемерно прикидывающаяся всежанровой, жестко расставляет приоритеты. Судите сами – за убийство противника вам выдадут 10 очков опыта, за его нейтрализацию – 30, а за нейтрализацию в рукопашной – все 50. За прохождение уровня без поднятой тревоги – 250, за прохождение без обнаружения противником – 500. Опыт так же выдают за обнаружение скрытых локаций, тихих углов и обходных проходов, что независимо от вашего стиля игры дает стимул облазить и обнюхать все.
Ну а сами очки есть, на что тратить. Это не просто бонусы к характеристикам, это возможность другим способом пройти тот или иной эпизод. Адам учится взламывать компьютеры с более сложной защитой, прыгать на три метра в высоту и приземляться без повреждений, становиться невидимым для врагов и лазерных заграждений (все логично, эта штука делает его прозрачным), вырубать двух противников за раз и даже проламывать стены в заготовленных разработчиками местах. Если в такой момент за стеной кто-то окажется, то Адам свернет ему шею. Думаю, не каждый удержится, услышав из-за стены «да ладно, что он мне сделает? Проломит стену и свернет башку, пока я тут курю?». Помогут импланты и в разговорах с персонажами. Специальная система выведет на экран психологический профиль собеседника и подскажет, в какую сторону давить диалог (который может от случая к случаю пойти разными путями, универсального тут нет), а схематичные пиктограммы обратят ваше внимание на учащенное сердцебиение или расширение зрачков. Главное, подсказывает игра, сказать то, что собеседник хочет услышать. Жаль, что таких масштабных многовариантных диалогов всего пять штук на всю игру, а в остальных случаях приходится довольствоваться угадайкой «выбери реплику под тип характера». И все равно интереснее, чем универсальное убеждение а ля Mass Effect.
Поверить в реальность созданного разработчиками мира помогает дизайн локаций. Вы побываете в трущобах Детройта, увидите футуристичный, словно списанный с фильма «Бегущий по лезвию» остров Хэньша и взберетесь на вершину монументальной башни центральной службы новостей в Монреале. И нигде не затронут сомнения в том, что окружающий вас мир живет. Обязательно найдите время, чтобы тщательно осмотреть каждую локацию. Люди обмениваются сообщениями по почте, обсуждают новости и спрашивают, кто сегодня идет на футбол. Служба безопасности рассылает новые пароли (а если вы не стали прокачивать навык взлома, то внимательное чтение внутренней корреспонденции откроет путь в самые защищенные уголки уровня), начальство делает выговор нерадивому сотруднику, а кто-то просит убрать протухший бутерброд из холодильника. Столы завалены бумагами и заляпаны пролитым кофе. Телевизор в комнате отдыха вещает о том, как все плохо в мире, а на диване лежит электронная газета. Разбитое зеркало и закатившаяся под стол банка обезболивающих таблеток в квартире Адама немногословно, но убедительно рассказывают о драме главного героя. Наконец, везде лежат электронные книги – художественная литература, публицистика и научпоп, интересно и подробно рассказывающий об устройстве имплантов. Последние имеет смысл разыскивать особенно тщательно, в награду выдается опыт.
Ну а пока вы вникаете в подробности очередной внутрислужебной интриги, игра рассказывает увлекательную историю и задает вопросы посерьезнее. По ходу погони за таинственными заговорщиками (куда без глобального заговора? Это же Deus Ex) то и дело спрашиваешь себя: черт возьми, а серьезно? Куда идет мир? Мы улучшаем человечество или всего лишь играем с огнем, который украли у богов? Получив в руки такую мощную технологию, что мы должны поставить во главу угла? Свобода слова, права человека или безопасность (а цитата «для вас общество важнее человечества» и вовсе заслуживает занесения в учебники)? Кто все контролирует и к чему стремится? Вы вообще уверены в том, что СМИ сообщают вам реальность, а не определяют ее, или это уже одно и то же? По ходу игры вы постоянно натыкаетесь на упоминания о высадке на Луну, теракте 11 сентября, вирусе H1N1, и, в конечном счете, остается спросить: тут вообще можно кому-нибудь верить?
Давайте закругляться. С одной стороны у нас интересный сюжет, подробный и достоверный мир, серьезная дилемма, замечательный стиль, увлекательный и проработанный геймплей, шедевральный дизайн. С другой: устаревшая графика (чего греха таить, сильно устаревшая. Лет на пять), невыразительная музыка, немного смазанная концовка, да и под конец действо начинает слегка приедаться – уж очень интересно, чем все кончится. Deus Ex: Human Revolution – не просто удачная реинкарнация того самого Deus Ex, это шедевр, заслуживающий быть примером того, как надо делать игры, представляющие из себя нечто куда большее, чем пострелушка на вечер про американских морпехов в Ираке. Это игра, задающая серьезные вопросы, в свете которых уместно говорить о философии, смысле существования и дальнейшем пути человечества.
P.S. Титры смотреть до конца!
P.P.S Вот тут – главная тема игры. Великолепная композиция, жаль, она там одна такая. По традиции добавил бы в аттач, но мешают глюки не то ЛиРу, не то моего интернета...