Итак, драма. «Воды слонам». Режиссер – Френсис Лоуренс. Где я слышал эту фамилию?.. Ах да! Это тот самый нехороший человек, что запорол фильм «Я легенда»! Снял муторную тягомотину ни о чем, угробив замечательный материал из литературного первоисточника. Ну что ж, я в предвкушении.
Фильм берет начало в приблизительной современности перед воротами цирка. Цирк закрыт, ибо на дворе ночь, но перед входом тусуется какой-то старикан, не обращая внимания на дождь. Двое сотрудников, видимо, кассир и сторож, уговаривают его зайти внутрь и обождать там. Пока сторож обзванивает близлежащие дома престарелых, старикан узнает одну из фотографий, висящих на стене. Цирк братьев Бензини, говорит он. Невольно заинтересовавшись, сторож спрашивает, что тот знает о цирке. Выясняется, что старик – зовут его, к слову, Джейкоб, – там работал и даже был свидетелем его краха. Парень расспрашивает его о судьбе цирка, и Джейкоб начинает свой рассказ.
Таким вот неприхотливым и слегка натянутым флешбеком нас возвращают в год 1931. В США свирепствуют сухой закон и Великая депрессия, но они почти никак не затрагивают семью Джейкоба, молодую версию которого играет Роберт Паттинсон (слащавый убыток из «Сумерек» или Седрик Диггори из «Гарри Поттера»). Джейкоб как раз оканчивает престижный медицинский университет, чтобы получить лицензию ветеринара. К сожалению, идиллическая картина быстро рушится. Прямо с экзамена Джейкоба вытаскивают на опознание: в автокатастрофе погибли его родители. Будто этого мало, выясняется, что денежные дела тоже шли не слишком гладко: чтобы оплатить учебу в университете, отец Джейкоба заложил дом, и теперь банк забирает его.
Оставшись без лицензии, дома и вообще каких-либо средств к существованию, Джейкоб пешкодралом направляется в ближайший город, надеясь там найти хоть какой-то способ прокормиться. Часть пути он решает срезать, запрыгнув на товарный поезд, и с удивлением обнаруживает, что поезд не просто товарный – он везет пресловутый странствующий цирк братьев Бензини. Встревоженный персонал едва не выкидывает Джейкоба обратно, но поняв, что тот не обычный бродяга, решает пока что дать ему какую-нибудь работу, а по результатам познакомить с Августом, хозяином цирка.
Целый день Джейкоб занимается увлекательной работой типа уборки навоза и знакомится с изнаночной стороной цирка, а встретив босса, рассказывает ему о своем образовании. Джейкобу повезло – ветеринар здесь позарез нужен. С этого момента, по сути, и начинается основная часть истории.
Что мне в фильме решительно нравится – так это персонажи. Роберт Паттинсон старательно лыбится, грустит или охреневает лицом от происходящего. Выглядит он уместно, и ему вполне удалась роль благородного и наивного малька, который лезет в чужой монастырь со своим уставом. А вот Кристоф Вальц, играющий Августа, «повелителя всех известных вселенных», – настоящая находка. Не так давно он великолепно отыграл роль полковника СС в «Бесславных ублюдках», не менее круто он зажигает и здесь. Август – довольно сложный персонаж. Хладнокровный делец, расчетливый администратор, харизматичный лидер и вспыльчивый тиран – все это умещается в одном человеке, который тащит на себе цирк, но, что называется, «под психом» способен поубивать всех своих работников. Между ним и Джейкобом, столь быстро занявшим высокий пост, неизбежно начинает назревать конфликт.
Чего нам не хватает, чтобы все испортить? Разумеется, женщины. Знакомьтесь, Марлена в исполнении Риз Уизерспун. «– А кто эта женщина? – Это не женщина, это жена босса!». Марлена – коронный номер цирка. Она же – единственный человек, способный хоть как-то контролировать Августа, она же – та самая, в которую Джейкоб, разумеется, влюбляется до потери памяти.
Пожалуй, главный недостаток истории в том, что ее финал ясен сразу же. Разумеется, Марлена тоже полюбит Джейкоба. Безусловно, Августу это не понравится. Конечно же, в итоге кто-то огребет. А печальную судьбу цирка старый Джейкоб озвучил еще в самом начале. Остается лишь следить за тем, как именно все произойдет, и ясно становится видна сильная перезатянутость фильма. Слегка разбавляет скуку появляющаяся ближе к середине слониха Рози, чьи акробатические трюки обеспечат цирку аншлаг.
С другой стороны, довольно интересно наблюдать за тем, как изнутри выглядит работа цирка. Выносить сор из избы – это вообще занятие весьма увлекательное, на этом собаку не один режиссер съел. Хорошо показаны и отношения, характерные для большой семьи, и тяжелая, изнурительная, неблагодарная работа, которая начинается сразу же после того, как зрители разойдутся.
Знаете, что этот фильм мне напоминает? Курсовую работу. Режиссер взял несколько надежных, проверенных временем компонентов, слепил из них вполне съедобный сценарий, нормально так его отснял, сдобрил удачной музыкой и интересными деталями. Как делали сотни людей до него, как будут делать тысячи после. Мы такие, безусловно, видели и, разумеется, еще увидим. Это никоим образом не шедевр, в нем нет ничего оригинального или прямо настолько уж захватывающего и интересного. Но вместе с тем, это вполне удачная слезовыжималка и просто интересная и романтичная история. Если делать нечего, вполне можно посмотреть.