С праздником вас, женщины! Итак, что мы можем сказать об этом фильме? Для начала, я предлагаю отобрать винтовку у одного из многочисленных морпехов и от души накачать свинцом тушку того кретина, что добавил к изящной и простой «Битве за Лос-Анджелес» громоздкое и ненужное «Инопланетное вторжение». Нет, серьезно. Название и без того не отличалось большим остроумием, а в нашем прокате оно теперь и вовсе звучит, как имя одной из стопиццот «фантастических» книжек в мягкой обложке, которыми очень удобно разводить костры или подпирать комоды и шкафы. «Инопланетное вторжение: битва за Лос-Анджелес». Кошмар. Определенно, мы заслужили инопланетной кары с небес.
Теперь, о, собственно, трейлере. Из первой его части торчат неприкрытые уши «Дня Независимости». Здесь у нас и тревожащаяся девушка морпеха, и кто-то, умным голосом объясняющий, что нас колонизируют ради ресурсов, да и сама концепция «внезапно, алиены, тысячи их!». Поймите меня правильно, я вовсе не против посмотреть очередную реинкарнацию «Дня Независимости», потому как несмотря на избитость жанра, увлекательных, эпичных и хорошо снятых картин в этой области довольно мало. Но.
Вторая часть трейлера создает совсем иной эффект. Полное отсутствие звуковых эффектов, рваная и беспорядочная нарезка, и вызывающая мурашки песня («солнце закатилось, и небеса почернели, потому что я любил ее, а она не любила меня» – какое отношение это имеет к инопланетной интервенции?!) создают ощущение небывалой трагичности происходящего. Нам не показали ни одной сцены, где морпехи сделали хоть что-нибудь полезное – всех сбивают, съедают и вообще успешно истребляют. Возможно, мы увидим еще одну попытку отойти в сторону от каноничного сюжета «прилетели и огребли».
Вспоминаются два примера, которые мне очень нравятся. Это, во-первых, сравнительно недавняя «Война миров» с Томом Крузом, в которой главный герой весь фильм пытается уберечь свою семью, а инопланетяне погибают на дальнем плане без его участия. Впрочем, отказаться от старых привычек нелегко – Круз лично взорвал один боевой треножник алиенов и поспособствовал уничтожению второго. Ну и, во-вторых, крайне неоднозначное «Монстро», название которого, в отличие от темы этой заметки, взялось вообще из ниоткуда. «Cloverfield», мать вашу, что еще за монстро такое?! Весь фильм снят якобы на любительскую камеру в руках одного из персонажей, которая запечатлевает, как наши герои малость бестолково носятся по городу, убывая в численности по разным причинам. Сценарий вполне стандартный, но пресловутый эффект камеры творит чудеса: само монстро показывается довольно редко, но каждое его появление воспринимается примерно как «едеренапасссатижиэтоещечтозанахрен?!!». Несмотря на стандартный дизайн, это чудище пугает за счет отсутствия панорамных кадров или масштабных ракурсов – почти каждое его появление снято на ту самую камеру в режиме «откуда-то снизу», в результате чего монстро выглядит реально гигантским. Нельзя забывать и про отличный звук – монстро вопит так, что хрипят колонки, а когда над вашим ухом жахнет танк, вы поймете, что это жахнул танк, а не молоток ударил по фанере.
Немалая часть очарования фильма заключается в том, что главные герои не играют никакой роли в произошедшем. Они не спасают мир, они остаются до самого конца вообще не в курсе, что происходит. Они оказались не в том месте не в то время и просто пытаются выжить в суматохе и бардаке, что и позволяет сочувствовать им намного сильнее, чем картонным героям, которые обязаны победить по канонам жанра. Надеюсь, я увижу нечто подобное в «Битве за Лос-Анджелес».
И еще один момент, который уже совсем не имеет отношения к теме заметки, но мне кажется достойным упоминания. «Монстро» начинается с надписи на экране, которая гласит: «камера изъята с места происшествия US-447, области, ранее известной как «Центральный Парк». Чувствуете, да? Всего три слова «ранее известной как», а вы уже понимаете, что мир изменился, произошло что-то непоправимое, и сейчас вы, возможно, узнаете, почему. Не знаю как вам, а мне этот прием кажется шедевральным.
Возвращаясь к «Битве…», остается сказать, что премьера состоится 11-го марта. Я пойду на этот фильм, а вы?