• Авторизация


Master of Orion 2: Battle at Antares 23-02-2011 21:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Для начала поздравлю всех, кто так или иначе защищает наше дорогое отечество.

Скажу сразу, я не из тех, кто любит жужжать о том, что геймдев нынче не тот, игры делаются для тупых, упрощается все, что можно, и графика правит бал. Даже если это и на самом деле так. Но честное слово, иногда я просто поражен тем, насколько продуманные и интересные игры создавались в те времена, когда и слово «компьютер» знали толком не все. Сегодня речь пойдет об одном из самых ярких представителей того времени и жанра глобальных космических стратегий.

Master of Orion 2 начинается привычно – с выбора расы игрока. Разработчики не заморачивались на оригинальности или достоверности, поэтому просто набрали «зооморфных» штампов из фантастики того времени. Здесь у нас медведеподобные Булрати, ящерицы Саккра, муравьи Клаконы etc. Также можно, выбрав одну из рас в качестве внешнего вида, самому настроить ее сильные и слабые стороны. И вот тут начинается самое интересное. Кроме сугубо количественных параметров – минусы и плюсы к науке, производству, финансам и так далее – здесь выстроился целый ряд особенностей, которые кардинально меняют всю вашу дальнейшую стратегию. Можно сделать свою расу камнеедами (в смысле, кремниевая форма жизни), которым тупо не нужна пища. А ведь с ней едва ли не больше всего проблем на ранней и средней стадиях игры. Можете сделать их телепатами – и тогда захваты планет будут проходить без разрушительных бомбардировок и изнурительных штурмов. Подземные жители (бонус к обороне планет и вдвое больше пространства для заселения), амфибии (превосходно себя чувствуют на болотистых и водных планетах), экологически-толерантные (чихать хотели на экологию, нет у них такой проблемы), милитаристы (бонусы к опыту экипажей, упрощенное снабжение флота), торговцы (продадут снег зимой и горячий воздух летом), дипломаты – это где-то четверть списка. Здесь же выбирается общественный строй – феодализм, демократия, диктатура или некая уния, под которой подразумевается что-то вроде муравейника. Я думаю, вы уже поняли, что количество возможных комбинаций переваливает за тысячу и каждая имеет право на жизнь. Набрать себе целую охапку бонусов, разумеется, не выйдет. Во-первых, их количество ограниченно, а во-вторых, для баланса придется набрать и минусов.

Здесь же настраиваются небогатые параметры будущей игры. Уровень сложности, количество противников, размер галактики, а также время старта (самое интересное – «pre warp», то есть, до выхода в космос) и возраст вселенной, влияющий на соотношение плодородных и богатых минералами планет. Если вы уже решили играть камнеедами, берите минералы. Вбейте название своей расы, имя правителя, выберите цвет и вперед.

Игра пошаговая. Это означает, что все делают свой ход одновременно каждый раз, когда вы жмете «закончить ход».

Основная часть игры происходит на галактической карте. На ней в изобилии разместились звездные системы, в каждой из которых встречаются от нуля до пяти планет. На планетах полагается размещать колонии, которые являются источником, собственно, всего, что может понадобиться в этой жизни. Жителей колонии можно размещать на работу в трех областях – пищевая, промышленная и научная. В колонии так же можно и нужно строить различные здания, которые бывают промышленные, пищевые, научные, оборонительные, развлекательные, экологические… Изначально список доступных строений небогат – строго говоря, он вообще пуст. Чтобы получить доступ к радостям жизни, нужно обратиться к науке.

Наука здесь организована следующим образом. Все ученые и соответствующие здания вашей империи генерируют так называемые очки исследований, которые нужны, чтобы достигнуть очередной ступени в одной из восьми областей науки. Каждая ступень предлагает выбор из нескольких научных достижений, так что приходится думать. Выбор обычно весьма мерзкий – самая мощная производственная постройка или здание, полностью нивелирующее загрязнение? Гидропонные фермы, позволяющие добывать пищу на безжизненных планетах или биосферы, повышающие ее, планеты, вместимость? Двигатели или пушки, в конце концов? Технологии, оставшиеся за бортом, приходится выменивать, воровать или завоевывать у других рас. Впрочем, есть и иное решение. Все в том же меню настройки расы есть две интересных особенности. Первая, «creative», полностью устраняет необходимость выбора, так как благодаря ей достижение очередной ступени дает вам сразу ВСЕ связанные с ней технологии. Вторая, взаимоисключающая первую, «uncreative», делает этот выбор за вас абсолютно случайным образом. Здешнее технологическое древо не только очень длинное, оно еще временами кардинально меняет игру. Маленькие планеты перестают быть таковыми благодаря биосферам и новым схемам планирования колоний. На радиоактивные планеты у нас есть радиационный щит, на планеты с низкой или высокой гравитацией – гравигенераторы, на безжизненные – терраформирование, на непригодные к колонизации газовые гиганты – технология строительства планет на их основе. Я серьезно, черт, в какой еще игре можно строить планеты? Биологическое оружие, роботизированные заводы, эволюционная генетика, шахты, спускающиеся к мантии ядра планеты…

Рано или поздно на связь выйдет нечто отвратительного вида, и скажет что-нибудь вроде: «Умоляю, не сдавайтесь, иначе будет не интересно. Наши аналитики даже рассчитали, что у вас есть пятипроцентный шанс на выживание». Поздравляю, первый контакт состоялся. Несмотря на недоброе приветствие, изначально отношения между расами нейтральные. Окно дипломатии позволяет, во-первых, заключать различные договора. Сюда относятся торговое и научное соглашения, приносящие прибыль обеим расам, пакты о ненападении и военные союзы. Также можно что-нибудь подарить – технологии, деньги, дань в процентах от дохода или даже звездные системы, можно все это потребовать, а можно и обменять.

Богатый набор дипломатических ходов делает жизнеспособной еще одну расовую особенность – «charismatic», которая дает мощный бонус к вашим дипломатическим предложениям, который позже еще и увеличивается за счет научных открытий. Есть, кстати, и обратная способность – «repulsive», которая сокращает список доступных реплик до минимума и полностью убивает весь смысл дипломатии. Сделав вашу расу харизматичной, вы легко сможете подружиться с большинством обитателей этого мира, и даже когда вся галактика будет полыхать в пламени войны, вы сможете остаться в стороне. Только не спешите заключать необдуманные союзы – соседи очень быстро начинают грызть друг другу глотки, втягивая вас в неудобные конфликты. И еще кое-что: дипломатические фокусы не пройдут с силикоидами. Это не креативные, репульсивные, злобные куски камня (точнее, кремния. Вообразили, да?), которые знают только два слова: это «ВАЙНА», произносимое при любой встрече с соседом и, соответственно, «НИВАЙНА», когда дело запахнет жареным.

Дипломатия штука полезная, но рано или поздно придется выйти на тропу войны. Армия у нас состоит из, как ни странно, космических кораблей и пехоты с бронетехникой. Вторая тусуется на планетах, о ней позже. Корабли делятся на классы, определяющие их живучесть и вместимость. Строиться они могут на любой планете, однако крупные корабли собираются на орбите, так что придется сначала построить орбитальную базу. Пожалуй, одна из самых интересных особенностей игры – возможность конструировать корабли самому. Здесь у нас просто Клондайк хитрых технических решений и маневров. Для начала, у каждого корабля есть несколько обязательных деталей – это двигатель, компьютер (определяет эффективность лучевого оружия), щит (защищает от оного) и броня. Автоматически устанавливается самая последняя версия, но если хочется, то можно поставить что-нибудь подревнее. Далее идет подбор оружия и систем. Первое у нас делится на лучевое, ракетное, бомбовое и специальное. Всего что-то около сорока наименований, причем без учета модификаций. У каждой пушки есть свои особенности – у одной урон не уменьшается от расстояния, другая наносит урон еще и экипажу, третья игнорирует щиты и так далее. Системы же отвечают за различные бонусы для вашего корабля. Здесь у нас система авторемонта, усилители щитов,  маскирующее устройство, генератор помех, странная хреновина, не дающая противнику сбежать с поля боя…

В общем, веселитесь. Собрать можно реально что угодно. Можно невидимый мелкий кораблик, который быстро подгребает к кораблю, парализует его буксирующим лучом и берет на абордаж. Можно бронированный авианосец, который насылает на врага десятки злобных истребителей, способных загрызть титан. Самое простое – набить корабль пушками по самое не могу и просто палить по всем подряд. Можно даже замутить свою Звезду Смерти – класс корабля Doom Star плюс звездный конвертер, вундервафля, выносящая корабли с одного залпа и умеющая взрывать планеты.

За оные планеты и будут идти бои. Курс берется на звездную систему, и не бывает такого, чтобы корабли столкнулись в открытом космосе. Довольно реалистично, кстати. Добравшись до вражеской системы, вы встречаете целую кучу проблем, которая выражается во вражеском флоте и оборонительных строениях, к которой относятся орбитальные базы, разнообразные зенитки, ракетные установки etc. Разобрав вражий флот на запчасти и подавив оборону, вы решаете, что делать с планетой. Если вы играете за телепатов, то все просто. Притащите на орбиту что-нибудь крупнее фрегата, и все население тихо-мирно перейдет на вашу сторону во имя Высшего Блага. Самый простой вариант – разбомбить к чертям и лететь дальше, опустошенная планета будет пригодна для колонизации. Если у вас есть при себе корабль с тем самым звездным конвертером, то вы можете взорвать планету окончательно. Однако самый популярный вариант – понастроить транспортов и высадиться десантом. Бой проходит автоматически, причем определяется кучей параметров – вашим техническим прогрессом (огромные боевые человекоподобные роботы против пехоты? Ха-ха), количественным перевесом, расовыми бонусами etc. Но даже когда планета станет вашей, проблемы не закончатся. Во-первых, местные почему-то недовольны, что сначала им на голову падают горящие корабли, потом бомбы, а теперь и солдаты. Все население планеты будет считаться пленным, а пленные очень плохо работают и обожают поднимать бунты. Постепенно планета ассимилируется и проблемы сойдут на нет, но улетать раньше времени не рекомендуется. Хотя никто не запрещает устроить геноцид и заселить планету уже гражданами своей расы. Во-вторых, на свежезахваченной планете нет оборонительных сооружений, а строить их долго, так что будьте внимательны – обиженный противник обязательно попытается взять реванш.

Если же целью похода оказались вы, имеет смысл задуматься об обороне. Речь идет даже не столько о флоте, сколько об оборонительных сооружениях. На ранних этапах игры именно они играют главную роль в подобных сражениях, но и на поздних они способны преподнести пару неприятных сюрпризов. К примеру, технология прыжковых врат позволит вашим кораблям перемещаться в пределах вашей территории за минимальное время. Противник, позарившись на беззащитную пограничную глушь, по прибытии очень удивится, обнаружив там какой-нибудь «1-й Объединенный Боевой Флот Имени Его Императорского Величества, Повелителя Всех Рыб В Море, Зверей На Земле И Птиц В Небе…» и так далее пропорционально вашей мании величия. Если же добавить еще и штуковину, которая замедляет вражеские корабли, идущие к вашим системам, то можно успеть союз какой-нибудь заключить, чтобы коллективно надавать агрессору по шапке.  

В нелегком военном деле вам также помогут лидеры. Это такие интересные чуваки, которые временами пытаются устроиться к вам на работу за деньги. Делятся на офицеров и администраторов. Первые управляют кораблями, вторые – системами, каждый дает какие-то плюшки. Тут и простые бонусы к различным областям производства, и мега-способность «Galactic Lore», открывающая всю карту (не будет больше сообщений в духе: «ваш корабль-колонист внезапно сожран неведомой космической штуковиной»), и дополнительные технологии и многое другое. Был, например, один ящер под зловещей кличкой «Черная Бритва», который не только нехило поднял трудовое, финансовое и научное производство системы, но еще поубивал всех вражеских шпионов.

Кстати о шпионах. Еще один способ позлить противника. Шпионы нанимаются в колониях, после чего по умолчанию работают в качестве контрразведки. Их можно отправить к кому-нибудь из соседей, где они займутся либо саботажем, либо воровством технологий. Разумеется, соседу это не понравится. Успех подобной деятельности определяется вашими научными достижениями и расовыми бонусами. К примеру, тем же телепатам, что логично, с этим проще. Самый успех – спереть технологию и свалить все на другого игрока. Компьютер тоже не брезгует шпионажем, есть даже раса такая – Дарлоки. Эти космические паразиты, лишь только появившись на горизонте, начинают тибрить по одной технологии за ход.

В игре так же регулярно проводятся выборы в повелителя всея галактики, один из способов завершить игру победой. Выбираются два самых успешных обитателя, все голосуют, исходя из отношений с претендентами и прочих соображений, выбирается тот, кто набрал две трети от общей суммы голосов. Если вас нет в списке претендентов – голосуйте за отстающего, чтобы уровнять голоса. Если победа одного из претендентов состоялась, у вас спросят, согласные ли вы с решением. Согласие означает поражение, несогласие – войну против всей объединенной галактики. Любопытно то, что если изберут вас, а вы откажетесь, то тоже придется воевать.

Второй (вернее, третий. Второй банален – убить всех) способ выиграть напрямую связан с Антаресом, вынесенным в название игры. Его обитатели – это иномировые бугаги, которые ненавидят и стремятся уничтожить население галактики, для чего регулярно прилетают рейдом, возникая из ниоткуда и нападая на случайную систему. На ранних этапах игры появление Антаран вызывает тяжелый вздох или злорадную усмешку, в зависимости от выбранной ими цели. Противостоять такому нашествию нет никаких возможностей, Антаране уничтожат любую оборону и разбомбят планету. Ближе к середине игрок понимает, что антаранские корабли – это не только злобная железяка, но и источник эксклюзивных технологий, которые нельзя получить обычным способом. Обязательно держите пару абордажников наготове. Захватив антаранский корабль – это довольно тяжело, у них крутой десант, а еще они обожают самоуничтожаться – разбирайте его на верфи. Таким образом у вас появятся «death ray», самое мощное лучевое оружие в игре и «damper field», который не только круче самого последнего щита, он еще и места занимает меньше, а также многое другое. Ближе к концу игры у вас появится возможность навестить их родной мир. Подготовьтесь к визиту как можно серьезнее, операция по принуждению к миру будет нелегкой. Но если вам это удастся – поздравляю, победа за вами.

Судьба этой игры довольно печальна. Ее успех не удалось повторить никому, включая неудачное продолжение. Совершенствовалась графическая и вычислительная мощность, умнел AI, выходили новые и новые игры, а на пьедестале так и стоит игрушка 96-го года, выпущенная под Windows 95 и MS-DOS. Я прошел эту игру разными способами сотни раз, но по-прежнему с трудом смотрю на других представителей жанра, все время вспоминаю, что «а вот в Master of Orion это сделано интереснее/удобнее/красивее». Эта игра не зря считается одним из родоначальников «синдрома еще одного хода», когда вы ночами не спите, щелкая на кнопку конца хода, потому что безумно интересно, как же дело пойдет дальше.

Сыграйте как-нибудь при случае. Оно того стоит. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Master of Orion 2: Battle at Antares | Сеорл - Дневник Сеорл | Лента друзей Сеорл / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»