Так уж получилось, что институт, в котором я учусь, также занимается разнообразными курсами переподготовки и перепрофилирования для тех, кто не может найти работу по своей специальности. Это, вероятно, как-то связано с тем, что при них состоит некий профсоюз, который тоже чем-то занимается. И, возможно, есть какая-то причина тому, что одна дама – представитель этого профсоюза – направила меня на семинар по трудоустройству в условиях кризиса, проводимый неким молодежным центром «Потенциал», который располагается аж на станции метро Преображенская Площадь. Да уж, центр.
Короче говоря, мне доверили своего рода рекогносцировку – послушать, о чем расскажут, и «взять» у них «базу». На вопрос «какую базу?» мне ответили «ну… базу же». Нет, я догадался, что речь не о бейсболе или военном укрепрайоне, но звучало это все равно не слишком понятно. Захватив с собой блокнот и флешку для пресловутой базы, я отправился на другой конец города.
«Базу» мне не дали, у них ее не было, а сам семинар был… ни о чем. Нет, вернее, по идее, он весьма полезен – сам центр занимается информационной поддержкой студентов и молодых специалистов, которые только-только оказались на рынке труда и из-за отсутствия опыта в кадровых вопросах делают досадные ошибки. Центр рассказывает им, как правильно заполнить резюме, как не повестись на лохотрон ( типа «все ок, вы приняты, скажите только номер вашей кредитной карты…») и как расположить к себе работодателя. Благое начинание, но меня всегда раздражала манера растягивать на полтора часа то, что можно уместить в пятнадцать минут.
Но это все еще предисловие. Когда нам рассказывали о том, на какие вещи обращает внимание и ориентируется работодатель при собеседовании, предпоследним пунктом стояла некая «адекватность». Я люблю это слово – каждый вертит им, как хочет. Эй! Люди! Нельзя быть просто адекватным, это не абстрактное понятие! Можно быть адекватным ситуации, какой-то системе ценностей, взглядам на жизнь тети Маши из соседней квартиры, но не просто адекватным!
Ладно, я на самом деле придираюсь к словам. Как правило, все же, это слово применяется, в общем, верно – адекватными мы считаем людей, которые не опаздывают на работу, опрятно выглядят, не буянят по ночам… короче, нормальных людей. Так вот, ведущая семинара привела очень интересный пример неадекватности: видите ли, у нас есть мужчина лет сорока, состоявшийся и успешный человек, у которого есть собственный бизнес, он в достаточной степени богат – зубы на полку уж точно не кладет – и вообще. Так вот этот мерзавец в свои сорок тратит свободное время (следите за мыслью?) на сайты знакомств и компьютерные игры. Просто урод моральный, ага.
Та-ак…
Те, кто знают меня достаточно близко, уже сейчас злорадно ухмыляются – они-то в курсе, что если при мне сказать что-то не то о компьютерных играх, то глаза у меня закрываются защитной пленкой, как у акул, а сам я впадаю в кровавое безумие. Для начала я поинтересовался: не кажется ли уважаемой Марьиванне (не суть), что если человек в свои сорок успешен и состоятелен, то он имеет право как угодно проводить свободное время, не выходя при этом за рамки текущего законодательства? Более того, он это заслужил. Ответом мне было, что это же ужас – он на работе ведет себя совершенно по-другому, чем дома! Так блин, это ж замечательно, что он не на работе знакомится и в игрушки режется, а дома, не?! «Ну… неадекватно же!».
Должен заметить, что об играх как таковых ведущая ничего особо плохого не сказала, просто ляпнула откровенную тупость. Но в последнее время я что-то уж подозрительно часто сталкиваюсь с неадекватной (хе-хе) оценкой такого явления, как компьютерные и вообще видеоигры.
Здесь у нас есть два лагеря людей, которых я сильно не люблю. Начнем с игроненавистников.
Большая их часть не утруждает себя какой-либо аргументацией вообще. Довелось мне недавно читать статью, в которой один, как я понял, весьма достойный человек – математик и физик – в пух и прах разнес известный комплекс задач по определению человеческого IQ – коэффициента интеллекта. Он взял на себя труд прорешать все задачи, найти в них много ошибок и объяснить, что большого смысла этот самый IQ (у меня он, кстати, по самому быстрому и некачественному тесту 117,5, это чуть ниже среднего) не имеет. Ну, простим ему, что опоздал он с этим доказательством лет на двадцать, мне гораздо больше понравился его ответ на вопрос, как можно этот IQ «накачать» – читать книжки, смотреть канал «Культура», в игры играть? Ответом было кроме всего прочего «игры не развивают вообще – это сатанинское изобретение».
…?!
…?!!
Так, я не понял. Только что этот мужик логично, обоснованно и понятно опроверг одно из самых великих заблуждений этого и предыдущего столетий, он разъяснил, как именно, куда развиваться и почему именно так. Но игры он просто припечатал пренебрежительным штампом. За что?
Другого человека, которого я собираюсь привести в пример, я знаю гораздо ближе, чем того математика. Он закончил в свое время МГУ и сейчас преподает философию, политологию и ряд других дисциплин из той же области и вообще является одним из умнейших людей, что мне довелось знать. При этом он, начав свое знакомство с миром компьютерных игр с пасьянса «Косынка» и закончив его пасьянсом «Паук», вообще рассматривает компьютерные игры исключительно как угрозу для общества. Дескать, все оно от лукавого, пользы не приносит, из реальной жизни в пучину разврата утягивает и вообще. Ужас.
Ну, тем, кто никаких аргументов не приводит, мне и возразить тоже нечем, так что идем дальше.
Одно из самых популярных обвинений – это все не реальный мир. Ну. Технически, это неверно, но я опять придираюсь к словам. На самом деле, вынужден согласиться: счет в банке, квартира и автомобиль действительно ощутимее, чем какие-нибудь победы в виртуальном мире. Но эй, минуточку! Какому идиоту пришло в голову поставить вопрос таким образом – автомобиль или игра? Игры – это отдых, досуг, расслабуха! Фильм, который вы посмотрите в кинотеатре, никоим образом не реальнее пройденной игры! Конечно, есть те, кто реальность играми замещает, но о них позже.
Другое интересное утверждение, на которое, кстати, напирала выше Марьиванна – все игры для детей, взрослым такими вещами заниматься не пристало. Хм-м. Убивать-убивать-убивать ржавой секирой ужоса во имя добра (с). Люди, которые так смотрят на вопрос, отстали от жизни лет на пятьдесят. Да, GTA IV – игра про мрачного эмигранта с темным прошлым, который из-за стечения обстоятельств вынужден выполнять грязные поручения преступных группировок – до трех лет, заверните. Да, Silent Hill 2 – драматичная история о человеке, который любил одну девушку до потери пульса, а когда она подхватила неизлечимую заразу и превратилась в бледную немочь, давящую на нервы, сошел с ума и убил ее – до пяти. Охренеть, дайте две. Про Kane & Lynch вообще молчу, грудничкам прописывают.
С другой стороны у нас есть строго противоположный взгляд – игры, они все про насилие и смертоубийства. Подростки сходят с ума, берут оружие и идут убивать одноклассников. Я, конечно, могу назвать три десятка игр, в которых о насилии и речи не идет. Или заметить, что игры – это такой же культурный пласт, как кино и литература, где тоже есть представители отменного треша. Но тут я не могу быть беспристрастным, потому как я обеими руками за насилие в компьютерных играх. Знаете, почему? Да потому, что настойчивое желание поубивать всех вокруг владеет мной до игры, а не после. Игры наоборот помогают сбросить напряжение, разрядить накопившуюся злобу на несуществующих персонажей. В конце концов, в пейнтболлистах, что стреляют друг в друга шариками с краской, никто потенциальных маньяков не видит.
И я вас умоляю, хватит уже вестись на новостные заметки в духе: «мальчик собрал самодельное взрывное устройство и взорвал свою школу. В его комнате были обнаружены агитационные тексты мусульманских экстремистов, коллекция снафф-порнухи, чья-то отрезанная голова и видеоигра Simcity. ИГРЫ УБИВАЮТ ЛЮДЕЙ ОЛОЛО!!111».
Еще один аргумент – игры не развивают. Не в то играете. Экономические стратегии прививают соответствующее мышление, Civilization простым и интересным языком расскажет о любом более-менее глобальном явлении в человеческой истории, ну а Mass Effect – просто один из лучших представителей современной научной фантастики. Даже боевики развивают реакцию и рефлексы. Хотя я опять же могу воспользоваться принципом «сам дурак» и заявить, что, к примеру, «Крепкий орешек» тоже нихрена не развивает. И от этого не перестает быть отличным фильмом.
Короче. Для разработчиков игры – способ заработать деньги и найти свой способ самовыражения, для игроков – способ познакомиться с иной реальностью, с интересной историей, узнать что-то новое, да и просто повеселиться от души. Опять же, это такое же культурное явление, как фильм или книга. Можно просто отдыхать после работы или учебы, можно вникать в них со всей отдачей, как это делают, к примеру, некоторые кинокритики.
Разговор с другим участником этой бескровной, хотя и яростной войны, будет гораздо более коротким, хотя б потому, что я устал уже все это писать.
Господа задроты. Вас я ненавижу не меньше. Да-да, всех вас, кто носится с играми, как со священной коровой, остается без личной жизни, отдает последние деньги на оплату очередной MMORPG, не знает ни одного другого времяпрепровождения, в общем, тех, кто ведет себя «неадекватно». И ненавижу я вас за то, что именно такой имидж вы создаете обычным игрокам в глаза общественности, падкой на стереотипы.
Да, признаюсь, я тоже могу забить на институт на пару дней ради хорошей игры. И точно так же я на него забью ради хорошей книги. Просто потому, что реально интересные вещи меня увлекают слишком сильно.
Но, мать вашу, не впадайте же в эти безумные крайности! Помните, какая массовая истерия захлестнула рунет, когда появился этот чертов веселый фермер, или как его там? Ну, тот, из-за которого самые обычные люди ругались между собой из-за урожая или просиживали за игрой круглые сутки? Так вот вы, господа задроты, так ведете себя всегда. Можно сколько угодно смеяться на блондинками, которые впадают в истерику, когда их не поздравляют в Контакте, но вы не сильно-то от них отличаетесь.
Еще короче. Игры – абсолютно нормальное культурное явление, а те, кто воспримет их слишком серьезно или слишком предвзято, всегда найдутся. Знаете ли, можно вообще жить штампами. Аниме – китайские порномультики! Фильмы – голливудская жвачка! Книги – коэльевская псевдоодухотворенная попса! Музыка – блатняк и русский рэп! И мир сразу стал простым и кристально ясным, правда? Беда лишь в том, что он таковым на самом деле не является.