Тангейзер: Сегодня День рождение у Анны Андреевны Ахматовой...Помню свое посещение ее "Фонтанного дома" в Ленинграде-Петербурге...В лихие 90- годы...Посетителей было мало и тетушки,которые обслуживали экскурсию изначально беспокоились о том,чтобы набрать хотя бы какое-то количество экскурсантов в группу,которую можно было водить по немногочисленным комнатам дома-музея...Набрали человек 10...Рядом шумели улицы Питера,а здесь было тихо...Я уже что-то знал об отношениях Анны Ахматовой и Николая Пунина...Поэтому мне было интересно посмотреть на такую необычную жизнь здесь в этом доме этих интересных людей через предметы обихода той далекой поры,фотографии...Впереди для меня еще будут, вышедшие письма и дневники Николая Николаевича Пунина...Еще одного Николая в личной жизни поэтессы...(книга "Мир светел любовью" Н.Пунина вышла в 2000 году).И позже,читая страницы этой замечательной книги,я легко вспоминал часы посещения "Фонтанного дома". И конечно же...святое место под Петербургом...Комарово...Мои любимые стихотворения А.А. ранние...и 20-х годов...
"А ты теперь тяжелый и унылый,
Отрекшийся от славы и мечты,
Но для меня непоправимо милый,
И чем темней, тем трогательней ты".
Или это:
"Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "С мною умри!".
А вот еще из любимых:
"Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти,-
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части.
И дружба здесь бессильна и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие - поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою."
..................................................................
"Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна."
...............................................................
Но вот совсем иная "лирика",подводящая итог неимоверному терпению А.А...В конце жизни,она смогла выдохнуть ,как и в Реквиеме
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.1961Г.
Защитникам Сталина
Это те, что кричали: "Варраву
Отпусти нам для праздника", те,
Что велели Сократу отраву
Пить в тюремной глухой тесноте.
Им бы этот же вылить напиток
В их невинно клевещущий рот,
Этим милым любителям пыток,
Знатокам в производстве сирот.
<1962?>
Я включил в страницу об Анне Андреевне ее краткую биографию и несколько видеороликов с ее стихами...Выбирал долго...) До встречи...)
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ А. А. АХМАТОВОЙ
Ахматова (псевдоним; настоящая фамилия — Горенко) Анна Андреевна [11(23).6.1889, Одесса, — 5.3.1966, Домодедово Московской области; похоронена в Ленинграде], русская советская поэтесса.
|
[334x500]
Родилась в семье офицера флота. Училась на Высших женских курсах в Киеве и на юридическом факультете Киевского университета.
[400x348]
С 1910 жила преимущественно в Петербурге.
В 1912 вышла первая книга стихов Ахматовой «Вечер», за ней последовали сборники «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и другие.
[640x480]
Анна Ахматова примыкала к группе акмеистов. В противоположность символистам с их тягой к нездешнему, туманному, лирика Ахматовой. вырастала на реальной, жизненной почве, черпая из неё мотивы «великой земной любви».
[695x542]
Контрастность — отличительная черта её поэзии; меланхолические, трагические ноты чередуются со светлыми, ликующими.
[453x700]
После Октября, далёкая от революционной действительности, Анна Ахматова всё же резко осудила белую эмиграцию, людей, порвавших с Родиной («Не с теми я, кто бросил землю...»).
[522x550]
В течение ряда лет трудно и противоречиво формировались новые черты творчества Анны Ахматовой, преодолевавшей замкнутый мир утончённых эстетических переживаний.
[459x550]
С 30-х гг. поэтический диапазон Ахматовой несколько расширяется; усиливается звучание темы Родины, призвания поэта («Маяковский в 1913 году», «Данте», цикл «Тайны ремесла»); в её творчество влилась струя историзма — саркастическая отходная дореволюционной эпохе («На Смоленском кладбище», «Предыстория», «Царскосельская ода», «Петербург в 1913 году»).
[630x416]
Анна ...Модильяни
[299x500]
Анна Ахматова и Николай Пунин
[533x400]
[580x387]
"Фонтанный дом"
[700x525]
В годы Великой Отечественной войны в поэзии Ахматовой выделяются патриотические стихи («Клятва», «Мужество»). Мотивы кровного единства со страной звучат в лирических циклах «Луна в зените», «С самолёта».
[601x653]
Вершина творчества Анны Ахматовой — большая лирико-эпическая «Поэма без героя» (1940—62).
[525x559]
Трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта перекликается с темой надвигающегося крушения старого мира; поэма отличается богатством образного содержания, отточенностью слова, ритмики, звучания.
[480x360]
Поэзия Ахматовой в целом характеризуется классической простотой и ясностью стиля, конкретностью и «вещностью» образного строя, высоким лиризмом, мелодичностью.
[508x700]
На даче в Комарово
[560x700]
Семейный памятник
[300x400]
Анне Ахматовой принадлежат переводы из восточных, западноевропейских, еврейских, латышских поэтов. Её работы о творчестве А. С. Пушкина отмечены тонкостью анализа.
[300x420]
Стихи Ахматовой переведены на многие языки.
[300x400]
|