По-разному толкуют явление «Державной» иконы на Руси. Кто-то видит в нем благословение Божье на возрождение монархии в России, кто-то — призыв стремиться к Царству Небесному. Но каждый человек, независимо от политических убеждений, вспоминая в этот день крестьянку Евдокию, нечаянно прославившую Бога явлением иконы, может задуматься о месте Бога в своем сердце.
Чем я, такой, каким я есть, могу своей жизнью исполнить волю Божью? Звучит это очень высоко, но ведь воля Божья может проявляться не только в каких-то глобальных событиях, для того, чтобы ее исполнить, не всегда нужно принимать явно судьбоносные решения. Божий замысел о нас может проявляться и в мелочах, в, казалось бы, незначительных событиях.
Так было и столетие назад, 15 марта (а по старому стилю 2-го марта) 1917 года, когда случилось то, что веками казалось невероятным: Россия перестала быть самодержавной монархией, царь Николай II подписал отречение от престола. Что в сравнении с этим и другими нерадостными событиями того времени могли значить два сновидения крестьянки Евдокии, заставившие ее на три недели потерять душевный покой и усердно молиться Богу, прося Его яснее указать Свою волю?
[523x698]
Та самая икона, которая была явлена в день отречения императора Николая II.center>
Евдокии приснилось, что чей-то голос, обращаясь к ней, произнес: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». После двух недель усиленных молитв Богу и Пресвятой Богородице, в которых она со страхом и любовью просила объяснить значение этих слов и яснее указать ей, что нужно сделать, Евдокия увидела второй сон. Белая церковь, а в ней величественно восседает женщина, в которой своим сердцем Евдокия признает и чувствует Царицу Небесную.
[525x700]
Икона, которая была написана к престольному празднику 2005 г.
Будучи не в силах забыть увиденное, в трепете, она отправляется в село Коломенское — может быть, там, с помощью Божьей, она поймет, что же означают эти странные сны. Придя в Коломенское, она без труда нашла белую церковь из своего сна — Вознесенскую (она сохранилась) — и отца настоятеля. Услышав рассказ Евдокии, отец Николай предложил вместе поискать в храме похожую икону. Но в церкви, даже в алтаре, ничего подобного не было.
Обыскав все, только в чулане, среди старых досок, в пыли, нашлась наконец большая узкая почерневшая от времени икона. Когда ее очистили от многолетней пыли, стало ясно, что эта та самая икона — на ней была изображена Богородица, как Царица Небесная, восседающая на царском троне в красной порфире, с короной на голове, со скипетром и державой в руках. На коленях — благословляющий Богомладенец. Взгляд Божией Матери был непривычно для Ее икон строг.
На фоне скорбных событий этого и последующих дней февраля-марта 1917 года весть о явлении на Русской Земле новой иконы быстро разлетелась по всей стране: в Коломенское стали стекаться люди, а вскоре и сама икона стала «путешествовать» по окрестностям, только по воскресным и праздничным дням возвращаясь в Коломенскую церковь. В остальное же время икону возили для поклонения и укрепления верующих по близлежащим селам.
Вскоре была составлена служба и акафист «Державной» иконе Божией Матери. Замечательно, что в их написании принимал участие и святой Патриарх Тихон. И до сегодняшнего дня верующие с любовью чтут «Державный» образ. Во многих московских церквях иконе служат акафисты. В университетском храме мученицы Татианы с первых дней его открытия молебен с акафистом совершался каждую пятницу (лишь с прошлого года он служится раз в две недели попеременно с акафистом иконе «Всецарица»).
По-разному толкуют явление «Державной» иконы на Руси. Кто-то видит в нем благословение Божье на возрождение монархической государственности в России, кто-то, наоборот, указание на то, что христианство не связано ни с каким государственным строем преимущественно, истинное Царство — на небесах. Но каждый человек, независимо от политических убеждений, вспоминая в этот день крестьянку Евдокию, нечаянно прославившую Бога явлением иконы, может задуматься о месте Бога в своем сердце. С помощью поста и молитвы прояснить свою душу и подумать, как же в своей жизни я могу исполнить волю Божью и приблизиться к Небесному Царю.
Мария Зубарева .
[434x698]
Одна из Державных икон Псково-Печерского монастыря.
Молитва
О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и непозыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарна воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в
Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.
Державная икона Божией Матери Московского подворья Соловецкого монастыря
Величание Иконе Божией Матери "Державная"
Величаем Тя,
Пресвятая Дево,
Богоизбранная Отроковице,
и чтим Державный образ святыни Твоея,
имже подаеши велию милость
всем, с верою к нему притекающим.
[525x700]
Икона Божией Матери "Державная" в алтаре Преображенского собора Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
Тропарь Иконе Божией Матери Державная
Града Сионска взыскующе,
под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,
и никтоже возможет на ны,
яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,
и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.
Икона Божией Матери "Державная" Свято-Троицкой церкви Гатчинского дворца.
Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение "Державной" иконы, прекрасно выразил в Своем Стихотворении С. Бехтеев:
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости бесславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
"Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.
1934 г.