Михаил Юрьевич Лермонтов "Маскарад"
"...Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело..."
История создания драмы «Маскарад»
Замысел пьесы возник у Лермонтова, по-видимому, в конце 1834 - начале 1835 гг. Ранняя редакция драмы в 4 актах отражена в списке, обнаруженном в бумагах семьи Якушкиных. В начале октября 1835 года Лермонтов представил в драматическую цензуру новую редакцию «Маскарада». Рукопись этой редакции до нас не дошла. Сохранился лишь подробный отзыв цензора Е. Ольдекопа с изложением ее содержания. Эта редакция драмы (в ней было 3 акта) представляла собой почти новое произведение. Цензура нашла драму недопустимой к представлению на сцене ввиду «непристойных нападок» на костюмированные балы в доме Энгельгардтов и «дерзостей противу дам высшей знати». А. Х. Бенкендорф усмотрел в ней еще и прославление порока (Арбенин, отравивший жену, остается безнаказанным) и потребовал, чтобы пьеса кончалась «примирением между господином и госпожой Арбениными», т. е. фактически изменения всего идейного смысла драмы. Рукопись была возвращена автору с пометой: «Возвращена для нужных перемен. 8 ноября 1835».
К концу 1835 года Лермонтов создал новую редакцию пьесы и в декабре того же года представил через С. А. Раевского в драматическую цензуру. В новой, четырехактной редакции (ее принято считать основной) появился образ Неизвестного, что обусловило ряд сюжетно-композиционных изменений. Цензура не пропустила и эту редакцию, поскольку Лермонтов не выполнил ни одного из предыдущих требований. Кроме того, новый акт, придав «Маскараду» еще большую идейную и художественную законченность, оказался настолько сильным, что новая редакция драмы вызвала особое негодование цензора.
В 1836 Лермонтов создал еще одну, пятиактную редакцию драмы под заглавием «Арбенин». В ней смягчены нападки на светское общество, изменились образы Звездича, Нины, по-иному выглядит Арбенин. Вместо картины великосветского маскарада дан простой бал, интрига с браслетом заменена любовной интригой Нины со Звездичем, месть Арбенина жене ограничивается мнимым отравлением и семейным разрывом. В финале пьесы Арбенин уезжает, порывая со «светом» навсегда. Введено новое действующее лицо (воспитанница Оленька), но зато нет баронессы Штраль, Неизвестный слит с Казариным. Пятиактная редакция поступила в цензуру в 20-х числах октября 1836 года, но и она не была разрешена к постановке. Вскоре после гибели поэта А.А. Краевский принял меры к напечатанию пьесы. 22 сентября 1842 года А.В. Никитенко представил «Маскарад» на рассмотрение Цензурного комитета, предварительно изъяв места, могущие с его точки зрения вызвать запрет драмы. Драма была разрешена к печати; публикация ее вызвала неодобрительные отзывы критики, которым противостояла оценка Белинского.
*********************************************************************************************************************
Лично для меня, "Маскарад" - это то произведение, которое входит в число тех, что оставили неизгладимое впечатление. Впервые я прочла его года три назад, после этого перечитывала еще и еще, находила что-то новое для себя. Благодаря тому, что в школе дали свободу на тему Лермонтова, то есть каждый выбирал для себя то, что он будет учить я осмелилась и взяла диалог Нины и Арбенина. Как оказалось рискнула не зря, класс аплодировал стоя, меня отправили читать перед учителями (показать какой талант у нас есть

), а потом еще неделю выслушивала комментарии от одноклассников

. Но для меня это было не так важно важнее было, то что я смогла прочувствовать героев и передать те чувства, которые были заложены автором.