Интервью одного из самых успешных и эпатажных глянцевых фотографов Ника Найта.
Ник Найт – не совсем фотограф. Нет, то есть он делает снимки, которые затем публикуются в разнообразном глянце. Однако картинками дело не ограничивается. Ник одним из первых прочувствовал переход человечества к клиповому сознанию и понял, что статичное изображение должно быть дополнено динамическим. В ноябре 2000 года, когда у многих еще и не было интернета, он запустил проект SHOWStudio – сайт о моде, на котором организовывались online-трансляции показов и выкладывались видео, которые сам же Ник и снимал. Наш корреспондент наведался в офис Ника и выяснил, зачем ему все это нужно.
Слушайте, как у вас здесь здорово.
Да, спасибо. Раньше тут был магазин Maison Martin Margiela, но они переехали за угол. Мне дико повезло, что я успел отхватить это здание.
И атмосфера здесь, как в телецентре или киностудии.
Ну у нас сейчас десять проектов в разработке – в том числе видео-ролики для Mercedes, клипы Lady Gaga ну и кое-какие вещи для SHOWStudio.
Вы всегда наваливаете на себя столько работы?
Да нет, просто когда я работаю над проектом, то обязательно держу в голове следующий.
Ваша карьера началась со съемки уличных скинхедов – довольно интересный выбор для человека, который впоследствии стал одним из главных модных фотографов.
Вы понимаете, фотография – это очень эффективный инструмент познания мира. Людям ведь нравится, когда их фотографируют. Они принимают это за интерес к своей персоне. Им это льстит. Таким образом профессия фотографа позволяет проникнуть в жизнь любого человека – не важно кого: президента США или героинового торчка. Так что, отвечая на ваш вопрос, скинхеды были всего лишь одной из сторон бытия, которая меня интересовала и которую я хотел познать с помощью фотографии.
Кстати, почему вы отказываетесь называть себя фотографом?
Вы знаете, я довольно-таки нетипичный для индустрии персонаж. Когда я поступал в колледж, то в качестве специализации выбрал науку и только потом перешел на курс фотографии. Фотоизображение в чистом виде меня никогда особо не привлекало – как и сами фотографы. Мне были интересны те, кто использовал фотографию как инструмент коммуникации. Вот почему мне все время был близок издательский бизнес. Я люблю, когда фотография должным образом оформлена и является частью контекста, – стоит на своем месте в глянцевом журнале, висит на билборде или украшает обложку музыкального диска. Я люблю, когда фотография дополняет какую-то мысль.
Значит, вы окончили колледж – и дальше что?
В 1982 году вышел мой первый фотоальбом – как раз «Скинхеды». Меня в то время распирало от планов и идей, но фотографировать приходилось в основном музыкальные группы, о которых никто никогда не слышал. Модной фотографией я начал заниматься только три года спустя, в 1985-м. Было довольно тяжело, иногда приходилось работать в экстремальных психологических условиях. Но мне это нравилось.
Тем более что все сложности окупились.
Да, в 1985-м я снимал для журнала i-D постоянных посетителей лондонского клуба Taboo, которым заправлял легендарный Ли Бовери, и познакомился с Джоном Гальяно. И тут же, как по мановению волшебной палочки, стал в мире моды своим.
Ну а то, что было потом, напоминает классическую success-story.
Да, все сильно изменилось после того, как я снял рекламную кампанию Yohji Yamamoto в 1986–1987 годах. Я был волен выбирать, с кем работать. И вообще в этом смысле мне дико повезло – я всегда занимался любимым делом, которое к тому же приносило кучу денег.
Именно поэтому спустя двадцать лет вы все еще в бизнесе?
Я просто не представляю себе никакого другого дела, кроме фотографии. Она стала частью моей жизни. Я ничего другого не умею и полагаю, буду заниматься этим до конца.
Наоми, Кейт, Жизель, вы все время работали с супермоделями.
Надо сказать, что каждая из них была на своем месте. И дело было не только в их физических данных. Супермодели представляли собой забавный микс актрисы и звезды спорта. С одной стороны, они должны были поддерживать тела в идеальном состоянии, а с другой – от них требовалось вникать в сюжет съемки, чувствовать его, понимать, что хотел сказать дизайнер тем предметом одежды, который они на себя надели, и быть в состоянии передать это выражением лица или позой.
Вам было легко с ними работать?
Они знают, как носить одежду, умеют подать ее в самом выгодном свете. Кроме того, супермодели – очень работящие девушки. Взять, к примеру, тот кадр с участием Жизель Бюндхен, который я сделал для рекламной кампании Dior. Она там такая, как будто танцует на пенной вечеринке. Разница между ней и теми, кто посещает подобные мероприятия на Ибице, заключалась в том, что Жизель была втиснута в плексигласовую коробку. Она проводила в ней по 10 часов в сутки на протяжении пяти дней. Довольно долгий срок, если учесть, что пена быстро остывает, а на ней было не так уж много одежды. Помню, я очень волновался за ее кожу.
Можете сформулировать, в чем заключается стиль Ника Найта?
Я бы не хотел этого делать. Стиль – это что-то очень натужное. Когда вы смотрите в объектив камеры, какие-то вещи нравятся вам больше, и вы стараетесь, чтобы в кадр попали именно они. Таким образом вы всего лишь высказываете ваше мнение. А о стиле я никогда не думал.
Вы всегда носите с собой камеру?
Да, у меня есть маленькая Leica, которую я нереально люблю. Но все чаще приходится использовать камеры мобильных телефонов.
У вас есть любимый фотографический формат?
В общем нет, у меня несколько разных камер, которые я меняю в зависимости от того, чего от меня хочет заказчик или чего хочу я сам. Впрочем, со старыми технологиями сейчас совершенно невозможно работать.
Это для вас проблема?
Нисколько. Я приветствую цифровую революцию.
И поэтому вы создали SHOWStudio?
Этот проект появился сам собой. Примерно десять лет назад я заметил, что интернет провоцирует тектонический сдвиг в структуре коммуникаций. Кроме того, мне всегда очень нравились все эти новые штуки вроде трансляции в интернете, интерактивности, 3D-сканирования и прочего. Мода – это медиум будущего, но большая часть фэшн-индустрии все еще живет в прошлом. А ведь интернет-технологии – это мощный канал, который дизайнер может использовать для того, чтобы донести идею своей коллекции до аудитории. Призвав на службу интернетвидео, мы можем делать такие вещи, какие печатным изданиям и не снились.
Что вы посоветуете тому, кто только собирается взять в руки камеру?
Самые важные события вашей жизни у вас впереди.
GQ