Ирина родилась 5 октября 1961 года в портовом Северодвинске.
Личная жизнь мамы - тихой, работящей, неприметной женщины - не состоялась.
Об отце Ира никому из подруг не рассказывала - по сути, она и сама мало о нем знала.
Конечно, она не стеснялась своих родителей, но роль королевы - а с самых ранних лет окружающие попадали под чары грустноглазой девочки - не позволяла ей рассказывать полную правду.
В семье, обделенной женским счастьем, она понимала, что будущее рождается в детстве, а потому с жадностью и добросовестностью постигала школьную программу в физико-математической спецшколе.
Ей прочили блестящее будущее, но в выпускном классе жизнь сделала ей первый подарок – однажды, а было это в 1978 году, в класс заглянул режиссер Игорь Добролюбов и, увидев высокую школьницу с печальными глазами, пригласил ее на съемки фильма
Эта небольшая эпизодическая роль перевернула всю Ирину жизнь и даже, играючи поступив в минский университет на физический факультет, девушка не оставляла мечту стать актрисой, а потому через год, забрав документы, уехала в Москву, наивная, но упрямая.
ВУЗ, начало творческого пути: Театр «Современник»
В Щукинское училище Ирина поступила сразу - жизнь продолжала одаривать ее щедрыми дарами, любуясь на собственное творение, такое красивое и талантливое!..
Ирина Метлицкая была умной, но вовсе не сложной натурой.
У всех в компании из Щукинского училища были прозвища - Евгения Дворжецкого звали Дворжик и Нос, Елена Казаринова была соответственно Каза, а Иру величали Метлой.
Но только за глаза - смельчаков попасть под холодный душ ее глаз не находилось.[550x571]
Конечно, мальчишки ходили за ней толпами.
Она и Нина Дворжецкая были главными красавицами курса.
Но близких подруг у Иры не было, да и кавалеров она предпочитала держать на расстоянии.
Стипендии не хватало ни на что, Ира питалась исключительно яблоками и дешевым сыром, утверждая, поддерживая придуманный благополучный образ, что это особая диета.[700x528]
Жить в общежитии она не могла: не по-королевски это - драить общую кухню и бегать в халатике и бигудях.
И какое-то время прожила в квартире Елены Казариновой, там-то Ирина и оттаяла - никакой звездной болезни, как выяснилось, в ней не было и в помине.
Это артистическая натура подталкивала к играм в жизни.
Ирина, не полагаясь только лишь на природные достоинства, неустанно трудилась.
За отличную учебу она получала повышенную стипендию, и уже на четвертом курсе была принята в труппу модного театра "Современник".
Тогда никто еще не знал, какое "расписание жизни" было предопределено Метлицкой судьбой, но все понимали, что эта талантливая молодая актриса должна стать звездой.[700x468]
Олег Павлович Табаков, увидев Иру в малюсенькой роли, был очарован: "Она появилась на сцене и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил".
Подобное ощутил каждый, кто хоть раз видел Иру на сцене.
Ирина изображала куклу, как того хотел режиссер, но в то же время дала почувствовать зрителю, что ее героиня куклой не была.
Как театральная актриса она стала по-настоящему знаменитой после выхода спектакля «Мадам Баттерфляй".
Сергей Маковецкий, который играл с Ириной в этом спектакле, вспоминает, что видел тогда рождение звезды.
Это происходило за его спиной, потому что его герой все время смотрел в зал.
Боковым зрением или даже какими-то нервными окончаниями он чувствовал выход Ирины на сцену.[700x529]
В этот момент в нее влюблялись все - и мужчины и женщины - это был выход звезды.
А потом она вытворяла немыслимое: болтаясь на перекладине вниз головой, рассыпав свои шикарные волосы по полу, она произносила длинный шокирующий монолог с какой-то хулиганской легкостью и дерзостью. Создавалось впечатление, что ей все давалось легко, без усилий.
Кино. 1990-1997г.г.
Первой заметной киноролью Метлицкой стала роль учительницы в «Куколке» (1988г., реж. И.Фридберг),
где актриса произносила психологически напряженный монолог на сверхкрупном плане.
Если театр все с большим упорством навязывал актрисе амплуа прекрасной и коварной соблазнительницы, то экран 90-х годов открыл Метлицкую как идеал женственности.
Ее героини поражали сочетанием жесткого стального начала и подлинно женской, жертвенной сущности.[700x525]
Такова ее Анна, героиня драмы "Роман "alla russa" (1994, режиссер А.Бренч), лишившая себя права на личное счастье из сострадания к изувеченному человеку (русская актриса по дороге в Италию к своему жениху (художнику) влюбляется в помощника капитана корабля.
Она уже готова расторгнуть помолвку с итальянцем, но жизнь распоряжается иначе...).
Такова княгиня Верховская из исторической драмы "Черная вуаль"(1995, режиссер А.Прошкин) - светская львица, ставшая сестрой милосердия в военном госпитале.
Такой могла стать и ее Анна Каренина - Сергей Соловьев берег эту роль исключительно для Ирины, но сначала на фильм не нашли денег, а потом было уже поздно.
Ирина Метлицкая казалась холодной и сдержанной, но какая страсть, какое глубокое познание жизни и чего-то большего, посланного ей свыше, светилось в ее глазах!..
Ее героини очень разные, но их объединяет одно - все они знают подлинную цену любви и умеют любить.
Творческому и семейному дуэту Сергея Газарова и Ирины Метлицкой Бог отпустил полной мерой всего – взаимной, большой и настоящей любви, семейного счастья, родительской гордости и мучительного, изматывающего страдания. [539x390]
Для обоих это была безумная, очень красивая любовь с первого взгляда…
Об их браке говорила вся театральная и кинематографическая Москва.
Впервые Сергей и Ирина встретились на гастролях «Современника» в Минске – Ира тогда только-только пришла работать в театр.
Стоя на балконе номера гостиницы, Сергей увидел красивую девушку, словно плывущую по улице величественной походкой.
«Я сразу понял, что это именно она и так засмотрелся, что чуть с балкона не слетел.
А потом мы начали репетировать вместе, и обнаружилось, что Ирина для меня очень родной человек».
Красивых женщин много - но она была не просто "красивой женщиной", в ней была тайна, то, о чем мечтает любой мужчина, тайна, которую не удается разгадать, а так хочется, и потому желание быть рядом со временем только возрастает.
Четырнадцать лет они прожили вместе в состоянии абсолютного счастья, подарив жизнь двум замечательным сыновьям – Никите и Петру.
"Где же вы ребят достаете?!" - веселились друзья семьи.
Метлицкая не уходила в декрет - роды чудесным образом приходились на время закрытия театрального сезона.
Ничего не подозревающая труппа возвращается из отпуска, а у всегда стройной Метлицкой опять пополнение в семействе!
"Она как-то умела все делать легко, - делилась Лия Ахеджакова, коллега Иры по «Современнику», - и рожала легко, и кормила легко и успевала семье всю себя отдать и на репетицию прибежать.
У нее было легкое дыхание..."
За Ириной ухаживали мужчины, но она к этому относилась с вежливой холодностью. [442x329]
Она любила только своего Сережу - и это еще один подарок судьбы: умение любить самозабвенно - редкий талант.
А он страшно ее ревновал, ревновал к партнерам по сцене, ревновал к случайным прохожим, которые бросали на нее восхищенные взгляды, ревновал и находил ее по телефону в любом конце земного шара.
Сергей любил и продолжает любить ее безумно… Борьба со смертью
Когда молодая, красивая, блистательная Метлицкая в 1995 году вышла на сцену в качестве ведущей Московского кинофестиваля, никому и в голову не приходило, что уже подтвердился страшный диагноз...
До последнего момента только самые близкие знали, что Ира смертельно больна - ее внезапная смерть удивила многих.
Во время съемок в картине "Черная вуаль" Ирина была весела, без тени утомления делала дубли, и только потом коллеги по съемочной площадке поняли, что она так тщательно гримировалась, чтобы никому и в голову не пришло, что она не здорова". [700x521]
Ирина не хотела тревожить других своей болезнью, старалась остаться в памяти жизнерадостной и веселой.
На внезапную худобу Метлицкой обратили внимание коллеги.
"Ой, поделись диеткой", - подкалывали они, а Ира отводила глаза и через силу улыбалась. Актриса перенесла в то время уже две операции: Газаров находил лучших европейских онкологов, возил жену в Париж.
Болезнь еще давала надежду выжить, но после вмешательства целительницы, которая, по слухам, сделала что-то не так, болезнь резко стала прогрессировать.
Чуда, в свершении которого убеждала знахарка, не произошло – Ирина Метлицкая ушла из жизни
5 июня 1997 года, не дожив ровно 4 месяца до своего 36-летия…
Официальная версия смерти Метлицкой — лейкемия.
За год до этого врачи поставили ей страшный диагноз — «острый лейкоз» (рак крови), но до последних дней боролись за ее жизнь.
Кроме многочисленных поклонников и матери на похоронах на Троекуровском кладбище Ирину оплакивали муж — актер и режиссер Сергей Газаров и два несовершеннолетних сына — Никита и Петр.
Когда-то, еще ничего не зная о своей болезни, она внимательно посмотрела мужу в глаза и сказала: «А ведь ты похоронишь меня».
Может, это и было ее тайной, печалью, слезой во взгляде – мистическое предчувствие раннего ухода?
Рядом с могилой Ирины ,Сергей оставил место для себя.