• Авторизация


Dick (Dirk) Hendrik Ket 26-04-2020 12:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ (ДИК КЕТ. ОТШЕЛЬНИК И МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ)

Хотел сначала поместить материал об этом художнике в рубрику "Коллекция автопортретов" (их очень много в творчестве голландца Кета), но копаясь в его биографии, открыл для себя много новых имен, фактов и событий, поэтому и помещаю этот пост в свою мини-энциклопедию "ЖЗЛ".

Дик (Дирк) Хендрик Кет
Dick (Dirk) Hendrik Ket


10 октября 1902, Ден-Хелдер — 15 сентября 1940, Беннеком



Dick Ket Zelfportret. 1933 г.

Нидерландский художник, один из представителей течения магического реализма в Нидерландах. Известен своими натюрмортами и автопортретами.
Дик родился в семье помощника военного аптекаря Либбе Кета и его жены Юлианы Оттен и был единственным ребенком. Мальчик родился с врожденным пороком сердца, который носит название «тетрада Фалло» по имени французского врача Этьена-Луи Фалло (Etienne-Louis Fallot, 1850—1911). Некоторые историки пишут, что у Дика была к тому же редкая врождённая аномалия, которая называется декстрокардия. При декстрокардии большая часть сердца расположена в грудной клетке с правой стороны, симметрично нормальному положению. При этом, все непарные внутренние органы тоже расположены зеркально. Такое заболевание, впервые ее описал Марко Аурелио Северино в 1643 году. Впрочем, медики заявляют, что обычно декстрокардия не имеет отрицательных последствий для её обладателя.
Свое детство Дик провел в Ден-Хелдере, самой северной точке на побережье Северной Голландии. С конца XVIII века город являлся военно-морской базой Голландии. Но в 1909 году семья переехала в Гаагу, где мальчик пошел в школу.




Школа

Начальное образование Кет получил в Гааге. Позже в своих письмах он писал о счастливом детстве, хотя рассказывал и о том, что другие дети издевались над ним. В школе он был долговязым и болезненным, поэтому часто становился легкой мишенью для насмешек.
Позже семья, опять же в связи с новым назначением отца – военного медика, переехала в город Хорн.
В XVIII веке город Хорн был небольшой рыбацкой деревушкой, но уже в XIX веке возродился, став центром торговли сельскохозяйственной продукцией. Город известен тем, что отсюда были родом знаменитые путешественники - мореплаватели Виллем Корнелис Схаутен (1567-1625), открывший мыс Горн, названный в честь родного города, на Огненной земле, и Ян Питерсзон Кун (1587- 1629). А также тем, что в Хорне находится старейший в Нидерландах музей.
В Хорне Дик окончил среднюю школу, в которой, благодаря учителям, заинтересовался живописью. Позже Кет писал, что годы учебы в Хорне были важным периодом для формирования его, как художника. Многим парень был обязан своему учителю рисования Йохану Керкмейеру, который не только серьезно занимался с ним уроками живописи, но и предложил Дику стать членом общества «Ассоциация дебютантов» (Teekengenootschap Debutade), где школьник всерьез занялся техникой рисования. Кроме того, Керкмейер открыл ему глаза на духовную составляющую искусства и красоту предметов и объектов, которыми окружен человек.



Dick Ket A view of a landscape, Hoorn. 1921 г.

Большое значение на школьника оказало и общение с учителем физики и химии Генри Набером, он был убежденным теософом и автором научных работ, в которых исследовал связь между геометрией и мистикой. После изучения законов физики Кет вывел и свой жизненный «закон» – любые ситуации и события не проходят, они переходят из одной формы в другую, иногда противоположную, но тоже необходимую. Такой «закон» стал смыслом существования юноши, уставшего бороться со своей болезнью, лечения которой еще не придумали, и часто думавшего о постоянной близости смерти. Теперь же Дик больше думал о самой жизни и своем желании стать художником.

Арнем

Весной 1922 год отец Кета получил новое назначение и был переведён в Эде, деревню в центральной части Нидерландов в провинции Гелдерланд. Сначала семья поселилась в казармах, затем нашла жилье в самой деревне. Деревня Эде расположена на полпути между крупными городами Арнем и Утрехт, она была построена в лесу, позже превратилась в город, где сейчас находится Национальный природный парк.
Дику в 1922 году исполнилось 20 лет, он, решив посвятить жизнь искусству, уехал в Арнем и поступил в городскую художественную школу «Kunstoefening» (дословно переводится, как Практическое искусство).



Dick Ket Self portrait.

Арнем - старинный город на востоке Нидерландов, известный с 1233 года. Стоит он на Рейне и является центром провинции Гелдерланд. В XIX веке Арнем стал модным курортом, здесь селились богачи, которых привлекала живописная природа города и река.
В художественной школе Дик Кет учился с 1922 по 1925 год.



Dick Ket Badstrand te Scheveningen.



Dick Ket Strand te Scheveningen.

По субботам юноша посещал дополнительные занятия, которые проводил директор школы, художник-пейзажист и специалист по натюрмортам Герард ван Лервен (Geerard van Lerven, 1885-1966). Ван Лервен закончил Академию художеств в Амстердаме, продолжил обучение в Италии и Франции. С 1914 по 1951 год он был сначала преподавателем, а затем и директором художественной школы в Арнеме.
С некоторыми однокурсниками Дик подружился на всю жизнь, среди них, например, художник Йохан Меккинк (Johannes (Johan) Mekkink, 1904-1991).



Johan Mekkink Zelfportret.
Johan Mekkink.

Поддерживал тесные дружеские отношения юноша и со своим педагогом Нелли Шильт (Nelly Johanna Schilt, 9 октября 1898 - ?), которая была старше своего студента всего на несколько лет.



Dick Ket Portret van Nel Schilt.

Всё было замечательно, Дик активно рисовал, получал стипендию от Общества художников и призы на школьных конкурсах.



Dick Ket Self-Portrait. 1926 г.



Dick Ket Kerk te Scheveningen.

[показать]

Dick Ket A Still Life with Books and Flowers in a Ginger Jar. 1925-26 гг.

Но именно в годы учебы вдруг обнаружилось и стало очевидным, что юноша страдает агорафобией.
Агорафобия (от латинских слов agora - площадь и phybos - страх) - расстройство психики, в рамках которого появляется боязнь открытого пространства и бессознательный страх при скоплении людей. Такие навязчивые состояния проявляются в бессознательном виде, как защитный механизм. Из-за страха больной агорафобией иногда не может самостоятельно перейти малолюдную улицу или площадь, у него появляется боязнь незнакомых людей и их скопления. Медики пишут, что эта фобия может быть получена из-за страха чего-то, что связано с эмоциональными травмами от людей. Тут почему-то вспомнилось о том, что Дик в письмах жаловался на издевательства одноклассников в начальной школе. Может быть, именно в детских воспоминаниях и кроется причина этого невроза.
Опять же в письмах Кет писал о том, что страх скопления людей у него стал появляться во время ежедневного возвращения поездом домой из Арнема в Эде, и даже во время пути от ж.д. станции домой.



Dick Ket The Harbour of Hoorn. 1928-30 гг.

Эта болезнь перевернула всю жизнь художника. Кроме того, не стоит забывать, что у Дика было больное сердце.

Беннеком

В 1930 году отец художника Либбе Кет вышел в отставку, и семья переехала в посёлок сельского типа Беннеком, находившийся в 20 километрах от Арнема. Дик переехал вместе с родителями, мало того, новый дом в Беннекоме был построен по его проекту.



Mijn Vader (Мой отец). 1932 г.

После окончания Школы в Арнеме Дик получил диплом учителя рисования. Но страдая от врожденного порока сердца и появившихся фобий, Кет никогда не работал в качестве преподавателя. Из-за своих болезней художник после окончания обучения был лишен возможности путешествовать, он после 1930 года вообще редко покидал родительский дом, то есть, попросту не выходил на улицу.

[показать]

Ket Dick Zelfportret met waskom. 1930 г. Museum Arnhem

Именно тогда Дик и стал вести интенсивную переписку со своими друзьями. В архиве художника осталось огромное количество писем. В этих письмах Кет не только общался с друзьями, но и выражал свои взгляды на жизнь и искусство, рисовал эскизы своих работ.



Одно из писем Дика Кета.

Среди постоянных респондентов Дика, кроме названных выше художников Йохана Меккинка и Нелли Шильт, были писательница Агнес Мас ван дер Мур (Agnes Maas van der Moer, 1888-1975), композитор Йохан Франко (Johan Franco, 1908-1988), позже эмигрировавший в Америку, художники Мин Камбье ван Нотен (Mien Cambier van Nooten, 20 октября 1881 - 31 июля 1972) и Йохан Ханстра (Johan Haanstra, 1914-1991).

[показать]

Dick Ket Portret mevr. M.A.E. (Agnes Maas van der Moer) 1936 г.



Johan Franco.
Johan Haanstra.

За десять лет, которые Дик Кет прожил в уединении, он и реализовал свой художественный талант. Изолированное существование стало причиной того, что основными жанрами творчества художника стали натюрморт и автопортрет. Часто на полотнах встречаются предметы, которые были в доме – цветы герани, бутылки, пустые миски и белая чашка, яйца, музыкальные инструменты, рекламные плакаты, деревянная игрушечная лошадка и т.д.



Dick Ket Stilleven met broodjes. 1933 г.

В конце 1920-х годов Дик Кет экспериментировал с живописью и графикой в стилях модернизма и экспрессионизма под влиянием целого движения немецкого искусства, которое получило название «Новая объективность» (Neue Sachlichkeit).



Dick Ket Menukaart. Stillenven met Fles, Glas en Peren.
Dick Ket Menukaart. Zelfportret.

Термин движения был взят по названию выставки постэкспрессионистов в Мангейме, потом оформился в целое направление в искусстве Германии, которое закончилось в 1933 году с падением Веймарской республики и приходом к власти нацистов.

Влияние Кассандра

В начале 1930-х годов Кет уже сформировал свой собственный стиль, художественные принципы которого художник вывел на основе кубизма. Особенно ярко это видно на примере натюрмортов.



Dick Ket Stilleven met Druiventros.

Свои натюрмортные композиции Дик изображал с высокой точки зрения, создавая отбрасывающих тени в виде выразительных диагоналей. Композиции он строил в форме треугольника, этот принцип Кет «подсмотрел» в рекламных плакатах Кассандра, которые, кстати, тоже часто изображал на своих картинах.



Dick Ket Stilleven met flessen en fluit. 1933-34 гг.

Кассандр - это псевдоним французского художника коммерческих плакатов и дизайнера шрифтов Адольфа Жана-Мари Мурона (Adolphe Jean-Marie Mouron, 24 января 1901 - 17 июня 1968).



Adolphe Jean-Marie Mouron (A.M. Cassandre)

Художник родился в Харькове в семье французов. В юности Мурон переехал в Париж, где учился в Школе изящных искусств и в Академии Жюльена. Пытаясь заработать себе на жизнь, юноша начал работать в парижской типографии, где увлекся плакатами, как средством рекламы. Уже в 1925 году его рекламный плакат «Дровосек», выполненный по заказу одного столяра, выиграл первый приз на Международной выставке декоративного искусства в Париже. Кассандр быстро стал успешным художником-дизайнером и в 1930 году открыл свое собственное рекламное агентство «Альянс Графика». Кроме того, Кассандр стал преподавать графический дизайн в Школе декоративных искусств.



Рекламные плакаты Кассандра туристических и транспортных услуг. 1927 г.

Для дизайна плакатов агентство Кассандра создало несколько новых стилей шрифта. В 1936 году работы художника были выставлены в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке. В начале Второй мировой войны Кассандр служил во французской армии вплоть до оккупации Франции. После войны он продолжил заниматься рекламными плакатами и вернулся к станковой живописи. В 1963 году Кассандр разработал известный логотип фирмы Ив Сен-Лорана. В последние годы жизни Кассандр страдал от приступов депрессии, в 1968 году он в Париже покончил жизнь самоубийством.

Магический реализм

Дик Кет писал в письмах друзьям, что в своих картинах «он передавал реалистичный взгляд на свою собственную жизнь», несмотря на то, что темы его творчества из-за изолированной жизни были ограничены.
Исследователи творчества художника пишут о том, что «в своем изолированном мирке он нашел мотивы и объекты, в которых пытался отразить «большой мир» за пределами родительского дома. Художнику, например, не было необходимости писать море, но даже, если бы он захотел написать морскую гладь, ему достаточно было воды в тазу или пролитой жидкости на пол".
В портретном жанре он писал в основном себя и знакомых, близких ему людей, которые были частью его непосредственного окружения. Источником вдохновения для создания портретов была ранняя голландская живопись, в частности, работы фламандских примитивистов, в которых художника восхищала атмосфера «строгого благоговения».



Ket Dick Zelfportret. 1931 г.

Кроме огромного количества автопортретов Дик написал несколько портретов Нелли Шильт, которую, по предположению историков, очень любил, и отца, которого считал своим лучшим другом.



Dick Ket Portret van Nel Schilt met zelfportret van de kunstenaar op de achtergrond. 1934 г.


Отца, например, художник изобразил на своем автопортрете 1938 года, который находится в амстердамском Рейксмузеуме.



Dick Ket Zelfportret met zijn vader. 1938 г.

Стиль Кета причисляют к «магическому реализму», который именно в 1930-е годы получил распространение в Нидерландах. Часто картины Кета сравнивают с творчеством самых ярких представителей течения «магический реализм» в нидерландской живописи – Альберта Карела Виллинка и Пейке Коха.
Альберт Карел Виллинк (Albert Karel Willink, 7 марта 1900 - 19 октября 1983) родился в Амстердаме в семье продавца автомобилей и художника-любителя Яна Виллинка.



Carel Willink Zelfportret met palet. 1944 г.
Carel Willink 1977 г.

Под его влиянием Карел заинтересовался живописью и в возрасте 14 лет написал первую картину. В 1918-19 годах юноша изучал медицину, затем в течение года архитектуру в Делфтской высшей технической школе, но в результате решил стать свободным художником. Виллинк пытался поступить в Академию художеств в Дюссельдорфе, но не был принят. Он учился несколько недель в Государственной высшей школе в Берлине, затем три года в Международной Свободной академии Ханса Балушека, но так и не получил диплома о высшем образовании. Во время обучения в Академии Карел экспериментировал с различными стилями: увлекся творчеством ван Гога и выполнил несколько работ в его манере, затем «заболел» экспрессионизмом и творил в стиле немцев Георга Гроса и Отто Дикса, далее через работы позднего Кандинского пришел к конструктивизму. В 1923 году Виллинк вернулся на родину и стал писать в манере кубизма, художник вошёл в авангардную художественную группу «Треугольник» (De Driehoek). В 1926 году Карел посетил Париж, где впечатлился творчеством Пикассо. Но в 1931 году художник решает закончить эксперименты и перейти к традиционной реалистической живописи, поскольку считал, что современные стили – преходящие. В том же 1931 году он совершает путешествие в Италию, где знакомится с архитектурой классического периода и Возрождения и творчеством Джорджо де Кирико, известным своими архитектурными пейзажами.
Виллинк не любил термин «магический реализм», определяя своё творчество как «воображаемый реализм». Для его картин характерны любовь к деталям, техническое совершенство и фотореализм. Виллинк стал одним из самых успешных среди нидерландских художников своего поколения, в 1935 году он открыл свою студию в центре Амстердама. Во время немецкой оккупации живопись Карела была признана «арийской», и он мог продолжать заниматься живописью, при этом художник отказывался продавать картины немцам. После войны Виллинк резко выступил против экспериментального искусства, до конца жизни он оставался верен традиционной технике живописи. Виллинк умер в 1983 году, вскоре после публикации его автобиографии «Правда Виллинка».

Биография Пейке Коха (Pyke Koch, 15 июля 1901 - 27 октября 1991) во многом похожа на биографию Виллинка.



Pyke Koch Zelfportret met een zwarte band. 1937 г.
Pyke Koch Zelfportret 1937 г. Utrecht museum

С 1920 по 1927 год Пейке изучал право в Утрехтском университете, но не завершил обучение, решив стать свободным художником. Он посещал лекции и изучал книги, и, по большому счету, был самоучкой. Большое влияние на Пейке, как художника, оказали сюрреализм, немецкие кинофильмы 1920-х годов, работы старых мастеров и современных художников во время путешествия в Италию. Всю жизнь Кох прожил в Утрехте, в 1927 году он написал первую картину и принял с ней участие в художественной выставке. С начала 1930-х годов основными жанрами Коха стали портреты и пейзажи.
С 1938 по 1940 год художник путешествовал по Италии, где стал симпатизировать фашизму. В Утрехте он был членом течения Вердинасо, которое в 1940 году в полном составе было принято в НСД, то есть фактически Кох стал членом нацистской партии. В январе 1941 года в составе делегации художников он совершил поездку в Берлин, где даже встречался с Геббельсом. Но по собственному признанию художника, вернувшись, он разочаровался в национал-социализме и в апреле 1941 года он вышел из НСД. Впрочем, в 1942 году он продавал работы оккупационному правительству, а в 1943 году по его заказу создал серию почтовых марок. В 1949 году Кох принял участие в Венецианской Биеннале. Но в 1950 году ему было запрещено выставляться в течение года из-за сотрудничества с оккупационным режимом.
За 55 лет творческой деятельности Пейке Кох создал 120 картин и 65 рисунков, а также экслибрисы и театральные декорации. Последнюю картину художник создал в 1982 году, в последние годы перед смертью он страдал болезнью Альцгеймера.
Несмотря на то, что работы Кета часто сравнивают с творчеством вышеназванных художников, его картины все же отличаются, в них больше символизма.

Признание

Надо отметить, что еще до своего затворничества в доме родителей Дик Кет стал публично выставляться.
В 1926 году художник принял участие в групповой выставке в Арнеме, позже в этом городе картины Кета были представлены на выставках в 1931, 1932, 1935 и 1937 годах. В 1929 году художник экспонировался в галерее Эде, а с 1929 по 1937 год Кет ежегодно участвовал в выставках амстердамского Общества искусств, членом которого он был.



Dick Ket Zelfportret.

Надо отметить, что работы художника были замечены и отмечены и публикой, и критикой, и прессой. В 1930-х годах картины Дика Кета были представлены на престижных художественных выставках современного нидерландского искусства в городских музеях Амстердама (1932) и Гааги (1940), в музее Аббе в Эйндховене (1936), а также за границей - в Венеции (1932, 1934) Брюсселе (1932, 1935) и Париже (1937).
Зимой 1933-34 года в Галерее Карела ван Лира в Амстердаме состоялась первая персональная выставка Кета, которая стала его первым и самым крупным прижизненным успехом.
Голландский коллекционер и арт-дилер Карел ван Лир (Carel van Lier, 5 сентября 1897 - март 1945) открыл свою художественную галерею в 1927 году.



Harmen Meurs Portret van Carel van Lier. 1928 г.
Carel van Lier in 1927 in zijn Kunstzaal.

Здесь он выставлял работы современных художников и этнографические коллекции. Поскольку Лир был евреем по национальности, его галерея в 1942 году привлекла внимание оккупационных властей, и только брак с женщиной – не еврейкой спал Карела от угрозы ареста. Однако, 6 апреля 1943 года арт-дилер все же был арестован немцами за участие в Сопротивлении. Пройдя через несколько концентрационных лагерей, он был убит в Мюленберге в 1945 году. После войны, с 1949 по 1956 год, галереей руководила вдова ван Лира, а позже его наследники.
Выставка, организованная ван Лиром, прошла очень успешно, многие из выставленных картин Кета были проданы. Арт-дилер и художник стали друзьями, ван Лир приезжал несколько раз к художнику в Беннеком, они планировали следующие выставки Кета, но при жизни художника эти планы так и не были реализованы.

Последние годы

В 1935 году по настоянию Карела ван Лира автопортрет художника, написанный в 1934 году, приобрел Городской музей Амстердама. Еще один автопортрет был куплен городским музеем Арнема в 1937 году. Историки сообщают, что второй автопортрет стал первой картиной тогда живущего художника в собрании арнемского музея.



Dick Ket Autoportrait. 1932 г.

После персональной выставки художник провел анализ своего творчества и даже самокритично сделал вывод, что у него есть проблемы с живописью, особенно с завершенностью полотен. Не удовлетворенный своей работой художник стал часто экспериментировать с составлением красок, используя льняное масло, добавляя глазурь. В результате этих технических экспериментов, по мнению экспертов, некоторые из картин Кета даже спустя 50 лет после их написания выглядят невысохшими. Кроме этого, исследователи выяснили по автопортретам художника последних лет прогрессивные признаки цианоза, обусловленные синюшной окраской кожи. Цианоз является частым признаком заболевания сердца.
К сожалению, новые творческие планы художнику воплотить не удалось.
10 мая 1940 года немецкие войска, без объявления войны, вторглись на территорию Нидерландов.
А 15 сентября 1940 года Дик Кет умер в своем доме в Беннекоме от остановки сердца. Художнику было всего 37 лет.



Dick Ket Self-Portrait. 1935 г.

Послесловие

Блестящий рисовальщик и художник «магического реализма» оставил в своем творческом наследии 140 картин, среди которых сорок автопортретов.



Dick Ket Zelfportret. 1939 г.

Интересный факт, но уже при нацистах в 1941 году мемориальные выставки Кета прошли в муниципальном музее Гааги и Городском музее Стеделек (Stedelijk Museum) в Амстердаме.
В 1950-е годы возникла новая волна интереса к магическому реализму, творчество Кета было оценено по достоинству, и его картины появились в собраниях крупнейших музеев современного искусства Нидерландов, в том числе, в Рейксмюзеуме в Амстердаме и Музее ван Бёнингена в Роттердаме.



Dick Ket Self-Portrait with a Bread Roll. 1934-37 гг.
Dick Ket Self-Portrait with Fried Eggs on her Head. 1934-37 гг.



Dick Ket Stilleven met fluit. 1932 г.
Dick Ket Still Life with Eggs. 1935 г. Dordrechts Museum

Большая коллекция работ художника находится в муниципальном музее Арнема. Во второй половине 1950-х годов музей приобрел картины за счет пожертвований населения и по завещанию родителей художника. В этом музее большие ретроспективы Дика Кета были проведены в 1962, 1994 и 2001 годах.
Нынешние искусствоведы называют имя Дика Кета в числе тех художников, которые внесли значительный вклад в развитие живописи ХХ века.



Dick Ket Zelfportret in Spiegel.



Dick Ket Composition au Violon.



Dick Ket Knotwilg in de Sneeuw.



Dick Ket Biddende Man.

Источники – Википедия, сайты 1, 2, 3 и др.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Dick (Dirk) Hendrik Ket | princess_Alba - Дневник princess_Alba | Лента друзей princess_Alba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»