Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеКронштадт. Морские ворота Санкт Петербурга


Город‑остров привлекает путешественников богатой историей, связанной с военно‑морским флотом России, тематическими музеями и просто красивыми локациями для прогулок. Разбираемся, какие места в Кронштадте стоит посетить в первую очередь и на что обратить внимание при планировании поездки.
Памятник Петру I в Кронштадте
История города
В 1703 году Пётр I приказал возвести на отмели неподалёку от острова Котлин форт «Кроншлот» для защиты молодой столицы Российской империи. Это была деревянная башня, построенная в сжатые сроки по проекту императора. Спешка не была напрасной: в 1704‑м крепость отбила атаку шведского флота.

Проспект флота при Котлине 1715

1721 год. План проекта крепости
Спустя 10 лет на острове уже работали портовые гавани, принимающие торговые корабли. Постепенно город‑крепость разрастался и в 1723 году получил название Кронштадт. Топоним восходит к сочетанию немецких слов krone (корона) и stadt (город) и подчёркивает особый статус населённого пункта, важного для защиты империи.
1788 год. Вид на город‑остров и Санкт‑Петербург
1790–1800 годы. Русский и шведский флоты под Петербургом
Известно, что над застройкой Кронштадта трудились лучшие архитекторы XVIII — начала XIV веков (Д. Трезини, С. И. Чевакинский, В. И. Баженов, Ч. Камерон), однако расположение города среди Финского залива обернулось проблемами: остров Котлин регулярно страдал от наводнений, под воду уходили и здания, и суда, пришвартованные в гаванях. Одно из самых разрушительных наводнений произошло в 1824 году. Тогда пришлось заново отстраивать значительную часть города.
«Кронштадт в России» Фрэнсиса Гибсона (1807)
1856 год. Кронштадт
Несмотря на все неприятности, Кронштадт процветал, а вокруг него возводили новые форты. Всего с момента основания города до XX века выстроили 21 укрепление. Некоторые сохранились до нашего времени, другие разрушила стихия и атаки неприятелей — теперь от них остались лишь руины.
Кронштадт. Форт «Император Александр I». Айвазовский И. К.
Кронштадт. Военная гавань зимой
Важнейшую роль в истории Кронштадта сыграло основание на Котлине военных учреждений: баз морского флота, судостроительных предприятий, офицерских корпусов и учебных заведений. В 1783 году Екатерина II даже приказала временно перенести сюда Адмиралтейство из‑за угрозы пожара.
1898 г.Строй гардемаринов Морского инженерного училища в день празднования столетия учебного заведения
1907 г.Подъем колокола на звонницу Морского собора
Во время Великой Отечественной войны город подвергался страшным бомбардировкам, но его жители продолжали работать. Здесь чинили военные корабли, отсюда отправляли на операции подводные лодки. А ещё город Кронштадт был частью Малой дороги жизни, через которую велось сообщение с Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом, переправлялись топливо, продовольствие и боеприпасы.

1935 г.Спортгородок,
1942 год. После обстрела Морского госпиталя
В советский период Кронштадт был закрытым городом. Всё изменилось в 1996‑м — с этого времени территория открыта для всех желающих. Сегодня Кронштадт входит в состав Санкт‑Петербурга как отдельный район. Ежегодно миллионы людей приезжают на Котлин, чтобы увидеть легендарный город‑крепость.

Современный вид города
Климат и погода
Кронштадт расположен на северо‑западе России, поэтому здесь бывает прохладно даже летом. Ситуацию усугубляют ветра, дующие с Финского залива, которым окружён остров Котлин. Благоприятным для поездок считается период с конца мая по начало сентября, а самым тёплым месяцем — июль, когда столбик термометра показывает выше +20°C.
Итальянский пруд в Кронштадте
Зимы бывают снежными и не слишком холодными: температура редко опускается ниже −10°C. В это время Кронштадт действительно красив. А дождливое межсезонье отлично подходит для знакомства с местными музеями. Осенью и весной сюда приезжает не так много путешественников, а потому исследовать экспозиции намного комфортнее.
Кронштадт зимой.
Как добраться
Кронштадт связан с Санкт‑Петербургом Приморским шоссе, проложенным среди Финского залива. Самый быстрый способ добраться до города — такси, но есть и другие варианты:
На автобусе. Рейсы стартуют от метро «Проспект Просвещения» и «Старая Деревня» несколько раз в час. Сесть на автобус можно по пути следования, например, одни маршруты проходят по улице Шостаковича и Комендантскому проспекту, другие — через метро «Беговая». Время в пути — чуть больше часа, если ехать от «Старой Деревни», и почти два часа от «Проспекта Просвещения», однако нередко автобусы приходят в пункт назначения позже из‑за пробок
Совет: если хотите добраться до туристического центра Кронштадта, выходите на остановке «Якорная площадь», а если едете в парк «Остров фортов» — на остановках «16‑й квартал» или «Гостиный двор». Правда, до последней локации в обоих случаях предстоит прогуляться 1,5 километра или пересесть на местный транспорт.
На метеоре или катамаране. Скоростные суда отправляются от центра Петербурга — причалов «Адмиралтейство», «Сенатская пристань» и «Зимняя канавка». Поездка обойдётся значительно дороже, чем на автобусе, а время в пути составит около часа. Главное преимущество этого способа — возможность увидеть с воды достопримечательности Петербурга и знаменитые форты Кронштадта. Однако зимой этот вариант недоступен
Метеорит в Кронштадтской гавани
С экскурсией. Вариантов однодневных поездок из Санкт‑Петербурга в Кронштадт много. Можно выбрать групповую экскурсию на автобусе, индивидуальную на автомобиле или мотоцикле, а также программу, включающую посещение фортов. А некоторые гиды предлагают после знакомства с Кронштадтом отправиться в Петергоф и Ораниенбаум
Транспорт
В Кронштадте развита система общественного транспорта — всего за 20–30 минут можно пересечь город на автобусе. Но не спешите покупать билет! От Петровского парка до остановки «Дом быта» ходят бесплатные шаттлы. Автобусы следуют через многие популярные достопримечательности, и пассажиры могут выйти на Якорной площади, Гостином дворе или форте «Константин».

Бесплатный автобус‑шаттл «Кронсититур»
Интересные места в Кронштадте
Город изобилует интересными местами. Если у вас есть пара дней на знакомство с Кронштадтом, получится увидеть большую их часть. Но если времени не так много, лучше остановиться на главных. Вот что стоит внести в программу-минимум.
Памятник адмиралу Макарову в Кронштадте
Морской Никольский собор
Эта визитная карточка Кронштадта появилась на карте города в начале XX столетия. Сам вице‑адмирал Н. И. Казнаков просил Николая II поддержать масштабное строительство храма, куда могли бы приходить моряки. В итоге в Кронштадте возвели роскошный белоснежный собор, сочетающий неовизантийскую эстетику и морские мотивы. Это не просто церковь, а настоящий памятник мужеству и героизму моряков. Стены собора украшали таблички с именами русских военных и священников, погибших в море.

Главный западный фасад, выходящий на Якорную площадь
Внешний вид Кронштадтского морского собора
Рельефы на Кронштадтском Морском соборе,
Рельеф Кронштадтского морского собора
Сегодня мы не можем оценить красоту собора в первозданном виде: в советское время пространство переоборудовали для проведения культурно-массовых мероприятий, и многие детали интерьера были безвозвратно утеряны. В нулевых постройку реставрировали. Наиболее точно удалось восстановить экстерьер здания, а вот помещения теперь выглядят иначе. Тем не менее зайти внутрь стоит, чтобы полюбоваться роскошными мозаичными окнами, разглядеть макеты кораблей, установленные по периметру зала, и подняться на смотровую площадку под куполом.
Морской собор. Купол.
Собор Владимирской иконы Божией Матери
Адрес: проспект Ленина, 32
Собор Владимирской иконы Божией Матери был построен в конце XIX века. Несвойственная православным церквям базиликальная архитектура сочетается в нём с русскими традициями внешнего декора. Последние работы по внутренней отделке завершились в 1882 году. В начале следующего столетия церковь получила статус собора и стал полковым храмом сухопутных войск Кронштадта.

Советские и военные годы мало сказались на состоянии собора. В начале 30-х годов его просто закрыли. Настоящие испытания начались для храма в 60-х годах, когда его решили переоборудовать под детский физкультурный центр. Сначала храм лишился крестов и колоколов, затем начали взрывать отдельные части здания. От взрывов треснули стоящие рядом дома, но собор устоял. Специальная комиссия после осмотра храма признала его ценным историко-архитектурным памятником и запретила продолжать работы. Восстановление началось спустя 30 лет, а в 1997 году состоялось первое после закрытия богослужение. Сегодня Владимирский собор полностью восстановлен.
Петровская пристань
Находится у набережной Кронштадта с XVIII века. Тогда это место называлось Котлинской гаванью, и причал наряду с другими постройками был выполнен из дерева. Современный вид в камне Петровская пристань приобрела во второй половине XIX столетия.

Сюда приходят, чтобы полюбоваться заливом и сделать фото на фоне стоянки военных кораблей. Однако это не всё, чем интересна Петровская пристань. К примеру, по бокам от причала стоят пушки, которые ранее находились на вооружении форта «Император Павел I», а чуть дальше по набережной можно увидеть орудия времён Крымской войны. Есть история и у якорей, украшающих вход на причал: они сняты с судов петергофского десанта.


Петровский парк
Своим появлением Петровский парк обязан военному губернатору Кронштадта Беллинсгаузену. После назначения на должность он взялся за благоустройство города. В финансировании губернатору отказали, и он на свои деньги расчистил центральные улицы и высадил сад в голландском стиле на месте бывшей Арсенальной площади. Центром нового парка стал памятник Петру I.
Памятник Петру I
Сегодня парк значительно разросся, старые деревья смыкают свои кроны над ровными ухоженными аллеями. Здесь нет аттракционов, шумных развлечений и кафе. Своей строгой планировкой он поддерживает общую атмосферу военного города. Петровский парк примыкает к набережной, где выставлены свидетели последнего военного подвига Кронштадта — якоря легендарных катеров «Петергофского десанта».
Памятный знак погибшим в Цусимском сражении
Прогулочный причал.
Петровский док
В 1720‑е годы император Пётр I занялся исследованием зарубежных сооружений, предназначенных для ремонта кораблей, чтобы возвести нечто подобное в Кронштадте. Работы на острове начались в 1719‑м. По проекту, в городской черте должно было появиться четыре канала, шлюзовые конструкции, соединённые с бассейном, где располагалось бы шесть ремонтных станций, причём половина из них должна была обслуживать суда в воде, а другая часть — на суше. На реализацию масштабной задумки при Петре не хватило денег, а впоследствии количество доков сократили.
Петровский док
Петровский док
В наши дни Петровский док закрыт для визитов. Путешественники могут увидеть одну из старых шлюзовых конструкций и пройтись вдоль Обводного канала, любуясь Купеческой и Средней гаванями. Отличным завершением прогулки станет посещение выставки военной техники под открытым небом (вход сюда платный). Среди впечатляющих экспонатов — юркий ракетный катер Р‑47 и огромный миноносец «Беспокойный». А в конце набережной Обводного канала стоит Белый маяк 1899 года постройки — единственное в мире действующее сооружение подобного типа, выполненное из дерева. Посмотреть башню изнутри не получится, зато можно сфотографироваться на её фоне.
Обводный канал

Морское орудие на фасаде зданий 1-го, 2-го и 3-го складов снабжения на берегу Обводного канала.
Обводной канал
Белый маяк
Футшток и мареограф
Адрес: ул. Макаровская
Футшток — планка с делениями, по которой измеряют уровень водной поверхности. На берегу Обводного канала расположен старейший футшток, который имеет нулевую отметку. Относительно неё вычисляется глубина всех рек, озёр и других водоёмов на территории бывшего СССР. Первый футшток представлял собой деления, нанесённые прямо на устое Синего моста. В 1889 году его сменила металлическая планка.
Автоматический футшток, или мареограф, установлен в небольшой жёлтой башне недалеко от Синего моста. В ней находится глубокий, сообщающийся с Финским заливом колодец. Поплавок на его поверхности соединён с пишущим механизмом.
Итальянский дворец
Адрес: Макаровская ул., 3
Итальянский дворец — последний и самый роскошный из трёх дворцов А. Меншикова, первого губернатора Кронштадта. Здание построено в 1724 году в стиле итальянского палаццо. Автором проекта был немецкий архитектор И. Ф. Браунштейн, состоявший на службе у Петра I.
За два века дворец много раз менял хозяев, достраивался и реконструировался. В 1764 году его передали Адмиратейств-коллегии, затем помещения занимали Морской кадетский корпус, Штурманское училище, Общественная детская библиотека. В начале XX века дворец расширили под нужды Морского инженерного училища. В советское время бывший Итальянский дом находился в ведении Балтийского флота. В 2012 году изрядно потрёпанное строение передали Центральному военно-морскому музею.
За три века здание в стиле петровского барокко утратило былую роскошь, лишившись многих архитектурных элементов. Последние потери оно понесло во время реконструкции в 80-х годах прошлого столетия — была разрушена Штурманская башня, уничтожены дубовые тамбуры и решётки бульвара.
С 1886 года перед парадным входом стоит памятник П. К. Пахтусову — мореплавателю, руководителю первой экспедиции на Новую Землю.
Памятник Петру Пахтусову перед Итальянским дворцом
Гостиный двор
Адрес: проспект Ленина, 16
Гостиный двор — торговый комплекс, своим появлением обязанный императору Николаю I. Государю не понравилось, как выглядят торговые ряды в Кронштадте. Он распорядился перестроить их, и в 1832 году на этом месте стояла уменьшенная копия петербургского Гостиного двора. Двухэтажное здание с колоннадой занимает квартал между улицами Ленина, Гражданской, Карла Маркса и Советской. Торговые помещения сдаются мелким и средним арендаторам. Здесь продаётся мебель, одежда, ювелирные украшения, работают салоны связи.
«Остров фортов»
Адрес: Цитадельское шоссе, 14ж
Масштабный музейно-исторический парк раскинулся на окраине Кронштадта, у берега Финского залива. Пространство рассказывает об истории военно‑морского флота России. В тематических зонах можно почитать информационные стенды и исследовать арт‑объекты. Например, композиция «Морская авиация» в виде зеркального самолёта отсылает к эпизоду Первой мировой войны, когда российские гидросамолёты Ми‑9 смогли отразить атаку немецких аэропланов над Балтийским морем.
«Остров фортов»

Главная дорога парка — Аллея героев российского флота — рассказывает об 11 исторических деятелях, связавших свою жизнь с защитой водных границ государства. Здесь установлены стенды с биографическими справками и картами военных сражений. Дополняют картину инсталляции, раскрывающие личность и подвиги каждого героя. К примеру, у постамента основателю российского флота Петру I стоит штурвал, а композицию об адмирале И. Ф. Крузенштерне, который в 1818‑м совершил кругосветную экспедицию, дополняет модель секстанта — прибора для навигации в море.
Аллея героев российского флота
Мемориал Петру I
«Остров фортов» привлекает гостей возможностью не только познакомиться с историей флота в незаурядной форме и сделать десятки памятных фото, но и просто отдохнуть у берега Финского залива, Например, в зоне «Остров мечтателей» проходят развлекательные мероприятия для юных посетителей и их родителей. А ещё на территории парка организуют культурные события. Самые крупные из них — летний фестиваль «Паруса Кронштадта», объединяющий любителей музыки, водных видов спорта и гастрономических открытий, а также рок‑фестиваль «Рокштадт».
Детская игровая площадка
Фестиваль тельняшки
Рок‑фестиваль «Рокштадт»
Маяк «Толбухин»
Адрес: акватория Финского залива
Самый старый в Кронштадте маяк «Толбухин» появился в акватории Финского залива в 1719 году. Он указывает заход в морской канал, или «Торную дорогу», как тогда назывался водный проход в Санкт-Петербург. Изначально сооружение было деревянным, вместо ламп внутри горели свечи. Современное название маяк получил намного позже в честь первого коменданта крепости и начальника гарнизона Фёдора Семёновича Толбухина.
Картина «Маяк Толбухин» В. И. Овчинникова
Маяк-ветеран до сих пор имеет огромное значение для судоходства. Он давно перестроен и оборудован современной техникой. Посмотреть на «Толбухин» можно только с моря во время водной экскурсии.
Маяк Толбухин:
Музеи Кронштадта
Погрузиться чуть больше в историю города советуем на тематических экспозициях. Вот несколько интересных для первого визита мест.
Мемориальный музей-квартира святого праведного Иоанна Кронштадтского
Адрес: ул. Посадская, 21
Музей самого почитаемого в городе святого Иоанна Кронштадтского, которого в народе называют просто Батюшка, расположен в обычном доме на улице Посадской, где он прожил 50 лет. Здесь вы сможете узнать подробности жизни проповедника, общественного деятеля и автора духовной литературы.
Экспозиция разместилась в двух комнатах. Среди экспонатов — подлинная мебель, портреты, несколько икон, макет Андреевского собора, где служил настоятелем Батюшка. В кабинете личные вещи и письменные принадлежности расставлены в том же порядке, как это было при хозяине.
В 1918 году с благословения патриарха Тихона в квартире освящена церковь в честь Живоначальной Троицы. В музее можно помолиться, здесь проводятся торжественные богослужения, служатся панихиды, принимаются записки, работает паломнический центр.
Музей «Дом маяков»
Адрес: Коммунистическая улица, 1
Ни в одном другом уголке России нет столько маяков, как в Санкт‑Петербурге. Только в Кронштадте их шесть, и один из них (Белый маяк) даже действует. Узнать подробнее о конструкции этих сооружений и посмотреть, как выглядели не сохранившиеся до наших дней образцы, можно в музее «Дом маяков».
Вход в музей
Кабинет смотрителя
Основная часть экспозиции — детализированные макеты с яркими лампочками. По ним легко отследить, как менялись маяки с течением времени. Начать погружение в историю стоит с осмотра модели «Журавль», больше напоминающей подъёмный механизм колодца. Ещё несколько веков назад подобные конструкции использовали по всей Европе, но сейчас их нигде не встретить.
Экспонаты музея
Среди впечатляющих экспонатов музея также осветительные приборы, снятые с маяков. Например, посетители могут оценить размеры фонаря, служившего в прошлом ориентиром для кораблей, проплывающих близ берегов Кронштадта. А ещё здесь есть отреставрированная линза 1960‑х. Она помогала рассеивать свет от мощной лампочки таким образом, чтобы его было видно на расстоянии до 60 километров.
Экспонаты музея

Музей военно‑морской славы
Адрес: Цитадельское шоссе, 18
Двухэтажное здание музея находится в отдалённом уголке парка «Остров фортов» у берега Финского залива. Это стильное пространство, оборудованное по последнему слову техники. На первом этаже располагается обширная историческая экспозиция, охватывающая период с VI до середины XX столетия. Залы рассказывают о водных торговых путях в Древнерусском государстве, переносят в XVIII век, чтобы познакомить посетителей с историей основания военно‑морского флота в Российской империи, и рассказывают о развитии судостроения. Среди самых впечатляющих экспонатов — модель старинной деревянной ладьи в пространстве «Сила стихии» и гидросамолёта М‑5 (такие были в ходу в начале XX века) в пространстве «Сила скорости».
Музей военно‑морской славы
Второй этаж занят экспозицией об истории флота начиная с середины XX столетия и появления ядерного оружия. Здесь ещё больше интерактивных экспонатов, которые понравятся и детям, и взрослым. При помощи одного из них, например, можно почувствовать себя капитаном ледокола и попытаться не врезаться в айсберг.
Экспозиция музея



Самый масштабный экспонат музея видно с улицы через панорамные окна здания. Это настоящая атомная подводная лодка модели К‑3, впервые запущенная в море в 1957 году под названием «Ленинский комсомол». До неё в Советском Союзе не было подобных судов с ядерной силовой установкой. Субмарина отработала больше 14 тысяч часов и была списана лишь в 1988 году. А в 2021‑м её переправили из Мурманска, где она находилась на стоянке, в Кронштадт, чтобы восстановить для экспонирования в музее. Посетители по предварительной записи могут изучить устройство подлодки и оценить условия жизни экипажа в восстановленных каютах.
Первая советская атомная подводная лодка К-3
Музей истории Кронштадта
Адрес корпусов: Якорная площадь, 2а и Ленинградская улица, 2
Узнать больше об основании города, строительстве фортов и быте местных жителей можно в здании у Морского собора. Экспозиция музея небольшая, но насыщенная: здесь собраны документы разных эпох и архивные фотографии, рассказывающие об истории Кронштадта, макеты городских достопримечательностей и подлинные вещи XIX–XX столетий, переданные в фонд кронштадтцами.
Музей истории Кронштадта
Экспонат музея
Экспозиция в здании городского водопровода XIX века на Ленинградской улице носит название «Подводная археология». Наиболее впечатляющая её часть посвящена кораблекрушениям. Здесь выставлены экспонаты, обнаруженные на затонувших кораблях: личные вещи моряков, оружие, посуда и рабочие инструменты. Особой атмосферой обладает часть выставки с фрагментами кораблей и разбросанными по ним предметами быта, камнями и пушечными ядрами. Благодаря хаотичному размещению экспонатов и зеленоватой подсветке зала, создаётся ощущение, будто наблюдаешь прямо в море за настоящим кораблём, потерпевшим крушение.
Здание городского водопровода XIX века
Экспонаты музея

Музей‑макет фортов Кронштадта
Адрес: Макаровская улица, 2
Экспозиция музея размещается в двух залах, где выставляются макеты фортов, созданные при участии историков по старинным чертежам в масштабе 1:87. Посетители могут в деталях разглядеть каждую модель и послушать аудиоэкскурсию об истории строительства и нюансах устройства каждой крепости. Не стоит думать, что музей — лишь скучное собрание макетов: каждый из них оживает благодаря визуальным эффектами и движущимся деталям. Например, к мини‑версии форта «Александр I» подплывает пароход с забавным названием «Микроб», пришвартовывается, а затем на пристани начинается разгрузка корабля.

Интересно, что музей занимает часть здания Голландской кухни — места, где готовили пищу для моряков, прибывших в Кронштадт на торговых кораблях. В XVII веке постройка была деревянной, а в 1805 году на её месте возвели корпус из красного кирпича. Именно он сохранился до наших дней и был отреставрирован совсем недавно. Другую часть здания занимает музей «Голландская кухня», где подробно рассказывают, как функционировало здание со времён Петра I.
Форты Кронштадта
Главная гордость морского города — могучие цитадели, которые веками защищали государство от врагов. Рассказываем о трёх популярных кронштадтских фортах с интересной историей, до которых можно добраться как с экскурсией, так и самостоятельно.
«Император Пётр I»
Этот форт, возведённый недалеко от острова Котлин в 1724 году, стал вторым по счёту оборонительным сооружением Кронштадта. Строительство инициировал император Пётр I, а поводом для этого послужила необходимость защиты популярной Купеческой гавани от возможных вражеских атак. Форт «Цитадель» и «Кроншлот» образовали мощную оборонительную систему, препятствующую продвижению неприятеля к столице.
Первоначально масштабное укрепление, обнесённое рвом и вмещающее более 100 огневых точек, построили из дерева, однако после разрушительного наводнения 1824 года его воссоздали в камне. А спустя 10 лет «Цитадель» получила новое название в честь Пётра I.
По прямому назначению сооружение не используется с XX века. Сначала территорию отдали под военные исследовательские лаборатории, во время Великой Отечественной войны в помещениях развернули производство боеприпасов, а после — склады. В наши дни форт «Император Пётр I» находится на реставрации. Ожидается, что вскоре он станет частью парка «Остров фортов». Кстати, именно в парке стартует дорога к крепости, открытая для посетителей. Отсюда можно оценить масштабы постройки, но лучше всего осматривать крепость с воды, отправившись на экскурсию по фортам Кронштадта.

«Великий князь Константин»
Крепость начала XIX века впервые появилась в рамках подготовки северных границ империи к войне с Англией. Строить нужно было быстро, поэтому в качестве основного материала использовали дерево. А поскольку сооружение было двухэтажным и находилось у Южного фарватера, назвали форт незамысловато — «Двойная Южная батарея». Конфликт между государствами удалось урегулировать дипломатическим путём, поэтому крепость не пострадала в сражениях, однако бушующее море в первые десятилетия существования постройки нанесло ей серьёзные повреждения.
В 1834 году в цитадель прибыл Николай I, чтобы оценить состояние форта. Тогда император принял два важных решения: оставить постройку деревянной и дать ей новое имя — «Константин», в честь собственного сына.
Укрепления центральной части форта
Лишь во второй половине XIX века форт решили перестроить в камне. Остров, где находится «Константин», расширили и обнесли могучими стенами с многочисленными огневыми точками. С годами мощь форта нарастала: начали строиться новые батареи, старое вооружение поменяли на передовые модели. Удивительно, но при этом крепость практически не использовалась в военных конфликтах, а в 1960‑е и вовсе перестала носить статус фортификационного сооружения.
Казарменный корпус.
Возрождение крепости в качестве туристического объекта произошло в конце нулевых. Историко‑культурный комплекс «Форт Константин» стоит посетить, чтобы прогуляться по старинным стенам, сделать фотографии на фоне проходящих мимо кораблей и заглянуть в местные музеи — «Пушкарь» с экспозицией об истории форта и «Музей маяков», рассказывающий о развитии этого вида навигационных сооружений.
Пороховые погреба 8" и 6" орудий.
«Риф»
Самый необычный форт Кронштадта, основанный в 1889 году в качестве полигона для испытания разработок военных инженеров. Вскоре «Риф» дополнили брустверами и батареями и начали использовать для защиты города от вражеских кораблей, прорвавшихся в Финский залив. Форт регулярно реконструировали и обновляли, что позволило ему проработать до второй половины XX века, причём закрытым объектом он считался и в начале 2010‑х.
В 2020‑м «Риф» открыли для всех желающих. Теперь это одно из самых атмосферных мест Кронштадта. Территорию с многочисленными постройками можно осмотреть и даже прогуляться по нагоняющим жуть тёмным подвалам. Один из самых любопытных объектов «Рифа» — капонир, то есть помещение, оборудованное для дистанционного запуска стрельбы из 20 орудий одновременно. Испытывали такую чудо‑машину на местном полигоне.
Капонир
Батареи XIX‑ХХ веков
Где поесть
В Кронштадте есть масса кафе и ресторанов на любой вкус. Заведение с хорошими отзывами можно найти недалеко от Якорной площади. А если вы решили прогуляться по набережной и вдруг проголодались, дойдите до Итальянского пруда и Купеческой гавани — там организована стоянка фудтраков и можно пообедать с красивым видом на залив. Однако будьте готовы выложить круглую сумму даже за скромный перекус. Больше всего заведений общепита находится вдали от популярных локаций: на проспекте Ленина — главной улице Кронштадта — есть уютные ресторанчики и кофейни, бюджетные кафе и точки фастфуда.

https://experience.tripster.ru/articles/kronshtadt/
https://extraguide.ru/russia/kronstadt/sights/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кронштадт
******************
Серия сообщений "***Петербу