Родовые обряды для мальчиков
http://yarilo.com.ua/tradition/ancestral-rites/man
Когда приходит в мир мужчина, его миссия в том, что бы он проявлял себя как хозяин, воин и духовный человек. С самого рождения, его учат быть мужчиной.
Первое посвящение мальчик проходит в миг своего рождения, второе — в 1 год — называется «Пострижины». В 3 года происходит посвящение «Сажание на коня». От 6 до 8 лет (зависимо от психологического развития ребенка) проводится посвящение «Подпоясывание». Эти обряды имеют глубокий духовный смысл, и позволяют ребенку качественно выйти на новый духовный и психический уровень.
Но кроме посвящений, которые проходят в роду, есть и те, которые проходят в коллективе. Эти коллективы назывались в древности общины. Так были общины мальчиков от 7 до 13 лет, от 14—16 лет, от 17 до 21 года, и женатые мужчины имели свою общину, но слово в этой общине имел только тот, кто имел детей.
Коллектив имеет свои законы, пребывая в котором мальчик проявляет свои качества и тренирует свой характер. Посвящение в роду после 3 лет, возможно, после того, как мальчик прошел посвящение в коллективе. Сегодня сложно для мальчика провести такое коллективное посвящение, поскольку нет такого коллектива, и нет тех, кто выступает учителями для этих мальчиков.
Четырнадцать лет мы проводим казачьи лагеря для наших детей разного возраста, наш опыт работы и те знания, которые были переданы старшими в наших родах, позволили создать прекрасные условия для детей и подростков пройти путь воина на их уровне физического и духовного развития.
Путь воина должен пройти каждый мужчина. С самого рождения мир кует его мужественные качества. И тогда, когда наступает момент его истинной реализации в мире, он раскрывает себя как лидер — Мужчина с большой буквы.
Дорогие родители, мы приглашаем Вас и Ваших сыновей пройти этот путь.
Заканчивается год возрастным посвящением, в народе его называют — Пострижинами. Когда ребенку исполняется год, отец и мать, дедушка и бабушка, Божат и Божатка (кумовья) тщательно готовятся к этому действию.
Матушка должна подготовить одежду. Вышивает рубашку мать или бабушка из той ткани, которые подарили Божатки на крижмо, мужскими узорами, это могут быть — алатыри, васильки, петушки, свастики. Штаны дарит Божат, цвет их должны быть белый, ткань — лучше всего лен. Божатка же дарит обереги и ткань на новую вышитую сорочку, лишь бы иметь готовила следующую рубашку на посвящение, которое будет происходить в три года.
Кроме того, на посвящение нужно: два парных вышитых полотенца (полотенца в семье должны быть для каждого ребенка отдельно), каравай, который печет бабушка или мама, ножницы, освященные огнем и водой, полтора метра белого лена.
Праздник начинается рано утром для матери и отца. Вместе они встречают Дажбога, Солнышко-Красное, с молитвами за здоровье и счастливую судьбу сына.
После молитвы-призыва Богов в жилье, отец и мама должны принести пожертвование Богам. Это может быть хлеб, положенный на воду, пшеница, рассыпана по земле, молоко с медом вылито в речку или на благодатную землю. После этого семья идет домой, и готовит купель для сына. Отец же греет воду для купели на открытом огне.
Обязательно в эту воду нужно положить пепел со священного костра, взятого на капище во время православления или какого-то большого праздника. Этот пепел посвятит ребенка Божьим благословением. Купать нужно, если это весна, лето или ранняя осень в травах, которые растут в этот период, но травы должны быть мужские. Если же уже пора такая, что травы отошли, тогда можно сушенные: первоцвет, чабрец, веточки дуба (дуб нужно прибавлять всегда), ореховая листва. Лишь помните, травы должны быть мужские.
После купели, ребенка празднично одевают, и готовятся к празднику. Мать и бабушка красиво украшают Покутье, на нем выставляются мужские образы Богов и пару Ладу и Сварога, но по центру должен стоять Коляда Божич, под Покутье ложатся мужские атрибуты, плуг, оружие, книги.
Начинается праздник, когда все родственники сошлись, и ребенок готов к прохождению посвящения. Очень важно, чтобы родственники и гости были положительно настроены, желали добра семье, а особенно ребенку. Никогда не приглашайте людей, к которым не имеете теплых чувств. Если с родственниками есть проблемы в отношениях, тогда первое что сделайте, разберитесь с этими отношениями. Помните, что ключ от всех трудностей, которые возникли между Вами и родными, нужно искать в себе.
Задолго до праздника, подумайте, почему нет гармонии в семье, в чем недовольна родня. Войдите в ситуацию конфликта, посмотрите на нее их глазами, их эмоциями. А теперь подумайте, как сделать так, чтобы снять линию напряжения. После этого в духовном плане попросите извинение у своих родственников, а в явном материальном мире пойдите им на встречу, по возможности дайте то, что они просят, измените свое поведение, проявите тепло в отношениях и взаимоуважение. Работайте над гармонизацией рода, до тех пор, пока Вы не создадите благоприятные отношения в роде. Лишь теперь Вы можете подходить к родовому посвящению своего сына в полной мере.
И так Ваш род собрался в счастье и радости. Теперь возле Покутья ставится лавка, или стул без спинки, на него стелется на изворот тулуп. Тулуп посыпается пшеницей, деньгами и сладостью (сахар, конфетки и т. п.). Старший в роде, или бабушка повитуха начинает праздник молитвой к предкам:
После молитвы, старший в роде говорит речь о роде мальчика. Нужно вспомнить всех, кто был в этом роде, особенно тех, кто был праведным и сделал много геройских поступков для своего рода и народа, кто праведно жил и кого Боги благословили особыми дарами. Проговаривая речь, мы своими воспоминаниями приглашаем души предков в дом на праздник, множим их силу здесь и сейчас. Это дает им возможность благословить ребенка своей праведностью и мудростью. Когда мы упоминаем конкретные праведные черты дедов и прадедов, именно эти черты мы программируем у ребенка.
После речи отец и мать говорит молитву за ребенка:
После этого, Божатки берут мальчика на руки, и Божат садит его на кожух, при этом деды и бабушки поют обрядовые песни. Песни каждый род бережет свои, если Ваш род не сохранил таковых, тогда можете петь песню „многая лета”, или же „Роде наш красный”. После этого дедушка и бабуся берут каравай на вышитом рушнике и держат над головой мальчика, проговаривают молитву к Роду Всевышнему.
С рождения и до трех лет, ребенок находится под опекой Коляды-Божича. Благословение в год Колядой Божичем дает ребенку доброе начало перед стартом, и формирует гармоничное духовное и физическое состояние.
После провозглашения молитв, Божат берет ножницы, которые перед тем бабушка или бабка-повитуха на огне заговорила, и состригает по кругу восемь раз, начиная из левой стороны вверху над шеей (затылок) и по кругу стрижется, Божатка приговаривает молитву-славу к каждому Богу, по кругу из какой стороны стрижет Божат.
На жертвеннике должна гореть свечка, которую также мама, или отец должен заговорить. В огонь нужно молитвой к Огнибогу призвать святой дух Всевышнего. После этого, огонек засветится уже не желтый, а золотым отсветом с «короной». Свечку нужно поставить на тарелочку, после каждой стрижки, часть волос Божатка сжигает, при этом продолжая проговаривать молитву-славу. Остатки волос Божатка снимает на белое полотно, которое расстилается на тулупе возле ребенка. Итак, первый, к кому мы обращаемся — это Божич-Коляда.
1 — Коляда Божич — Слава Божичу за доброе начало, счастливое детство.
2 — Велес. Слава Велесу за мудрость и здоровье.
3 — Ярило. Слава Ярилу за мужество.
4 — Леля, Лада. Слава Лели и Ладе за любовь и гармонию.
5 — Купало. Слава за семейное счастье.
6 — Перун. Слава за воинственные умения.
7 — Мать Слава. Слава за славный жизненный путь.
8 — Световид. Слава Световиду за мудрость.
Теперь, когда обрядово волосы сострижены и сожжены, Божат или отец, или дед (только мужчина) может достричь ребенка налысо, лучше всего это сделать ножницами, если ребенок не дает этого сделать, тогда можно машинкой.
Когда процедура закончена, мама и Божатка собирают остриженные волосы ребенка, заворачивают в белое полотно, завязывают крепко на четыре конца и сжигают в печи, приговаривая: пусть сгорят все болезни, все темное и черное. Огонек братец, гори, выгорай, все хвори моего сына испепеляй. Если печи нет, нужно, чтобы отец на дворе держал разведенным костер, и через окно бабушка или мать, или Божатка подала ему.
Если Вы живете в многоэтажном доме, можно сбросить через окно и отцу нужно поймать. Сжечь можно и потом, но стараться это сделать до того, как солнце зайдет. Через окно нужно подавать для того, что бы не вынести всю судьбу ребенка из дома прежде времени. Ребенок до 7 лет находится в доме, как в своеобразном яйце, которое выхаживает этот ребенка. Поэтому до 7 лет ничего из одежды или других предметов детских отдавать нельзя никому, чтобы не отдать его судьбу.
Как волосы сгорают, семья одаривает подарками ребенка, после чего мать приглашает всех за стол. Когда все гости сели, старший в роде, или отец семьи встает и говорит молитву к пище:
Отец Перуницею освящает пищу на столе и проговаривает к гостям: на добро и счастье употребляйте.
Теперь, когда пострижены прошли, праздник закончился, отец и мать должны стараться относиться к ребенку уже не как к малышу.
Это посвящение позволяет ребенку собрать силу своего рода и, явным образом четко проявить себя в своем роде.
Сажание на коня
Чрезвычайное событие в жизни Вашего сына, сегодня у него праздник. Семья принимает его, как будущего мужчину. Возрастное посвящение, которое происходит в три года, называется в народе „сажанием на коня”. Этот обычай очень и очень древний, несмотря на то, что сегодня традиция возрастных посвящений разрушена, и все же во многих селах остались рассказы об этом обряде.
Давайте подумаем, что ребенок получил до трех лет. 1 — К году жизни, он прошел все очистительные обряды и его отъединили от мира Нави, ребенок себя собрал духовно и телесно в мире Яви и утвердился как человек. 2 — В год его приняли в род, и вся семья благословила его на счастливую жизнь, духовно одарив его, наполнив своей поддержкой и силой. Постригши волосы мальчику — обозначили его путь как мужчины. 3 — До трех лет отец своим примером и обучением вложил в него подсознательное понятие мужчины, его важнейшие черты, зачатки мужского мышления и поведения, мать же научила его принимать любовь и отдавать ее. Мальчик подошел к осознанию себя как мужчины.
Итак, что должно дать посвящение.
Во-первых, это утверждение и закладка мужских черт (мужество, сдержанность, твердость, бесстрашие, упрямство, уверенность, сила). Именно сейчас как никогда, отец увидит, как легла его наука, в экстремальных условиях ребенок покажет свой настоящий характер.
Во-вторых, это действие, направленное на проявление внутренней силы и характера мальчика, который проявит себя в нем вовремя большого испытания. Именно эта внутренняя сила активизирует все воспитанные в нем мужские качества, после этого посвящения, отец будет растить все проявленные черты, воспитание новых, будет даваться намного тяжелее.
В-третьих, первое прикосновенье мальчика с незримой и зримой силой животных учит его овладевать неизвестным, а особенно, когда это неизвестное намного больше, сильнее и непредсказуемо. Прикосновенье к сознанию животного, к его энергетической силе раскрывает у ребенка необычное восприятие. Мальчик будто попадает в новый мир, где границы не такие, как были до сих пор — они намного более широки и значимей.
И, в-четвертых, когда мальчик садится на коня, его половые органы получают такой заряд мужской плодотворной силы, который невозможно ни с чем сравнить. Энергия коня активизирует всю его детородную и половую функцию. После этого обряда, Ваш сын в будущем никогда не будет страдать на бесплодие или импотенцию. Разве, что проявятся кармические, врожденные или приобретенные неправедной жизнью проблемы со здоровьем. А когда мальчик будет вести здоровый образ жизни, тогда за его здоровье в этой сфере волноваться не стоит.
По тому, как ведет себя конь и мальчик во время посвящения, можно судить и о судьбе ребенка, и о его характере. Об этом мы расскажем потом, а сейчас давайте поговорим о коне, как магическом существе.
Конь — у наших предков выступает перевозчиком между мирами Прави, Яви и Нави. Он — воплощение справедливости, и несет в себе глубокую магическую суть. Именно конь, наилучший побратим для воина, в песнях мужчины часто его называют братом. Конь — независимое животное, сильное, смелое и норовистое. Настоящего породистого коня может оседлать лишь тот, кто имеет смелый и сильный характер. Он хорошо ощущает своего всадника и часто сбрасывает «слабого» седока. Конь ощущает опасность намного раньше человека. Само животное очень благородное и сильное. Посадка на коня способствует духовно-магической передаче этих качеств от коня к мальчику.
А теперь мы расскажем о том, как проходит обряд.
Утром мама и отец обращаются в молитвах к Богам нашим родным, приглашают их прийти в гости. С сегодняшнего дня Коляда Божич отдает свое опекунство над ребенком Симарглу, Богу земного огня. Его наши предки видели и как крылатой собакой, и как крылатого коня. Конем он прилетал к людям тогда, когда нужна была его магическая сила, когда человек делал переход с одного состояния в другой. Когда коня приводили на двор к ребенку, Симаргл проникал в сознание коня и сам посвящал мальчика, проявляясь через кожу коня огнем, и через его рот — паром, дыханием.
После молитв и прославлений — обязательное омывание ребенка, мама купает его в душистых травах. Травы должны быть мужские. Во время купания мама приговаривает на здоровье сына, ум, мужество. Для этого действия должна быть приготовлена одежда: вышитая рубашка и мужские штаны (шаровары, и т. п.). Вышивка должна быть ярко красная, защитная, лишь одежда без пояса! Подпоясывание ребенка происходит в семь лет, и это значит, что теперь ребенок идет на обучение.
Мать провожает сына из дома, а перед тем, возле Покутья стелет тулуп на лаву, на тулуп отец посыпает зерно и деньги, под лаву ставит плуг, оружие, уздечку от коня и книгу. Вместе все обращаются в молитвах к Сварогу и Ладе, Ярилу и Перуну, особые молитвы к Симарглу, чтобы опекался ребенком, помогал воспитывать их сына. Бабушки кладут на вышитый рушник каравай и, держа над головой внука, благословляют его на счастливую судьбу и мужественный мужской характер.
После всех молитв отец берет сына за руку, снимает из тулупа и спрашивает, желает ли он настоящим воином стать, защитником рода своего? Если ребенок с радостью отвечает да, тогда праздник продлевается. Отец ведет сына за руку на двор, где Божат, или дедушка держит за уздечку коня. Сзади ребенка обязательно идет кто-то из женщин: мать или Божатка с хлебом на вышитом рушнике. Перед посвящением, отец трижды кланяется дому, как храму, и сын также, и целуют каравай. После чего, все женщины их благословляют на обрядодейство.
Нужно, чтобы все были празднично одеты и ощущали всю важность каждой минуты обряда. Теперь женщины остаются за порогом дома, а во двор выходят лишь мужчины. Возле коня, должна собраться вся мужская часть рода. Сын должен ощущать, что он сейчас герой и центр всех событий. Теперь, когда все ждут, отец, подбодрив сына, берет его на руки и сажает на коня, говоря: а ну, казаче, покажи, из какого ты рода племени, и гордиться ли мне тобой, как вырастешь, славу принесешь роду нашему? Когда мальчик сядет на коня, отец берет за повод коня и трижды проводит коня с сыном вокруг дома.
Очень важно в настоящее время говорить (программировать) сына на мужские качества.
1-ый круг — вокруг дома. Вы учите и программируете ребенка, как хозяина дома: «Хороший хозяин из тебя будет, работящий! И богатства будешь иметь вдоволь и семью будешь иметь добрую. Жену умную, хозяйку добрую, и деток много, чтобы род наш множился и плодился, и много нас было ».
2-ой круг —вокруг дома. Вы учите его как воина, защитника рода своего: «Вот вырастешь ты у меня сильным воином, честью и славой покрытый путь твой. И гордится тобой весь род и народ наш. Добрый воин, сын мой, смелый и отважный, ловкий в оружии всяком.»
3-ий круг —вокруг дома. Идет наука мужчины ведающего: «Умный ты у меня сын, и читать, и писать, и знаний много иметь и знать должен. Так как ум — это, прежде всего, то, что мужчина должен развивать в себе. И еще Богов любить. С умом все сладится, а с любовью к Всевышнему всегда тебе благословение будет от предков и Богов наших.»
Объезжая вокруг дома, смотрите, как ребенок реагирует на Ваши слова, какие ему больше к сердцу придутся, а какие — меньше. Речь Ваша должны быть четкая и громкая. Четко и громко проговаривайте каждое слово, так, чтобы ребенок их хорошо слышал. Не спешите наговорить много, должно быть вдоволь: ни мало, ни много. Нужно употреблять лишь утверждающие слова. Без частицы «не», «нет», избегайте таких слов. Например, скажете: «не боишься» — сознание ребенка воспримет — боишься. Отрицательные слова: «чтоб ты у меня не был бездельником и. т. д» в таких важных моментах нельзя говорить. Все должно быть в настоящем и будущем времени , и очень положительное: «трудолюбивый у меня сын (Ярослав) и будешь таким».
Перед тем, как снимать его с коня, нужно, чтобы все мужчины, которые в жизни были успешными, похвалили его мужество. Отец должен позвать маму, чтобы и она высказала сыну свою радость, от того, что он у нее такой крепкий и сильный. Присутствие мамы в этот момент очень важно, ведь это признание женственностью — мужества.
Теперь, отец снимает сына, все мужчины говорят какой он мужественный казак, и спрашивает, желает он еще на коне ездить или нет? Если ребенок говорит, что да, значит, все обстоит благополучно, Вы воспитали на данном этапе прекрасного будущего мужчину. Если же он боится и говорит нет, не разочаровывайтесь, но подумайте что было не так, чего он испугался. Не показывайте сыну своего недовольства, это плохо ляжет на его подсознание, и в будущем, он будет бояться испытаний. Наоборот, поддержите его силой своего духа, скажите, что это было легко и весело.
Дальше, все мужчины готовят обрядовый костер во дворе, где стоит Ваша Божница. Сын должен активно участвовать в подготовке костра. С молитвами, старший в роде, или отец разжигает огонь, призывая Симаргла прийти к его дому и взять под опеку сына. В огонь ложится пожертвование Богам. Сначала молоко с медом, а потом — каравай, который испекли бабушки.
Вся семья обращается к Богам, молясь за счастливую судьбу сына, чтобы помогли ему получить славу и честь. От рода пожертвование ложатся в огонь. Старший в роде призывает предков помогать внуку, опекаться им и поддерживать в сложную минуту. Свою молитву говорит и мальчик. После действия над огнем, мать приглашает всех к столу. Отец ведет сына за руку к дому, гости одаривают ребенка, приговаривая хорошие пожелания.
После застолья родня расходится, оставляя дома семью, у которой растет настоящий мужчина, защитник рода, и Матушка Слава, стелет ему путь как предкам нашим — знатный и геройский. Слава великая мужественным воинам нашим, которые из таких детей возрастают!
Подпоясывание
Обряд подпоясывание символизирует собой духовную и телесную готовность ребенка к обучению. Утром мама и отец обращаются в молитвах к Богам нашим родным, приглашают их прийти в гости. После этого родители готовят ребенку купель, в этом ему помогает отец, или же сам ребенок умывает свое тело.
Родители или Божатки готовят одежду. Пояс для ребенка дарит дед, или Божат, в крайнем случае, отец. Утром собирается весь род, обязательные атрибуты — каравай, который бабушки пекут, тулуп, вышитые рушники. На Покутье выставляются Боги, которые помогают в обучении. Если ребенка отправляете учиться торговому мастерству (хотите, чтобы он был бизнесменом) — на Покутье ставьте образ Велеса. Воинскому искусству — образ Перуна, духовным знаниям — Сварога.
После этого возле Покутья стелется тулуп на лаву, на тулуп отец посыпает зерно и деньги, под лаву ставит плуг, оружие, уздечку от коня и книгу. Вместе все обращаются в молитвах к Сварогу и Ладе, Перуну, особые молитвы к Яриле, чтобы опекался ребенком, помогал воспитывать их сына. Бабушки кладут на вышитый рушник каравай и, держа над головой внука, благословляют его на добрую учебу, кроме старших в роде благословляет и отец с матерью. Отец рассказывает, чему должен научиться его сын, кто учитель, и какого результата от обучения ждет семья.
После этого отец берет сына за руку, снимает из тулупа и спрашивает, желает ли он постигать науку? Если ребенок с радостью отвечает да, тогда праздник продолжается.
Если Вы отдаете сына на обучение и сами ведете его туда, тогда отец ведет сына на обучение. (Это можно сделать, перед тем, как вести ребенка в первый класс). После этого посвящения, отец трижды кланяется дому, как храму и сын также, целуют каравай, который держат на руках бабушки или мама, и отправляются в путь. В пути до места пребывания, отец должен рассказать сыну, на что ему больше обратить внимание, как вести себя, какой должен быть результат от его обучения, чем это поможет семье, роду, народу и главное, чего сам ребенок для себя достигнет.