1. Английская технология выполнения витража
2. Материалы для изготовления витража
3. Инструменты и приспособления для изготовления витража
4. Техники изготовления витражей
Английская технология выполнения витража
Вот как выглядят витражи, выполненные по английской технологии.
[показать]
[243x324]
[243x324]
Преимущества Английской Технологии Накладного Витража.
Английская технология действительно обладает рядом преимуществ перед другими техниками изготовления витража. Благодаря тому, что английский витраж делается на цельном стекле, отсюда вытекает ряд преимуществ:
В Чём Заключается Английская Технология Накладного Витража.
Английская технология заключается в том, что на стекло наносятся специальные самоклеящиеся витражные покрытия (плёнки) с различными эффектами, имитирующие стёкла. Стыки витражных покрытий закрепляются самоклеющейся свинцовой лентой.
Покрытие витражное клеится только с одной стороны стекла, но одинаково смотрится с обеих сторон. Свинцовые переплеты наносятся с двух сторон стекла. Стыки свинцовых линий запаиваются.
Для изготовления таких витражей используются высококачественные английские материалы, которые обладают влагоустойчивыми, морозоустойчивыми и термоустойчивыми свойствами. Они очень крепко держатся на стекле. Витражи, выполненные по этой технологии довольно долговечные, даже витражные студии (и я в их числе) дают своим заказчикам гарантию на них 10 лет.
Теперь давайте посмотрим, как это делается на последовательных этапах изготовления конкретного витража.
Этапы Изготовления Витража По Английской Технологии.
Этап 1
В первую очередь на стекле выкладывается свинец по сделанному в натуральную величину рисунку витража.
Свинец представляет собой мягкую пластичную свинцовую ленту с клеевым слоем.
Наносится такая самоклеящаяся лента очень легко – сначала направляете её по рисунку, слегка прижимая пальцами к стеклу, а затем разглаживаете специальным прижимом (лопаткой) для прочного приклеивания.
Этап 2
Потом стекло переворачивается, и на него наносятся самоклеящиеся витражные покрытия различными способами. Для этого используется специальный стол с подсветкой. Этот этап для новичка немного сложнее, но только по началу. Уже после нескольких приклеенных кусочков Вы почувствуете уверенность, и работа пойдёт легко и приятно!
Этап 3
Поверх покрытия снова выкладывается свинец. Он должен совпадать с рисунком свинца на другой стороне стекла. Для этого также используется специальный стол с подсветкой, чтобы рисунок просвечивал через плотные витражные плёнки.
Этап 4
Все стыки свинца запаиваются. Это делается с помощью обычного паяльника и припоя, состоящего из олова и свинца. После этого свинец можно зачернить для большей выразительности и контрастности рисунка. Для этого свинец протирается мягкой тканью, смоченной в специальной жидкости, соприкосновение с которой вызывает у свинца химическую реакцию, и он чернеет. Обязательно надевайте резиновые перчатки при чернении, чтобы защитить руки! И не забудьте перед чернением хорошенько потереть свинец жесткой тканью, чтобы снять окислы.
Вот так выглядят все этапы изготовления витража по английской накладной технологии. Накладные витражи и вправду делаются довольно быстро и легко, а выглядят очень эффектно и профессионально.
Материалы для изготовления витража
Все материалы для накладного витража используются очень хорошего качества, очень крепко держаться на стекле. Они обладают прочностью, устойчивостью к перепадам температуры, морозам. Витражные материалы не боятся влаги, что позволяет устанавливать витражи в ванной комнате, и даже сделать витраж на стекле душевой кабины. Производитель материалов дает на них гарантию 15 лет, хотя и по истечению этого срока с витражами ничего не происходит.
Основными материалами для накладного витража являются витражные покрытия и свинец.
Свинец
Что представляет собой свинцовая лента, и как она наносится, можно узнать из электронной книги Ирины Кисилевой subscribe.ru/archive/home.interior.vitrag/201009/17195156.html .
Кроме декоративного свойства имитации классического витража, у свинца есть еще и практическое назначение - это закрепление витражных покрытий на стекле и герметизация стыков пленки. Поэтому я не рекомендую делать витраж из одних пленок, без свинцовых переплетов. Он может оказаться не долговечным. Из-за постоянного механического воздействия, мытья витража края пленок со временем могут начать отходить от стекла.
![]() |
Свинец выпускается в катушках, длина свинцовой ленты составляет 50 м. Ширина свинцовой ленты бывает 3 мм, 4,5 мм, 6 мм, 9 мм, 12 мм.
Для интерьерных витражей лучше всего использовать свинец на 4,5 мм. Для витражей небольших по размеру или для мелкого рисунка подойдет свинец на 3 мм. |
Я иногда комбинирую на одном витраже свинец на 4,5 со свинцом на 3 мм, мелкий рисунок выкладываю тройкой, а остальной рисунок соответственно свинцом на 4,5 мм.
Свинец на 6 мм, 9 мм, 12 мм обычно используется для выкладывания по периметру витража - чем крупнее витраж, тем шире свинец. Также эти виды свинца можно использовать для выкладывания основного рисунка на витражах большого размера.
Покрытия
Из книги Вы узнали о том, что покрытия смотрятся одинаково с обеих сторон стекла, несмотря на наличие клеевого слоя с одной стороны. Сейчас я расскажу более подробно об этих материалах. Покрытия, или другое название - витражная пленка, выпускаются листами обычно строго определённого размера. Этот стандартный размер следует учитывать при рисовании эскизов и обсчёте необходимого количества листов покрытий. |
![]() |
Для выбора цветовой гаммы витража существуют образцы пленок, оформленные в веера. Очень рекомендую, при первом заказе материала, приобрести их. Комплект образцов состоит из пяти вееров.
![]() |
Виды витражной пленки:
- Не прозрачная - Средней прозрачности - Прозрачная - Бесцветная (с имитацией напыления) |
Не прозрачная![]() |
Средней прозрачности![]() |
Прозрачная![]() |
Бесцветная![]() |
Когда Вы впервые увидите листы витражного покрытия, возможно, Вы удивитесь тому, что они отличаются по цвету от образцов. Так и должно быть. Цвет кажется другим из-за слоя бумаги, на котором держатся самоклеящиеся плёнки. Когда Вы наклеите плёнку на стекло, её цвет и плотность обязательно совпадёт с образцом.
Когда выбираете покрытия для витража, всегда думайте о том, какого эффекта вы ожидаете, должен витраж быть прозрачным или плотным, сколько света должен пропускать через себя.
Отдельно хочу сказать о пленках с разводами. Это очень красивые, имитирующие сложные переливы стекла пленки, но их лучше использовать в меру. То есть лучше не делать витраж из одних «полосатых» пленок. Их следует лишь добавлять к однотонным плёнкам. Особенно это относится к ярко выраженным контрастным разводам.
Выбор цветовой гаммы – это очень ответственный и творческий процесс. Один и тот же рисунок витража, выполненный в различных цветовых гаммах, смотрится абсолютно по-разному. Поэтому образцы вееров – это необходимая вещь для подбора цветов Вашего будущего витража. Обязательно используйте их, чтобы избежать возможного разочарования от готового витража, который вдруг не так удачно вписался в Ваш интерьер, как Вам хотелось.
Вот Вы узнали вкратце, что из себя представляют основные материалы для накладного витража. Подавляющее большинство витражей по этой технологии делаются только из свинца и покрытий. Научившись работать только лишь с этими двумя группами материалов, Вы сможете делать потрясающие витражи!
Инструменты и приспособления для изготовления витража
Итак, для изготовления витража по накладной технологии Вам понадобятся:
![]() |
Липучки – для закрепления стекла на столе, для того, чтобы во время работы зафиксировать витраж или стекло.
Спирт – для обезжиривания поверхности стекла, витража перед тем, как клеить свинцовую ленту, покрытия. Дистиллированная вода – нужна для того, чтобы клеить большие детали пленки. Чистый спирт в 90 градусов вполне можно разводить дистиллированной водой, в соотношении две части спирта к одной части воды. |
Тряпки – нужны для того, чтобы мыть и обезжиривать стекла в процессе изготовления витража. Подойдет любая тонкая ткань, лучше хлопок, не оставляющая после себя ворсинок, ниток, катышков.
Бутылочка с распылителем – ёмкость для спирта. Бутылочка с распылителем – ёмкость для дистиллированной воды. |
![]() |
Для работы со свинцом
![]() |
Нож для свинца – нужен для обрезания и подрезания свинцовой ленты. На фото показан Универсальный нож, его можно использовать для работы и со свинцом, и с покрытиями. Он идёт в комплекте с 5 сменными лезвиями. Лезвия также можно докупить отдельно. |
![]() |
Прижим (лопатка) – нужен для закрепления свинцовой ленты на стекле. |
Для работы с покрытиями
Тонкий маркер – служит для рисования на пленке при раскрое материала. Также им можно помечать на стекле, подписывать детали витража одного цвета.
Ножницы – нужны для вырезания деталей из витражной пленки.
Валик для пленки – используется для закрепления витражной пленки на стекле. Нож для пленки – нужен для обрезания и подрезания витражной пленки на стекле. Подходит как обычный канцелярский, так и нож для свинца, показанный выше. |
![]() |
Аппликатор для пленки – нужен для приклеивания больших деталей витражной пленки на стекле, с помощью воды.
![]() |
Для пайки свинца
Зубочистки – нужны для нанесения флюса в местах пайки. Флюс для пайки – служит для сцепления припоя со свинцом. Припой - это сплав металлов, предназначенный для соединения стыков свинцовой ленты пайкой. Паяльник – инструмент для пайки. |
Для чернения свинца
Жидкость для стекол «Мистер Мускул» - служит для заключительного мытья витража, хорошо отмывает жирные разводы после флюса и жидкости для чернения. Готовый витраж мыть спиртом не рекомендуется. Зачерненный свинец может стать не однородным.
Шерстяная ткань – нужна для очистки верхнего слоя свинца от окислов. Окислы металлов мешают равномерному чернению поверхности свинца. Жидкость для чернения свинца – предназначена для придания свинцу более темного оттенка для художественной выразительности витража. |
![]() |
Резиновые перчатки – нужно использовать во время чернения, чтобы жидкость для чернения не попадала на кожу рук. Жидкость содержит сильные химические вещества.
Ну и ещё пара приспособлений – подставка для катушки свинца, чтобы во время работы свинцовая лента не путалась, не перегибалась, и стол с внутренней подсветкой, который ещё называют «лампофон» или по-студенчески «дралоскоп». :)
Существует три основных техники изготовления художественного витража - классическая, тиффани и накладная. Давайте рассмотрим их подробнее:
Классический Витраж
Сначала делается рисунок витража на картоне в натуральную величину. Затем он разрезается на отдельные детали – шаблоны. По каждому шаблону вырезается соответствующая ему деталь из стекла. Все кусочки стекла обрабатываются по торцам, подгоняются друг к другу и хорошо шлифуются.
Витраж собирается на деревянном столе в определенной последовательности, начиная с угловой детали, которая фиксируется в каркасные профили, закрепленные деревянной планкой и гвоздями. Отдельные стекла, соединяются между собой свинцовым профилем, точнее кусочки стекла вставляются в пазы Н-образного свинцового профиля, закрепляются гвоздями и после подгонки всех деталей запаиваются по стыкам. Готовый витраж патинируется.
Особенности этой технологии в том, что:
|
![]() |
- Эта технология изготовления витража потребует от Вас отдельного помещения. Обработку стекла нельзя проводить в жилом помещении.
- Для того, чтобы сделать простой витраж по классической технологии довольно аккуратно и качественно, Вам потребуется потратить много сил, времени и перепортить кучу материала.
Техника Тиффани
Как и в классической технологии, сначала готовится рисунок витража в натуральную величину. Затем он разрезается на отдельные детали – шаблоны. По каждому шаблону вырезается соответствующая ему деталь из стекла. После этого все кусочки стекла обрабатываются по торцам, подгоняются друг к другу и шлифуются. Отдельные кусочки стекла окаймляются тончайшей полоской меди и соединяются между собой методом оловянной пайки.
Особенности этой технологии в том, что:
|
![]() |
Английская Технология Накладного Витража
Английская технология заключается в том, что на стекло наносятся специальные самоклеящиеся витражные покрытия (плёнки) с различными эффектами, имитирующие стёкла. Стыки витражных покрытий закрепляются самоклеющейся свинцовой лентой. Покрытие витражное клеится только с одной стороны стекла, но одинаково смотрится с обеих сторон. Свинцовые переплеты наносятся с двух сторон стекла. Стыки свинцовых линий запаиваются.
|
![]() |
- Технология обладает безграничными возможностями, позволяя делать витражи с рисунками абсолютно любого размера и сложности.
- Для того, чтобы освоить эту технологию, совсем не обязательно обладать творческими способностями или навыками рукоделия. Технология накладного витража прекрасно подходит для новичка.
Чернение свинца в витражах
[288x170]
Последний и самый приятный этап при изготовлении витража – это чернение свинцовой ленты.
Почему приятный? Да потому, что это означает – долгожданный витраж уже почти готов!
Но иногда этот этап способен немного огорчить, если свинец зачернился неравномерно или местами вообще побелел.
- Как предупредить возможные проблемы с чернением свинца?
- Что делать, если свинец зачернился неравномерно или побелел?
Итак, для того, чтобы избежать проблем при чернении свинца нужно:
Хранить катушки свинца в картонной коробке или плотном целлофановом пакете, для того, чтобы избежать окислении свинца при свободном доступе кислорода.
- Чернить свинец сразу после выкладывания, то есть выложили, запаяли и сразу зачернили. Не ждать до следующего дня, пока произойдёт окисление свинца.
- При чернении свинцовой ленты ни в коем случае нельзя наливать жидкость для чернения на витраж! При обильном нанесении жидкости на свинце возникают разводы. Наносить жидкость для чернения следует на маленький кусочек ткани, но так, чтобы с неё не капало.
Важно Знать!
Процесс чернения происходит из-за процесса окисления, в котором свинец вступает в реакцию с кислородом при нанесении специальной жидкости. Без жидкости для чернения окисление происходит слабо и неравномерно.
Теперь давайте рассмотрим, что делать, если свинец зачернился неравномерно или побелел?
Перед тем, как подчернить свинец, нужно удалить с него окислы. Для этого я обычно использую вот такие перчатки. Потрите свинцовую ленту тканевой стороной перчатки без резиновых точек. После этого тщательно протрите свинец спиртом и подчерните.
- Если это не помогло, потрите проблемные места прорезиненной стороной перчатки и снова подчерните.
- Если повторное подчернение не помогло, то у меня есть ещё один ударный метод, который действует в 100% случаях. Капризные участки свинца можно пошкурить с помощью самой мелкой наждачной шкурки, потом протереть спиртом и снова зачернить.
Полезный совет:
Даже самая мелкая наждачная бумага, способна нанести царапины на свинцовую ленту, поэтому лучше работать шкуркой, которой уже пользовались. Также можно сточить наждачный слой, если пошкурить дерево, металл или бетон.
Ещё один полезный совет:
Когда будете шкурить свинцовую ленту, постарайтесь не поцарапать витражную плёнку и стекло. Для этого можно воспользоваться таким способом: отрежьте небольшой кусочек от наждачной бумаги, обмотайте им спичку. С помощью такой приспособы пошкурьте свинец.
Даже если у вас свинцовая лента всё равно зачернилась не совсем равномерно, не огорчайтесь. Всё-таки это химический процесс, а некоторое неровности (в пределах разумного) вполне допустимы. Кроме того они еще раз подчёркивают настоящую красоту металла.
Серия сообщений "Витражи и роспись по стеклу":
Часть 1 - Детские рисунки для росписи
Часть 2 - Цветочные мотивы для росписи
...
Часть 4 - Витражи своими руками, техника Тиффани
Часть 5 - Каталоги витражных рисунков и рисунков для росписи
Часть 6 - Изготовление витража в домашних условиях
Часть 7 - Картинки для росписи по стеклу. Трафареты