• Авторизация


Без заголовка 21-11-2010 23:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Irinka-K Оригинальное сообщение

Об обиде. Часть первая (плюсы, минусы, методы защиты, условия возникновения).

[200x273]
Да, я обидчива. Не патологически, но.. весьма прилично. Когда разговаривали об этом с психологом, то я подумала, что сколько я не пыталась справиться с этим качеством, у меня слабо получалось. А тут наткнулась в сети на публикации Ю. М. Орлова об обиде.

Об авторе (для того, чтобы примерно представлять себе уровень разработок и оценить, насколько можно доверять этой методике ослабления обидчивости):

Ю́рий Миха́йлович Орло́в (16 апреля 1928, сибирская деревня Бородинка Крапивенского района Кемеровской области — 11 сентября 2000, г. Москва) — русский учёный, доктор психологических наук, кандидат философских наук, практикующий психолог, создатель теории и практики СаноГенного (оздоравливающего) Мышления (СГМ), автор книг по психологии личности («Самопознание и самовоспитание характера», «Восхождение к индивидуальности», «Обида. Вина», «Стыд. Зависть», «Как беречь любовь», «Научение. Становление человека», «Психология принуждения. Психология ненасилия», «Исцеление философией», «Философия гипертонической болезни» и многих других).
Орлов Ю. М. состоялся как учёный — кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор педагогики, психологии и философии.

Как раз о книге «Обида. Вина» и хотела поговорить. Знаю, что есть редакция 2004 года этой книги, но в сети нашла просто материал 1994 года - ЗДЕСЬ.

Попытаюсь кратко.

1. Обида имеет и позитив и негатив.

"Обида, как и любая другая эмоция, выполняет важную функцию в выживании, в частности, приспособлении людей друг к другу. Например, когда я обижаюсь на другого, он страдает от чувства вины, так как его поведение не соответствует моим ожиданиям, и он должен изменить свое поведение так, чтобы меня не обижать. Следовательно, эмоции выполняют положительные функции в приспособлении людей друг к другу и не обязательно эти эмоции совсем уничтожать, хотя это почти невозможно по желанию сделать. Но когда в жизни отдельного человека получается так, что эмоции у него или недоразвиты или подавлены, возникает эмоциональная тупость, являющаяся симптомом болезни, шизофрении. С другой стороны, если эмоции развиты чрезмерно, то они приносят и страдание и большие неудобства в жизни. Чрезмерно обидчивый или боязливый человек не только сам страдает, его нервы быстро истощаются, но он еще и невольно заставляет страдать других".

2. Мышление может вызывать болезни.

"Многие наши болезни и страдания порождаются хроническим эмоциональным стрессом.

"Мышление, которое порождает плохие эмоции, создает эмоциональный стресс и болезни адаптации, мы называем патогенным мышлением. Патос - болезнь. Оно таково именно потому, что действует непроизвольно, само по себе, вопреки нашей воле и бессознательно. Вследствие этого мы оказываемся беззащитными перед нашим умом".

3. Есть методы защиты от негативных эмоций.

"За время свой эволюции человек выработал, по крайней мере, три способа борьбы с собственными плохими эмоциями: сдерживание, переключение и утоление эмоции".

4. Указанные выше методы не очень эффективны:

"Люди давно знали, что свобода и благополучие человека возрастают в той мере, в какой он в состоянии управлять своими эмоциями, то есть ослаблять их действие, а не просто сдерживать эмоции, или переключать их, или удовлетворять. Однако рассмотренные выше методы оказывают только слабый эффект и за некоторые из них часто приходится расплачиваться дорого. Они могут только частично облегчать положение человека временно и локально, а не основательно".

5.Саногенное мышление - мышление оздоравливающее.

"В основе саногенного мышления лежат две вещи: первое, научное знание о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции и второе, приобретение навыков и умений сознательного контроля умственного поведения, вырабатывающего эти эмоции. Следующей, главной особенностью философии саногенного мышления является ее терпимость. Она не требует отказа от обыденных привычек и принуждения себя к какому-то особому образу жизни и взятия на себя каких-либо особых обязанностей. Принцип саногенного мышления "Усилие на грани приятного" освобождает ученика от всякого насилия над самим собою и борьбы с собственными пороками".

6. Условия возникновения обиды.

А) "Связывающие чувства.

Чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать источником хороших и плохих эмоций. Мы обижаемся на любимых, а также и на тех, с которыми связаны каким либо соглашением, явным или неявным. Если тебя лягнет осел, то ты, наверное, пока в своем уме, не будешь обижаться на него. Обижаются только на тех, кого любят. Если я вижу, что мой друг или любимый пренебрегает моими интересами, не держит слова или еще кое-что в этом роде, то я обижаюсь".

Б) "Подобие.

Чтобы обижаться, нужно еще признавать обидчика подобным себе. Я не буду обижаться на глупого, или на человека, который сейчас не в своем уме. Но если это - друг, возлюбленная, жена, мать, брат, то я могу обидеться".

В) "Соглашения.

Следующим условием обиды является наличие устоявшихся отношений и каких-то соглашений, существующих явно или предполагаемые по умолчанию. Если я его считаю этого человека другом, то по умолчанию признается, что он делится со мной своими проблемами, оказывает помощь, старается выделять меня перед другими. Если же он этого не делает, я могу обидеться".

Г) "Место.

Когда мы задаем себе вопросы: "Откуда?", или "Где?", то речь идет о месте. Вещь всегда локализуется в определенном месте. Каждый из нас живет в двух местах: в реальном и идеальном, воображаемом мире, в прошлом и настоящем. Обида может возникнуть не только в реальном, но и в воображаемом общении. Мысли о прошлом или предполагаемом поведении другого человека могут вызвать эмоцию. Когда ты думаешь: "Тогда он вел себя плохо", возникает обида из прошлого. Вы вспоминаете, как три недели назад с вами обошелся ваш друг, и сердце болит от обиды. Следовательно, обида может производиться мыслями о прошлом общении. А мысль: "Он будет так же вести себя" порождает обиду, извлекая ее из будущего, которого еще нет. Места разные, а результат - обида".



"Продолжение Об обиде. Часть вторая (элементы обиды, как не обижаться, методы ослабления обиды)"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
zaharKZ 22-11-2010-18:25 удалить
каждый дух имеет свое имя и ты об этом только узнала?да


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Кмарина - Дневник Кмарина | Лента друзей Кмарина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»