Ну кто из сознательных мам не знает о том, что пальчиковые игры для детей полезны, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров? Да и то, что приговаривают-припевают в такт движениям маленьких ручек взрослые, запоминается хорошо и тоже является ступенькой развития речи и всякого другого развития.
Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга, развитием речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т.к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.
Приведу примеры тех стишков, которые нравятся моему ребенку...
«»
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел.
(во время чтения массируем, теребим, поглаживаем пальчики по очереди.)
Белочки (Джеки Спилберг)
Раз, два, тpи, четыpе, пять
Пpишли белки поигpать. (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (спpячте pуку за спину)
Четыpе белочки осталось. (выставляют четыpе пальца)
А тепеpь скоpей смотpи (спячьте pуку за спину)
Их уже осталось тpи. (выставляют тpи пальца)
Hу и ну, какая жалость (спpячьте pуку за спину)
Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)
Эта новость так гpустна (спpячьте pуку за спину)
Осталась белочка одна. (выставляют одни палец)
Затем скажите:
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали.
Еще один стишок - ручки надо при прочтении сцепить в "замочек":
"Замок"
На дверях висел замок.
Кто его открыть бы мог?
Мы замочек постучали,
Мы замочек покрутили,
Мы замочек посмотрели
И открыли! (ручки расцепить)
Еще дочке моей очень нравится про капусту:
Мы капусту рубим, рубим. (Сидя на коленках, стучим по ковру ребрами ладоней.)
Мы капусту режем, режем. (Режущие движения ладонью.)
Мы капусту солим, солим. (Изображаем процесс посыпания ковра солью.)
Мы капусту жмем, жмем. (Сжимаем-разжимаем кулачки.)
Мы капусту трем, трем. (Трем ладошками по ковру.)
Все движения можно делать не на ковре, а одной ручкой по другой.
Еще для пальчиковой гимнастики - или при обрезании ногтей в качестве отвлекающего маневра:
Десять птичек - стайка Ирина Токмакова
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Это-зяблик, это - стриж,
Это - развеселый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам! (обе ручки быстро сжать в кулачки, "пряча птичек")
Еще один вариант с капустой для деток чуть постарше. Он может использоваться как зарядка или разминка.
"Квасим капусту"
Это что еще за куст? (Стоя, руки перед грудью в «замке»)
Это что еще за хруст? (Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем: горлом, языком, щеками… Детям очень нравится!)
- Как же мне без хруста, (Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.)
Если я – капуста?
Мы капусту рубим, рубим, («Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.)
Мы капусту солим, солим, (Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность: руки движутся вперед и назад.)
Мы капусту мнем, мнем, (Сжимаем и разжимаем кулаки)
А морковку трем, трем, (Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.)
Пе-ре-ме-ши-ва-ем! (Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.)
В бочки плотно набиваем (Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.)
И в подвалы составляем. (В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.)
Эх, вкусная капуста! (Выпрямляемся и гладим себя по животу.)
Игра "Часы "
Сесть на коврик или подушку (на колени) напротив ребенка. Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки .
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!", (Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком. (Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" (Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" (Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
А вот стишок, чтобы учить названия пальчиков.
Пальчик толстый и большой в сад за сливами пошел.
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий - он сбивает сливы с ветки,
Безымянный - поднимает,
А мизинчик-господинчик в землю косточки бросает.
Подробнее о пальчиковых играх вы можете посмотреть здесь...
http://detochka.ru/forum/
http://www.razumniki.ru/palgames.html