[показать]
Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России.
[показать]
Покров Пресвятой Богородицы
(икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год)
История праздника, храмы в честь Покрова Богородицы,
Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 – 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого.
В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний.
[показать]
ПОКРОВ.Западная Русь, 1840-1850.
Доска, левкас, темпера.53,5 x 44 см.Частное собрание, Германия
Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием.
[показать]
Покров Пресвятой Богородицы .Последняя четверть XVII века. Москва.
Дерево, левкас, темпера.147х109 см.
Находится в пристенном иконостасе Спасо-Преображенского собора (1700 - 1706 гг.) Угличского кремля.
Что же происходило в 910 – 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле – Евсевий, сменивший сурового и правильного Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в Империи идут не то, чтобы плохо, не то, чтобы хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли.
[показать]
ПОКРОВ.Украина, XIX в. (1850-1880)
Доска, левкас, темпера.44 x 33 см.Частное собрание, Германия
Иногда сарацины контратаковали и отбирали имперские земли, – в общем, шла затяжная вялотекущая война. Империя не слабела, но как-то топталась на перепутье: стратиоты – свободные крестьяне-ополченцы, основа армии – разорялись и теряли способность служить; катафракты – броненосная конница рыцарского типа – еще не стала решающей силой. Столичная аристократия прожигала жизнь – и свою, и чужую. Православная Церковь в это время проводит активную и мудрую миссионерскую деятельность в славянских землях, распространяет и Веру, и культуру.
[показать]
Покров Пресвятой БогородицыэРусский Север. Середина-вторая половина XVI в.
Дерево, левкас, темпера.75,2 х 53 см.
Передана в Покровский собор из кельи архиепископа Мелетия (1915-1934 гг.).
В трехнефном пятиглавом храме, представленном как бы в разрезе, с видом на алтарь, над Царскими вратами — стоящая на оранжево-красном облаке Богоматерь в позе Оранты. Над нею — покров того же цвета, несомый двумя ангелами. Над покровом — благословляющий Спаситель. В боковых делениях алтаря представлены: слева свв. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий; справа — три ангела. В нижней зоне слева — св. Иоанн Предтеча с развернутым свитком и пятеро апостолов, справа — указующий на Богородицу и покров св. Андрей Юродивый и Епифаний с раскрытой книгой. Примечательная деталь иконы — изображение оконниц с круглыми отверстиями в барабанах глав храма. В изображении одеяний господствуют оранжево-красные и глуховатые зеленые тона, а также желтые и коричневые охры. Личное письмо (на сохранных участка оригинала) значительно более плотное, чем доличное, исполнено красноватым охрением по коричневато-зеленым санкирным подложкам. Иконописец обратился к тому варианту иконографии Покрова, который известен по новгородским иконам первой половины XV в. и был популярен в XVI в. в севернорусских землях, в частности в Обонежье. Он снабдил нимбами всех персонажей иконы, даже простых свидетелей чуда, которые не были святыми, что является несомненным признаком провинциализма. Форма передается почти исключительно графическими средствами. Рисунок складок местами сбивчивый, ритмика упрощенная. Но иконнику удалось сохранить основные черты образца, возможно, новгородского происхождения, — ясность соотношения частей, тональную целостность.
В.М Сорокатый
Современному человеку трудно понять, чем была для остальной Европы византийская культура, не с чем сравнить. Грамотность на территории нынешних Франции или Германии была редким явлением даже среди знати (Карла Великого с трудом научили читать только в сорок лет!), настоящих городов почти не было, дороги и гигиена весьма условные. Восточные славяне, наши с вами предки, вообще были настоящими дикарями, «зверинским обычаем живяху». Приехавший в Ромейскую Империю гость из европейской глубинки всю оставшуюся жизнь не мог придти в себя от изумления. Чистые, ухоженные города с канализацией и водопроводом, сеть удобных и ровных дорог, почта, похожие на дворцы общественные бани, грамотное население и всесторонне образованная аристократия, словом все, что называется «цивилизация».
[показать]
ПОКРОВ с избранными святыми
Новгород. XVI в.Дерево, темпера.Государственный Русский музей
О событиях 910 – 911 годов рассказывают несколько византийских летописей, по-гречески «хронографов». Перед нами в деталях раскрывается жизнь Влахернского дворца, отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов… Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.
Все-таки было одно событие, которое могло вызвать тревогу в городе и дворце. Где-то около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были гораздо страшнее относительно цивилизованных арабов.
[показать]
ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ.Русский Север (Обонежье). XVI в.
Дерево, темпера.133 × 114 см.Карельский музей изобразительных искусств, Петрозаводск.
В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.
Через 78 лет внуки тех, над кем Божия Матерь держала омофор во Влахернском храме, отправились на великий и опасный подвиг – крестить русских дикарей-язычников, учить их читать, писать и просто жить по-человечески, а не «зверинским обычаем». С тех пор и хранит православную Русь простертый над ней Покров Пресвятой Богородицы, а забытый греческой Церковью праздник стал на Руси одним из любимых.
[показать]
ПОКРОВ.Палех, XIX в.
Доска, темпера.71.3 × 58.5 см.Ярославский художественный музей, Ярославль.
В русском искусстве сложились два основных варианта иконографии Покрова: среднерусский, в котором Богоматерь изображали с покровом в руках, и новгородский, где покров над Богоматерью поддерживали ангелы. Оба варианта имели краткую и пространную редакции.
В публикуемой иконе из Ярославского музея соединены элементы разных иконографических вариантов. Мария, изображенная в центре композиции на фоне пятиглавого храма, держит в руках покров-омофор. Два ангела, парящие над ней, поддерживают еще один покров. По сторонам Богоматери представлены семь архангелов. Их изображения соответствуют словам Акафиста Покрову (11 икос): «Радуйся, престоле царский, тьмою ангел и архангел окруженный». Богоматери предстоят Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, упомянутые в рассказе о видении Андрея Юродивого. За ними представлены святые, объединенные в группы по чинам святости.
В центре нижней части иконы - на амвоне гимнограф Роман Сладкопевец в диаконских одеждах. Сцена явления ему Богоматери - в правом нижнем углу. Андрей Юродивый указывает Епифанию на Богоматерь, а слева от Романа - патриарх Тарасий, император Лев VI и императрица Зоя, в царствование которых произошло чудо во Влахернском храме. На полях иконы изображены Ангел-хранитель и святые Стефанида, Анфиса и Наталия - вероятно, покровители членов семьи заказчика.
В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским.
[показать]
Церковь Покрова на Нерли (около 1160 г.), Боголюбово, Владимирская область
Церковь Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Легкая, стройная, будто невесомая, – такое ощущение, что она высечена из единого куска белого камня. Храм Покрова на Нерли самый миниатюрный, и в то же время, самый грациозный. Общая его ширина чуть более 10 метров, а внутренняя высота около 21.
Каждый фасад украшен резьбой. В самом верху – библейский царь Давид с гуслями. По сторонам симметрично расположены орлы, под ними – фигуры львов. Присмирели хищные звери, что символизирует собой мир и единение под властью князя. Чуть ниже – женские маски. Их считают символами посвящения храма Божией Матери. Основателя храма князя Андрея Боголюбского современники сравнивали с кротким псалмопевцем Давидом и мудрым Соломоном.
Храм Покрова был построен в 1165 году Андреем Боголюбским в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. Сам поход закончился победой. В Лаврентьевской летописи говорится, что от образа Владимирской Божией Матери, который находился в русском войске, исходили огненные лучи. Не тогда ли у Андрея Боголюбского и зародилась мысль, что Русь находится под покровом Пречистой Девы?
От своего деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал мужество и благородство, а за свое благочестие получил прозвище – Боголюбский. Он выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей и установил праздник Покрова Божией Матери в ознаменование того, что Пресвятая Богородица принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту.
Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
[показать]
ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.Россия, около 1700 г.
Дерево, ковчег, левкас, темпера.35,7 cm x 29,6 cм.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".