Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900). Но одновременно самозабвенно изучал рисунок, графику, живопись, будучи вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в Академии Художеств. И вскоре стал известен широкой общественности как прекрасный иллюстратор русских народных сказок, былин, произведений А.С. Пушкина. За Иваном Билибиным утвердилась слава первого на Руси художника книги.
[482x657]
(Иван Яковлевич Билибин)
[680x699]
(Иллюстрация к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
[537x699]
(Баба-Яга)
Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле. Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. В самом начале двадцатого века по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи, которые именовал <преддверием тридевятого царства>. Там он изучал русскую архитектуру, народный орнамент, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки; собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества.
Иван Яковлевич Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.
[540x699]
(Дети и белая уточка)
[514x699]
(Вольга и Микула)
[700x476]
(Девица и Финист Ясен Сокол)
[463x699]
(Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»)
[700x316]
(Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»)
[699x557]
(Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»)
[537x699]
(Иллюстрация к сказке «Белая уточка»)
[461x698]
(Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»)
И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.
[532x699]
(Иллюстрация к сказке "Василиса-Прекрасная")
[548x699]
(Иллюстрация к «Сказке об Иване Царевиче, Жар-птице и сером волке")
[545x699]
(Иллюстрация к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
[541x699]
(Иллюстрация к сказке "Царевна-лягушка")
[571x698]
(Иллюстрация к Сказке о рыбаке и рыбке)
Октябрьской революции Билибин первоначально не принял. В 1920 г. он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии; в 1925 году переехал в Париж.
Однако, тяга к национальному, русскому перевешивает интересную работу в Париже - в 1936 году он возвращается в Россию, в Ленинград. Здесь И.Я. Билибин интенсивно работает пять лет и умирает от голода в первую блокадную зиму.
[548x699]
Русские народные сказки (художник И.Я.Билибин).
[375x375]