• Авторизация


Телевидение как средство манипуляции массовым сознанием (на примере украинских теленовостей) 12-05-2011 12:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В статье рассмотрены телевидение как средство политического, экономического и других видов воздействия на сознание и деятельность людей. Выяснена роль теленовостей в формировании общественного мнения как главного источника информации о происходящем в стране и в мире. Исследованы манипулятивные приемы теленовостей.

Television is researched as a means of political, economical or other kind of influence on the consciousness and the activity of people in the article. The role of telenews is elucidated in the formulation of public thinks as the main reservoir of information about the events in the county and all over the world. The manipulative methods of the telenews are investigated.

Авторские права принадлежат автору статьи на www.naub.org.ua

Постановка проблемы. В современный период развития украинского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Люди, прежде всего молодежь и дети, все больше времени проводят у экранов телевизоров. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печатных изданий, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достичь самых отдаленных районов, проникнуть в любое социальную среду. Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность воздействия на аудиторию. Новостные программы - своеобразный информационный эпицентр телевидения. Они играют важную роль в деятельности телевидения как одного из основателей общественного мнения.
Анализ последних исследований и публикаций. Для написания статьи были использованы новейшие научные материалы, изучающих проблему манипулирования массовым сознанием телевидением. В частности, это статья Белой И. Ю. «О детском телевидении, которого нет в Новой Украины», научная работа Кондратьевой Е.В. «Связи с общественностью», публикацию Кушниров А. «Современные технологии манипулятивного влияния».
Целью исследования является определение влияния телевидения на систему социального формирования личности. Задачи исследования:
1) Выявить приемы психологического влияния телевидения на зрителей и указать на особенности каждого из них;
2) Определить влияние теленовостей на формирование общественного мнения на примере «ТСН» на телеканале «1 +1».
Под средствами массовой информации понимают газеты, журналы теле-и радиопрограммы, кинодокументалистику, информационные агентства, другие периодические формы публичного распространения массовой информации. Они выступают посредником между журналистом, исследователем и аудиторией. В процессе функционирования средства массовой информации осуществляют двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом (тем, кто воспринимает информацию), происходит своеобразное общение - не личное, а с помощью массовых форм связи. Деятельность СМИ должна важные общественно-политические последствия, поскольку характер массовой информации, адресованный аудитории, определяет в значительной мере ее отношение к действительности и направление социальных акций. Поэтому СМИ не только выполняют информативную функцию (хотя она должна быть основной), но пропагандируют идеи, взгляды, учения, политические программы и принимают, таким образом, участие в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, выработки определенных установок, они побуждают человека к тем или иным поступкам. Индустрия сознания становится важнейшим инструментом политического господства и в то же время инструментом сокрытия этого господства монополистической элиты [1, с. 198].
Изобретено в начале XX в. телевидение стало важнейшим средством распространения информации и одним из видов услуг. Были настоящего рождения телевидения можно назвать 1937 г., когда состоялась первая телетрансляция для широкой публики из лондонского «Александер-Пэлас». Над проблемой развития телевидения работало много ученых, в частности шотландец Джон Лоджи Байард, россиянин Владимир Зворыкин и американец Фило Фарнсуерт [4, с. 298]. На сегодня телевидение является средством распространения социальной информации, с помощью которого приобретают массового тиражирования духовные ценности и социальные нормы, в систематизированном виде отражают господствующие мировоззренческие представления, общественное настроение. Распространение информации на телевидении является средством политического, экономического и других видов на сознание и деятельность людей.
В век электронных средств массовой информации потеряли отличие периоды детства и взрослой жизни. Появление телевизора превратила, как утверждается, культуру в «эмоциональное потребления» кадров, которые меняются на экране каждые три секунды. Подсчитано, что за первые пятнадцать лет подросток проводит у телевизора 16 часов, причем в каждой программе он видит как минимум три сцены насилия. Исследования, проведенные в ряде стран с целью изучения степени просмотра детьми телепередач, показали, что первые контакты с телевидением дети имеют уже в возрасте двух лет. В возрастной группе трехлетних уже 60% смотрят телепередачи более или менее регулярно. Как свидетельствуют ученые, слишком велика участие в регулярном просмотре телепередач детей в возрасте от трех до шести лет [3].
СМИ оказывают влияние на общество и его развитие. Особенностью массово-информационных процессов последнего времени является их «демассификация» - возможность выбора для индивида той информации, которую он сам хочет получить, а не какую ему навязывают извне, хотя это и связано с определенными трудностями технического и политического плана. Кроме того, далеко не каждый человек имеет талант отделять правдивую информацию от ложной, что ей предлагают, поэтому и существует такой эффект, когда, по выражению Г. Тарда, «под влиянием прессы в обществе создается коллективное сознание, объединенная атмосферичною оболочкой, когда определенные качества индивидов взаимно отражаются друг на друге, а их действия направляются общей течению идей и страстей. Такая духовное единство индивидов порождается одновременностью их убеждений, формируемых прессой.
С точки зрения социальной науки манипулирования - это система средств идеологического и социально-политического влияния с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам [7, с. 85]. При этом люди часто не осознают, что их мировоззрение, потребности, интересы и в целом образ жизни во многом зависят от тех, кто ими манипулирует. Исходя из этого определения, выделяют два основных вида манипуляции: оперативную манипуляцию сознанием и поведением людей и стратегическую манипуляцию. Оперативная (или ситуационная) манипуляция заключается в том, что, используя уже имеющиеся в сознании людей ценности, потребности, стереотипы, привычки, манипулятор заставляет их воспринимать ту или иную социальную информацию так, как ему выгодно, и направляет их социально значимые действия в нужное для себя русло. Широкие массы людей действуют так, как это спланировал манипулятор: голосуют или не голосуют, митингуют, создают хаос или, наоборот, придерживаются порядка и демонстрируют большую организованность. Стратегическая манипуляция заключается в том, что на протяжении многих лет в сознании людей формируются те ценности, потребности, идеи, стереотипы, привычки, которые и сами по себе способствуют поддержанию стабильности выгодного манипуляторов политического и экономического строя и могут быть использованы в оперативной манипуляции, если с появится такая необходимость. В любом случае власть связана с информацией и опирается на нее. Исходя из этого, качество этой информации и ее доступность осуществляет существенное влияние на характер системы властвования [1, с. 115].
Наиболее известный и простой способ властного влияния и контроля над информационными процессами - цензура. Государство с помощью специально предназначенных и ответственных перед ним чиновников регулирует содержание печатных и других информационных материалов. Результатом такого контроля нередко является столь значительное вмешательство в деятельность средств массовой информации, она теряет много своих функций по отражение социальной действительности. С другой стороны, демократическое общество наделяет работников средств массовой информации большими правами, но они несут и большую ответственность перед обществом. По сути СМИ находятся в замкнутом круге: выражая и формируя общественное мнение, средства массовой информации, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, а с другой - влияют не только на сознание, но и на поступки группового действия людей [5, с. 53].
Выделяют три основные точки зрения относительно применения манипуляционных методов:
манипуляционные методы сами по себе нейтральны, и все зависит от того, кем они применяются;
существуют приемы, которыми можно пользоваться, и есть такие, которые следует запретить;
манипуляционные методы воздействия на сознание наносят вред людям, и их следует запретить вообще.
Например, впервые возможности телевидения для политической рекламы были использовании в США в 1952 году в избирательной кампании Эйзенхауэра, а сегодня это стало неотъемлемой частью всех избирательных кампаний. Телевизионный ролик достаточно тяжелый и одновременно очень распространенный вид политической рекламы. Это связано с тем, что телевидение считается сильным каналом влияния на избирателя [10].
Самыми известными методами психологического воздействия на человека исследователи считают:
1. Ссылка на авторитет, действие которого основано на доверии граждан к определенным авторитетных фигур, так называемых лидеров общественного мнения, какими обычно бывают известные ученые, популярные певцы и актеры, спортсмены, религиозные деятели. Эта техника также имеет другое название - использование значков или «слонов».
2. Ссылки на анонимный авторитет. Для этого приводятся ссылки, цитаты документов, оценки экспертов, результаты соцопросов. Широко используются лингвистические конструкции вроде: «Большинство экспертов сошлись во мнении ...», «Источник из ближайшего окружения кандидата сообщил ...» и т.д. Как отмечает известный российский исследователь манипулятивных технологий В. Сороченко, ссылка на несуществующий авторитет добавляет информации солидности и убедительности. При этом источник не идентифицирован и ответственности за ложное сообщение журналисты не несут.
3. Навешивания ярлыков. Ярлык - это элемент антиобразу кандидата, негативная характеристика, которая обычно не является правдой, однако активно «навешивается» штабами соперников с помощью информационных технологий и со временем укореняется в массовом сознании.
4. Технология запугивания. Согласно исследованиям Института социальной психологии в рекламе не должно быть информации, которая бы несла страх. Также она не должна демонстрировать переживания удовольствия от чего (это может вызвать у людей зависимость), нарушать логику, продвигать алогичные тексты, пропагандировать неадекватную мотивацию к деятельности и успеха, создавать смысловой диссонанс между этно-культурными ценностями и пропагандируемым идеями, нарушать идентичность (национальное, культурную, половую).
5. Отвлечение внимания, метод «копченую селедку». Этот термин придумали политтехнологи, ибо запах копченую селедку сбивает нюх собаки, а техника применяется для того, чтобы отвлечь внимание аудитории от важной, но ненужной информации с помощью другой информации, представленной в максимально сенсационной форме.
6. «Нейролингвистическое программирование» или НЛП, то есть управление человеческим сознанием с помощью лингвистических конструкций, архетипов, визуальных изображений и т.д. Основателями НЛП считаются американцы Джон Гриндер и Ричард Бендлер, которые нашли взаимосвязь между жестами, мимикой человека и структурой ее языка [9].
Итак, манипуляция сознанием чаще направляется на такие составляющие
человеческой жизни, как: слово, число, логическое мышление, миф т.д. Известными методами психологического воздействия являются: ссылки на авторитет, навешивание ярлыков, технология запугивания и т.д., активно используется на телевидении - одному из видов средств массовой коммуникации.
Ни у кого не вызывает сомнения постулат, что детям вредно много смотреть телевизор. От этого портится зрение, осанка и настроение. Но не только. От телевидения серьезно страдает детская психика - к такому мнению пришли американские ученые. Поведение детей до года, оказывается, напрямую зависит от того, что они видят по телевизору. Американские психологи выяснили, что телевидение активно влияет на психику даже годовалых детей. Малыши могут беспокоиться или радоваться зависимости от увиденных программ и реакций на них родителей, а случайный просмотр фильмов ужасов может серьезно попортить психику. В связи с этим ученые призывают взрослых осторожней выбирать телевизионные программы, которые они собираются смотреть в присутствии своих детей.
До сих пор споры по поводу влияния телевидения на детскую психику велись в основном вокруг детей дошкольного и школьного возраста. Новые исследования показывают, что заботиться родителям о здоровье своих детей необходимо гораздо раньше. «Даже двенадцатимесячная малыши делают выводы, основываясь на эмоциональной реакции взрослых,» - говорит руководитель исследовательской группы, психолог из университета Тафтс в Бостоне Донна Мамма. «Оказывается, эмоциональную информацию, полученную с помощью телевидения, маленькие дети могут использовать и в дальнейшем, поскольку телевидение в определенной степени формирует у них матрицу восприятия окружающего мира. Это означает, что взрослым следует дважды подумать, прежде чем разговаривать с маленьким ребенком в резком или грубом тоне и сажать его рядом с собой для того, чтобы смотреть программы или фильмы, совершенно не предназначенные для его возраста », - отмечает Донна Мамма [11, с. 17].
Немецкий писатель Бертольд Брехт подчеркивал, что при использовании произведений культуры для манипулирования человеческим сознанием происходит процесс, который он назвал «переплавкой духовных ценностей». Серьезно беспокоит и то, что современная молодежь больше внимания уделяет «агрессивным формам культуры», которые распространяются со скоростью эпидемии благодаря распространению средств массовой информации, а книга, как источник духовного развития отступает на второй план.
Современный человек в определенной степени является «телелюдиною». Телевидение - это важный фактор ее существования. Оно является не только источником информации. Количество времени, проведенного у телевизора, демократичность, доступность телепродукции - все это оказывает большое формирующее влияние на вкусы и предпочтения человека. Молодежь, особенно подростки - наиболее активная зрительская аудитория. По данным социальных наук, подростки воспринимают телеэкран как инфомуючий канал и как собеседника. Желание расширить объем сведений об окружающей жизни, приятно провести время - вот основные мотивы ребенка. Кроме того, существуют мотивы личностного отношения. Подростки обращаются к телеэкрана, чтобы получить подтверждение или отрицание их позиций как общественно значимых, пригодных к сравнению с общественными образцами. Социально ценная информация высокого морального и художественного качества, которую предоставляет телевидение, может помочь ребенку выйти за пределы непосредственной социальной ситуации, в которой она оказалась, развернуть перед ней широкое поле социального взаимодействия с другими людьми, помочь выйти из морального и психологического кризиса [2, с . 54].
Телевизионные новости, особенно ведущих телеканалов, всегда находятся в центре внимания общественности и политикума. Новостные программы - своеобразный информационный эпицентр телевидения. Их производство постоянно совершенствуется, цель новостного процесса - получение высокого рейтинга, то есть привлечение как можно более широкой аудитории. Достижение такой цели возможно благодаря совершенствованию технологий информационного производства. По сравнению с предыдущими годами современные новости общенациональных телеканалов является частью ярким и насыщенным продуктом. Однако, как утверждают западные медиа-специалисты, теленовости стоят на пороге радикальных перемен. Нынешние творческие достижения информационщиков местами уже признаются архаичными. Итак, время модернизация теленовостей. Можно предположить, что существенным элементом этого процесса будет технический аспект (виртуальные студии, режим прямых эфиров и т.п.). Вместе с тем понятно усложняться и творческий сторону новостного производства. Перед информационщиков еще острее встанет проблема устранения статичности сообщения. Собственно, эта публикация направлена на поиски эффективных (чисто репортерских и менеджерских) технологий, способных повысить качественный уровень новостей отечественного телевидения [6, с.254].
Телевидение часто навязывает зрителям искривленные пропорции мира: катастрофы, взрывы, смерти и мало позитива. Новости во многих случаях не информируют, они запугивают и развлекают. Обидно, что в значительной степени эта общая тенденция отразилась на втором по показателям рейтингов всеукраинском канале «Студия 1 +1». Впрочем, это закономерно. Еще в марте 2008 года новые владельцы данного телеканала - компания «СМЕ» - объявила о переориентации «ТСН». Согласно новым правилам, «90% новостей, входящих в выпуске, формируются по признакам шести« С »и одного« Г ». Речь идет о Скандалы, Сенсации, Страх, Секс, Смерть, Смех и Деньги. То есть почти все новости, которые наполняют выпуск и соответственно интересные для зрителей «ТСН» имеют вышеуказанные признаки. Очень эффективны журналистские расследования, скрытая камера. Исключение некоторые новости культуры и искусства - они зрителя должны развлекать ». Проанализировав выпуски «ТСН» в феврале 2009 года, было выявлено, что актуальными темами месяца стали деньги, сенсации, страх.
В деятельности телевидения большое внимание уделяется роли новостей как одного из основателей общественного мнения. Значительная часть населения не читает газет, потому телевизионные новости являются главным источником информации о происходящем в стране и в мире. В связи с этим работники «ТСН» используют разнообразные приемы работы с информацией для ее оптимального воздействия на потребителей. К таким приемам относятся:
1. Замалчивания. «Невыгодный» информация скрывается, упускается, а остается лишь «выгодна».
2. Перестановка. Необходимые информационном субъекту позиции выносятся в начало материала, в то время как другие, действительно значимые, передвигаются на задний план.
3. Привлечение авторитетного посредника. Ищется авторитетный источник, содержащего такую же информацию. В таком случае представленная информация будет звучать убедительнее.
4. Подбор опросы и рейтинги. Подбирается и опрашивается такая совокупность людей, мнение которых работает на решение данной задачи.
5. Подбор цитат. Подаются цитаты без комментариев, которые в комплексе работают на нужный результат.
6. Использование эмоций. Использование эмоциональных материалов в условиях недостатка фактов и цифр.
7. Монтаж. Выбор из большого количества фото-, видео-, аудиоматериалов таких, которые обрисовали бы некоторый объект в исходном или, наоборот, невыгодном ракурсе [8].
Указанные выше приемы работы с информацией активно используются работниками «ТСН» в их повседневной деятельности для оптимального воздействия на сознание зрителей.
От каждого выпуска новостей зритель хочет почувствовать, как пульсирует жизнь страны и мира, понять причинно-следственные связи событий и явлений. Журналисты обязаны сообщать любые факты максимально точно, не искажая их первоначальное содержание. Особенно это касается имен, фамилий, имен, цифр. Сообщая о событии с чужих слов, журналист должен проверить ее минимум из двух независимых источников. Если невозможно, то об этом следует сообщить зрителей. За точность обнародованной информации отвечает репортер. Редакция признает подтвержденные фактические ошибки и, отмечая этом, исправляет их публично.
Итак, новости являются главным источником информации о событиях и явлениях, происходящих в стране и в мире. С помощью определенных приемов работы с информацией (замалчивание, привлечение авторитетного посредника, подбор цитат и рейтингов, монтаж и т.д.) они влияют на сознание зрителей, формируя тем самым общественное мнение об определенных событиях и явлениях. Телепрограмма «ТСН» также использует манипулятивные приемы, но их деятельность контролируется Редакционным уставом Телерадиокомпании «Студия 1 +1», который содержит требования по созданию и распространению информации на упомянутом телеканале.
Выводы. Телевидение является средством политического, экономического и иных воздействий на сознание и поведение людей. Новостные программы - своеобразный информационный эпицентр телевидения. Их производство постоянно совершенствуется, цель новостного процесса - получение высокого рейтинга, то есть привлечение как можно более широкой аудитории. Достижение такой цели возможно благодаря совершенствованию технологий информационного производства. Современные новости общенациональных телеканалов является частью ярким и насыщенным продуктом. Однако телевидение часто навязывает зрителям искривленные пропорции мира: катастрофы, взрывы, смерти и мало позитива. Новости во многих случаях не информируют, а запугивают или развлекают. Эта тенденция прослеживается и на канале «1 +1» в выпусках «ТСН». Поэтому актуальной проблемой является изучение манипулятивных технологий, которые активно используются при трансляции сюжетов теленовостей, чтобы научиться распознавать истинную и недостоверную информацию о событиях и явлениях, происходящих в стране и мире.

Список использованных источников и литературы:
1.Багдикян Б. Монополия средств информации [текст] / Б. Багдикян .- М.: Академический Проект, 1987 .- 234 с.
2.Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды [текст]: учеб. пособие / Е. Г. Багиров. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1976. - 119с.
3.Била И. О детское телевидение, которого нет в Новой Украины [электронный ресурс] / И. Белая - Режим доступа:
URL / / http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=9409.- Заголовок с экрана.
4.Вачнадзе Г. Н. Всемирной телевидение: новые средства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика [текст] / Г. Н. Вачнадзе. - Тбилиси: Ганатлеба, 1989. - 672 с.
5.Кара-Мурза С. Г. манипуляция сознанием [текст] / С. Г. Кара-Мурза. - М.: «Орианы», 2000.-448 с.
6.Кондратьев Э.В. Связи с общественностью [текст]: учеб. пособие для высшей школы / Э.В. Кондратьев. - М.: Академический Проект, 2004. - 432 с.
7.Костенко Н. В. Ценности и символы в массовой коммуникации [текст] / Н. В. Костенко. - М.: Студцентр, 1993. - 350 с.
8.Кушниров А. Современные техноголии информационного воздействия [электронный ресурс] / А. А. Кушниров .- Режим доступа: URL / / http://revolution.allbest.ru/journalism/00027522_0.html.- Заголовок с экрана.
9.Процак Х. Средства психологического воздействия и манипуляции общественным сознанием [электронный ресурс] / Х. Процак .- Режим доступа:
URL / / http://www.mediakrytyka.info/za-scho-krytykuyut-media/zasoby-psykho-lohichnoho-vplyvu-ta-manipulyatsiyi.html.- Заголовок с экрана.
10.Телебачення - вкусно или полезно? [Электронный ресурс] .- Режим доступа: URL / / http://www.1tv.com.ua/about/press/06/11/14/16/56.html.-Назва с экрана.
11.Дило хозяйское [текст]: всеукраинская газета полезных советов / осн. ООО «ТРВК« Новый день »; гл. ред. Г. Вдовиченко. - 2006 - ... - Кировоград, 2008. - № 39 (93) - 25 сентября.

http://naub.org.ua/?p=834
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Телевидение как средство манипуляции массовым сознанием (на примере украинских теленовостей) | всесвит - Дневник всесвит | Лента друзей всесвит / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»