Прелюдии Баха, прослушав которые становится ясно, что музыка - это магия
Век живи - век убеждайся снова и снова,
что Бах точно дан людям свыше
Иначе как можно объяснить эффект его музыки, которая так красива, так умна, так возвышенна и так совершенно сделана, что её автора невозможно представить себе земным человеком - многодетным и абсолютно прагматичным саксонским бюргером.
А ведь таким он и был, если смотреть со стороны.Удивительно то, как Бах создаёт космические по глубине вещи посредством элементарных приёмов. Причём повторить эти приёмы с таким же результатом ещё никому не удавалось. Остаётся принять версию, что это магия гения.
Вот три самые известные прелюдии Баха с таким эффектом.
Прелюдия до минор, BWV 999
Эти странные буквы и магические девятки - всего-навсего аббревиатура каталога (Verzeichnis) сочинений (Werke) Баха (Bach), в котором эта прелюдия значится под таким порядковым номером.
Бах написал эту прелюдию для лютни или лютневого клавесина. Но это выяснилось не сразу, и первые издания 19 века представляли её как клавирную пьесу. С тех пор пошла традиция исполнять её на фортепиано. Гитаристы и лютнисты-аутентисты подключились позже, но теперь количественное преимущество на их стороне.
Играют эту прелюдию по-разному: быстро и очень быстро, неторопливо и совсем медленно, тихо и громко, отчётливо и плавно.(👈клавесин)
Как правильно - никто не знает, Бах не оставил никаких указаний на этот счёт.
(фортепиано👉)
Но если не увлекаться скоростью, то эта музыка откроет свою философскую глубину. (👈 фортепиано)
Здесь нет мелодии, но с помощью магии повторяющихся ритмов и гармонических смен Бах за две минуты разворачивает перед нами ленту человеческой жизни. (арфа👉)
Прелюдия си минор (BWV 855)
Бах написал эту прелюдию (в ми миноре) в педагогических целях - для упражнений своего девятилетнего сына Вильгельма Фридемана. Позже он включил её в первый том "Хорошо темперированного клавира" в переработанном и усложнённом виде .
Спустя почти двести лет русский пианист Александр Зилоти (ученик Листа, двоюродный брат Рахманинова и его консерваторский педагог по фортепиано) сделал свободную обработку этой прелюдии (её первого варианта). Он перенёс её в другую тональность (си минор) и поменял местами партии правой и левой руки.
Транскрипция получилась настолько удачной, что её включили в свой репертуар многие пианисты.
Магия этой музыки исходит из бесконечного течения простого повторяющегося мотива.
Совершенно неповторимо играл эту прелюдию Эмиль Гилельс.
Вокальный ансамбль The Swingle Singers из семи певцов (септет),
исполняет Прелюдию BWV 855 a cappella.
Прелюдия до мажор , BWV 846
(из 1 тома "Хорошо темперированного клавира")
Эта прелюдия построена на том же принципе: ровный ритмический пульс и блуждающий в пространстве музыкальной фактуры призрак чудесной мелодии.
(👈 клавесин)
Через много лет, уже в 19 веке Шарль Гуно присочинил к этой прелюдии мелодию скрипки. А спустя какое-то время его родственник придумал соединить её со словами. Так получилась популярнейшая вокальная "Аве Мария" Баха-Гуно.
Чечилия Бартоли (меццо-сопрано), Синтия Маурицио (арфа), Оркестр Национальной Академии Санта Чечилия, дирижёр Чон Мен Хун.
***
"Мадонна с младенцем"
Мастерская Джованни Беллини (1430/1433-1516), Италия, Возрождение; Британская Национальная галерея, Лондон.
Кристаллофон — это музыкальный инструмент, состоящий, как правило, из 24-36 бокалов. Бокалы настраивают, налив в каждый определенное количество воды.Звучание каждого соответствует одному звуку, а весь инструмент включает не менее 2-3 октав.
В наше время всеобщей увлечённости аутентичной музыкой играть Баха на фортепиано с педалью считается чуть ли не дурным тоном. Теперь его чаще играют и записывают в оригинальном жёстком клавесином варианте.
Но пианисты его нарушали и будут нарушать. И правильно делают.
Потому что вот какая красота!
исп.Даниил Трифонов
Пусть музыка наполняет вашу жизнь радостью,
вдохновляет на творчество и
помогает находить гармонию в каждом мгновении.
Желаю вам никогда не уставать от ее звучания и
открывать для себя новые горизонты музыкальных миров.