![]() ![]() ![]() Прежде чем бороться с обстоятельствами, я пытаюсь сначала к ним приспособиться. Чтобы понять, как взаимодействуют инь и ян, достаточно вспомнить велосипед: я толкаю одну педаль (ян), ослабляя давление на вторую (инь), и благодаря этому чередованию могу двигаться вперед. Всякая форма жизни включает два начала, ни одно из них не может существовать без другого и неизбежно преобразу¬ется в свою противоположность. Вместе с тем китайская мудрость отдает предпочтение мягкости, восприимчивости и умению приспосабливаться, свойственным инь. Не случайно дао сравнивают с рекой, по которой остаточно плыть - и все сложится к лучшему. Противостоять бурям и грести против течения иногда бывает необходимо, но, взяв за правило сопротивляться, мы лишь истощим свои силы. К чему стремиться • Я всегда готов изменить свои планы, если того требуют внешние обстоятельства. • Если кто-то на меня нападает, я не играю по его правилам. Я сохраняю спокойствие и самообладание и жду, пока он успокоится. • В споре я предпочитаю мягко убеждать, а не навязывать свое мнение силой. Чего избегать • Я никогда не унижаю противника,зная, что при первой возможности он заставит меня расплатиться за это. • Я не хвастаюсь способностями,если не уверен, что они у меня есть. • Я не упорствую, столкнувшись с трудностями. Я ничего не предпри¬нимаю и жду, пока ситуация изменится сама собой. «Ущербное становится совершенным,кривое - прямым, пустое - наполненным,ветхое сменяется новым», Лао-Цзы шуй > вода и у вэй > недеяние * * * * * Я учусь недеянию: делаю то, что должен,и не беспокоюсь о результатах. "Недеяние" - основное понятие даосской философии. Оно не означает «ничего не делать», а скорее означает не делать того, что противоречит естественному ходу вещей. «Не действовать» - значит проникнуться духом дао, забыв о своем эгоизме, амбициях и личных желаниях. Действовать без намерения, а лишь по необходимости, когда иного не остается, будучи уверенными, что это действие ценно само по себе, независимо оттого, что конкретно мы получим в результате. Лучшее средство избавиться от стресса и тревоги - делать именно то, что от нас требуется, на пределе своих возможностей. Если результаты зависят не только от нас, какой смысл беспокоиться? К чему стремиться • Я прислушиваюсь к своей интуиции: в отличие от моего «Я» она всегда знает, как поступить. • Я прихожу кому-нибудь на помощь лишь потому, что должен так поступить. А не для того, чтобы выставить себя в благоприятном свете или извлечь из этого какую-либо выгоду. • Я сосредоточен на своей задаче и не думаю ни о чем другом. Чего избегать • Отказавшись от ожиданий, я уберегу себя от многих разочарований. • Я меряю ценность своей работы не деньгами, а пользой, которую она приносит. • Я не привязываюсь к плодам своего труда. Закончив работу, я перехожу к другим вещам. «Он создает не присваивая, он действует, ничего не ожидая. Закончив дело, он не привязывается к нему, и потому дело его пребудет»,. Лао-Цзы у юи > отстранение * * * * * Я избегаю излишеств и во всем ищу золотую середину Чжун Го, в буквальном переводе «Срединное государство», -так называют Китай, чьи великие мыслители желали, чтобы, он был еще и государством золотой середины. Синоним умеренности и согласованности человеческих поступков с силами природы, золотая середина - не фиксированная точка между двумя полюсами, а центр притяжения, возвышающий человека. Чтобы объяснить, что это такое, китайские философы часто прибегали к метафоре «стрельба излука»: лучник должен был попасть в яблочко точно в тот момент, когда звучал гонг, - это требовало не только безупречного владения телом, но и полной сосредоточенности. Подобно ему, мы должны во всем стремиться к золотой середине и дожидаться верного момента, чтобы начать действовать. К чему стремиться • Я как можно точнее выбираю цели, а затем натягиваю тетиву и жду. Я не спешу и не проявляю нетерпения. • Я отдаю должное вкусной еде, но не переедаю. Я не отказываю себе в бокале вина, но не напиваюсь. Воспитывать - значит уметь держаться золотой середины: я умею наказывать своих детей, но также и поощрять их. Чего избегать • Я не выставляю напоказ своих богатств, не хвалюсь своими успехами. Так мне удается избежать зависти окружающих. • Я не распыляюсь на множество дел. Я намечаю одну цель и не бросаю дело, пока не доведу его до конца. • Я не кричу, но умею заставить слушать себя. Я не ликую, но умею ценить то, что у меня есть. «Золотая середина - это добродетель наивысшая из всех, но давно уже редкая среди людей» Конфуций чжун юн > золотая середина * * * * * Я не забываю,что цель моей жизни -самосовершенствование По мнению Конфуция - великого мудреца, без которого Китай не был бы тем, что он есть, - человек не плох и не хорош, главное, что он способен совершенствоваться. Достойного человека от заурядного отличает «жэнь», или добродетель человечности: это та искра, благодаря которой человек осознает самого себя, отличает себя от других существ, задумывается о моральной стороне своих поступков. Работать над тем, чтобы стать человечным в полной мере, - значит создавать самого себя, беря за основу свои способности и неуклонно их развивая. Конфуций называет это «исследованием»; по существу это не что иное, как работа над собой. К чему стремиться • Я стараюсь всегда жить по совести: в своих поступках я исхожу из того, что интересы других людей выше моих собственных. • Когда я сомневаюсь, как поступить,я спрашиваю себя: «А как бы поступил достойный человек? И что бы сделал человек заурядный?» • Я приучаю себя к дисциплине,поскольку она - моя лучшая помощница. Чего избегать • Я не пытаюсь скрыть, что мне недостает каких-то качеств; я стараюсь выработать их в себе. • Я не подпадаю под влияние общественного мнения, мнения соседей или еще кого-нибудь. У меня есть только одна шкала ценностей - моя собственная. • Я не сокрушаюсь, если мои достоинства не признаны. Меня огорчают только мои недостатки. «Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается».Конфуций жэнь > человечность * * * * * Прежде чем действовать,я оцениваю соотношение энергий Успех наших начинаний зависит не только от нас; самая блестящая идея может провалиться, если мы выдвинем ее в неподходящий момент или в неподходящей форме. Чтобы успешно управлять своей жизнью, необходимо уметь соотносить свои поступки с обстоятельствами, в которых они совершаются, правильно оценивая природу присутствующей в этот момент энергии. Что сейчас преобладает - инь или ян? Надо действовать или следует подождать? Об этом вся Книга перемен. Настоящий фундамент китайской философии, она отвечает на наши вопросы, снабжая информацией о соотношении энергий в данный конкретный момент и о наилучшем способе использовать этот энергетический фон. К чему стремиться • Я не позволяю своим эмоциям руководить мной и воздерживаюсь от безрассудных поступков. • Если кто-то меня обижает, я не реагирую немедленно: сначала я пытаюсь понять ход событий. • Я не бросаюсь вперед сломя голову: я не спеша обдумываю, каковы возможные последствия моих действий. Чего избегать • Прежде чем просить о повышении зарплаты, я навожу справки о финансовом положении компании и о настроении начальника. • Прежде чем принять решение,я заглядываю в себя, чтобы понять,готов ли я к нему. Потом я рассматриваю внешние обстоятельства. • Чтобы убедить кого-то, я ищу его точку наименьшего сопротивления: я вбиваю гвоздь там, где он причинит наименьшую боль. «Мудрый человек прозревает подлинное в вещах и всегда верен корню всего сущего» Чжуан-Цзы сюнь > приспосабливаться |
Серия сообщений "мысли,мудрость":
Часть 1 - Почему так странно происходит..?
Часть 2 - жизнь...
...
Часть 25 - "Мактуб" Пауло Коэльо/мудрости/
Часть 26 - 20 уроков мудрости ДАО(1-4)
Часть 27 - 20 уроков мудрости ДАО(5-9)
Часть 28 - 20 уроков мудрости ДАО(10)
Часть 29 - 20 уроков мудрости ДАО/11- 12/
...
Часть 38 - Важные глаголы
Часть 39 - одиночество – наше естественное состояние
Часть 40 - Мудрость