Софонизба Ангиссола (1532 - 1625) итальянская художница-портретистка эпохи Возрождения. Родилась в дворянской семье, одна из шести сестер-художниц из знатного рода. Получила классическое образование, первая знаменитая женщина-художница. Она родилась в Кремоне в принадлежащей к высшему аристократическому кругу Генуи семье Амилькара Ангиссолы и Бьянки Понцоне и была старшей из их семерых детей. На протяжении четырех поколений семья Ангиссола испытывала сильную привязанность к истории Древнего Карфагена, поэтому Софонисба получила свое имя в честь легендарной дочери знаменитого полководца Гасдрубала. [458x600]
"Автопортрет"., 1550, Музей Полди Пеццоли, Милан
Мать Софонисбы умерла, когда она была совсем ребенком. Зато Амилькар Ангиссола поощрял детей развивать и совершенствовать свои таланты. Софонисба, а также ее сестры Елена, Лучия, Европа, Минерва и Анна Мария успешно занимались живописью у местного художника, что являлось крайне редким для знатных дам.Впоследствии Елена ушла в монастырь и вынуждена была оставить живопись, а Софонисба написала ее портрет в монашеском белом одеянии. Анна Мария и Европа бросили рисовать сразу же после замужества. Минерва также решила не связывать свою жизнь с живописью и стала писательницей. Единственный брат Софонисбы Асдурбал занимался музыкой и латынью, но не рисовал. А Лючия, в которой видели не менее талантливую художницу, чем ее старшая сестра, умерла в двадцать лет. [328x476]
"Автопортрет"., 1554, Уффици, Флоренция. [515x600]
"Автопортрет"., 1556, Музей Ланкут, Польша.
Когда Амилькар Ангиссола удостоверился, что его дети получили разностороннее образование, включающее искусство, он направил Софонисбу и Елену обучаться у жившего в Кремоне Бернардино Кампи, уважаемого портретиста и религиозного живописца, принадлежащего к ломбардской школе. [400x521]
"Автопортрет"., Миниатюра, 1556, Музей изящных искусств, Бостон
Софониба около трех лет училась у Бернардино Гатти, а в 1554 году во время поездки в Рим, где она проводила время, делая зарисовки различных сценок и людей, девушка познакомилась с Микеланджело. Встреча с этим титаном Возрождения стала огромной честью для Софонисбы. Появилась и возможность чему-либо научиться у такого мастера. Как-то раз Микеланджело попросил девушку сделать для него плачущего мальчика. Когда она изобразила «Мальчика, укушенного крабом», мастер сразу же признал ее талант. Он показывал Софонисбе свои зарисовки и давал советы в работе на протяжении двух лет. Можно сказать, что она была его неофициальной ученицей. [460x600]
"Профильный портрет молодой дамы"., Эрмитаж, Санкт-Петербург [471x600]
"Портрет Бьянки Ponzoni, матери художника" ,1557, Государственный музей, Берлин
Знатное происхождение и хороший достаток семьи обеспечивали Софонисбе достойное существование. Но, так как женщины в то время не допускались к занятиям анатомией, как у художницы у нее возникли определенные ограничения в тематике. К тому же у нее не было возможности с натуры писать большие многофигурные полотна. Религиозные и исторические картины были ей практически недоступны. [700x553]
"Люсия, Минерва и Европа играют в шахматы", 1555, Национальный музей, Познань, Польша
Понимая это, Софонисба стремилась найти свой путь в жанре портрета. На протяжении всей своей жизни Софонисба писала автопортреты и рисовала членов своей семьи. [379x475]
"Портрет испанской королевы Елизаветы"
Приобретя известность, Софонисба в 1558 году отправилась в Милан, где написала портрет герцога Альбы, который, в свою очередь, рекомендовал ее королю Испании Филиппу II. На следующий год она получила приглашение присоединиться к испанскому двору, и это стало поворотным моментом в ее карьере художницы. [537x695]
"Автопортрет"
Софонисбе было 27 лет, когда она оставила родную Италию и семью ради столь высокого приглашения. Зимой 1559-1560 года она добралась до Мадрида, чтобы стать художницей и придворной дамой новой королевы Елизаветы Валуа, третьей жены Филиппа II. [520x640]
"Филипп II "
Этот портрет был сделан в то время как Фелипе II был женат на своей третьей жене, Изабель де Валуа. Художница была одна из дам королевы. [555x700]
"Портрет Нун"
Софонисба очень быстро добилась расположения и доверия Елизаветы и на протяжении последующих лет написала официальные портреты многих придворных, включая сестру Филиппа Хуану и сына Дона Карлоса. Эти заказы отличались большей требовательностью, чем ранние семейные портреты художницы. Процесс их создания отнимал больше сил и времени, но Софонисба справилась, доказав свое мастерство. Она обучала также рисованию саму королеву. [582x700]
"Портрет Минервы"
В то же время она очень близко работала с Алонсо Санчесом Коэльо, что привело к сближению их живописных манер. До сих пор в отношении ряда картин возникает вопрос, принадлежат ли они кисти Коэльо или кисти Софонисбы Ангиссола. [557x700]
"Портрет молодой Патриции"
В 1570 году Софонисбе Ангиссола было 38 лет, но она оставалась незамужней. После смерти королевы Елизаветы Филипп II сам решил устроить судьбу придворной художницы и организовал ее брак с Доном Франциско де Монкада, сыном герцога Патерно, вице-короля Сицилии. Церемония бракосочетания прошла около 1571 года с большой торжественностью и богатыми подарками от короля.
После свадьбы Софонисба и Франциско предприняли небольшое путешествие, навестив ее семью и владения его отца. А в 1578 году они с разрешения короля окончательно оставили Испанию и уехали в Италию. Но через год в Палермо муж Софонисбы умер. [450x594]
"Портрет Екатерины Микаэлы"
Направляясь домой в Кремону, сорокасемилетняя художница познакомилась с Орацио Ломеллино, капитаном судна, на котором она плыла. Между ними возникло чувство, и, несмотря на то, что Орацио был гораздо моложе ее, в январе 1580 года они обвенчались в Пизе.
Их брак оказался долгим и счастливым. Орацио поддерживал жену в ее творчестве и создал для нее все необходимые условия. Они жили в Генуе в большом доме, принадлежавшем его семье, где у Софонисбы были свои апартаменты и мастерская. [594x700]
"Инфанта Изабеллы Клары"
Успехи Орации и крупная пенсия, выплачиваемая Софонисбе по распоряжению Филиппа II, сделала их жизнь комфортной и полностью обеспеченной. Софонисба продолжала писать и обратилась к религиозным сюжетам. К сожалению, многие из ее религиозных картин впоследствии были утеряны. К ней в дом приезжали многие художники, чтобы поучиться и просто поговорить об искусстве. В 1623 году Софонисбу навестил Ван Дейк, получивший от нее ряд ценных советов. [366x700]
"Массимилиано"
Софонисба Ангиссола оставалась ведущим портретистом Генуи до тех пор, пока у нее не стало ухудшаться зрение. В 1620 году он написала свой последний автопортрет.
Софонисба Ангиссола умерла в 1625 году в Палермо в возрасте 93-х лет.