• Авторизация


Без заголовка 19-07-2015 23:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения rinarozen Оригинальное сообщение

ЕДА КАК ОБЕРЕГ И ЛЕЧЕНИЕ

 Еда как оберег

[700x528]

Еда, у которой есть характерный специфический вкус и запах, часто выполняет функцию оберега в традиционной культуре. В еврейской ашкеназской традиции в качестве таких оберегов выступают соль, лук и чеснок. Характерно, что у евреев - выходцев из общин Востока в этом качестве фигурирует, наоборот, сладкая пища: мед, печенье, сладости и т.п. В традиционной культуре сефардских евреев долгое время даже существовал магический обряд задабривания демонов - им оставляли на ночь в пустом доме тарелку сладкой еды и меда, чтобы они съели это и навсегда покинули дом. Обряд этот носил название indulco, которое ассоциировалось у сефардских евреев со значением "сладость".

Очень важна и пища, выполняющую важную роль в священном действии. Так, например, кусочек мацы, который называется афикоман и является значимым элементом Пасхального седера, в общинах Восточной Европы принято было хранить целый год. В сборнике народных средств Книга ангела Рафаэля (первое издание: Лодзь, 1907) упомянут обычай брать с собой в дальнюю дорогу кусочек афикомана размером с одну маслину и сохранять его в течение всего пути, чтобы он оберегал человека в дороге. Интересно отметить, что по современным устным свидетельствам, афикоман ели небольшими кусочками в течение года, если кто-нибудь в семье тяжело заболевал.

 



[295x388]      Еда в народной медицине



 

Судя по книгам народных рецептов, еврейское население Восточной Европы очень активно использовало различные виды пищи и питья для лечения болезней и недугов. Связки чеснока и лука висели в доме у всех окон и дверей во время распространения эпидемий. Помимо этого лук и чеснок полагалось съедать после каждого приема пищи, чтобы защититься от чумы. Таким образом, мы видим, что и в лечебной магии защитные свойства чеснока и лука ярко проявляются в еврейской народной традиции.



[показать]При лихорадке следовало взять яблоко, разрезать его на четыре части и написать на каждой из них названия одной из четырех рек, вытекающих из райского сада: Тихон, Пишон, Хедкель, Прат, и давать больному съесть по одной части яблока каждый день (Тольдот Адам, первое издание: Жолков, 1720). По другой версии, отраженной в сборнике Мифалот Элоким (первое издание Жолков, 1725), на яблоке пишут аббревиатуру из букв библейского стиха "Боже, исцели ее!" (Числа 12: 13). Интересно отметить магическую роль текста в данных описаниях. Цитаты из Библии, а также надписи, записанные только первыми буквами библейских стихов или с помощью других типов тайнописи, - все это стандартные тексты, которые можно найти на еврейских амулетах: металлических, серебряных, бумажных, пергаментных и т.п. Многие из этих магических формул встречаются и в еврейских медицинских рецептах в качестве надписей на различных видах еды, таких как хлеб, яйца или яблоки. Библейские имена, сокращенные буквы избранных библейских стихов придавали более высокий сакральный статус тем объектам, на которых они были написаны.

В некоторых случаях предполагалось обращение к соответствующим библейским персонажам как к заступникам и покровителям в сложных жизненных ситуациях. Таков, например, очень близкий к вышеперечисленным народным средствам рецепт, который встречается в сборнике Ялкут Моте (первое издание: Мункач, 1894): для пробуждения любви между мужчиной и женщиной предлагается дать им съесть яблоко, на котором будут написаны новой иголкой имена Адама и Евы, а под ними имена этих мужчины и женщины. В целом для еврейской культуры характерно представление о поедании, поглощении текста или отдельных букв. Широко известен во многих еврейских общинах обычай начального этапа обучения ребенка чтению в хедере: ему дают слизать еврейские буквы, которые написаны медом на специальной дощечке. Вероятно, за этой традицией стоит идея приобщения человека к священному тексту, текст буквально проникает в человека и освящает его.

Большое количество еврейских народных рецептов связано с лечением бесплодия. Самым известным народным средством, пожалуй, можно назвать следующий рецепт: нужно съесть рыбу, в желудке которой находится другая рыба. Рыба в целом ассоциируется в еврейской традиции с плодородием и размножением, однако в данном случае подчеркивается ее символическое состояние "беременности": она несет в себе другое существо. То есть в основе этого народного представления лежит магическое уподобление женщины и рыбы. Еще одним популярным средством от бесплодия является этрог. Женщина, которая откусит кончик этрога после праздника Суккот, родит мальчика. Также примечали, что если она откусит легко - роды будут легкими. Мы вновь видим, как акцентируется здесь роль этрога - сакрального объекта, участвовавшего в религиозном ритуале.

  [показать] Иногда еда, особенно хлеб или яйцо, фигурирует в еврейских магических практиках как средство передачи, замещения болезни. Пища символически заменяет собой больного, на нее переходят все негативные свойства, ее скармливают собаке, а человек выздоравливает. В экспедициях С. Ан-ского был записан следующий рецепт от сглаза: ножом отрезают кусок от непочатой ковриги хлеба, срезают у больного несколько ногтей с пальцев рук и ног, кладут в хлеб и дают съесть собаке (самцу или самке в зависимости от пола больного). В современных полевых записях чаще встречается рецепт не с хлебом, а с яйцом. Над головой ребенка, которого что-то сильно напугало, выкатывают сырое яйцо, потом разбивают его в миску с водой. В этой миске показывается тот, кто ребенка напугал. После этого миску отдают собаке. И хлеб, и яйцо забирают на себя вредоносные черты болезни, а потом передают их персонажу-посреднику между миром людей и миром природы - собаке.

Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно отметить, что еда выполняет в еврейских магических практиках Восточной Европы целый ряд функций: она может выступать в роли апотропея, жертвенного подношения, носителя сакральной силы, обладающего целебными свойствами. Пища может также символически замещать человека в различных религиозных и магических действиях.

 
 

Фрагмент взят из книги

"Пир - трапеза - застолье в славянской и еврейской культурной традиции".   

jewish-book.livejournal.

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Malinka-R - Дневник Malinka-R | Лента друзей Malinka-R / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»