[показать]Гёте: «Нужно не только знать, но и применять; нужно не только желать, но и делать»
Особенности национальной встречи Нового года, равно как и иных новогодних праздников, общеизвестны.
Один и тот же извечный вопрос: «Ты меня уважаешь?»
Попробуем переместиться в пространстве и во времени и посмотрим, как проводили новогодние и рождественские праздники на Руси в духе старинных традиций.
Кто-то узнает что-либо новое, кому-то будет интересно для расширения кругозора, а в целом, чтобы не забывались добрые русские традиции.
В 1699 году Пётр Первый в последний раз праздновал с Патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю следующим образом:
На Кремлёвской площади сидели они на своих престолах в драгоценных одеждах, их окружали бояре и народ.
Патриарх, взошедши на возвышение, кропил людей святою водой и, поднеся золотой крест Государю для целования, желал ему многие лета и счастливого царствования.
И это было 1 сентября 1699 года.
А в полночь первого января 1700-го года по постановлению царя Петра Первого колокол Ивана Великого возвестил начало всенощного бдения в Успенском соборе.
На площадях стояли нарядно убранные игрушками ёлки. Наряженные ёлки светились и в окнах домов.
Стефан Яворский, митрополит Рязанский, произнёс красноречивую проповедь в пользу необходимости перемены празднования Нового года по указанию Государя и поздравил Петра Первого и всех присутствующих в соборе с Новым годом.
Введённые в Кремль полки с распущенными знамёнами и солдатами, одетыми по парадному, с привезёнными пушками, палили из орудий и приветствовали барабанным боем и щедрым фейерверком наступление Нового года после молебна.
Духовенство, послы, бояре, иноземные гости пировали у царя, сидевшего у праздничного стола со всем своим семейством. Народ веселился на площади перед дворцом, угощался выставленным для него яствами, водкой, вином и пивом.
Играла музыка, пели придворные и патриаршие певчие, веселили народ скоморохи. Сам царь объезжал главные улицы столицы и поздравлял народ с Новым годом. Во дворце гремел бал до утра.
Празднование первого дня 1700-го года стало днём перемены летоисчисления от Рождества Христова.
Празднование Рождества Христова в 16-17 веках начиналось ранним утром в царских палатах. Царь Всея Руси делал тайный выход. Любили благочестивые государи ознаменовать все великие праздники благотворительными делами. В сочельник, когда вся Москва, и самый богатый человек, и последний бедняк, готовились каждый по своему достатку к празднику: нищета московская наполняла все площади ещё до заутренней. Не захочет, мол, царь, чтобы кто-то из его подданных оставался голодным в праздничные дни.
Ранним утром венценосный богомолец, сопровождаемый небольшим отрядом военных и несколькими подъячими тайного приказа, скрытно выходил в народ. Одежды надевал царь простые, боярские. Шествие направлялось к домам призрения, к сиротским дома, к богадельням и тюрьмам.
Теснился бедный народ по площадям на пути шествия. Жаждали сирые, убогие, калеки получить милостыню из рук Государевых. В темень зимней московской ночи несли фонарь впереди Государя, встречные на пути оделялись деньгами. Направлялась процессия в большой тюремный двор. Кого из колодников, жалующихся на неправедный суд, освобождал по царской милости, кому послаблял наказание, а кого одаривал рублём или полтиною. Всем назначался праздничный стол.
Совершив свой поход, царь возвращался в свои покои, отдыхал, переодевался, выходил в Золотую палату в белой, шёлком крытой шубе, отороченной золочёным кружевом и золотой нашивкою, окружённый сонмом своих приспешников. Слушал бой царских часов. Потом шествовал в Успенский собор, где стоял за вечернею. Архидиакон обменивался с Государем и со всеми присутствующими поздравлениями.
При первом мерцании вечерней звезды славили Христа во дворце. В Столовой избе Государь принимал гостей по уставу-обычаю, жалуя их белым и красным мёдом в серебряных и золотых ковшах. Специальные подносчики подавали мёд гостям.
В десятом часу утра расплывался над Москвою первый мелодичный гул красного благовеста к обедне, подхватываемый колокольнями сорока сороков московских. Начиналось празднование по всей Руси.
От Спиридона-Солноворота до самого сочельника готовилась вся Русь к встрече Великого Праздника Рождения Спаса-Христа, несущее светлое благоволение к погрязшим во грехе землянам, чтобы привести их к Царствию небесному.
Целый день постятся, не принимая никакой пищи в Рождественский сочельник, благочестивые люди, памятующие о преданиях отцов и дедов, чтобы встретить Грядущего Спасителя мира.
Наступает вечер; тьма ложится на землю. Белые снега укрывают мир. И вот вспыхивает на востоке ярким светом Вифлеемская звезда. На неё устремлены все взоры Православной Руси: «Христос рождается!»
И вносится в дом старшим в семье связка сена, стелется в красном, т.е. переднем, углу на столе, накрывается поверх сена чистой скатертью, под божницей далее устраивают, уже на скатерти, необмолоченный сноп ржи или пшеницы. По бокам снопа помещается кутья, сочиво. Устанавливается на стол взвар из сушёных плодов слив, груш, яблок, сушёных ягод.
Начинается ритуал вечери в кругу семьи.
Теплится у образов зажжённая хозяином лампада. Детки, даже малолетние, терпеливо ждут, ведь перед сочельником был шестинедельный пост. Как Матерь Божия Мария, ожидая дитя своё, не подносила к устам своим скоромного, а вкушала пищу постную, так и каждый христианин должен. Ароматным лугом пахнет сено, и в доме витает магическая связь нынешнего времени с тем далёким временем рождения Христа-Спасителя в хлеву, в яслях.
Высушенное разнотравье, подстеленное под скатерть в Святой Вечер, не выбрасывается. Его очень бережно сохраняют. Пучок такого сена, скормленный домашней скотине, снимет порчу у коровы и прогонит ведьму, которая невидимо сдаивает молоко. Овцы и козы многородными станут. Лошади не подпустят ласок вередливых, что мучают их ночами, гривы спутывая.
Домовеюшке в сенцах в уголке посыпать надо, да под печку пару стебельков положить. Всё порадуется Домовой, что уважением пользуется у хозяев, и озоровать не станет.
Под квочку чуток подстелить надо, чтобы яиц пустых не было. И к корыту свиному прикрепить – аппетитом отменным поросята отличаться будут.
Под крыльцо такого сенца притрусить, прибавив горсточку зерна любого, чтобы нива урожайною была.
Чесноку пару долек, чтоб нечистые силы не подступили к дому, и несколько монеток, чтобы деньги водились.
Старшему в доме хозяйка подаёт миску с ложкой, деревянные, с кутьёй и сочивом, чтобы до того, как сесть за трапезу, накормить домашних животных святой вечерею.
О полночь в Святой вечер говорит Божия скотинка человеческою речью между собою, восхваляя хозяев, после того как попробует дары святочные.
Начинает хозяин с собаки:
– Год служил мне, дом сторожил. Святой вечер приходит, Бог рождается, порадуйся со всеми нами.
К корове с поклоном обращался:
– Матушка, кормилица наша, порадуйся с нами.
К лошади протягивал краюшку свежеиспечённого хлеба, круто посыпанного солью:
– Работники, помощники мои, благословляю вас именем Божиим.
Всех животных обходил с поклоном и благодарствием. Потом шёл в сад и одаривал каждое дерево горсточкой еды, подсыпая её у кореньев, благодарил за плодоношение их и благословлял на цветение.
«Братьев меньших наших, которых Господь дал нам в услуженье, накормил и теперь нам самим не грех к столу, к трапезе приступить», – говорил хозяин, возвратясь из двора.
Тлеющим ладаном на вербовой головне обкуривал избу, избавляясь от нечистой силы, и, наконец, по старшинству сажал за праздничный стол семью свою, благословляя каждого. Прочитав молитву «Отче наш», подбрасывал с ложки кутью или сочиво к потолку. Затем семья приступала к еде.
После трапезы начинались гадания.
Из снопа выдёргивалась соломина: с колосом – к урожаю, с обмолоченным – к недороду.
Девки, что на выданье, хватали ложки со стола и во двор. Стучат ложками. Откуда пёс залает – с той стороны жених будет.
Особы, долго в девках засидевшиеся, на крышу будки собачьей норовили взгромоздиться голыми ягодицами, подморозиться чуток. Чтоб замуж выйти уже в этом году.
Выходила девица с первым куском во рту за калитку, спрашивала у первого проходящего его имя; тем именем будет называться её муж будущий.
В глубокую тёмную ночь выдёргивают из поленницы дерево. Гладкое – муж тихий и добрый, суковатое – сердитый, расколотое – дурной и волокита.
Выливают сырой яичный белок в кипящую воду и смотрят на свернувшийся комочек: вид церкви – венчание, кольца – обручение, корабль с парусами – дальняя дорога для мужчины, для женщины – выход замуж в чужую сторону, опустится белок на дно – к несчастью.
Никакой народ не представляет нам столько забав на Рождественские праздники, как наш, русский. Много примет и суеверий связано с праздником Рождества.
Запоёт петухом курица на Святой Вечер – будет радостным год. Хотя в другие дни года такую курицу зарубить надо и обязательно на пороге, иначе несчастье накличет.
Если на Рождество кто-нибудь из родни голос повысит или же заругается – целый год кутерьма в семье.
Долги возвратить обязательно. Иначе не выйдешь из бедности. Если за трапезу сел в сочельник с обидою на кого-либо, не прощая врага своего, дети твои несчастливыми будут.
Хлеб со стола уронили – чья-то душа из твоего рода на том свете страдает, без молитвы твоей. Били себя ложкой по затылку, чтобы та душа приснилась и рассказала, чем помочь ей.
Удо своё мужской пол медком смазать должен втихаря, после первого опорожнения заполночь – крепко будет. А женскому полу на низ живота крест из мёда наложить – дети, рождённые в этот год, здоровыми будут.
А на Рождество устраивают праздничный стол, на котором должно быть непременно двенадцать блюд. Двеннадцать – число священное. Двенадцать же дней тянутся святки, освящённые великими событиями рождения Христа.
Так было в старину. Жаль, что большинство из нас этого не видели или вовсе не знают.
Антэ Дорих