Почему твои жесты – это правда о тебе: как тело выдает твою силу и страх, даже когда ты молчишь
Мы привыкли думать, что контролируем себя. Что слова — это главное оружие, а тело — лишь покорный носитель.
Глубокое заблуждение!
На самом деле, наши сознательные решения постоянно вступают в конфликт с этим внутренним «зверьком», который живет удовольствиями и болью и понятия не имеет о хороших манерах.
Ты можешь говорить о спокойствии, но твой палец, дрожащий на краю стола, или судорожная хватка, которой ты держишься за руль, выдадут всю невысказанную тревогу.
Этот «зверек» — наш примитивный аппарат, и он реагирует мгновенно, не дожидаясь, пока наш цивилизованный мозг подберет подходящую маску.
Невербальное «я» против логики
Что первично: мысль или ощущение? Долгое время считалось, что сначала мы чувствуем грусть, а потом плачем. Но ученые, начиная еще с профессора Джеймса, предложили обратное: изменения в теле происходят сразу вслед за восприятием, а наше переживание этих изменений и есть эмоция. То есть, мы осознаем, что гневаемся, потому что нас трясет.
Наш организм — это термостат, который всегда стремится к динамическому равновесию, называемому гомеостазис. Он словно стоит на перекрестке в ожидании зеленого света, готовый по первому зову прийти в движение.
Но вот что удивительно: если ты концентрируешься на чем-то отрицательном, это значительно тебя ослабляет. И наоборот, если направить внимание на центр тела, на уровне пупка, тебя будет куда сложнее вывести из состояния равновесия. Наши силы расходуются на то, на что мы направляем внимание.
Вспомните, как в покере это называется «жест» — бессознательная смена манеры держаться, которая подсказывает окружающим, что у человека на уме. Даже когда я знаю, что за мной наблюдают, мой мозг не всегда может скрыть эту минимальную мышечную реакцию. Твое тело, словно испорченный термостат, который слишком часто включается и выключается, может выдавать твою правду.
Тело реагирует автономно, определяя силу наших эмоций задолго до того, как разум включит логику.
Наследие пещер: Откуда берутся наши главные движения
Многие из наших самых обыденных жестов имеют глубокие биологические корни. Они настолько универсальны, что, вероятно, были унаследованы от нашего доисторического прошлого. Например, кивок в знак согласия или покачивание головой в знак неодобрения. Или улыбка: слепоглухонемые младенцы улыбаются, когда их берут на руки, чтобы покормить. Это входит в репертуар наших природных жестов.
А вот еще более древние сигналы:
Когда люди простирают руки вверх, моля божество, этот жест очень похож на то, как двухлетний ребенок просится на руки — «возьми меня на ручки». Это инфантильное, но глубоко заложенное движение.
В животном мире жесты часто используются для примирения или подчинения. Приматы протягивают руку агрессивно настроенному противнику. Протянутую руку легко укусить или схватить, поэтому это воспринимается как сигнал: «Я мог бы напасть на тебя с оружием, но не хочу брать его в руки». Такой жест остался у человека как рукопожатие, рука мира.
Иногда природа преподносит нам парадоксы. Например, у большинства самцов млекопитающих стресс подавляет репродуктивную функцию. Но только не у гиен! У них эрекция — это признак социального подчинения в стрессовой ситуации. Самец как бы говорит: «Смотри, я просто скромный мальчик; не бей меня».
Это показывает, что базовые эмоции и жесты, такие как страх, ярость или привязанность, мы разделяем с ближайшими сородичами, и они служат для сохранения вида.
Две руки, два мира: Лопата, оружие и язык
Кисть — это, без сомнения, механический шедевр. Попробуйте согнуть пальцы в кулак, а потом распрямить их один за другим. Вы заметите, что безымянный палец как будто вовсе отказывается выпрямляться, потому что он мало участвует в мелкой моторике. Большая часть работы, которую мы приписываем пальцам, на самом деле выполняется мышцами предплечья, словно мы дергаем за ниточки марионетки.
Но рука — это еще и язык.
В жестовых языках, например у глухонемых, физическое пространство перед говорящим приобретает грамматическое значение. Движение руки в определенном направлении может обозначать, кто является действующей стороной, а кто — принимающей. В одном эксперименте молодые люди, описывая ситуацию, двигали рукой вправо, ставя себя в положение передающего, и требовали четкости, которую не понимали старшие, допускавшие двойственность перевода.
Кроме того, наш обычный язык насквозь пропитан иерархией, связанной с руками. Язык насквозь пропитан иерархией: «право» ассоциируется с законностью, силой и правильным поведением, а «лево» — со слабостью, злом и неопределенностью. Эта глубокая антипатия к левой руке, особенно сильная у женщин, вероятно, связана с тем, что в доиндустриальную эпоху левая рука использовалась для гигиенических процедур, а правая — для еды и приветствия. Нежелание быть связанным с «левым» — это напыщенное причисление самих себя к «правому», что очень характерно для нашего общества.
Кураж и контроль: Как сломать программу «стиральной машины»
Иногда наше поведение становится до смешного автоматическим. Мы ведем себя, как оса-сфекс, которая, если ее программу сбить, будет повторять одно и то же действие, даже если это бессмысленно. Как стиральная машина, которую перевели на предыдущую стадию, и она «не знает», что уже стирала это белье сорок раз. Разорвать этот заколдованный круг и выбраться из «сфекского» (бездумного) поведения — наша задача, если мы хотим быть свободными.
Путь к свободе лежит через самоконтроль и внутреннюю стойкость.
Например, контроль над движениями позволяет нам не только сигнализировать о своей уверенности другим, но и поднять настроение себе. Небрежность и пассивная поза утяжеляют тело, заставляя его «прятаться внутрь себя», что мозг интерпретирует как реальную угрозу, усиливая стресс.
Поэтому нужно активно управлять своим телом:
Когда мы действуем вопреки пагубным рефлексам, которые ведут нас к гибели, мужество дает нам «силу паче естества». Оно исправляет нашу природную телеологию.
Внутренняя психологическая защита, так называемая «толстокожесть», это не агрессия и не пассивность. Это умение держать психологический удар, спокойно и уверенно формулировать свое отношение к ситуации. Мы не просто набор рефлексов. Мы — существа, которые по своей воле желают быть достойными.
И твоя сила начинается с выбора: будешь ли ты машиной, которая послушно сбрасывает программу на предыдущую команду, или режиссером своих жестов, который, даже когда ему страшно, выбирает для себя быть сильным.