• Авторизация


Зри в корень 27-01-2011 21:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения макошь311 Оригинальное сообщение

Зри в корень

[показать]
 

Русский язык несёт в себе мудрость, которая всё больше и больше  становится нам непонятной и недоступной. Просто вдумываясь в значения слов, прислушиваясь к их звучаниям можно открыть для себя много нового, или давно забытого. Зреть будем?

В выражениях "зря ты так" и "зряшный повод" слова зря и зряшный имеют устоявшиеся уничижительные значения. И по-моему, зря. Солнечный свет дает возможность видеть и различать предметы окружающего нас мира, их формы и краски; а темнота уничтожает эту возможность. Подобно тому зрение позволяет человеку осматривать и распознавать внешнюю природу, а слепота погружает его в вечный мрак; без глаз так же нельзя видеть, как и без света. 

От того стихия света и глаза, как орудие зрения, в древнейшем языке обозначались тождественными названиями:

а) зреть, взор, зоркий, зорить – присматриваться, наблюдать, прицеливаться, зорька – прицел на ружье, обзариться – промахнуться из  ружья,  зырить – зорко смотреть, зирять – оглядываться, зирк – глядь, зирок = зрачок, зорный – имеющий хорошее зрение,  и зо(а)ря, зирка (малор.) – звезда, зирка с метлою – комета, зо(а)рница (зирныця, зарянка) – утренняя или вечерняя звезда, планета Венера;
зарница   – отдаленная молния = малор. блискавиця, которой приписывают влияние на созревание нив и которую потому называют хлебозоркою (глагол “зреть, со-зревать” указывает на мысль, что поспевающие хлеба, окрашиваясь в желтый, золотистый цвет, чрез то самое уподобляются солнечному блеску; 
зрелый – собственно: светлый, блестящий); зорить – о молнии: сверкать и помогать вызреванию нив; зорить – прочищать, прояснять,
наприм., “зорить масло” – дать ему отстояться, очиститься (зазорить – зажечь, засветить свечу, зарный (свето-зарный) – горячий, страстный, зарево – отражение пламени, зорко (вятск.) – ясно; дозор – присмотр и дозоры (перм.) – зарница. 
Слово зрак, означающее у нас глаз, у сербов  значит: солнечный луч, подобно тому как у немцев stern – и звезда и зрачок глаза. В Краледворской рукописи: “zira (светить) jasne slunecko”; литов. zereti – блестеть, сиять , 

b) Видеть и серб. виддело – свет; 

с) малор. бачыть – смотреть и санскр. bhas – блистать и видеть ;

d) другой малор. глагол дивитьця – смотреть и санскр. корень его div – светить, divan – день. На эту древнейшую связь понятий света и зрения в слове “дивитьця” указывает народная загадка о месяце, в которой почти каждое слово есть метафора: “лысый вил криз забор дывитця (вар. загляда)” , т. е. месяц, в виде быка, смотрит или проще – светит сквозь забор, 

е) В следующем поверье слово глядеть употребляется в значении “светить”: если, замечают крестьяне, новый месяц обглядится до трех 
 дней, то во все время до следующего нарождения этого светила будет  стоять ясная погода; а если на новый месяц польет дождь и тучи помешают ему оглядеться, то в продолжение четырех недель погода будет дождливая. 

f) Бельмы – глаза, от слова белый = светлый; зеница (ока = зрачок), зенки, зенькй – глаза и зенка – стекло от глагола зе(и)ять – блестеть: 
 здесь глаз сближается со стеклом на том же основании, на каком ясное  небо названо было “стеклянною горою”, 

g) Луна, луниться – светать,  белеть и лунить – хлопать глазами. Постоянный эпитет, сопровождающий очи – ясные, светлые; малорусы говорят: “свитить очима”, а в литературной и разговорной речи обыкновенны выражения: сверкать глазами, посыпались искры из очей, и т. п.

Из такого сродства понятий света и зрения, во-первых, возникло мифическое представление светил небесных – очами, а во-вторых, родилось верование в чудесное происхождение и таинственную силу глаз.

Представление светил очами равно принадлежит народам и  Старого и Нового Света. Во многих языках Восточного архипелага названия, даваемые солнцу, означают: око дня. 

Скандинавские поэты солнце, луну и звезды называют глазами неба, и наоборот: глаза человека уподобляют солнцу и луне, а лоб (череп) его – небесному своду, что встречается и в наших старинных рукописях: “яко на небеси светила солнце и луна, гром, ветр, сице и в человеке во главе очи, и глас, и дыхание, и мгновение ока, яко молния”.

Выше мы привели болгарскую загадку,  которая о солнце и месяце выражается, как о глазах дня и ночи. Это  уподобление должно было занять подобающее ему место в антропоморфических олицетворениях неба и его явлений. 

В Ведах солнце называется  глазом Варуны (= неба), самое божество дневного света (Savitar) именуется златоглазым, а в некоторых гимнах солнце и луна представляются двумя очами неба. Верховный бог германцев Один (Вуотан) называется одноглазым: в человеческом образе его олицетворено дышащее бурями грозовое небо, с высоты которого солнце, словно громадное всемирное око, озирает землю.

Подобно тому у персов оно представлялось глазом Ормузда, у египтян – Демиурга, у греков Зевса.

 Эпитет “всевидящего” придавался солнцу еще индусами, и эта  характеристическая черта постоянно соединяется с ним в народных 
сказаниях. 

 my.mail.ru/community/prav./753198F155C06089.html

Серия сообщений "Русский язык. Руны.":
Часть 1 - Происхождение и настоящее значение ругательных слов
Часть 2 - Русский язык. То, о чем мы не догадываемся...
...
Часть 20 - Просто о рунах
Часть 21 - AZ
Часть 22 - Зри в корень
Часть 23 - Закономерности словообразования и естественного развития речи
Часть 24 - Сын и Дочь
Часть 25 - Колобок идёт по небу
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Зри в корень | Кротова_Наталия - Дневник Кротова_Наталия | Лента друзей Кротова_Наталия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»