• Авторизация


Как определить стихотворный размер стихотворения. Лёгкая и доступная метода. 02-04-2011 11:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Определение стихотворного размера при анализе стихотворения бывает камнем преткновения даже для отъявленных отличников. Почему? Потому что в школе на уроках литературы неправильно преподаётся его методика! Это говорю вам я, корнет Оболенский, лингвист и литератор, который, в отличие от пушкинского героя может с лёгкостью отличить хорей от ямба.

Итак, что же не так в школьной программе? Ну вообще-то, процесс определения стихотворного размера в школе происходит так: берётся стихотворение, переписывается в тетрадь какое-нибудь четверостишие, причём целиком!

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.


Затем разбивают на слоги и расставляют ударения. Давайте теперь и далее обозначать ударный слог апострофом ( ' ), а безударный - подчёркиванием (_). Вот наш "Онегин":

' ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' ' ' _ _ _ '
' _ _ ' _ ' _ ' _
' ' _ ' _ _ ' '

???!!! Что за бред???!!! Согласитесь, здесь сложно найти какой-либо такт и ритм и стихотворный размер, естественно. Тут нет ни хорея, ни ямба, сплошная азбука Морзе! Ну ладно, в первой строчке мы видим что-то наподобие хорея. Или ямба? Или всё-таки хорея? Да даже если знать, что стих исполнен четырёхстопным ямбом, то ничего учительнице всё-равно не докажешь.

И тут ученики начинают возмущаться, утверждать, что размер зависит от того, как разбить стихотворение на стопы, что здесь вообще нестандартный размер. Несмотря на то, что определение тактового размера стихотворения - устный процесс, и не требуется переписывать целое четверостишие, а можно ограничиться всего одной строкой (для определения стопности) и даже одной стопой!

Вспомним, собственно, какие у нас имеются варианты размеров:

Хорей ' _
Ямб _ '
Дактиль ' _ _
Амфибрахий _ ' _
Анапест _ _ '


Предлагаю вам, господа, простую и быструю методику определение стихотворного размера.
Первое правило: забудьте что такое ударение! Забудьте напрочь, потому что в моём методе термин "ударение" обозначает совсем другое.
Второе правило: забудьте что такое слово, потому что слово в терминологии моего метода - это вся строка целиком:

Мойдядясамыхчестныхправил
Когданевшуткузанемог
Онуважатьсебязаставил
Илучшевыдуматьнемог

Теперь разберёмся в термине "ударение" . Внимание! Чёткого определения этому термину я не дам. Скажу лишь то, что в одном "слове": а) несколько ударений; б) все ударные слоги отстоят друг от друга на равном расстоянии, потому что в) расстановка ударений определяется ритмом. Из этих постулатов следует, что надо использовать чувство ритма, а не логику. Прочитайте стихотворение в стиле индастриал, вспомните Hot Butter -- "Popcorn". Выделяйте ударные слоги повышением тона и громкости обязательно. Не "выстреливайте очередью" сразу несколько слогов, если по закону ритма слог должен быть ударным, произнесите его с ударением. "Бейте в барабаны", вы "ударник" в рок-группе. Или поезд: "чух-ЧУХ!-чух-ЧУХ!-чух-ЧУХ!", или: "ЧУХ!-чух-чух-ЧУХ!-чух-чух-ЧУХ!-чух-чух..." Кстати, в первом случае с поездом получается трёхстопный ямб, а во втором - трёхстопный дактиль.

Вернёмся к Пушкину. Если проставить ударения так, как предлагаю я, по закону ритма, то получится вот что:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Здесь "ударные" слоги выделены красным цветом. Заметьте, в слове "Мой", в частицах "не" и других односложных словах ударение не проставлено вообще, хотя по логике оно там должно быть. Зато в словах "занемог", "выдумать" стоит аж целых два ударения! Что значит по законам ритма! Попробуйте прочитать написанное выше четверостишие, чётко выделяя ударением гласные буквы в ударных слогах и произнося безударные как можно слабее, и вы поймёте, как следует ставить ритмическое ударение.

Какой же у нас теперь ритмический рисунок? А вот какой:

_ ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' _ ' _ ' _ '
_ ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' _ ' _ ' _ '


Красота? Красота! Это же ямб! Четырёхстопный! А мы мучались, переписывали, ныли. А оказывается, надо просто почувствовать ритм, и решение само придёт.

Собственно, что же такое стихотворный размер? Зачем он нужен? А стихотворный размер - это то, что делает стихотворение стихотворением (здесь следовало бы добавить: "силлабо-тоническим стихотворением", но будем проще). Стало быть, у двух стихотворений с одинаковыми стихотворными размерами должно быть нечто общее? Интересно, что же? А вот что. Давайте-ка смешаем "Евгения Онегина" с "Парусом" М.Ю. Лермонтова. Получается вот такая забавная штука:

Мой дядя самых честных правил
В тумане моря голубом.
Он уважать себя заставил.
Что кинул он в краю родном?

Белеет парус одинокий,
Когда не в шутку занемог.
Что ищет он в стране далёкой,
И лучше выдумать не мог?

Хе-хе! Бессмыслица? Но нас интересует совсем другое. Каково читается (с точки зрения ритма)? Гармонично? Вроде да. Как будто ничего не меняли и не смешивали. Для сравнения:

Мой дядя самых честных правил,
Не с гор побежали ручьи,
Он уважать себя заставил,
Обходит владенья свои.

или:

Не ветер бушует над бором,
В тумане моря голубом,
Мороз-воевода дозором,
Что кинул он в краю родном?


Чувствуете, что-то где-то перескакивает, когда переходите на новую строчку. Меняется такт. Это говорит о том, что эти два стихотворения Некрасова и Лермонтова имеют разный стихотворный размер.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как определить стихотворный размер стихотворения. Лёгкая и доступная метода. | I_love_my_deep - Вдохновение | Лента друзей I_love_my_deep / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»