Мои друзья отправились на Алханай и пригласили меня с собой.
И мы отправились посмотреть одну из пяти священных вершин северного буддизма.
[700x525]
2. Наша дорога началась ранним утром. По долинам и сопкам стоял ещё туман. Ехать около 250 км.
[700x525]
3. Забайкальский край, Агинский Бурятский округ, Дульдургинский район.
[700x482]
4. И вот он въезд в Национальный парк "Алханай"
[700x525]
5. Уже здесь останавливаются туристы и приносят дары духам. Рис, мелкие монетки. Повязывают хадаки.
[700x525]
6. За селом Алханай перед въездом в саму долину возведена ступа, окруженная львами, в память посещения в 1991 году культовых мест Алханая главой буддийского духовенства Его святейшеством Далай-ламой XIV. Знак внимания со стороны Далай-ламы вызывает уважение к святыне Алханая далеко за пределами Агинской степи.
[525x700]
7. Здесь тоже делаются подношения. Верующие нечетное число раз обходят вокруг по ходу солнца, моля о благополучии всех живых существ, населяющих Землю. Крутят барабаны, вознося свои молитвы.
[700x525]
8. Ступа Намнамэ Бакши. Это выдающийся мастер, учёный, йогин. Намнамэ лама является Бодхисатвой, рожденным среди бурятского народа ради его блага и совершенствования. Согласно устным преданиям, дошедшим до нас, в середине XIX века святыня Алхана была местом поклонения шаманов. Во второй половине XIX века лама Намнамэ сумел договориться с духами шаманов оставить гору Алхана и спуститься в степи. Намнамэ лама совершил великое уединение, продемонстрировав путь достижения Просветления, и результатом этого горный массив Алхана превратил в священную обитель божественных существ.
[700x525]
9. Филиал Агинского дацана.
[700x525]
10. Мы расположились в палаточном лагере. В этом городке их можно разместить до 800 штук. А ведь есть ещё и кемпинговый городок, юрточный, коттеджный посёлок. В выходные дни тут не протолкнуться, съезжаются до несколько тысяч человек. Мы были в понедельник-вторник и много народу уже уехало. Но и так было порядком желающих полечиться в аршане и совершить малое гороо.
Вход к источникам.
[700x525]
11. Высоко-высоко над макушками деревьев скалы Димчиг сумэ.
[525x700]
12. Отошо - будда медицины. И не даром - здесь совершают не только гороо по культовым местам, но и успешно лечатся водами Аршана.
[700x525]
13. Карта-схема культовых мест.
[591x529]
14. Вот от этого места начинается малое гороо, достаточно перейти по пешеходному мостику через ручей, где принимаются холодные ванны.
[700x525]
15. Идём по тропе, она хорошо видна, утоптана тысячами подошв. Сначала полого.
[700x525]
16. Но чем выше - тем круче. Перепад высот небольшой (700-800 м), но очень круто. Как спускаться-то будем?..
[700x525]
17. И вот первая святыня - Димчиг сумэ - хранитель Алханы (Шри Чакрасамвара). У подножия скалы находится скальное углубление. Этот естественный грот расположен на западном склоне долины Аршана, на высоте около 1200 м над уровнем моря. Углубление в скале диаметром около 7 м. Глубина пещеры от плоскости входа до дальней стены около 4 м. Из вертикальных трещин выше время от времени сочатся капли целебной воды. Верующие совершают омовение, пьют. Эта вода сохраняет целебные свойства в течение многих лет. Под каплями стоят глубокие чаши, в которые и собирается вода.
[700x525]
18. Паломники простираются на молитвенной доске, прося благословения на весь дальнейший жизненный путь.
[700x525]
19. Посещение Димчиг сумэ считается обязательным для паломников.
[700x525]
20. Они делают подношения хозяину святыни Алхана зернами риса, пшеницы, табаком, монетами. Зажигаются благовония, лампадки, начитываются мантры ради благополучия всех живых существ.
[700x525]
21. Взгляд назад.
[700x525]
22. На вершине Димчиг сумэ оборудована обзорная площадка. Скала обрывается вертикально вниз. Далеко-далеко внизу видна основная дорога к источникам, по которой мы пришли. Я была здесь 13 лет назад - ограждения ещё не было и мы очень переживали за шебутных ребятишек, старающихся везде пролезть и залезть..
[700x525]
23. Качающийся камень. А ведь когда-нибудь скатится... наверное, на самого великого грешника ))
[700x525]
24. Вдоль тропы камни сложены в пирамидки, туры. Паломники поднимают с пути камни и укладывают их, облегчая путь идущему следом. Но почему-то туристам (для улучшения собственной кармы) нельзя передвигать камни с места на место (видимо, это можно делать только монахам или ламам ?..), нельзя строить из камней столбики, не завязывать хадаки и лоскутки на живых деревьях, не подкармливать грызунов (ага! как же! всю дорогу нас сопровождали бурундучки, выпрашивая семечки - уже до нас прикормили).
[700x525]
25. Погода нас не баловала, было пасмурно, периодически крутились тучки, затягивая всё вокруг, иногда накрапывал дождик, быстро заканчиваясь, оставляя тропу сухой. Так что голубого неба мало. Но может это и хорошо - иначе от такого подъёма на жаре мы бы совсем раскисли.
[700x525]
26. Ящерка притаилась на камушках.
[700x525]
27. От Димчиг сумэ тропа ведёт нас вниз дальше.
[700x525]
28. Храм Цындымы (Сэндэмэ Сумэ). Это имя главной львиноликой дакини из числа 100 тысяч небесных фей. Она является небесной феей мудрости, защитницей верующих и Учения Будды. Здесь необходимо молиться с простиранием не менее 21 раза. Ваши молитвы должны быть направлены на благо всех живых существ. Правильное понимание сути молитвы и правильное сосредоточение уничтожают порчи, сглазы и другие следствия собственных греховных деяний. Согласно буддийским текстам, порчи и сглазы добровольно принимаются пострадавшей стороной из-за собственного неведения. Паломники, обходя вокруг скалы Сэндэмэ, желают, чтобы добро победило зло, чтобы восторжествовала справедливость, мир и спокойствие на Земле, чтобы их дети овладевали азами наук.
[700x525]
29. Монеток очень много, они лежат и по тропинкам. Наверное, скоро паломники будут подниматься по слою монет. Кажется, их никто не убирает.
[700x525]
30. Глубина тропы на курумах увеличивается - бортики растут.
[700x525]
31. Белка. Мы похлопали в ладоши, пощёлкали языком и она от любопытства начала спускаться к нам. Но близко так и не подошла.
[700x525]
32. Переваливаем Цаган Дабан - отрог Могойтуйского хребта..
[700x525]
33. А вот далеко внизу показались Храм ворота. Долина реки Убжогое.
[700x525]
34. Тропа идёт по скалам.
[700x525]
35. Нашли человечка на тропе? - мы только что там спускались.
[700x525]
36. На всех больших камнях курумов выложены туры. Куча столбиков из камня.
[700x525]
37.
[700x525]
38. Корни деревьев переплетаются, местами образуя хорошие ступеньки.
[700x525]
39.
[700x525]
40. Дошли до ручейка, бегущего в Убжогое, напились ледяной водички.
[700x525]
41. Чуть выше стояла часовня. Идущие впереди нас паломники уже зажгли благовония.
[700x525]
42. Склон крутой, но тропа плавно идёт вдоль него, потихоньку теряя высоту, приближает к нашей цели
[700x525]
43.
[700x525]
44. А вот и Храм Ворота (Уудэн сумэ). Уудэн означает дверь. Это сквозная арка между двумя отрогами на высоте около 1100 м. Её внутренний радиус от земли до внутреннего края около 6 м. Храм символизирует вход в мир Великого Блага, в обиталище Димчиг (Чакра-Самвара). Пройдя под аркой, люди навсегда избавляются от трёх худших рождений (мир животных, претов и ад).
[700x525]
45.
[700x525]
46. Храм Ворота обладает силой умиротворения, способен излечивать болезни. Справа на скале ниже арки временами сами собой проявляются слоги мантр - "Ранжин маани". Люди, обладающие чистотой души и добрыми помыслами, могут их увидеть. Существует легенда, что в будущем, когда сознание людей очистится, скала "Ранджин маани" расступится и откроется дверь, ведущая к Чистой Земле Чакрасамвары.
[700x525]
47. Ступа - субурган, находящаяся внутри, была построена в середине XIX века по наставлению Намнамэ ламы. После разрушения в 1930 году она была восстановлена в 1956 году. Ежегодно в конце первого летнего месяца по лунному календарю здесь проводится большой молебен Согшод в честь божества Димчиг. Верующие и паломники становятся в этот день свидетелями незримого присутствия идама Димчиг, который благословляет всех участников молебна. Вокруг субургана паломники совершают трехкратный обход - гороо, читают молитвы и мантры.
[700x525]
48. Высоко вверху справа - Скала промежуточного состояния (Зугуурдиин Хабсагай). "Промежуточное состояние" - это состояние "бардо", то есть такое, в котором мы находимся после смерти, но до нового рождения. Умирая, человек, прежде всего, попадает в "бардо", а рождаясь заново, выходит из него. В состоянии "бардо" мы находимся периодически, так как рождение есть шаг к смерти, а смерть - это шаг к рождению. Лишь очистив сознание и душу от невежества, страсти, выработав (или отработав) всю негативную карму, накопленную сотнями тысяч рождений, можно освободиться до конца. Это освобождение называется Нирваной. А пока мы живём в материальном мире, "мире желаний". И только ученые ламы, в течение многих жизней практиковавших Дхарму, умеют освободить своё состояние от негатива.
Ещё этот узкий сквозной проход длиной всего в 2,5 м называют "Щель грешников". Принято считать, что если пролезешь через неё, - очистишь свою карму. В действительности, как говорят буддисты, этого не бывает - по их словам "очищение кармы лежит через познание священных текстов Учения Будды.
Но пролазить довольно тяжеловато. В какой-то момент совершенно не на что опереться (кому-то мешает большая грудь, кому-то бёдра). Но что интересно, если есть настойчивое желание - то пролезешь - не зависимо от габаритов. А в самом узком месте ширина всего 30 см. Некоторые по три раза возвращаются, но всё равно прокручиваются в этой спирали, и с победой выходят к зрителям, которые активно подбадривают "грешников". Этот раз я не полезла - побоялась клаустрофобии. Но когда была моложе на 13 лет, первой из нашей группы преодолела эту шкуродёрку... Что интересно: пролазят люди даже самой крупной комплекции. Но вот если кто-то боится или совершенно не может пролезть - это Алханай не принимает его.
Массивный кубообразный блок вертикальной плоскостью упирается в скалу с одной стороны и узким краем (ок. 5 см) нижней плоскости возлежит на обломке скалы - с другой. В силу чего создаётся впечатление, что камень едва держится и вот-вот упадёт. Существует предание по этому поводу: когда самый великий грешник полезет через этот лаз - камень обрушится на его голову...
[700x525]
49. Ещё одна малая арка.
[700x525]
50.
[700x525]
51. К этому гроту, находящемуся в 300 м от Ворот идут просить детишек. Это Чрево Матери (Эхын умай) - самое посещаемое и загадочное место Алханы. Длина грота 4 м, а максимальная высота всего 70 см. Существует множество рассказов о реальных случаях исцеления женщин от бесплодия. И на деревьях вокруг грота повязаны детские распашонки, ползунки, некоторые даже приносят копии свидетельства о рождении.
Раньше считалось, что из глубокой ямы рядом можно взять камешки домой - сколько наберешь - столько и будет у тебя детей. Но ламы говорят, что это предрассудки - всё решает карма и чистота помыслов.
Считается, что детишек также дарует "Каменная Баба" озера Ножий и на территории профилактория "Зымка" в хозяйстве Ушарбай. Эффект говорят идентичный, причём, если попытка здесь не удалась, может увенчаться успехом в двух других.
[700x525]
52.
[700x525]
53. Каждый поднятый камень - молитва, прочитанная паломником.
[700x525]
54. Бесконечное число туров. Но камни сливаются и это трудно разглядеть.
[700x525]
55. Наро Хажид или храм Небесной Музыкантши. Он представляет собой скалу, рассечённую с северной стороны глубокой воронкообразной расщелиной. Выше расщелина сужается и переходит в сквозное отверстие овальной формы. Через него проходит поток космической энергии. Этот храм особо почитали ламы и проводили здесь глубокую медитацию. Именно здесь в расщелине некоторым слышится чарующая божественная музыка. Это играет Небесная музыкантша Наро Хажид.
[525x700]
56. И последняя достопримечательность - домик Намнамэ ламы. Возвращаясь назад мы прошли мимо него. Здесь специалисты построили рядом со старым срубом новый домик для любителей медитации. Во второй половине девятнадцатого века великий йогин медитировал здесь месяцами, устанавливая связь на тонком уровне с божеством Димчиг во многих местах Алханы. И вообще эти места, как я слышала, имеют энергетическую связь с Ольхоном. Через просвет Храма Ворот подношение отправляется прямо на Байкал к хозяину Ольхона.
[700x525]
57.
[700x525]
58.
[700x525]
59.
[700x525]
60. Вот отсюда мы только что спустились. Подъём был тяжел, но спуск ещё тяжелее (для нетренированных, таких как я). Даже, когда шли к лагерю по ровной дороге коленки всё ещё тряслись.
[700x525]
61. Хорошо, что поставили палатки, как только приехали. Только поставили варить чай, как нас накрыло градом и сильнейшим ливнем. Земля была белая от градинок, только успели попрятаться по палаткам. Но ливень быстро их растопил в течение 10 минут. Что интересно, две женщины, которые шли после нас неторопливым шагом, сказали, что не было у них ни капельки, и они благополучно спустились по крутяку вниз.
[700x525]
Это мы совершили почти малое гороо. На вершину г.Алханай не поднялись - не нашли тропы.
Но есть ещё большое гороо более 100 км. Паломники идут около трех-четырех дней. Как пишут в путеводителе: быстрая пробежка под силу лишь молодым, но торопливость никак не сказывается на качестве самой добродетели. Шагая неторопливо и размеренно, вдумчиво читая мантры, можно прийти к финишу и позже.
При описании буддистских святынь использован путеводитель Дульдургинского районного туристического бюро "Алхана-Тур", который издан с благословения шэрээтэ ламы Агинского дацана Бадмы Цыбикова.
Неповторимый по красоте уголок нашей забайкальской природы - и отвесные скалы, причудливые останцы, многочисленные курумы (каменные реки) со столбиками туров, узкие ущелья, целебные источники (про купание в них позже напишу). Мои друзья видели росомаху. Белки, бурундучки, колонки - полно живности. Учёными отмечено 95 видов птиц, 23 вида млекопитающих, 165 видов насекомых. Из 340 видов растений около 180 применяются в тибетской медицине.