• Авторизация


Игрушка ребёнка тридцать тысяч лет назад. 19-06-2014 00:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сунгирская лошадка, маленькая плоская фигурка дикой большеголовой лошади или сайги сделана из бивня мамонта.

Возраст 25-30 тысяч лет назад!

[700x466]

Найдена в древнем верхнепалеолитическом захоронении Сунгирь, которое расположено на окраине современного города Владимира. В эпоху позднего палеолита (древнекаменного века) и последнего, вюрмского ледникового периода там располагалась самая северная палеолитическая стоянка Европы, самое северное поселение людей костенковско-селетской культурной общности, охватывавшей Юг России, Украину, Венгрию и Чехословакию, – наших прямых предков, как показали раскопки на Сунгире.  

Археологи раскопали несколько захоронений. Но наибольший интерес вызывали останки взрослого мужчины ростом около 180 см. Как считает доктор исторических наук старший научный сотрудник Института археология РАН М.Б. Медникова, большие размеры тела кроманьонцев, к которым относятся и сунгирцы, свидетельствуют о процессах, сходных с акселерацией XX-XXI вв. Судя по одежде, богато расшитой украшениями из  костей и зубов животных, мужчина имел высокий социальный статус. Возможно, был вождем племени.

Недалеко от взрослых останков были обнаружены могилы мальчика и девочки 10-14 лет.

В историческом музее можно увидеть точный слепок с погребения детей и сопровождающие их в загробный мир произведения первобытного искусства.

Дети были похоронены в центре жилища, на месте очага, тела уложены в могилу в вытянутом положении, тесно прижатыми головами друг к другу. Дети лежали не бок о бок, поскольку так хоронили супругов, а голова к голове; очевидно, это были брат и сестра. Мальчику было лет 12–13, девочке –7–9; 7,5 тыс. бусин покрывали их одежду. Пальцы их были унизаны перстнями из мамонтова бивня. Об их знатности и высоком статусе свидетельствовали остатки одежды: по подсчетам историков, только на то, чтобы изготовить бусины для нее, требовался год непрерывной работы! В 1961 г. на другой стоянке Гагаринской (более поздней по датам ХIХ—ХV тыс. до н.э.), на полу древнего жилища археолог Л.М.Тарасов нашел вырезанные глубоким рельефом на бруске мамонтова бивня две детские фигурки, лежащие голова к голове, – одна побольше, другая поменьше. Узнаем ли мы когда-нибудь, кто были эти дети, чем история их недолгого земного бытия так запомнилась, что спустя несколько тысяч лет, их захоронение еще продолжало изображаться соплеменниками!

Дети лежали, как и «человек из Сунгиря», в длинной яме, наполненной углями и бусинами, – в звездном небе подземного мира, согретые теплом его костра, с ног до головы обсыпанные красной охрой – краской жизни и воскресения. Одеты и снаряжены в загробный путь они были одинаково, только в руку мальчику вложили кремневый нож и костяную иглу с ушком, и на голове его была шапочка с подвесками из бусин, украшенная «короной» из клыков песца; тонкое кольцо из бивня мамонта крепило к ней пышный султан из перьев птиц и хвостов песцов. А на девочке был капюшон или капор и бисерная налобная повязка. Сзади к одежде мальчика крепилась имитация хвоста из низок бивневых бус, подобного тому, что украшал церемониальную одежду египетских фараонов во время священного праздника хеб-сед. На талии девочки был «пояс девичества», густо обшитый песцовыми клыками, с застежками из бивня мамонта. На груди ее лежал прорезной диск из мамонтова бивня – знак Солнца и Матери-Земли, на груди мальчика – фигурка «сунгирской лошадки», а под левым его плечом – резное изображение мамонта, древнейшее в Восточной Европе. Мамонт и лошадь были тотемами-первопредками древних обитателей Сунгиря, покровителями их тайного охотничьего союза. «Сунгирская лошадка» – самая знаменитая находка Сунгиря. Маленький, вырезанный из бивня мамонта и окрашенный красной охрой амулет, носили на шее, на шнурке. Такой лошадки раньше не находили археологи. Она стала своеобразной эмблемой Сунгиря. 
Рядом с детьми в захоронении были найдены предметы, подобных которым еще не знала наука: не привычные каменные и костяные наконечники от истлевших деревянных копий, дротиков и стрел, а целый склад прекрасно сохранившегося оружия – три острых и тонких кинжала-стилета, одиннадцать метательных копий-дротиков и два огромных копья (1,66 и 2,42 м) с ударными концами, усиленными рядами чешуек кремня (в праздники на них надевались лежавшие здесь же навершия – тонкие диски с отверстиями, к которым крепились перья птиц, цветные ремешки и хвосты песцов), – всего 16 предметов, все изготовленные... из цельных бивней мамонта! «И прямые! – пишет археолог Л.Н.Асанов. –А ведь бивни у мамонтов чуть ли не кольцами завиваются. Значит, древние люди умели распрямлять мамонтовую кость?!». «Бивень мамонта загнут дугой, – комментирует эти невероятные находки А.Л.Никитин. – А сунгирские кинжалы, дротики и копья – прямые. Сейчас мы не знаем, как сделать слоновую кость мягкой, чтобы ее легко было гнуть и резать. Таким секретом владели древние греки. (Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» отмечал, что среди мастеров, приглашенных на строительство Афинского Акрополя (V в. до н.э.), были «размягчители слоновой кости»). И сунгирцы могли выпрямлять бивень мамонта!»
 
«Сунгирцы шли на север за отступающим ледником, – пишет археолог Л.Н.Асанов. – Эта стоянка древних людей находилась в суровых приледниковых степях, и ее обитатели не раз, наверное, подходили к самому краю ледника» – к ледяной толще двухкилометровой высоты. Уже первые раскопки выявили остатки шести разрушенных жилищ, остатки кострищ и очажных ям, десятки тысяч предметов материальной культуры – кремневые скребки, резцы, наконечники стрел, предметы домашнего обихода из камня и кости, а также множество костей мамонтов, оленей, диких лошадей, пещерных львов, бизонов и других ископаемых животных. Когда на Сунгире жил человек, здесь была тундра. Низкий кустарник, редкие островки чахлого леса. На месте Владимира бродили мамонты и северные олени, на которых охотились сунгирцы.

[700x524]

Эти уникальные захоронения древних людей принесли мировую славу стоянке Сунгирь . Могила, найденная под четырехметровой толщей суглинков, по своему научному значению вполне может поспорить с саркофагом египетского фараона из листового золота!».

3. Внешность детей восстановлена ученицами М.М.Герасимова, антропологами Г.Лебединской и Т.Сурниной.
[687x700]

4. Предметы, найденные в захоронении.
[700x438]

5. Скульптурный портрет мужчины со стоянки Сунгирь. Реконструкция М.М. Герасимова.
[700x645]
 

«В яму насыпали сначала угли из костра, а сверху засыпали их и все дно охрой, – пишет о примененном здесь древними людьми уникальном погребальном обряде А.Л.Никитин. – Угли означали символический костер, который будет греть покойника в царстве мертвых. Охра – символ крови, символ жизни, призванный заменить собою кровь» источник жизненной силы и вместилище души, чтобы умерший, воскреснув в загробном мире, мог жить и охотиться там, как в мире живых. Черные угли от костра в яме лежали вперемешку с белыми, не просверленными, костяными бусинами и символизировали ночное небо, усеянное звездами. Небо с «извечными звездами» изображалось и на внутренних стенках древнеегипетских саркофагов. В этой узкой, длинной яме покоились останки 60-летнего мужчины с широкими плечами, широкой грудной клеткой борца, длинными ногами бегуна, с широким лбом мыслителя. Кто это был – царь, верховный жрец?». Для расчистки и извлечения останков «человека из Сунгиря» из Москвы во Владимир, бросив все дела, прибыл сам М.М.Герасимов, вскрывавший гробницы Ивана Грозного, скифского царя Скилура, Ярослава Мудрого, адмирала Ф.Ф.Ушакова. Он собственноручно производил все работы в раскопе, а в Москве, в своей лаборатории, восстановил по черепу его красивое, властное лицо. И научный мир ахнул! «Конечно, это европеоид, –писал коллега Герасимова, антрополог Г.Ф.Дебец. –У него высокий лоб, большой мозг и развитый подбородок. Это вполне сложившийся тип современного человека». Именно сунгирцы, пишет А.Л.Никитин, являются «предками народов Северной и Восточной Европы. Поэтому нет ничего удивительного, что они похожи на нас, или, вернее, мы похожи на них».
 
На груди «человека из Сунгиря» нашли каменную подвеску-амулет, на его руках насчитали 20 браслетов, вырезанных из бивня мамонта. Все его тело покрывали 3500 бусин из мамонтового бивня, которые некогда были нашиты на его одежду. Их расположение впервые в истории дало археологам возможность восстановить одежду людей эпохи верхнего палеолита. На «человеке из Сунгиря» были меховые, расшитые бусами шапка, увенчанная, как короной, нашитыми клыками песца, короткая рубашка с длинными рукавами, брюки, сапоги-унты, длинная, до колен, куртка и плащ, застегивавшийся под подбородком. Брюки под коленями и щиколотками и рукава у локтя и запястья имели рас- шитые бусинами и клыками песца перевязи, не пропускавшие холод. «Мнение ученых едино: никогда еще наука не имела дела с таким богатым погребением древнекаменного века», – писала газета «Правда». Настоящую сенсацию вызвали и обнаруженные археологами кострища, окружавшие место захоронения. Точно такие же следы костров окружают курган Синташта близ Аркаима! Не удивительно ли это, ведь Синташта младше Сунгиря почти на 20 тыс. лет, а ритуальные костры вокруг захоронения те же. Ведь, по мнению ученых, в Синташте также находится захоронение царя или верховного жреца. Значит, на протяжении многих тысяч лет обряды захоронения сохранялись у древних народов без изменения.
 
Поверх могилы в слое красной охры были найдены хуже сохранившиеся останки женщины. Видимо, согласно обычаю, по свидетельству арабского путешественника Ибн Фадлана, сохранявшемуся еще в IХ в. У русов, эта женщина, одна из жен вождя, добровольно последовала за своим супругом туда, откуда нет возврата. Над погребением детей в слое красной охры тоже лежали останки разрушившегося человеческого костяка. Кто добровольно последовал в могилу за двумя детьми, погребенными в ней, маленькими царевичем и царевной палеолита, – мамка-кормилица, дядька-наставник?

[700x468]

7.
[525x700]

Что же стало с этой землей после Сунгиря? Как известно, свято место пусто не бывает. В первые века новой эры в этот лесной, болотистый край, вставший на месте былой тундры приледниковья, в безлюдные места, куда лишь изредка захаживали охотники, пришли финно-угорские марийские племена. На высоком юго-западном мысу горы обнаружены остатки их поселения. Считается, что именно они назвали речку приток Клязьмы – Сунгирем (от финно-угорского судерекиес – «сумрачный», «угрюмый») из-за доисторических костей, которые они здесь порой находили. В эпоху Великого переселения народов сюда приходят из Причерноморья и Приднепровья первые славянские переселенцы. На Сунгире, близ заброшенной палеолитической стоянки, раскопаны остатки основанного им древнеславянского городища VI–III вв. Вскоре на речке Ирпень – соседке Сунгири появляется урочище Ярилова долина. Здесь проводились праздники в честь бога Солнца Ярила, покровителя весенней природы и плодородия. Затем в XII–III вв. в этих же местах вырос Константиново-Еленинский женский монастырь и было основано село Боголюбово.

Интересна и история основания женского монастыря в Боголюбово. Летом 1155 г. все население Сунгиревского городка во главе с духовенством, с иконами и хоругвями, под праздничный звон колоколов местной церкви стояло на берегу Клязьмы. По реке плыли празднично разукрашенные ладьи. Они направлялись в Ростов, везя из Киева дар константинопольского патриарха для великого князя Юрия Долгорукого – чудотворную икону Богородицы, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. В 10 верстах на северо-восток от Владимира на подходе к Сунгиревскому городку князю Андрею Боголюбскому, что вез икону, было видение, ему явилась сама Богородица и сказала, что хочет, чтобы образ ее остался во Владимире. Так и было решено, икона осталась во Владимире и с тех пор стала называться Владимирской. Интересен тот факт, что видение Богородицы произошло у князя как раз в том месте, где находилось древнее поселение Сунгирь времен палеолита. Если это так, то место сохранило свою силу и спустя многие тысячелетия дало это мистическое видение православному князю Андрею Боголюбскому. В честь этого памятного события и был построен женский монастырь в Боголюбово.

Это что же получается? На этом месте около тридцати тысяч лет живут люди. И праздновать надо не тысяча с чем-то лет, а двадцать пять - тридцать тысяч лет с основания Боголюбова или Владимира. ВОТ КАКАЯ НАША ИСТОРИЯ! А ведь многие как и я этого и не знали...

Замечательная была у меня идея съездить во Владимир. Хочется ещё проехать по всему Золотому Кольцу.

Использованы материалы Светланы Каменевой (журнал Митра №11 2011г.)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
atrus28 19-06-2014-01:52 удалить
Очень интересно!
Цереус 19-06-2014-02:38 удалить
atrus28, как эти дети похожи на современных и не отличил бы, встретив на улице.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Игрушка ребёнка тридцать тысяч лет назад. | Цереус - Дневник Цереус | Лента друзей Цереус / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»