|
••• Книга ни о чем. Не спасает даже та часть повествования, где индийские виды по пути к истокам Ганга, колоритные этнические персонажи вроде песьеголовых людей, музыкальный инструмент канглинг из берцовой кости человека. Другая- реальная- часть изобилует непонятными персонажами, пространными и пустыми диалогами, скучными бытописаниями. Такое чувство, что перелистала чей-то незамысловатый блог, в котором, ради разнообразия автор использует экзотические индийские картинки. 2,5 из 5 |
||
|
В новом романе Юрия Арабова действие разворачивается в маленьком городке в Кулундинской степи. Его даже нет на карте, но и здесь неторопливо живут люди, ходят в парикмахерскую, иногда попадают в больницу... ••• Мне нравится выбранная Арабовым манера- гротеск, утрированность, аллегория. Атмосфера душная, наполненная тяжелыми испарениями ближайшего озера, степной пылью и пороками. Саркастичный, местами ядовитый текст, часто заставляющий горько усмехаться. Яркие портреты героев: на каждого нацелен прожектор, в этом жестком свете выделяется каждая деталь. К середине книги думала, что поставлю ей не менее 4...но тут первая часть закончилась. И случилось обидное- во второй части автор решил помянуть большевиков и революцию. Охххх, неужели нельзя было оставить дедушку Ленина и команду в покое?! Не то чтобы я в восторге от большевиков, но можно написать фантасмагорию и без их участия... 3,5 из 5 |
||
|
Сборник новых рассказов Михаила Елизарова "Кубики - это 14 историй, объединенных единой стилистической атмосферой, которую можно было бы (весьма приблизительно) охарактеризовать как художественный синтез прозы Андрея Платонова, Юрия Мамлеева, Ирвина Уэлша, Кафки и раннего Сорокина. Действие этих жестких и одновременно романтических историй происходит в условные "девяностые" на окраине какого-то неназванного города. Художественная виртуозность, демонстрируемая Елизаровым, настолько очевидна и впечатляюща, что заставляет читателя погрузиться в елизаровский мир с головой - как в захватывающее кино наподобие "Груза 200" Алексея Балабанова или "Blue Velvet" Дэвида Линча. ••• Не потому, что сплошная чернуха, написанная уродливым языком милицейских протоколов. Не потому, что о быдле. И не потому, что тупых телок постоянно насилуют, не по одному разу и не в одиночку. И даже не потому, что грязные во всех смыслах совокупления идут в контексте "сама виновата". Для хардкора должна быть цель, по крайней мере в литературе...чернуха ради чернухи вызывает только гадливость. Первая история вроде бы обещала, намекала на...мистерии с окраин? метафизику дна?...потом все утонуло в нечистотах. Но последняя история опять что-то обещает. Попробую другую книгу Елизарова. 2 из 5
|
||
|
Валерий Попов - признанный мастер, писатель петербургский и по месту жительства, и по духу, страстный поклонник Гоголя, ибо "только в нем соединяются роскошь жизни, веселье и ужас". Кто виноват, что жизнь героини очень личного, исповедального романа Попова "Плясать до смерти" так быстро оказывается у роковой черты? Наследственность? Дурное время? Или не виноват никто? Весельем преодолевается страх, юмор помогает держаться… ••• Mortis Saltatio или Пляска Смерти... знаменитая средневековая аллегория о бренности бытия, о безнадежности и непоправимости. Роман назван очень похоже. И он о том же. Роман автобиографичный, поэтому воспринимается тяжелее. Обезумевшая теща, жена-алкоголичка, зять-наркоман, дочь...в ней вся жизнь и все несчастья. Отношения отец-дочь, взросление, непокорность, ошибки, много боли, деградация. Необратимая череда событий, ведущих к финалу; быстро сменяющие друг друга года, подтверждающие, что не бывает так плохо, чтобы не стало ещё хуже...Язык книги простой, будничный, но прекрасно передаёт всю изнанку отношений, трагедию одной семьи, постепенное смирение с тем, что придется плясать-плясать до смерти. 4 из 5 |
||
|
Алексей Иванов - с раннего детства живет в Перми и его можно назвать своего рода "гением места" этого края. "Географ глобус пропил" - "это роман вовсе не о том, что веселый парень Витька не может в своей жизни обрести опору. И не о том, что молодой учитель географии Служкин влюбляется в собственную ученицу. Это роман о стойкости человека в ситуации, когда нравственные ценности не востребованы обществом. Роман о том, как много человеку требуется мужества и смирения, чтобы сохранить "душу живую", не впасть в озлобление или гордыню, а жить по совести и любви". •••
Не поняла, почему книга вызвала сильный резонанс в читательских кругах...возможно, из-за школьной темы, сочетающей в себе современные реалии и ностальгические мотивы. Так и новоиспеченный сайт "Одноклассники" когда-то "выстрелил", превратился в "наше все"... |
||
|
Это психологический детектив в духе Борхеса и Фаулза: грандиозное полотно, в котором криминальный сюжет соединился с мелодрамой, а личность преступника интригует сильнее, чем тайна преступления. Главный герой романа - Костас Кайрис – начинающий писатель, недоучившийся студент, которому предстоит влюбиться, оказаться замешанным в дело об убийстве, унаследовать фамильное состояние и попасть в лиссабонскую тюрьму. ••• Семейная сага, эпичная, широко развернутая в пространстве и времени. И удивительно, что этот эпос автор умудрилась уложить в изящную антикварную шкатулку с множеством крошечных отсеков, в том числе и потайных. Многие из выдвижных ящичков оказались пустыми, но многие хранили драгоценности, а некоторые- настоящие секреты...Я не люблю в повествовании постоянные скачки во времени или частые флешбеки. Ещё больше не нравится, когда две строчки диалога героев разделяют две страницы текста на вольные темы. Этот роман как раз базируется на внезапных разрозненных воспоминаниях, густо приправленных аллюзиями и реминисценциями; предложение, оборвавшееся в начале одной главы может продолжиться в конце другой. Тем не менее. Роман понравился. Многоголосием, бесчисленными эхо в лабиринтах памяти, ювелирной замысловатостью языка, португальскими ароматами, прибалтийским туманом. Своей показной, но рафинированной яркостью и всеми приемами, обеспечивающими её. Детективной интригой в конце концов. Могла бы поставить книге 5, но разочаровало завершение. 4.5 из 5 |
||
|
У Наиля есть почти все для полного счастья. Любящие мама и папа, беззаботная сестренка. ••• Интересный литературный опыт. Несмотря на то, что книга адресована подростковой аудитории, и несмотря на то, что вторая часть резко качнулась от саспенса в сказочность, от загадочности к напусканию тумана. Интересный в первую очередь из-за ярко выраженного татарского колорита, сюжетного и лексического. Про детей и монстров я читала не так давно, у американца Дэна Симмонса ("Лето ночи"), считаю, что "Убыр" не слишком уступает. Местами страшно, местами нервно, ещё кое-где удивительно, мальчик Наиль имеет склонность к забавным внутренним монологам и комментариям....У книги есть продолжение в виде второй части. Скачала. Возможно возьмусь за неё однажды. 3.5 из 5 |
||
|
Евгений Водолазкин - филолог, специалист по древнерусской литературе, автор романа "Соловьев и Ларионов", сборника эссе "Инструмент языка" и других книг. ••• Расширенная версия жития, с подробностями, психонюансами, средневековым антуражем...История одного человека, целителя, и одновременно, история четырех разных людей- ребенка-подростка, молчальника-юродивого, паломника в Иерусалим, отшельника и схимника. Таков путь главного героя к искуплению греха...Религиозный лейтмотив книги не смущает, напротив; к счастью, автор избежал конъюктурной сусальности в подаче этой темы, ровно как и конъюктурной воинственной ортодоксии. Меня смутила выбранная стилистика: в нейтральный базовый текст постоянно втискиваются куски на русском языке 15 века или нарочитые ремарки, которые мог бы сделать наш современник во время занятного дискурса. Например, почтенный старец Никандр разговаривает исключительно как ироничный клерк, только перед кончиной вдруг переходит на старославянский. Зачастую в одном абзаце встречаются оба варианта речи...Наверное демонстративное деление текста на разнородные слои зачем-то нужно автору (колоритность? оригинальность?). Но меня это отвлекало. 4 из 5 |
||
|
"Горизонтальное положение" - новый роман Дмитрия Данилова, чей дар рассказчика поистине уникален, а история, которую он передает, понятна каждому. ••• Одна из тех редких книг, которую бросила....я честно старалась, но больше 1/3 прочитать не смогла. Не думала, что манера, используемая авангардными французами в "новом романе" в 60-ых годах ещё применима в чистом виде. Нет ни героя, ни предметов. Ни сюжета. Просто перечисление маршрутов, много глаголов и наречия "довольно-таки". Настоящий твиттер. 1 из 5 |
||
|
Длинна дорога от Бухары до Панджруда, особенно если идти по ней предстоит слепому старику. Счастье, что его ведет мальчик-поводырь - где найти лучшего провожатого? Шаг за шагом преодолевают они назначенный им путь, и шаг за шагом становится ясно, что не мальчик зряч, а старик; и не поводырь ведет слепого, предостерегая от неожиданностей и опасностей пути, а слепой - поводыря, мало-помалу раскрывая перед ним тайны жизни. ••• Снова история о Пути. На котором мальчик превращается в Царя поэтов (путь славы). А Царь поэтов- в нищего слепого путника, которому запрещено просить милостыню на дорогах (путь страдания). На этом же Пути другой мальчик, столкнувшись волею судеб с великим Рудаки, уже не сможет быть прежним, все в его жизни после этой встречи будет не так...Начало и конец, а потом снова начало- в другом человеке. Колесо Жизни.В книге есть все для приятного, не не пустого чтения: исторические персонажи и мелодичный язык, афористичность и драма, пряная атмосфера бухарских базаров и змеиное шипение вельмож при дворе. Дорожные приключения и философские разговоры, деревенская свадьба и мудрые притчи, раскаявшийся вор, убегающий суфий, счастливая роженица...Книгу читать легко. Да, это беллетристика. Но за каждой главой угадывается кропотливая работа автора, влюбленного в восточную тему и поэзию. 4.5 из 5 |
||
[показать] |
Главный герой романа Александр Топилин вполне доволен жизнью. Ему сорок лет, он не женат и живет без обязательств. Он совладелец доходного бизнеса, его друг и партнёр Антон Литвинов – сын министра. Всё схвачено, все двери открыты. Топилин согласен оставаться на вторых ролях, играть по чужим правилам. Он – классический бета-самец. ••• Полагаю, роман не об альфа-бета-самцовости, то есть борьбе за лидерство, статус, а о поиске своего места в жизни вообще. Не только попытка приспособиться к сложному времени (на дворе переломные 90-ые, и как говорили мудрые китайцы, "не дай вам бог жить во время перемен") и удачно встроить себя в новую социально иерархию. Но попытка разобраться в себе, расставить все точки над "i", переосмыслить прошлое, и тем самым изменить настоящее. Кстати, сюжетная линия, построенная на воспоминаниях о семье, родителях, школе, наиболее яркая и удачна. События настоящего времени описаны слабее, некоторые ответвления сюжета ведут в пустоту, не находят развития, и кажется, служат только для уплотнения текста. Завершение романа окончательно испортило впечатление: усадив главного героя в тюрьму, автор умудрился при этом свести все к слащавому хэппи энду, чтобы и овцы целы, и волки сыты. 3 из 5 |
|
|
Ида Змойро - героиня нового романа Бунды "Синяя кровь" - прекрасный художественный двойник реальной актрисы советского кино сороковых годов прошлого века Валентины Караваевой. Очень быстро ставшая звездой, Караваева столь же быстро сгорает в зените славы. Сталинская премия, стремительный взлет карьеры, приглашения в постановки ведущих европейских театров, брак с английским атташе Джорджем Чапменом - и тут же чудовищная автокатастрофа, навсегда обезобразившая лицо красавицы. Развод, возвращение в Союз, старость в новой, постперестроечной России. Буйда превращает реальную трагическую судьбу в прекрасную легенду. Сотворенный вокруг Караваевой и ее времени миф завораживает и пленяет. А литературное мастерство, с которым написан роман, вряд ли оставит равнодушными даже самых искушенных ценителей слова. •••
Поначалу магический реализм книги кажется утрированным, все эти говорящие сами за себя имена жителей, улочек и достопримечательностей городка Чудова...Атмосфера- картинная, застывшая, герои- шаблонные...в общем, не город, сплошные декорации. А потом автор начал робко выходить их картонного "а ля сказка" интерьера. И незаметно проявилась живая, пронзительная, исковерканная история о настоящих людях, а через них и об эпохе. И главная героиня...она ожила, стала центром и эпицентром, яркой кометой и падающей звездой. 4.5 из 5 |
||
[показать] |
Евгений Чижов - автор романов "Персонаж без роли", "Темное прошлое человека будущего" - сразу был отмечен как артистичный беллетрист, умеющий увлечь читателя необычным сюжетом и необычными героями. ••• Скучно, предсказуемо, нарочито (относительно аналогий с одной среднеазиатской республикой и её Великим Вожатым). Все это уже было неоднократно - и в книгах, и в фильмах. Ничего нового, оригинального. Бетон диктатуры. Цветок поэзии и человечности. Смерть цветка поэзии и человечности в бетоне диктатуры. Если говорить о чем-то на тему тоталитаризма и отношений отдельных людей при тоталитаризме, я советую английский фильм "Последний кроль Шотландии" 2006г. (реальные события в Уганде в период правления диктатора-президента Амина, одного из самых одиозных политиков 20 века). За роль Амина Форест Уитакер получил Оскар....а образ цветка поэзии (в данном случае- самоотверженной медицины) и человечности воплотился стараниями Джеймса Макэвоя. 2.5 из 5 |
|
[показать] |
Новый роман "Женщины Лазаря" - необычная семейная сага от начала века до наших дней. Это роман о большой любви и большой не любви. Лазарь Линдт, гениальный ученый, "беззаконная комета в кругу расчисленных светил", - центр инфернальных личных историй трех незаурядных женщин. Бездетную Марусю, жену его старшего друга, смешной юноша полюбит совсем не сыновней любовью, но это останется его тайной. После войны в закрытом городе N светило советской науки влюбится по уши в молоденькую Галину и буквально украдет в "другую жизнь", но... заслужит только ненависть. Третья "женщина Лазаря" внучка - сирота Лидочка унаследует его гениальную натуру. ••• Моя книга. И по форме, и по содержанию. Отчаянная-нежная-горькая-светлая. Если написать больше, получится эмоционально и много, много, много....Книга отправляется в любимые. 5 из 5 |
|
[показать] |
Сергей Кузнецов - журналист, писатель, известный сетевой деятель. Автор романов "Шкурка бабочки", "Нет" (в соавторстве с Линор Горалик), трилогии "Девяностые: сказки". ••• Семейная хроника...назвать "сагой" не повернётся рука...именно хроника. Очень мрачно. Безысходно. Мучительно. Омут. Хоровод нелюбви, отчаяния, неразрешимых кризисов среднего возраста. Без пафоса, морализаторства, и желания эпатировать (как у Елизарова). Без надежды на счастливое завтра, счастливый случай, счастливую звезду. Вообще слово "счастье" настоящий антипод этого романа. Если прочитать "Плясать до смерти" и сразу за ней "Хоровод воды" в соответствующем настроение...в общем, не советую в период мрачности или поиска смысла существования, это может катализировать нехорошие мысли... 4 из 5 |
Пока читала, выбрала на будущее ещё несколько современных русских романов