• Авторизация


" ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ" РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ 01-12-2014 05:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ванда Оригинальное сообщение

" Херувимская Песнь" Русских композиторов

[показать]

Один из самых трогательных, сокровенных, впечатляющих моментов Литургии верных - когда поют Херувимскую песнь. Даже для того, кто не понимает умом смысл песнопения это совершенно особенное время. Удивительная тишина и спокойствие царит в церкви, пока льется неторопливый распев. В середине его совершается Великий Вход, и окончание величественного песнопения звучит быстрее и бодрее.
   Что же это за песнь и почему ее называют Херувимской?


   «Песнь «Иже херувимы», которая поется во время Великого входа,  имеет целью внушить, в каком расположении надобно быть нам... отложить в это время всякое житейское попечение, в сообразность воспоминаемому тогда великому событию смерти Господней и наступающему совершению Евхаристии», - читаем в Письмах о богослужении Муравьева.
   Из-за длительности распева кажется, что Херувимская песнь - достаточно объемный текст. На самом же деле он короток:
   «Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе».
   Согласно Письмам о богослужении Муравьева, на современный русский язык эти слова можно перевести следующим образом:
   «Мы, которые таинственно изобразуем херувимов («мы, изобразуя таинственно херувимов) и, воспевая трисвятую песнь Троице, отложим ныне всякое житейское попечение для того, чтобы достойно поднять Царя славы, невидимо сопровождаемого ангельскими чинами, - аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! («хвалите Господа!»)».

   Изобразуя херувимов

   Как сказано в «Объяснении Литургии» Арсения, митрополита Киевского, мы, люди, присутствуя при совершении Литургии, имеем такое же божественное занятие, какое на небесах имеют небесные силы: предстоим в храме перед Престолом, на котором Бог присутствует невидимо, подобно тому, как ангелы предстоят перед Престолом Господа на небесах; мы славословим Господа в храме, подобно тому, как Ангелы славословят его на небесах.
   «Наше священноначалие, сравненное с ангельским, - писал святой Дионисий Ареопагит, - есть только подобное ему, и требует чувственных образов для возведения нас от них к божественному возвышению». В соответствии с этим представлением о церковной иерархии предстоящие во время Литургии люди таинственно изобразуют собой торжествующие лики херувимов.
   Тот же смысл имеет другое песнопение - Серафимская песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь сил), исполнь небо и земля славы Твоея».
   Она названа так потому, что певчие повторяют слова парящих вокруг престола Вседержителя Серафимов. К их славословию Церковь присоединяет человеческое приветствие, которое еврейские дети радостно провозглашали торжественно вступавшему в Иерусалим Иисусу Христу: «Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!».http://pravosludm.narod.ru/foto/alb001/str013.html
   Потому-то песнопение и напоминает нам : «всякое ныне житейское отложим попечение». Иначе как будет возможно, стоя на земле, уподобиться небесным ангелам, пребывать в храме, будто в самых высших небесных селениях, всем существом созерцая Божественное величие?
   Пожалуй, не очень понятно выражение «дориносима». Это слово, составленное из греческого «дори» (копье) и русского «ношу», значит: «сопровождать кого-либо с копьями». В древности, когда провозглашали новоизбранного императора, римские воины торжественно поднимали его и несли на щите посреди окружавших его копий легиона. В Церкви же диакон, как бы представитель невидимого легиона ангелов, подъемлет Царя всех над головой, на дискосе как бы на щите. Подъемлет Его в смиренном виде Агнца, среди молитв предстоящих христиан, истинного духовного оружия Церкви.

[показать]

   Историческая справка
   По свидетельству Георгия Кедрина, Херувимская песнь  была введена в чин Литургии во время царствования византийского императора Юстиниана II (565-578 гг.), точнее около 573 г. Значение Херувимской -во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престол внушить людям самые благоговейные чувства и соответствующее внутреннее состояние. «Когда поется Херувимская песнь, - рассуждал патриарх Герман, - с того времени все возбуждаются к прилежнейшему вниманию, даже до конца священнодействия, отложив долу всякое житейское попечение, яко Царя великого имущие восприять в себя, через тайну Причащения».
                                         

"Софрониевская",одна из самых популярных -композитор П.Г.Чесноков




  композитор  -   А.В.Касторский




композитор Турчанинов




композитор-А.Кастальский





хор мальчиков  Санкт_Петербург,композитор Д.Бортнянский






О" Литургии верных" - в которой звучит Херувимская песнь. Объяснение.



 

Архиепископ Ионафан (Елецких) - Херувимская песнь (audiopoisk)
муж. хор "Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Ирина Денисова - Херувимская песнь (знаменный распев)
источник
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник " ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ" РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ | kraisik - Дневник kraisik | Лента друзей kraisik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»